Чтение,11.09.2017
Тема урока: Ударение. Ударный слог
Цель: Создать условия для формирования навыка правильно ставить в словах ударение, развития речи учащихся, рассмотрения взаимоотношений в дружной семье
Планируемые результаты (предметные): Определяют ударный слог в слове; обозначают ударение на модели слова (слогоударные схемы); составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений
Личностные результаты: Выстраивают добропорядочные отношения в учебном коллективе, семье
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы.
Познавательные: общеучебные – переводят в устный текст данные из рисунков, схем, могут дополнить или достроить их; логические – соотносят рисунки и схемы.
Коммуникативные: умеют работать коллективно, понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и способыориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
Ход урока:
Организация начала урока
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем и запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Все вы готовы к уроку.
Настроение у всех хорошее.
Проверим готовность к уроку
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроках, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
II. Актуализация опорных знаний.
Работа с пословицей «Не нужен и клад, когда в семье лад»
Учитель читает пословицу: «Не нужен и клад, когда в семье лад»
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Составление рассказа по сюжетному рисунку «Дружная семья» (учебник, с. 10)
Рассмотрите рисунок. Можно ли его назвать «Дружная семья»?
– Какое время года изображено?
– Кто к кому приехал в гости?
– Рады ли все встрече?
– Сколько слов в предложении «Бабушка рада встрече»?
– Составьте предложение из трех слов о мальчике, о девочке, о папе.
Дидактическое упражнение (учебник, с. 10)
Вспомните, на какие части можно разделить слово.
– Соотнесите рисунки и схемы
Физкультминутка
Постановка учебной задачи.
Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели.
Работа со схемой слова. Постановка ударения
Внимание! (учитель ударяет ручкой по столу)
- Что вы услышали?
- Послушайте, одинаковый ли звук от удара ложек? (учитель ударяет
деревянными ложками сильнее – слабее)
- А почему? От чего зависит сила звука?
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (об ударении)
Сегодня мы с вами узнаем, для чего же нужно ударение, какова его роль. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить.
Учитель показывает рисунок мальчика.
– К нам пришел мальчик. Давайте дадим ему имя и позовем его к нам в класс. (Разделим это имя на слоги)
– Скажите это слово хором сразу. Теперь пусть каждый произнесет это слово и понаблюдает, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, то есть каждый его слог.
– Какой слог выделяется с большей силой?
– Правильно, этот слог выделяется в слове с большей силой голоса, протяжным произношением. Этот слог ударный
– Посмотрите на схему этого слова (рисует схему слова).
– Сколько в ней выделено частей (слогов)?
– Какая из частей этого слова – первая или вторая – произносится с большей силой голоса, протяжно?
– Значит, на первую часть падает ударение, черточка сверху и обозначает то, что ударным является первый слог.
Ударение=это выделение голосом одного из слогов в слове
Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом.
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит
Усвоение новых знаний и способов деятельности.
Работа с сюжетным рисунком (иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»), беседа, составление рассказа (учебник, с. 11)
. Составление схем предложений
V. Закрепление знаний и способов действий.
Дидактическое упражнение «Посуда» (учебник, с. 11)
VI. Рефлексивно-оценочный.