Тема урока «Количество теплоты в термодинамике»
Тема урока «Количество теплоты в термодинамике»
Цель урока: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации знаний по изменению внутренней энергии способом теплопередачи и их количественной характеристике, овладение адекватными способами решения теоретических задач.
Содержательная цель: выявление теоретических основ практического использования способов теплопередачи в повседневной жизни.
Воспитательные
Формирование информационной культуры, убеждённости в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, умений выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право человека на иное мнение, умений работать в группе.
Тип урока: практическое применение знаний.
Используемая технология: модульное обучение.
Оборудование и ПО:, ПК, презентация (слайды «Количество теплоты», ЭУ-10 класс.
Ход урока:
1. Организационный момент (создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.)
2. Актуализация знаний
Беседа с учащимися по видам теплообмена (по презентации слайд 4):
Какие виды теплообмена вам известны?
Что такое теплопроводность?
В чем заключается основное свойство теплопроводности?
Что вы скажете о теплопроводности различных веществ?
Приведите примеры пользы теплопроводности в жизни.
Что такое конвекция и где она может происходить?
Расскажите о механизме конвекции в газах.
Расскажите о механизме конвекции в жидкостях.
Приведите примеры практического использования способа конвекции в повседневной жизни.
Что такое излучение?
Расскажите о механизме излучения.
В чем заключается практическое применение способа излучения?
3. Заслушать объяснение решенных задач (слайд 5)
Главной характеристикой теплообмена является количество теплоты. Давайте вспомним формулы, характеризующие различные процессы. /формулы на слайде 7.
Формула количества теплоты, получаемого при нагревании и охлаждении. Охарактеризуйте каждую букву, входящую в формулу.
Q= cm ( t2-t1)
Формула количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива. Охарактеризуйте каждую букву, входящую в формулу.
Q= qm
Формула количества теплоты, необходимого для плавления вещества. Чем она отличается от формулы количества теплоты, выделяющегося в результате кристаллизации вещества? Охарактеризуйте каждую букву, входящую в формулу.
Q= Lm
4.Закрепление знаний
5.Решение задач. Самостоятельная работа
1. Вычислите работу газа при постоянном давлении 105 Па, если объём газа увеличился на 1,5 м3? Ответ 15×104 Дж;
2. Тепловая машина за один цикл получает от нагревателя количество теплоты 10 Дж и отдаёт холодильнику 4 Дж. Каков КПД машины? Ответ 60%;
3. Из представленных ниже формул, какая выражает I-й закон термодинамики для изотермического процесса? Ответ A=2,4 кДж.
6.Итог урока
Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели.
Сегодня мы с вами должны были систематизировать знания по изменению внутренней энергии способом теплопередачи и их количественной характеристике, овладеть способами решения теоретических задач и выявить теоретические основы практического использования способов теплопередачи в повседневной жизни. Удалось ли нам это?
7.Рефлексия
Уважаемые ребята и гости, если Вам понравился сегодняшний урок, оставьте на дереве листик зеленого цвета, если понравилось, но остались не выясненные вопросы – желтого, если вам не понравился урок – лист коричневого цвету.
8.Домашнее задание.
Задача. Идеальный газ переходит из состояния 1 в состояние 4 так, как показано на рисунке. Вычислите работу, совершаемую газом.