Урок русского языка на тему «Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова». Графическое обозначение орфограммы»

3
0
Материал опубликован 11 June 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Презентация к уроку Парный согласный.

PPT / 371 Кб

 

Урок русского языка

Тема: Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова». Графическое обозначение орфограммы.

Класс: 2

Учебник: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.

Цель: Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правописания слов с орфограммой «Проверяемой согласной на конце слова».

Задачи:

Познакомить с орфограммой «Проверяемая согласная на конце слова».

Развивать у школьников умения формулировать проблему, предлагать пути её решения.

Выявить и первично закрепить способы проверки правописания парных согласных на конце слов.

Развивать память, мышление, связную речь у обучающихся, путём выполнения заданий на классификацию, сравнение, анализ предлагаемых заданий на различных этапах урока введения нового знания.

Развивать у детей умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, сигнальные карточки с парными звонкими и глухими согласными.

Познавательные УУД

1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развивать умение высказывать предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

Личностные результаты

1. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

2. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Используемые технологии: Проблемный диалог, ТОУУ(технология оценивания учебных успехов), работа в парах, ИКТ.


 

Ход урока:

 

Организационный момент.

Учащиеся читают записанные на доске пословицы и поговорки:

  1. Грамоте учиться – всегда пригодится.

    Красна птица пеньем, а человек уменьем.

    Ученья корень горек, да плод его сладок.

- Объясните значение этих пословиц.

- Какую пословицу выберем для девиза урока? ( Предложения ребят).

Актуализация знаний.

- Посмотрите на слад. (Слайд 1)

-Какое задание можно предложить выполнить с данными буквами? (Разбить буквы на группы.)

-На какие группы предлагаете разбить? (В первую группу отнесём буквы согласных звуков, а во вторую буквы гласных звуков.)

- Есть ли ещё варианты? ( Можно разбить на три группы: 1. Буквы гласных звуков, 2. Согласные звонкие, 3. Согласные глухие.)

- Приведите ещё примеры парных согласных и запишите их в тетрадь парами. (д-т, б-п, г-к, з-с, в-ф, ж-ш).

- Соберите слово из данных букв. Что получилось? (Доска). Запишите слово, обозначьте орфограмму.

- Какая орфограмма есть в этом слове? (Безударная гласная о, проверяемая ударением, проверочное слово доски). Запишите слово, обозначьте орфограмму.

Создание проблемной ситуации.

- Продолжим записывать слова в столбик.

- Посмотрите на следующий слайд. Кого вы видите? (Жираф). Запишите это слово. (Два ученика работают у доски.) (Слайд 2).

- Назовите следующий предмет и запишите слово. (Далее записываются слова: арбуз, зуб, пруд, лев).

- Проверим записанные слова. (Написание согласных букв на конце слов не совпадает.) Ребята, задание было одно, а выполнили по-разному. Почему так произошло? (Если дети затрудняются ответить на вопрос, учитель задаёт наводящие вопросы).

- Какой звук слышится на конце в слове жираф? ([ф])

- Что вы знаете о нём? (Он согласный, парный, глухой, твёрдый.)

- Назовите следующий предмет. (Арбуз.) Какой звук слышится на конце? ([c]) Что можете рассказать о нём?

- Озвучьте следующие картинки. Какие звуки слышатся на конце слов? Что это за звуки?

- Сделайте вывод, что объединяет все эти слова? (На конце данных слов слышатся парные глухие согласные звуки, им доверять нельзя, нужно проверять.)

- Какова же будет тема нашего урока? (Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слова.). (Слайд 3).

- На какой вопрос нам предстоит ответить в ходе урока? (Как проверить написание слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слов?)

Поиск решения проблемы.

-

Какие есть предположения? (Если варианты отсутствуют, учитель наводящими вопросами побуждает к действию). Предлагаю понаблюдать за словами. (Слайд 4.)

 

 

- Что можете сказать о словах в столбике? (Звонкие согласные на конце слов оглушаются.)

- Посмотрите на слова второго столбика. Что заметили? (После звонких согласных стоят гласные и при произнесении мы чётко слышим, как произносится звук, буква которого находится на конце в словах первого столбика. В слове льды я чётко слышу [д], значит, и в слове лёд на конце буду писать букву «дэ».

- Скажите, есть ли среди проверочных слов однокоренные слова? (Да, слова лёд и льдина однокоренные, а в других проверочных словах изменилась форма слова.)

- Сделайте вывод: как проверить парные звонкие и глухие согласные на конце слова? (Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный на конце слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы после согласного звука стоял гласный.)

- Как проверить, правильный ли вывод мы сделали? (По учебнику.)

- Откройте страницу 138 учебника и прочитайте сведения, которые нужно знать.

 

Первичное закрепление.

- С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

- Как правильно написать согласную букву на конце слова?

- Сколько способов проверки существует? Какое слово нам может помочь, при написании данных слов? ( Слово нет).

- Запишите столбики слов. Возьмите карандаш и подчеркните согласный на конце в первом столбике одной чертой. В проверочном слове, гласную после проверяемого согласного подчеркните двумя чертами, а согласный одной чертой. Так мы будем графически обозначать данную орфограмму.

- Вернёмся к нашим словам в начале урока и, применив новое знание, исправим ошибки. (Слайд 5.) (Идёт комментированное исправление допущенных ошибок.)

работа в парах

- Ребята, поработайте в парах составьте модель правила написания слов с парными звонкими и глухими согласными на конце, которая поможет нам в дальнейшей работе при затруднениях. (Выслушиваются предложения детей по составлению схемы - модели правила.) Слайд 6.

Слуховой диктант с сигнальными карточками.

- Выполним следующее задание, опираясь на схему – модель нового знания.

-Запишите в тетрадях только букву, которую вы бы написали на конце слова – отгадки. Будьте внимательны.

1)Полотно, а не дорожка,

Конь, не конь – сороконожка.

По дорожке той ползёт

Весь обоз она везёт. (Поезд.)


 

2) Да не бойся, ладно уж, не ужалит этот … (уж).


 

3) Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

- Проверим, что у вас получилось. (Один ученик проговаривает ответ)

- Оцени себя.

Оценивает по плану:

- Какое было задание?

- Справился ли ты с работой??

- Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

- Какое умение тренировали?

- Как оценишь свою работу? Какую отметку поставишь?

- Молодец! Ты не только правильно выполнил задание, но и объективно оценил свою работу.

Оцените себя на полях тетради цветом. (Сигналят цветом на полях тетради: зелёный, жёлтый, красный)

Кто допустил ошибки?

- Что мы можем посоветовать этим ребятам? (Быть внимательней, не торопиться, пользоваться составленной нами моделью правила, повторить дома выводы и сведения по изученной орфограмме, потренироваться и попробовать самим подобрать слова с парным согласным на конце слова.)

VI. Д/З. Рефлексия деятельности.

- Для тех ребят, которые не хотят допускать ошибки в словах на изученную орфограмму я предлагаю повторить сведения в учебнике на с. 138.

Упр. 241 с.139. (проговаривается план выполнения д/з)

- Над какой темой сегодня работали?

- Какое «открытие» вы сегодня сделали?

- Как считаете, хорошо ли поработали на уроке, всё ли было понятно и легко? Оцените свою работу в дневниках. (Слайд 7.)

Предварительный просмотр презентации

Презентация к уроку русского языка во 2 классе Тема урока: Знакомство с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова». Графическое обозначение орфограммы. Учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 26» Евсеенко Светлана Валерьевна

А С К О Д Какое задание можно предложить? Приведите ещё примеры парных согласных.

Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слова

Сравните слова в столбиках. Сделайте вывод о написании парных звонких и глухих согласных на конце слова. Л Ё Д ГРУ З ГРИ Б ЛЬ ГРУ ГРИ ДИ НА ЗЫ БЫ

жираф жирафы лев львы арбуз арбузы пруд пруды зуб зубы

Составим схему-модель правила _____________ д/т ? _____________ _____________ нет

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации