12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Тема урока: Понятие о профессиональных интересах, способностях и склонностях.

Цели урока:

1. Способствовать формированию понятий «интерес», «профессиональный «интерес», «склонности», «способности»; познакомить со значением деятельности как важнейшего условия развития способностей.

2. Способствовать развития умений осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов, склонностей и способностей.

3. Способствовать формированию активизации деятельности по выявлению своих способностей

План урока:

Вступительное слово.

Разговор о WORLDSKILLS .Как это движение поможет определиться с профессиональным выбором ученика.

Видеоролик о соревнованиях Ворлдскиллс

Востребованные профессии г.Ясного.

Новые профессии. Поиск информации .(применение гаджетов)

Физминутка

какая профессия мне подходит?

Заключение

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте. Как настроение? К уроку готовы? Можно начинать?

Урок я хочу начать со стихотворения Левитанского

«Каждый выбирает для себя».

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу

Дьяволу служить или пророку





Слово для любви и для молитвы

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Щит и латы, посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе…





Как вы думаете, о чем идет разговор? - Желание, стремление, интерес, хобби, способности….

Тема нашего урока - Понятие о профессиональных интересах.

Прием «Составление кластера»

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

Подберите кластер- интерес – увлечения, тяга, хобби, круг интересов, развитие, пристрастие,

Схема (метод «паутины» для примера)

пt1586865890aa.gif обуждения



t1586865890aa.gif

желание






сt1586865890aa.gif пособности

t1586865890aa.gif

ИНТЕРЕС

t1586865890aa.gift1586865890aa.gif

ум






выбор




хобби

Следовательно, каковы будут цели урока? ==

Мы определим, что такое - Интерес, профессиональный интерес, склонности, способности, высшая степень интереса и попробуем выявить и оценить ваши профессиональные интересы

Профессиональное самоопределение - от слова «предел» - граница. Человеку нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу-могу-надо».

Как правильно выбрать профессию?

(ответы детей)

Подведем итог:

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).

Откроем наши паспорта самоопределения, и заполним сферы «хочу» и «могу». Подумайте хорошо, не торопитесь, в случае затруднения обратитесь к диагностике. Закончили?

Представим наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей (рисунок № 1).

В окружность «хочу» поместим наши цели,жизненные планы - реальные, конкретные, позитивные.В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности.А в окружность «надо» профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас. Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора.

На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем - они практически накладываются друг на друга - очень много точек соприкосновения.

t1586865890ab.jpg

3. Изложение нового материала

Сильным побудительным фактором, обусловливающим выбор про­фессии, являются интересы и склонности.

Интересы — это побуждения познавательного характера. Интересы обусловлены потребностями: духовными (потребность в познании и эстетическом наслаждении), общественными (потребность в труде, общении, общественной деятельности), материальными (потребность в одежде, питании, жилище). Люди, как правило, интересуются теми предметами и явлениями, которые привлекают их внимание и способны удовлетворить их потребности.

Профессиональный интерес — эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности.

Интересы различают:

по содержанию (например, музыкальные, технические);

по широте (широкие, т.е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет);

по глубине (глубокие или поверхностные);

по длительности (устойчивые или неустойчивые)

Пример: Если ученик, увлекающийся физикой, посещающий физический кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по проблемам физики с иностранного языка, которым он не владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый.

Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес.

Склонность — это нечто большее, чем просто познавательное побуждение. Это активное, сознательное, преобразующее отношение к чему-либо. Склонности проявляются в любых занятиях, направленных либо на усвоение разных знаний, либо на создание каких-либо вещей, предметов. Областью склонностей может быть любая возможная область приложения духовных или физических сил. Когда есть склонность, то предполагается и интерес.

Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: с удовольствием ходить каждый день в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, собирать их фотографии. Но самому при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино, т.е. не заниматься в кружке. Или мы знаем много любителей спорта, которые не пропускают ни одного спортивного состязания по телевизору или на стадионе, но не делают даже утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует. Интересы можно выразить формулой «Хочу знать», а склонность – «Хочу сделать».

Как правило, область интересов и склонностей совпадает. Проверить себя, узнать, к чему тебя тянет, можно только в деятельности.

Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому надо включаться в разные виды деятельности, не бояться менять увлечения, чтобы максимально раскрыть свои склонности до того, как наступит момент выбора профессии, ведь склонности развиваются вместе с соответ­ствующими способностями и выступают как компонент одаренности.

Профессиональная деятельность зависит от многих факторов и, прежде всего, — от способностей человека.

Способности — это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ему успех в деятельности. От уровня способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса приобретения знаний, умений и навыков. Следует отметить, что способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности (или нескольких деятельностей). Например, если человек хорошо различает и запоминает запахи, то это – способность, чрезвычайно важная в деятельности парфюмера, повара, химика, фармацевта, дегустатора. Способность прочно удерживать в памяти много цифр, букв, символов, и комбинировать их нужно математику, программисту и др. Особыми способностями должны обладать люди творческих профессий: художники, музыканты, артисты.

Физиологическими основами способностей являются задатки. Они даются человеку генетически, с рождения. Задатки выступают как исходный момент, предпосылка формирования и развития способностей. Они прояв­ляются и перерастают в способности различного уровня при взаимодейст­вии с окружающим миром, при обучении и воспитании, а также в активной творческой деятельности.

Успешность выполнения любой деятельности определяется не какой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека и характеризующим его как личность.

Виды способностей

Сt1586865890aa.gift1586865890aa.gift1586865890aa.gift1586865890aa.gif пециальные

Педагогические, спортивные, технические, математические, художественные, организаторские, литературно-лингвистические и др.

Общие

Интеллект, работоспособность, целеустремленность и др.

В любой профессии общие и специальные способности должны со­четаться, обеспечивая успешность этой профессиональной деятельности. Общие способности обеспечивают более легкое и продуктивное овладение общими знаниями и осуществление различных видов деятельности.Специальные способности помогают достичь высоких результатов в определенной области деятельности.

Академик Е. А. Климов таким образом группирует эти специальные способности.

Ведущие свойства специальных способностей (по Е. А. Климову)

Литературные

Особенности творческого воображения и мышления, хорошо развитая речь, яркие и наглядные образы памяти, развитие эстетических чувств, чувство языков

Технические

Интерес к технике, техническому творчеству, стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, математики, черчения и т.п.

Организаторские

Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределить работу между людьми, умение заставить людей работать, довести начатое дело до конца

Математические

Умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей, логическое мышление

Педагогические

Педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний

Художественные

Особенности творческого воображения и мышления, свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов, развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому, волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность



Способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.

Систематические занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей. Высшими уровнями развития способностей, является, как вы думаете, ЧТО? –мастерство, талант и гениальность.

Талант — выдающиеся способности личности в определенной деятельности.

Гениальность — наивысшая степень творческих проявлений личности.

Способности развиваются, но для их развития нужно время и терпение. Однако можно определить уровень развития технических способностей, необходимых во многих практических профессиях, где предмет труда — «техника».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА на странице 219 учебника. Определим свои склонности. У вас на столах лежат листочки для ответов теста у вас есть 5 мин .Как мы работаем с опросником .Предположим ,что после соответствующего обучения вы можете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей –а или б, что бы вы предпочли?

Ну, что устали? Для того,чтобы немного отдохнуть, проведем физкультминутку.

Физминутка. Игра-разминка: типы профессий.

Вы помните, что все профессии условно можно разбить на 5 групп, какие это группы? Итак, задание следующее: Я буду называть профессии и специальности, а вы должны определить, к какому типу они относятся и выполнить соответствующие действия.

Ч-Т: паровозик.

Ч-Ч: пожать руку соседу.

Ч-П: деревце.

Ч_З: сделать приседание.

Ч-Х: поаплодировать.

(эколог, учитель, шофер, бухгалтер, художник, крановщик, программист, дизайнер, кинолог, архитектор, прокурор, инженер, селекционер, каскадер, диетолог, слесарь, брокер, риэлтор).

Ну что ж, отдохнули, поиграли, пора снова приниматься за дело.

Актуальным на данный момент является Движение WorldSkills International (WSI) зародилось в послевоенные годы в Испании (1947 год), когда миру катастрофически не хватало квалифицированных рабочих рук. Первые чемпионаты проводились с целью популяризации рабочих профессий и повышения их престижа. Сегодня это эффективный инструмент подготовки кадров в соответствии с мировыми стандартами и потребностями новых высокотехнологичных производств.

Что такое WORLDSKILLS нам расскажет ______________________________________

ЭТО МЕЖДУНАРОДНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, ЦЕЛЬЮ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ ПОВЫШЕНИЕ ПРЕСТИЖА РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПУТЕМ ГАРМОНИЗАЦИИ ЛУЧШИХ ПРАКТИК И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВО ВСЕМ МИРЕ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК В КАЖДОЙ ОТДЕЛЬНОЙ СТРАНЕ, ТАК И ВО ВСЕМ МИРЕ В ЦЕЛОМ.WORLDSKILLS – центр совершенствования и развития навыков мастерства. Благодаря международному сотрудничеству и развитию связей между производствами, правительствами, организациями и институтами мы показываем преимущества и необходимость в квалифицированных специалистах через проведение соревнований, организацию совместных проектов и обмена опытом. Мы подчеркиваем важность профессиональной подготовки и обучения для молодежи, промышленности и общества, помогаем молодым специалистам стать лучшими в выбранной ими профессии. Основанная в 1950 году WorldSkills – международная организация, продвигающая профессиональное, техническое и ориентированное на сферу услуг образование и обучение. Мы повышаем стандарты профессиональной подготовки в 78 странах – членах WorldSkills, работая с молодежью, педагогами, правительствами и производствами, создавая трудовые ресурсы и рабочие таланты сегодня, чтобы помочь в трудоустройстве в будущем. WorldSkills объединяет молодежь, производства и педагогов, чтобы научить молодых людей профессиональному мастерству и показать им, как стать лучшими в выбранной ими специальности. От традиционных ремесел до многопрофильных профессий в области промышленности и сферы услуг при поддержке партнеров, производств, правительства, волонтеров и учебных заведений WorldSkills оказывает прямое влияние на рост профессионального мастерства во всем мире. На сегодняшний день это известное во всем мире и крупнейшее соревнование, в котором задействованы молодые квалифицированные рабочие, студенты университетов и колледжей в качестве участников и известные профессионалы, специалисты, мастера производственного обучения и наставники – в  качестве экспертов, оценивающих выполнение задания.

ЧЕМПИОНАТ – это многогранное событие, где встречаются руководители государственных органов и образовательных учреждений, представители промышленности и общественных организаций, место, где обсуждаются самые важные и актуальные вопросы, связанные с профессиональным мастерством. Чемпионаты WorldSkills проходят раз в два года в различных странах и являются важнейшим событием в области повышения профессиональной подготовки и совершенствования мастерства, всесторонне отражающим все направления от промышленности до сферы услуг. Конкурсантами являются победители национальных чемпионатов профессионального мастерства стран – членов WorldSkills. Они демонстрируют как уровень своей технической подготовки, так и индивидуальные и коллективные качества, решая поставленные перед ними задачи, которые они изучают и/или выполняют на своем рабочем месте. Их успех или провал говорит не только об их личных профессиональных качествах, но и об уровне профессиональной подготовки в той стране, которую они представляют, и общем уровне качества услуг на родине участников.

В чемпионатах WorldSkills компетенции объединены в 6 тематических блоков: строительная сфера, ИТ, промышленное производство, обслуживание гражданского транспорта, сфера услуг, творчество и дизайн.

Видеоролик о ворлдскилс в Казани 2019г.

А какие востребованные профессии вы знаете?

Учитель мотивирует учащихся вопросами на беседу.

На рынке труда каждые 5-7 лет появляются новые профессии, на них есть спрос на рынке труда, другие профессии, наоборот, исчезают.

А знаете ли вы, кто регулирует спрос и предложение на рынке труда?

Как называется это учреждение?

Чем оно может помочь работнику?

Чем может помочь работодателю?

Учитель рассказывает информацию о Центре занятости. Учащиеся знакомятся с услугами, которые предлагает Центр занятости населения.

Человек, который ищет работу, может обратиться в Центр занятости населения и найти себе подходящую работу, так как ЦЗН имеет в наличии базу вакансий, которую можно посмотреть на их сайте

Центр занятости – государственное агентство по трудоустройству, которое:

помогает найти работу тем, кто ее не имеет;

помогает нанимателям найти подходящих работников;

предоставляет возможности для профессиональной подготовки;

оказывает консультационные услуги по профессиональной ориентации и переподготовке.

Как вы считаете вакансии на рынке труда, востребованность специальностей разных профессий изменяется или остается постоянной? (Рынок труда современной России быстро меняется).

С чем связан этот процесс?

(Ответы учащихся: с переходом к рыночной экономической системе;с научно-техническим прогрессом;с развитием тех или иных отраслей экономики и др.).

В настоящее время рынок труда – это совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих человеку обменять свои трудовые услуги на заработную плату.Основной документ, свидетельствующий о приеме человека на работу, называется трудовым договором/контрактом. Он может быть срочный и бессрочный. В нем описаны обязанности работника, условия труда, заработная плата.

Работа учащихся с карточками.

АКВИЗИТОР – сотрудник или агент транспортных или страховых компаний, в обязанности которого входит привлечение новых грузов или страхований.

ДИСТРИБЬЮТЕР – проводит анализ местного рынка, занимается микромаркетингом, работает с конкретными людьми, рекламируя товар.

ИМИДЖМЕЙКЕР – специалист, формирующий образ какого-либо лица для оказания им эмоционально - психологического воздействия при достижении политических, рекламных или др. целей.

КОЛОРИСТ – специалист по расцветке тканей, подбору красок и их сочетанию. Сейчас очень популярна профессия колориста в автосервисах.

ЛОГИСТИК – отслеживает перевозки, планирует закупки, контролирует склады, оформляет таможенную документацию, ведет переговоры с транспортными компаниями.

ТОП-МЕНЕДЖЕР – занимается стратегическим планированием, анализирует перспективы развития фирмы.

БРЭНД-МЕНЕДЖЕР – производит реализацию, контроль и анализ продвижения товара. В российской практике человека со сходными обязанностями часто называют просто начальником отдела продаж.

МЕНЧЕРДАЙЗЕР – специалист по наиболее эффективному размещению товаров и торгового оборудования в помещении. Дает рекомендации по рекламному оформлению, дизайну интерьера, закупкам оборудования.

РЕКРУТЕР – находит работодателей, имеющих вакансии и заинтересованных в наборе персонала, производит поиск и отбор возможных кандидатов на свободные рабочие места, формирует банк данных лиц, занимающихся поиском работы.

ПИАР-МЕНЕЖДЕР – специалист по связям с общественностью, организует общественное мнение, разрабатывает и реализует программы создания благоприятного общественного мнения, участвует в организации выставок и презентаций

ДЕВЕЛОПЕР – одна из специализаций профессионала по операциям с недвижимостью (риэлтора). Заказывает проект, покупает или берет в аренду участок земли, сопоставляет проект с участком, согласовывает подведение всех коммуникаций, строит объект, затем сдает его в аренду или продает.

ПРОМОУТЕР – занимается прямой рекламой товара, работая с прохожими и посетителями магазинов.

ДИЛЕР – лицо, занимающееся биржевым или торговым посредничеством, покупкой и продажей ценных бумаг. Как и маклеры работают на фондовой бирже.

БРОКЕР – в соответствии с интересами клиентов, выставляет заявки на покупку или продажу долговых обязательств, акций, валюты. Многие клиенты сами участвуют в биржевых торгах и совершают сделки на свой счет. Таких брокеров называют трейдерами.

МАРКЕТОЛОГ – отслеживает цены на продаваемую продукцию, анализирует ее конкурентоспособностью, занимается поиском и анализом данных о производителях продукции, поставщиках, потенциальных конкурентах, исследует рынок сбыта, анализирует покупательную способность различных регионов, определяет приоритетные направления работы на рынке.



Откроем паспорта самоопределения. Ребята, наверняка Ваши родители не остались равнодушны к вашему будущему и советовали Вам выбрать какую-нибудь профессию, вспомните и запишите, что они Вам советовали. А какая профессия по душе вам? Запишите и её.

Мы с вами провели две профориентационные диагностики, занесите результаты в наш паспорт самоопределения.

Есть ещё одна интересная диагностика, называется она «мозаика профессий»

Выберите сферу труда, которая вас привлекает

Выберите вид труда, который вас привлекает

На пересечении вы найдете профессию, которая может вам подойти.

Запишите результаты в паспорт самоопределения.

Итак, паспорта самоопределения заполнены, посмотрим что у нас получилось.

(Желающие зачитывают результат)

Что делать ребятам, у которых не получилось ещё сделать свой выбор?

А сейчас предлагаю вам оставить свои имена и название привлекательной

профессии на предлагаемых листьях, цветках, плодах.

Взять листок – если с профессией не определились.

Взять цветок – если в выборе профессии сомневаетесь.

Взять яблоко – если с выбором профессии определились и повесить на дерево.






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.