Урок технологии «Понятие о технике и техническом устройстве» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район»
«Верхнетоемская средняя общеобразовательная школа»
Всероссийский конкурс для учителей технологиина лучший урок с мультимедийной поддержкой
Разработка урока по предмету технология
«Понятие о технике и техническом устройстве»
Автор Викторов Андрей Владимирович,
учитель технологии
МБОУ «Верхнетоемская СОШ»,
первая квалификационная категория.
Контактный телефон 8 911 595 60 03
Верхняя Тойма
2018
Методическая разработка урока по предмету технология для 5 класса
Тема: «Понятие о технике и техническом устройстве»
(УМК по предмету технология (технический труд) под редакцией В.М. Казакевича, Г.А.Молевой)
Цель: формирование понятий «техника» и «техническое устройство».
Задачи:
способствовать становлению у школьников целостного представления о современном мире и роли техники в нем;
интеллектуальное и нравственное совершенствование личности обучающихся;
воспитание культуры труда, приобщение к чтению.
Предполагаемый результат урока:
определение и формулировка цели деятельности (регулятивные);
поиск новых знаний из различных источников различными способами, определение основной и второстепенной информации (познавательные);
выполнение самостоятельных действий, принятие ответственности за их результаты (личностные);
оформление своих мыслей в устной и письменной форме, донесение своей позиции до других (коммуникативные).
Оснащение: мультимедийный проектор, экран, буклеты
Предварительная подготовка обучающихся:
индивидуальные задания по подготовке сообщений-презентаций из 2-3 слайдов об истории разработки технических устройств на тему «Роботы – пылесосы», «DVD - плеер», «Беспилотный автомобиль».
Предварительная подготовка учителя:
подготовка буклетов-заготовок, карточек с заданиями, знакомство с презентациями учащихся.
№ |
Этап учебного занятия |
Содержательная деятельность педагога |
Содержательная деятельность обучающихся |
Примечания |
1 |
Организационный этап, 1´ |
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. |
Приветствие учителя. Самоконтроль готовности к уроку. |
|
2 |
Целеполагание, мотивация, 2´ |
Постановка проблемы. (Слайд 2) «Ребята, посмотрите на экран и скажите, как называются предметы (объекты), изображенные на рисунках и фотографиях». (Слайд 3) «Какой из этих объектов можно назвать техникой, какой - техническим устройством? Какой – орудием, а какой - технической системой?» «Давайте сформулируем тему урока» «Что нам сегодня предстоит сделать?» |
Анализируют объекты, выделяют признаки. Отвечают на поставленные вопросы Формулируют тему урока «Понятия о технике и техническом устройстве» «Выяснить, что такое техника, техническое устройство, орудие, техническая система. Чем они отличаются?» |
Переключение по щелчку. |
3 |
Формирование новых знаний и способов действий, 12´ |
«Предлагаю вам самостоятельно найти в учебнике ответ на вопрос «Что такое техника?» Задание 1. 1. Откройте §40 учебника на странице 142 и прочитайте текст на странице 142. 2. Найдите два значения слова «техника». 3. Ответьте на вопрос «Какое значение в жизни человека имеет техника как материальный объект?» Проверка. Учитель обобщает ответы. |
Читают, отвечают. /Техника – это все то, что создано человеком, для преобразования материалов, энергии, информации. Техника – это совокупность приемов, применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве. Техника облегчает условия жизни человека./ Ответы фиксируют в буклете. |
Пока учащиеся читают, учитель раздает буклеты. |
«Для того чтобы ответить на вопросы «Что такое техническое устройство?», «Что такое орудие и техническая система?» я вам снова предлагаю поработать с учебником, но уже в группах» Задание группе 1. 1. Прочитайте первый абзац текста на странице 143. 2. Найдите ответ на вопрос «На какие две группы делятся все материальные объекты на Земле?». Приведите примеры. 3. Ответьте на вопрос «Что такое техническое устройство?» Задание группе 2. 1. Прочитайте второй и третий абзацы текста на странице 143. 2. Найдите ответ на вопрос «На какие две группы делятся технические устройства?». Приведите примеры. 3. Ответьте на вопросы «Как называют простые ТУ?» «Как называют сложные ТУ?» Задание группе 3. 1. Прочитайте четвертый и пятый абзацы текста на странице 143. 2. Найдите ответ на вопросы «Что такое орудие? Что такое техническая система?» 3. Приведите примеры. Проверка. Учитель обобщает ответы. |
Работа в группах. Читают, обсуждают, отвечают на поставленные вопросы . Ответы фиксируют в буклете. |
Состав групп заранее определяет учитель. В каждой группе должен быть «сильный» ученик, который мог бы проконсультировать «слабых». Группам выдаются карточки с заданием. |
||
4 |
Закрепление новых знаний и способов действий, 23´ |
«Основная функция ТУ – действие, для осуществления которого оно создано. Подумайте и приведите примеры технических устройств (орудия и ТС), выполняющих одинаковую функцию» «Какой вывод мы можем сделать на основании этой таблицы?» «А сейчас я предлагаю вам провести экспресс-диагностику для усвоения нового материала. Откройте страницу с кроссвордом. Ответьте на вопросы кроссворда, вписав ответы карандашом» «Сверим ответы» Взаимопроверка. «Какое слово получилось по вертикали?» (Слайд 4) «Николай Николаевич Носов - один из любимых детских писателей нескольких поколений. Всем вам хорошо известный роман-сказка «Незнайка в Солнечном городе» был впервые опубликован в 1958 году. В 2018 году исполняется 60 лет со дня выхода этого произведения в свет. В сказочных изобретениях, которые Носов играючи разбросал по страницам книги «Незнайка в Солнечном городе», мы с вами – современные читатели с удивлением обнаруживаем идеи вещей, изменивших и продолжающих менять наш образ жизни. А некоторые из этих идей еще ждут своего часа. Чем же были навеяны идеи, высказанные автором? Известно, что будущий автор трилогии о Незнайке с гимназических лет увлекался электротехникой и радиолюбительством, много читал, беседовал с учеными и инженерами, а в зрелые годы занимался съемками научно-популярных фильмов. Но далеко не все в книге можно объяснить осведомленностью автора. Проанализировав хронологию открытий и изобретений, можно придти к выводу, что большинство технических чудес «Солнечного города», скорее всего – личные креативные находки его создателя. Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по Солнечному городу и проследить, какие идеи, высказанные автором, уже воплотились в жизнь, а каким еще предстоит воплотиться» «Послушайте, пожалуйста, отрывок из сказки и скажите, о каком техническом устройстве идет речь» Приложение 2. Отрывок №1. « А знает ли кто из вас, в каком году появились первые роботы-пылесосы?» «Иванов Иван подготовил нам мини сообщение из истории изобретения робота-пылесоса» «А к какому виду относится это ТУ?» «Какую функцию выполняет это ТУ?» «А какое орудие предназначено для выполнения этого действия? Запишите в таблицу». «Послушайте еще один отрывок и скажите, о каком техническом устройстве идет речь » Приложение 2. Отрывок №2. « В каком году был изобретен DVD плеер?» «Петров Петр подготовил нам мини сообщение из истории изобретения DVD плеера » «А к какому виду относится это ТУ?» «Какую функцию выполняет это ТУ?» «А какое орудие предназначено для выполнения этого действия? Запишите в таблицу». «Предлагаю послушать следующий отрывок и определить, о каком техническом устройстве идет речь » Приложение 2. Отрывок №3. « А что вам известно о беспилотных автомобилях?» «Кириллов Кирилл подготовил нам мини сообщение об этих автомобилях » «А к какому виду относится это ТУ?» «Какую функцию выполняет это ТУ?» «А какое орудие предназначено для выполнения этого действия? Запишите в таблицу». |
Структурируют знания, классифицируют объекты, заполняют таблицу. Делают вывод /Функции простых и сложных ТУ могут совпадать, но сложные ТУ выполняют ее на более высоком уровне/ Открывают кроссворды. Отвечают на вопросы, ответы фиксируют. /1. техника; 2. орудие; 3. система; 4. потребность; 5. действие. По вертикали: Носов/ Взаимная проверка. Учащиеся обмениваются работами. Выставление отметки. Слушают. Дают ответ. /Робот- пылесос/ Выступление ученика (Слайды 5,6,7). /Техническая система/ /Подметание, чистка пола/ Отвечают, записывают. Слушают. Дают ответ. /DVD плеер/ Выступление ученика (Слайды 8,9,10). /Техническая система/ /Просмотр фильмов/ Отвечают, записывают. Слушают. Дают ответ. /Беспилотный автомобиль/ Выступление ученика (Слайды 11,12,13,14). /Техническая система/ /Перемещение, передвижение/ Отвечают, записывают. |
Работа с буклетом (Приложение №1) Критерии оценки: «5» - все пять ответов правильно, «4» - четыре ответа правильно, «3» - три ответа правильно. |
5 |
Рефлексия, 1´ |
«На этом наш урок подходит к завершению. Давайте оценим свою работу на уроке, уровень достижения поставленных задач. Откройте буклет на последней странице и поставьте галочку в той строке, которая соответствует вашему результату» «Кому осталось что-то не понятно?» «Что вам необходимо предпринять для устранения непонимания?» |
Самооценка по критериям. /Обратиться за консультацией к учителю или одноклассникам/ |
Буклет |
6 |
Домашнее задание, 1´ |
«Откройте дневники, запишите домашнее задание. § 40 (знать новые понятия); задания 1,2,*3 после параграфа устно. Задание *4 по желанию» «Спасибо за хорошую работу. До свидания» |
Открывают дневники, записывают домашнее задание. Готовятся к окончанию урока. |
Приложение 2.
Отрывок №1. « … Утром Незнайку разбудил какой-то подозрительный шум. Во сне ему стало казаться, будто поблизости зажужжала пчела или начал работать шкаф-пылесос. Открыв глаза, Незнайка увидел на полу, недалеко от кровати, странную маленькую машину, которая ползала по комнате от одной стены к другой и непрерывно жужжала. С виду она напоминала собой черепаху: такая же полукруглая в верхней части и плоская внизу. Незнайка соскочил с постели и, согнувшись в три погибели, ходил за машиной следом, стараясь разглядеть ее. Она была покрашена темно-зеленой эмалевой краской. Сверху в ней была масса мелких дырочек, как в дуршлаге, а снизу ее охватывал блестящий никелированный поясок с более крупными отверстиями в виде глазок. Сбоку красивыми серебряными буквами была сделана надпись: "Кибернетика".
"Что это за слово — "кибернетика"? — спросил сам себя Незнайка. — Должно быть, название машины".
В это время машина подползла к кровати Пестренького, возле которой валялось множество конфетных бумажек. Она проползла прямо по этим бумажкам туда и сюда — и все бумажки исчезли, будто их и не бывало…»
Отрывок №2. «… Глаза Незнайки постепенно привыкли к темноте комнаты. Вокруг появились смутные очертания предметов. На стене уже можно было разглядеть картину в черной широкой раме. Она висела как раз напротив кровати, в которой лежал Незнайка. У изголовья кровати стоял маленький шкафчик, который Незнайка сначала принял за обыкновенную тумбочку. Теперь он заметил, что тумбочка была вовсе не обыкновенная. Вместо дверцы у нее была ровная стенка, сплошь усеянная маленькими белыми кнопками. Возле каждой кнопки имелась надпись с названием какой-нибудь сказки. Тут были и «Красная Шапочка», и «Мальчик с пальчик», и «Золотой петушок», и «Котофей Котофеевич». Сверху на тумбочке стояло зеркало.
«Что же это за штука такая? — спросил сам себя Незнайка. — Может быть, если нажать кнопку, то из шкафчика выскочит книжка со сказкой? Что ж, было бы неплохо почитать на ночь сказочку».
Недолго думая Незнайка нажал первую попавшуюся кнопку. Однако никакой книжки из шкафчика не выскочило, а вместо этого послышалась тихая, красивая музыка и чей-то добрый, ласковый голос начал не спеша рассказывать сказку:
«Жили-были сестрица Аленушка и братец Иванушка. Раз пошли они путешествовать…»
«А! — догадался Незнайка. — Значит, это просто машина для рассказывания сказок. Что ж, это даже лучше, чем самому читать. Лежи и слушай, пока не заснешь».
В это время зеркало, которое стояло на тумбочке, засветилось, на нем появился зеленый лужок. По лужку вилась дорожка, а по дорожке, взявшись за руки, шагали сестрица Аленушка и братец Иванушка.
Незнайка улегся на бок, чтоб удобнее было смотреть, а голос между тем продолжал…..»
Отрывок №3. « … Действительно, не прошло и минуты, как в конце улицы показался автомобиль. Он был окрашен в такие же яркие белые и черные полосы, как и столбик.
Быстро приблизившись, автомобиль остановился у тротуара, и дверцы его открылись.
— Где же водитель? — с недоумением спросил Незнайка, заметив, что водителя за рулем не было.
— А водителя и не нужно, — ответил Кубик. — Это автоматическая кнопочная машина. Вместо водителя здесь, как видите, расположены кнопки с названиями улиц и остановок. Вы нажимаете нужную кнопку, и машина сама везет вас куда надо.
Все сели в машину. Кубик сказал:
— Вот смотрите, я нажимаю кнопку, где написано: "Архитектурная улица", и...
Он нажал одну из кнопок на щитке приборов, и... машина тронулась с места.
— Стойте, что вы делаете? — закричал Пестренький, хватая Кубика за руку. — А вдруг машина наедет на кого-нибудь?
— Машина не может ни на кого наехать, потому что в ней имеется ультразвуковое локаторное устройство, при помощи которого предотвращается возможность какого бы то ни было наезда или столкновения, — сказал Кубик. — Обратите внимание на два больших рупора, которые установлены впереди. Один рупор все время посылает вперед ультразвуковые сигналы. Как только впереди появляется какое-нибудь препятствие, ультразвуковые сигналы начинают отражаться, то есть, как бы отскакивать от него обратно, и попадают во второй рупор. Здесь ультразвуковая энергия преобразуется в электрическую. Электрическая же энергия включает тормоз или механизм поворота. Если препятствие небольшое, машина его объедет, так как включится механизм поворота; если большое — остановится, потому что включится тормоз. Такие же рупоры имеются у машины сзади и по бокам, для того чтобы ультразвуковые сигналы могли посылаться во все стороны...»
Презентация к уроку технологии (технический труд)
PPT / 1.17 Мб
Приложение №1 к уроку технологии (технический труд) «Понятие о технике и техническом устройстве»