Тема урока «Проверяемые орфограммы корня слова»
13
Конспект урока во 2 классе.
Предмет | русский язык |
Класс | 2 |
Тип урока | урок обобщения и систематизации знаний урок-практикум (по форме организации взаимодействия) |
Технология построения урока | информационно-коммуникативная |
Тема | орфограммы в корне слова |
Цель | развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных и писать буквы безударных гласных в корне слова, парных звонких и глухих согласных в корне слова, непроизносимых согласных. |
Основные термины, понятия | однокоренные слова, безударные гласные, ударение, непроизносимые согласные, парные звонкие и глухие согласные. |
Планируемый результат | |
Предметные умения: - иметь представление о понятиях «однокоренные слова», «безударные гласные», «непроизносимые согласные», «парные звонкие и глухие согласные»; - видеть орфограммы в корне слова; - уметь правильно подбирать родственные слова; - знать написание словарных слов; - уметь подводить орфограммы под понятия правил; - строить логические цепочки доказательств. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - уметь решать орфографические задачи; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. - находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения. - ориентироваться в учебнике, тетради; - проводить анализ учебного материала; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Работа в парах Индивидуальная Работа в группах | Книгопечатная продукция: Андрианова Т.А. Технические средства обучения Интерактивная доска |
Технология изучения
№ | Этапы урока | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся | Результаты: формируемые УУД | ||||||||
1. 2 3 4 5 6
7 8 | Организационный (этап мотивации) Дифференциация корневых орфограмм Актуализация знаний Определение темы урока обучающимися и целей урока . Работа по теме урока Актуализация закрепляемого опыта на этапе закрепления ЗУН. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону. Физкультминутка.( релаксация) Самостоятельная работа. Актуализация закрепляемого опыта на этапе закрепления ЗУН. Работа в группах. Оценочно-рефлексивный этап. Домашнее задание | цель: организация учащихся, настрой на продуктивную работу на уроке - Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы – ученики.. Садитесь. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот урок принесет вам радость общения. А сегодня на уроке мы будем исследователями. Вам понадобятся внимание, зоркость, умение работать в команде. Попробуем исследовать слова: Шу…ка, сн…жинка, сугро…, з…мует, сне… - Скажем, какие буквы нужно вписать в эти слова? - Какие вы знаете гласные, которые бывают без ударения ? - Когда эти буквы требуют проверки? - Продолжите ряд д г в н т к ф - Какие они обозначают звуки? - Какая буква среди написанных «лишняя»? - Почему? - Тогда почему я её написала? - Когда эти парные буквы требуют проверки? - Как проверяют такие гласные и согласные? - Расскажите пошаговый алгоритм своих действий. - Вспомнили шаги проверки проверяемых орфограмм - Молодцы! - Теперь, попробуем определить тему нашего урока. - Что мы будем сегодня повторять? - О чём мы будем говорить на уроке? - Ребята, а зачем нужно грамотно писать? -Когда? - Как вы думаете, умеете ли вы грамотно писать слова с безударными гласными и парными согласными? - Какую цель мы сегодня на уроке поставим? На уроке мы будем оценивать и свою успешность, вы знаете, что за правильно выполненное задание получаете 1 балл, если есть ошибка 0 баллов. В конце урока мы подведём итоги и посмотрим сколько в классе «Исследователей» « Помощников», а кому ещё надо постараться. Исследователь – 6 - 7 баллов Помощник - 5 баллов Тему определили, цель поставили, критерии известны. - Предлагаю вам первое задание . - Вернёмся к написанным словам и решим орфографическую задачу для этих слов. - Попробуйте сами сформулировать задание к этим словам. - Теперь попробуйте , записать в таблицу эти слова в колонки. -Все ли колонки нам потребуются, что бы выполнить задание? - Зачем ещё колонки? -Тогда какие колонки нам будут нужны для записи слов? Запишите слова в колонки.
-Могут ли слова быть взаимопроверяемые? - Есть ли среди записанных такие? -Проверим, у всех всё получилось? - Почему не у всех правильно? - Причина. - Придумайте ещё по одному слову с каждой орфограммой. -Предлагаю второе задание. - Оно называется « Думаю. Выбираю. Решаю.» - Будьте внимательны. - В словах потерялась буква. Надо подумать какая и вставить её в слово. С…сновый, моро…, ска..ка, сн…говик, шар…,д…брота. -Запишите только пропущенные буквы к себе в тетрадь Проверим, что получилось? - Довольны ли вы своим результатом? - Что не получилось? - Над чем надо продолжать ещё работать? - Как справляемся с трудностями? Мы с вами продолжаем достигать поставленной цели в начале урока. Следующее задание. На карточке №1 слова, вам надо вставить букву и подобрать проверочное слово. В…ренье, хле..., л…дяной, ла…ка, д.рить, ур..жай, - Взаимопроверка. - К каким словам не смогли подобрать проверочное слово? - Почему? - Сейчас мы с вами отдохнём. Начинается разминка. Встали, выровняли спинки. Вправо, влево наклонились. Начинаем приседать: Раз, два, три, четыре, пять. Руки к верху поднимаем И спокойно опускаем. Отдохнули все слегка? -Да За работу нам пора! -Какие вы у меня молодцы ! Сколько проявляете усердия, чтобы достичь поставленной цели. - Мы с вами работали вместе ,Вы проверяли друг друга, а теперь пришло время проверить мне ваши знания. -Предлагаю вам задание, которое вы выполните индивидуально каждый на своей карточке. -Каждый из вас проверит свои силы. - Мы работаем с карточкой под №2 Зв…нок (о/а), см…треть (о/а), р…ка ( е /и), тра…ка (в/ф), горо…(д/т), фла…(г /к), цв…тник (е /и). Настало время поработать в группах. - Прошу вас разойтись по группам, ответственные подойдут и получат задания, не забывайте о правилах работы в группе. - Эта работа позволит вам понять, что каждый из вас знает, и над чем нам поработать. - Я надеюсь, что в каждой группе будет царить добрая атмосфера взаимовыручки и дружбы. - Вам надо посчитать сколько ошибок допустил ученик Петя. Карточка №3 Миша и Витя спустились к рике. Витя побижал вперёт. Хрубкий лёт треснул. Мальчик очутился в ваде. Миша осторожно пополс по льду. Он вытощил друга на берек. -Как вы думаете почему столько ошибок допустил Петя? Ребята, вот мы с вами на уроке ещё раз потренировались над проверяемыми орфограммами в корне слова . -Как вы думаете достигли ли мы цели урока? - Оцените свою успешность в данной теме. - Посчитайте у кого сколько баллов набралось за урок. Кто Исследователь? Кто Помощник? Не огорчайтесь. Если у вас ещё не всё получилось. - Кто из вас научился ещё лучше решать орфографическую задачу с безударными гласными и парными согласными? -По десятибалльной шкале ответьте на вопросы и обведите соответствующее число 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - я могу похвалить себя… - моё ощущение на уроке… - я бы поставил себе на уроке оценку… - на сколько сплочённо работала моя группа… - Кто считает, что ему еще нужна тренировка? Дома вы снова получите возможность проверить себя, умеете ли вы решать орфографические задачи, применяя пошаговое рассуждение и правила. Спасибо, за урок.
| Положительные эмоции. Дети смотрят друг на друга, улыбаются, желают добра друг другу Побуждает к высказыванию своего мнения. Отвечают на вопросы Безударные гласные и парные согласные а о и е я Думаю, что когда находятся в слабой позиции. б з ж п с ш Это парные согласные Н Н - не парная согласная При проверке парных согласных после согласной должна стоять гласная или буква Н Думаю, что когда они тоже находятся в слабой позиции. 1. Произношу слово и определяю, если в ём орфограмма ( звук с слабой позиции). 2. Определяю, в какой значимой части слова находится орфограмма. 3. Выберу букву по звуку в сильной позиции, подбирая проверочное слово или применяя правило. 4. Если проверить орфограмму нельзя, обращусь за помощью к словарю. Проверяемые орфограммы в корне слова. Мне это нужно, потому что… Думаю, что не грамотным человеком быть стыдно. Думаю, что не совсем. Проверю своё умение писать слова с этими орфограммами. Работают в тетрадях Разделить слова по группам – орфограммам Нет. Думаю, что мы будем изучать ещё орфограммы в корне, которые можно будет проверить зная шаги решения орфографической задачи и правила. С ними мы познакомимся позже Безударные гласные и парные согласные Работают с интерактивной доской
Отвечают на вопрос учителя, высказывают свои предположения. Да. Есть. Снег - снега Ещё не всё получается. Вспоминают как решить орфографическую задачу Работают в тетрадях Пишут в тетрадях о з з е ф о Работают у интерактивной доски и в тетрадях. Варит, хлеба, лёд, лапа, дар Работают в парах Называют правило, на которое опирались. . Работают самостоятельно Проверка у интерактивной доски Делают выводы. Дисциплина, сотрудничество, взаимодействие, дружба. Миша и Витя спустились к реке. Витя побежал вперёд. Хрупкий лёт треснул. Мальчик очутился в воде. Миша осторожно пополз по льду. Он вытащил друга на берег. ( 8 ошибок) Он не знает правила проверки безударных гласных и парных согласных. Не знает пошаговый алгоритм рассуждения проверки орфограммы. Формулируют конечный результат своей работы на уроке Думаю, что не совсем, надо тренироваться я считаю, что дома мне надо… | Личностные нравственно – этическая ориентация. Познавательные: самостоятельное выделение правил. Познавательные: извлекают необходимую информацию. Познавательные: самостоятельное выделение темы и цели урока Умеют давать оценку вида деятельности. Коммуникативные -слушать и понимать речь других; -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: построение высказывания. Личностные: самостоятельность, мобильность. Познавательные: выделяют необходимую информацию. Коммуникативные: выражают свои мысли в соответствии с заданием. Познавательные: находят ответы. Регулятивные: выделяют ориентиры действия. Познавательные: проявляют самостоятельность в выборе правильного ответа. Коммуникативные: строят простое речевое высказывание. Познавательные: -умение искать и выделять необходимую информацию; -рассуждение и доказательство. Регулятивные: -дополнять, уточнять высказывания по существу поставленного задания. Коммуникативные: -строить понятные для собеседника высказывания. Личностные: следят за своим здоровьем. Регулятивные: осуществлять самоконтроль Познавательные умеют применять правило. Познавательные: -находят ответы на вопросы, используя знание правила. Личностные: - осознавать важность изучаемого материала. Познавательные: самостоятельно делать выводы. Коммуникативные: активно взаимодействуют со сверстниками, взрослыми, участвуя в обсуждении. Познавательные: самостоятельно делать выводы. |