12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Головко Лилия101
2

Тема урока в 5 кл. "Имя существительное как часть речи. Обобщение".



5- класс

Учитель Головко Лилия Петровна

Тема: Имя существительное как честь речи. Обобщение.

Цели урока.

Обучающая: обобщить знания обучающихся о существительном как части речи, пополнить практический опыт обучающихся в употреблении имен существительных, обратить внимание на их роль в речи.

Развивающая: усовершенствовать орфографические умения и навыки, развитие логического мышления.

Воспитательная: формирование учебной работы сотрудничестве, воспитание внимания и уважения к слову.

Универсальные учебные действия.

Личностные: создание условий для уважительного отношения друг к другу; создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Предметные: знать общее грамматическое значение, морфологические признаки о синтаксическую роль имени существительного, уметь находить его в тексте.

Метапредметные.

Регулятивные: формировать умение правильно формулировать тему и цели урока; учиться корректировать выполнение заданий в соответствии с планом, уметь оценивать свою работу. .

Коммуникативные: уметь работать с информацией на уроке, выражать свои мысли, уметь сотрудничать друг с другом, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения.

Познавательные: формирование навыков работы с текстом, во время выполнения учебно-познавательных действий, уметь применять имеющийся запас знаний.

Оборудование: карточки для индивидуальной и групповой работы, мультимедийный проектор, карта страны Морфология.

Тип урока: урок- путешествие.

Формы и методы: беседа, парная и групповая работа, индивидуальная работа, работа с раздаточным материалом, игровой метод, ассоциативный метод, метод микрофона.

Ход урока.

I.Организационная часть.

Вот и прозвенел звонок.

Вы готовы на урок?

Всё ль на месте? Всё в порядке?

Где учебник? А тетрадка?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Сегодня мы с вами попутешествуем

И знания наши усовершенствуем.


II. Мотивация учебной деятельности.


Учитель. Ребята, на прошлых уроках мы с вами познакомились и подружились с удивительными жителями одной сказочной страны. Кто это?

Ответы. Имена существительные.

Учитель. Дайте им определение.

Ответы. Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.

Учитель. А как называется страна, в которой живут имена существительные?

Ответы. Морфология.

Учитель. Правильно. А что вы о ней знаете?

Ответы. Морфология – это раздел языкознания, который изучает части речи.

Учитель. Правильно. Именно в сказочную страну Морфологию мы и отправимся к нашим друзьям в гости.

Как вы думаете, с какими трудностями мы можем с вами встретится в этой стране?

А что вы ожидаете от нашего путешествия?

(Учащиеся записывают свои предположения на листочках бумаги).

Но для того, чтобы добраться туда, нам нужен транспорт. А какой именно, вы узнаете из этой загадки.

Это что за чудеса:

Ветер дует в паруса.

Ни паром, ни дирижабль –

По волнам плывет (корабль).

Да, это корабль. А кто скажет о нём подробнее, как о части речи.

Ответы. Корабль – это имя существительное, мужск. р., ед. ч., нариц, неодуш., 2 скл.


III. Актуализация знаний учащихся.


Учитель. Вы совершенно правы. Итак, мы туда поплывём на корабле. Тем более, что наши друзья – имена существительные живут в самой древней части этой страны - острове Существительном. А вы знаете, что такое остров. Давайте обратимся к нашему верному другу – толковому словарю.

Учащиеся дают определение слову остров по словарю Ожегова.

Какие острова знаете?(Мадагаскар, Кипр, Крит, Гренландия ...).

Остов – это участок суши, со всех сторон окружённый водой.

Учитель. Ребята, вы знаете, если к кому-то отправляешься в гости, то его обязательно нужно знать в лицо. Иначе можно оконфузиться и обидеть хозяев. Поэтому выберите (подчеркните) из всех жителей-частей речи, населяющих страну Морфологию только имена существительные.

Индивидуальная работа с раздаточным материалом (карточки).

Повар, варить, тетрадь, цветок, цвести, старушка, облако, молодой, играть, арбуз, весёлый, медведь.

Учитель. Молодцы! Справились с этим заданием. И первый порт, в который мы прибудем – это город Значения.

Учитель Правильно. Жители этого города придумали для нас следующее наше задание «Допиши словечко». Вам нужно записать в каждую группу существительных еще по пять слов.

Работа в паре с раздаточным материалом (карточки).

Явления природы- мороз,…

Профессии-повар, …

Мебель- диван,

Животные- собака,…

Транспорт- машина, …

Вывод: имена существительные имеют в речи много разных значений, что свидетельствует о лексическом богатстве русского языка.

Учитель. Молодцы! И с этим задание вы справились. Продолжаем наше путешествие. И на пути у нас город Собственных и нарицательных имен существительных. Как вы думаете, почему они так называются?

Учащиеся дают определение собственным и нарицательным именам существительным.

Индивидуальная работа в тетради с раздаточным материалом (карточками).

Жители этой страны приготовили задание «Найди пару» и попросили определить, какие среди них - собственные, а какие - нарицательные.

город Красная

жеребенок Огонек

мальчик Орел

площадь Слава

улица А.С. Пушкин

писатель Школьная

Вывод: имена существительные делятся на собственные и нарицательные.

Учитель. Молодцы, двигаемся дальше. И следующая наша остановка – посёлок Единственного и множественного числа. Здесь мы вами немного поиграем и отдохнем.

Динамическая пауза игра «Хлопаем-топаем и приседаем»

Учитель. Я вам зачитываю имена существительные, если оно единственного числа-хлопаем, если множественного- топаем, а если только единственного или множественного, то приседаем.

Книга, яблоки, молодежь, бабушка, березы, сливки, розы, стол, радость, цветы, гриб, ножницы, покупки, картины, сани, альбомы, совесть, тетрадь, руки, ботинки, очки, сумка, портфель, бобры, кофе.

Вывод: большинство имен существительных , кроме исключений, имеют единственное и множественное число.

Молодцы! Присаживайтесь.

Наше путешествие продолжается. И очередной населённый пункт, который мы посетим называется - деревня Род имен существительных.

Учитель. Жители этой деревни, желая проверить ваши знания, приготовили нам игру «Красный, синий, желтый, белый». У вас на столах лежат сигнальные карточки. Я зачитываю вам существительные, а вы поднимаете нужную карточку, объясняя свой выбор.

Корабль, яблоко, забияка, поле, болото, Саша, мышь, книга, тетрадь, Соня, крыльцо, ветер, сладкоежка, небо, окно, портфель, молодец.

Вывод: имена существительные могут быть мужского, женского, среднего и общего рода.

Учитель. Ребята, наше с вами путешествие подходит к концу. И последняя наша остановка – посёлок Склонений. Они тоже приготовили вам задание. (На экране проектируется изображение морского пейзажа и имена существительные).

Перепишите имена существительные, определив их склонение.

Солнце. Море.

Песок. Ветерок.

Чайка. Полёт. Радость. Крик.

Волна. Брызги. Даль. Корабли.

Купанье. Веселье.

Смех. Умиротворенье.

IV. Закрепление знаний учащихся.

Учитель. Наше с вами путешествие окончено. И за радушный приём, интересные задания давайте отблагодарим с вами имена существительные.

Ребята, поскольку существительные являются жителями страны, я предлагаю вам составить паспорт этой части речи, взяв за основу план морфологического разбора. Имена существительные выпишите из предложенных вам предложений.


(На экран проектируется слайд. Учащиеся ,разделённые на 5 групп, заполняют бланки).

Я,__________-имя существительное,

так как обозначаю___________ и отвечаю

на вопрос______________.

1.Моя начальная форма______________.

2. Мои морфологические признаки:

а).постоянные: по разряду я

существительное - _______________(одушевлённое -

неодушевлённое),_____________ (рода),

__________ (склонения);

б). непостоянные: стою в форме____________

(числа),____________( падежа).

3.Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль ____________.

( Представители групп обмениваются бланками и с помощью взаимопроверки оценивают правильность выполненного задания).

V. Проверка полученных результатов.

Учащиеся фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными в начале урока целями.

Оценивание учителя.

Рефлексия (метод микрофона).

Продолжите предложения:

Я вспомнил(а) о том, что существительные…

Мне необходимо повторить материал о…

Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…​​​​​​​

7. Домашнее задание (на выбор).

С.29 упр. 319

Сочинение – миниатюра на тему: «Чем меня удивило имя существительное?»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.