Урок русского языка на тему «Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова». Графическое обозначение орфограммы»
Пояснительная записка к презентации
Презентация к уроку Парный согласный.
PPT / 371 Кб
Урок русского языка
Тема: Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова». Графическое обозначение орфограммы.
Класс: 2
Учебник: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.
Цель: Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правописания слов с орфограммой «Проверяемой согласной на конце слова».
Задачи:
Познакомить с орфограммой «Проверяемая согласная на конце слова».
Развивать у школьников умения формулировать проблему, предлагать пути её решения.
Выявить и первично закрепить способы проверки правописания парных согласных на конце слов.
Развивать память, мышление, связную речь у обучающихся, путём выполнения заданий на классификацию, сравнение, анализ предлагаемых заданий на различных этапах урока введения нового знания.
Развивать у детей умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, сигнальные карточки с парными звонкими и глухими согласными.
Познавательные УУД
1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развивать умение высказывать предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
2. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Используемые технологии: Проблемный диалог, ТОУУ(технология оценивания учебных успехов), работа в парах, ИКТ.
Ход урока:
Организационный момент.
Учащиеся читают записанные на доске пословицы и поговорки:
-
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Красна птица пеньем, а человек уменьем.
Ученья корень горек, да плод его сладок.
- Объясните значение этих пословиц.
- Какую пословицу выберем для девиза урока? ( Предложения ребят).
Актуализация знаний.
- Посмотрите на слад. (Слайд 1)
-Какое задание можно предложить выполнить с данными буквами? (Разбить буквы на группы.)
-На какие группы предлагаете разбить? (В первую группу отнесём буквы согласных звуков, а во вторую буквы гласных звуков.)
- Есть ли ещё варианты? ( Можно разбить на три группы: 1. Буквы гласных звуков, 2. Согласные звонкие, 3. Согласные глухие.)
- Приведите ещё примеры парных согласных и запишите их в тетрадь парами. (д-т, б-п, г-к, з-с, в-ф, ж-ш).
- Соберите слово из данных букв. Что получилось? (Доска). Запишите слово, обозначьте орфограмму.
- Какая орфограмма есть в этом слове? (Безударная гласная о, проверяемая ударением, проверочное слово доски). Запишите слово, обозначьте орфограмму.
Создание проблемной ситуации.
- Продолжим записывать слова в столбик.
- Посмотрите на следующий слайд. Кого вы видите? (Жираф). Запишите это слово. (Два ученика работают у доски.) (Слайд 2).
- Назовите следующий предмет и запишите слово. (Далее записываются слова: арбуз, зуб, пруд, лев).
- Проверим записанные слова. (Написание согласных букв на конце слов не совпадает.) Ребята, задание было одно, а выполнили по-разному. Почему так произошло? (Если дети затрудняются ответить на вопрос, учитель задаёт наводящие вопросы).
- Какой звук слышится на конце в слове жираф? ([ф])
- Что вы знаете о нём? (Он согласный, парный, глухой, твёрдый.)
- Назовите следующий предмет. (Арбуз.) Какой звук слышится на конце? ([c]) Что можете рассказать о нём?
- Озвучьте следующие картинки. Какие звуки слышатся на конце слов? Что это за звуки?
- Сделайте вывод, что объединяет все эти слова? (На конце данных слов слышатся парные глухие согласные звуки, им доверять нельзя, нужно проверять.)
- Какова же будет тема нашего урока? (Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слова.). (Слайд 3).
- На какой вопрос нам предстоит ответить в ходе урока? (Как проверить написание слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слов?)
Поиск решения проблемы.
-
Какие есть предположения? (Если варианты отсутствуют, учитель наводящими вопросами побуждает к действию). Предлагаю понаблюдать за словами. (Слайд 4.)
- Что можете сказать о словах в столбике? (Звонкие согласные на конце слов оглушаются.)
- Посмотрите на слова второго столбика. Что заметили? (После звонких согласных стоят гласные и при произнесении мы чётко слышим, как произносится звук, буква которого находится на конце в словах первого столбика. В слове льды я чётко слышу [д], значит, и в слове лёд на конце буду писать букву «дэ».
- Скажите, есть ли среди проверочных слов однокоренные слова? (Да, слова лёд и льдина однокоренные, а в других проверочных словах изменилась форма слова.)
- Сделайте вывод: как проверить парные звонкие и глухие согласные на конце слова? (Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный на конце слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы после согласного звука стоял гласный.)
- Как проверить, правильный ли вывод мы сделали? (По учебнику.)
- Откройте страницу 138 учебника и прочитайте сведения, которые нужно знать.
Первичное закрепление.
- С какой орфограммой мы сегодня познакомились?
- Как правильно написать согласную букву на конце слова?
- Сколько способов проверки существует? Какое слово нам может помочь, при написании данных слов? ( Слово нет).
- Запишите столбики слов. Возьмите карандаш и подчеркните согласный на конце в первом столбике одной чертой. В проверочном слове, гласную после проверяемого согласного подчеркните двумя чертами, а согласный одной чертой. Так мы будем графически обозначать данную орфограмму.
- Вернёмся к нашим словам в начале урока и, применив новое знание, исправим ошибки. (Слайд 5.) (Идёт комментированное исправление допущенных ошибок.)
работа в парах
- Ребята, поработайте в парах составьте модель правила написания слов с парными звонкими и глухими согласными на конце, которая поможет нам в дальнейшей работе при затруднениях. (Выслушиваются предложения детей по составлению схемы - модели правила.) Слайд 6.
Слуховой диктант с сигнальными карточками.
- Выполним следующее задание, опираясь на схему – модель нового знания.
-Запишите в тетрадях только букву, которую вы бы написали на конце слова – отгадки. Будьте внимательны.
1)Полотно, а не дорожка,
Конь, не конь – сороконожка.
По дорожке той ползёт
Весь обоз она везёт. (Поезд.)
2) Да не бойся, ладно уж, не ужалит этот … (уж).
3) Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
- Проверим, что у вас получилось. (Один ученик проговаривает ответ)
- Оцени себя.
Оценивает по плану:
- Какое было задание?
- Справился ли ты с работой??
- Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?
- Какое умение тренировали?
- Как оценишь свою работу? Какую отметку поставишь?
- Молодец! Ты не только правильно выполнил задание, но и объективно оценил свою работу.
Оцените себя на полях тетради цветом. (Сигналят цветом на полях тетради: зелёный, жёлтый, красный)
Кто допустил ошибки?
- Что мы можем посоветовать этим ребятам? (Быть внимательней, не торопиться, пользоваться составленной нами моделью правила, повторить дома выводы и сведения по изученной орфограмме, потренироваться и попробовать самим подобрать слова с парным согласным на конце слова.)
VI. Д/З. Рефлексия деятельности.
- Для тех ребят, которые не хотят допускать ошибки в словах на изученную орфограмму я предлагаю повторить сведения в учебнике на с. 138.
Упр. 241 с.139. (проговаривается план выполнения д/з)
- Над какой темой сегодня работали?
- Какое «открытие» вы сегодня сделали?
- Как считаете, хорошо ли поработали на уроке, всё ли было понятно и легко? Оцените свою работу в дневниках. (Слайд 7.)