Технологическая карта урока «Имя существительное как часть речи» (5 класс)
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Учитель: Фетисова Елена Николаевна
Предмет: Русский язык
Класс 5
Тема урока: «Имя существительное как часть речи»
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты обучения:
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к русскому языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры.
предметные :знать правила (что означает имя существительное), морфологические признаки существительного, синтаксическая роль в предложении, уметь рассказать об имени существительном в форме научного описания, уметь отличать существительные, образованные от прилагательных и глаголов.
метапредметные : способность извлекать информацию из различных источников, компакт- диски учебного назначения, Интернет- ресурсы.
Техники и технологии :
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) :презентация по теме урока,
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания | |||
Личностные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: | ||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Вступительное слово | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем столе | Планируют необходимые действия, операции | Работают в парах, обмениваются мнениями | Понимают познавательную задачу | Листы обратной связи | |
2.Актуализация и пробное учебное действие | -Ребята, мы начинаем изучать удивительную часть речи. Для того, чтобы узнать, как она называется, надо отгадать загадку: Давно живу я в мире этом, Даю названье всем предметам. --Что это? -Прочитайте эпиграф к уроку (на слайде) -Докажите справедливость этого высказывания. -Объясните постановку тире. | Отвечают на вопросы. Смотрят презентацию. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. | Имеют мотивацию к учебной деятельности | Принимают и сохраняют учебную задачу. | Выполняют учебно – познавательные действия. Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно- следственные связи. | Устные ответы | |
3. Выявление места и причины затруднения. 4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | -Что вы знаете о существительном? С существительным Вы знакомы с начальных классов. Сегодня вы расширите свои знания о существительном. И чтобы вам не было скучно, я предлагаю вам путешествие. А что нужно, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться? -Каждый получит маршрутный лист с указанием, по каким станциям нам предстоит пройти, и будет выставлять себе баллы. Отправляемся в путь. | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Слушают и обсуждают ответы товарищей. | Имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке. | Осознают недостаточность своих знаний | Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы. | Листы обратной связи, задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа |
5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | 1 остановка «Опознавательная» -Можно ли написать по-русски рассказ, состоящий из слов, которых нет в русском языке? Оказывается можно.Вот как это сделала писательница Л.Петрушевская.А вы попробуйте узнать существительные и доказать это. (Текст на слайде) -Что такое существительное? Что оно обозначает? 2 остановка «Теоретическая» -На столах у вас лежат карточки. Прочитайте слова, что они обозначают? Выпишите только те слова, которые обозначают указанные названия. 3 остановка «Морфологическая» Задание1 Распределите существительные по родам. Сделайте выводы.(Слайд) 2 задание. Распределите существительные На одушевленные и неодушевленные. (слайд) 4 остановка «Синтаксическая» -Определите, какую роль играет слово «дерево» в приведённых предложениях. (слайд) -расскажите о синтаксической роли существительного. | Осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении. | Планируют необходимые действия , операции, работают по плану. | Строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно- познавательных задач. | Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания. | ||
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 7.Самостоятельная работа с самопроверкой | -Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что мы узнали о существительном. Свои знания сравните с материалом учебника. По итогам этой работы составьте опорный конспект о существительном. 1. Опорный конспект 1.Существительное обозначает…, отвечает на вопросы.. 2. Морфологические признаки.. 3.В предложении являются.. | Работают с учебником, отвечают на вопросы. Составляют опорный конспект. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, комментируют ход работы | Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля | Осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных задач, умеют задавать вопросы. | Читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника | Листы обратной связи, письменная работа. Задают вопросы для уточнения информации | |
8.Включение в систему знаний и повторение | -Расскажите о существительном по опорному конспекту. | Рассматривают выполненные работы, оценивают их. Отвечают на вопросы. | Понимают, в чем значение знаний для человека | Оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки | Оценивание работы учащихся на уроке | ||
9.Рефлексия учебной деятельности (итог урока) | -Что нового узнали на уроке? -Какие трудности появлялись в процессе работы? -Как вы их преодолевали? -Понравилось ли вам на уроке? -Дайте оценку нашей работе. | Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений. | Устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений и навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений, приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. | Листы обратной связи |