Урок «Правила школьной жизни», 5 класс
Дата проведения:________
Тема урока: Правила школьной жизни 5 класс
Учебник: «Обществознание» О.Б. Соболева, О.В. Иванов.
Цели урока:
Обучающие:
обеспечить усвоение основных понятий урока;
научить применять знания на конкретных примерах,
научить оценивать полученную информацию и сопоставлять позиции других с собственной точкой зрения.
Развивающие:
способствовать развитию умений работать с информацией, находить источники, из которых можно извлечь необходимую информацию;
развивать учебный навык работы в группах;
способствовать развитию ответственного отношения к учению, освоение социальных норм, правил поведения
Воспитательные:
способствовать воспитанию у учащихся значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, диалог, толерантность)
способствовать воспитанию чувства ответственности, самодисциплины
Задачи урока: сформировать понятие «образование», «Устав школы», «урок»
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: уметь работать с информацией: искать, анализировать сравнение, выделять главное содержание;
Регулятивные УУД: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; уметь оценивать свою и деятельность других людей;
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, уметь точно и полно выражать свои мысли, аргументировать, работать совместно, принимать другие мнения, брать ответственность; уметь формулировать собственное мнение и позицию;
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная
Оборудование: учебник «Обществознание», рабочая тетрадь, Конституция РФ, Конвенция ООН о правах ребенка, ФЗ( «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка», выдержки из Устава вашей школы, экран, проектор, компьютер
Основные понятия: образование, устав школы, урок, доступность, обязательность образования, информационное общество, воспитательная роль школы.
План:
Что такое образование
Роль школы в информационном обществе
Устав школы
Урок вчера и сегодня
Поведение на уроке
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие учителя. Проверка отсутствующих в журнале, проверить наличие учебного материала. Пожелания детям. Настрой на урок.
2.Мотивация учебной деятельности:
Знаете ли вы, что такое анекдот? Анекдот- это поучительная история, которая не всегда могла быть правдивой. И сегодня урок я начну с анекдота.
« Кошка гналась за мышкой. Но мышка юркнула в норку. Тогда кошка залаяла по – собачьи. Мышка очень удивилась, не выдержала и выглянула из норки. Кошка поймала ее, съела, облизнулась и сказала: «Как хорошо, когда знаешь хотя бы один из иностранных языков»
- Как вы думаете, в чем смысл этого анекдота?
- О чем пойдет речь сегодня на уроке?
3. Актуализация знаний:
На прошлом уроке вы представляли проектные работы по теме: «Идеальное утро». Итак, давайте вспомним о чем мы говорили:
-Как надо начинать день, чтобы он был приятным и успешным для вас и окружающих?
-Как правильно вести себя утром?
-Понравилось ли вам вести правильный образ жизни и почему?
-Что такое самовоспитание?
- Зачем самовоспитание нужно человеку?
4. Изучение новой темы.
Человечество постоянно и быстро развивается. Это происходит потому, что накопленный опыт передается от одного поколения другому и каждое поколение добавляет к нему что-то новое.
-Как же передается опыт? (естественным путем).
- Приведете примеры ( ребенок увидел, как выполняют работу родители и сделал также).
- А еще как? ( целенаправленным путем).
- Приведете примеры ( это когда работа специально организованна, выработан некий план действий).
-Что же такое образование? ( целенаправленный процесс передачи опыта от одного человека другому.)
- Кто же направляет процесс образования? ( сам человек, специальная организация, учреждение).
Вывод: образование было возможно лишь для небольшой части людей раньше, современная школа - массовая и доступная.
- Давайте обратимся к документам.
Учащимся предлагается ознакомиться с правовыми документами и ответить на вопросы:
- Что говорит Конвенция о правах ребенка о праве детей на образование?
- Почему в ООН посчитали необходимым закрепить право ребенка на образование в контексте Конвенции?
(Работа проводится на основе Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года, статей 28 пункты
а), б), е)).
-На каких документах основывается законодательство РФ по обеспечению прав детей в области образования? ( на Конституции РФ; ФЗ: «Об образовании»; «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»).
Организуется работа по Конституции:
- Что записано в Конституции РФ о праве детей на образование?
- Есть ли в нашей стране ограничения для детей в праве на образование?
- Каковы основные принципы государственной политики РФ в области образования?
( Конституция РФ статья 43, пункты 1, 2, 4)
Вывод: обязательность получения основного образования детьми в нашей стране закреплена законодательно. Если по каким - то причинам ребенок не может, получит образование или сам уклоняется, то государство принимает меры по обеспечению ребенком полноценного общего образования.
Будучи организацией, школа имеет Устав.
-Что говорится в Уставе? (кого, как, когда принимает школа, устанавливается время начала обучения, продолжительность уроков, перемен, каникул, система оценок и др.)
Подчеркните в тексте устава, что. По вашему мнению, является главной особенностью каждой ступеней обучения. На какой ступени обучения вы сейчас находитесь и как она называется?
Первые школы появились несколько тысячелетий тому назад, на заре цивилизации.
Заполните схему:
В уставе любой российской школы прописано о том, как должен вести себя ученик на уроке.
- Если вы опоздали на урок, то как нужно поступить?
3. Первичное закрепление учебного материала. Закончите предложения:
1).Обучение …..начинается ……лет.
2).Каждый… обязан закончить ….классов.
3).Получение полного среднего образования (….. классов) - дело….
4.Постановка домашнего задания
§4. (задание 1,2,3 –письменно страница 30-31).
5.Вторичное закрепление пройденного материала:
Заполните таблицу «Мои права и обязанности в школе»