Урок окружающего мира «Про воду», 2 класс

2
0
Материал опубликован 5 April 2018 в группе

                        Пояснительная записка к уроку/занятию.

УМК «Школа России».

Тема урока: «Про воду».

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической

( исследовательской) работы.

Предмет: окружающий мир.

Класс/возрастная группа: 2 класс.

Номер урока по данной теме, место урока в изучении темы (блока). 

 1 урок по   теме «Вода. Значение воды для растений, животных и человека. Охрана чистоты воды».

Цель и задачи урока.

Цель: познакомить с одним из главных богатств неживой природы, подвести детей к осознанию значения воды в природе и жизни человека, формировать образовательные компетенции учащихся 2 класса в предметной области окружающий мир.

Задачи урока.

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу при работе в группах, парах;

- повышение мотивации к предмету – окружающий мир;

- воспитание чувства бережного отношения к природе, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;

формировать умение общаться, сотрудничать;

способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- формировать у учащихся умение логично и аргументировано отвечать на проблемные вопросы в ходе различных форм работы;

- совершенствовать умение рассуждать , сравнивать, анализировать, делать выводы;

- развивать умение работать с текстом, соотносить текстовую и иллюстративную информацию;

-. развивать речь учащихся в форме устного ответа.

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-систематизировать представления о распространении воды в природе, её значении для растений, животных, человека;

расширить представления детей о значении воды в жизни человека и экологических проблемах, связанных с водой;

формировать ценностное отношение к воде.

Планируемые результаты.

Планируемый результат обучения:

Предметные: продолжить формирование представлений о воде , составе и свойствах воды ;

установить взаимосвязь между водой и человеком;

формировать навыки проведения несложных опытов  в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование;

прививать экологическую культуру на основе знаний об охране воды.

Метапредметные:

Регулятивные

-выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

-планировать свое высказывание (выстраивать последовательность предложения для раскрытия темы)

-умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;

- прогнозирование – предвосхищение результата;

- развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей;

- осуществление пошагового продвижения от наблюдений к обобщению;

- умение анализировать и исправлять ошибки;

- осуществление контроля по результату.

Познавательные 

- умение выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез) и делать выводы в результате мыслительных операций;

- устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные 

-сотрудничество с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия;

- умение работать в группе с одноклассниками;

- формирование собственного мнения;

- использование речи для регуляции своего действия;

- умение аргументировать свою позицию, свой ответ;

- владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные 

формирование навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие мотивов учебной деятельности формирование личностного смысла учения;

- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Позиция учителя по педагогическим приоритетам, ценностям, технологиям с логическим выходом на тему урока/занятия.

Организатор учебной деятельности.

Сотрудник обучающегося в образовательной деятельности.

Эксперт, оценивающий достижения обучающегося.

Воспитатель инициативного, творчески мыслящего выпускника, владеющего навыками самостоятельной проектной деятельности, готового учиться в течение всей жизни.

Цель применения дополнительных материалов, в том числе ИКТ, на уроке:

реализация принципа равенства позиций, принципа доверительности, принципа обратной связи, принципа занятия исследовательской позиции;

• создание положительной мотивации обучения;

создание положительных эмоциональных ситуаций;

проблемное обучение;

активизация познавательной деятельности обучающихся;

игровая деятельность.

 

Используемое оборудование.

компьютер,

мультимедийный проектор,

презентация к уроку,

карта исследований,

оборудование для проведения опытов (2 стакана, вода в бутылке, стакан с молоком), листы исследований на доску,

музыка для физкультминутки,

отрывок из м.фильма.

учебники.

Содержательная часть:

Конспект урока

Деятельность учителя с указанием номера слайда

Деятельность ученика

Этап 1 урока. Организационный этап. 1 мин.

Цели этапа:

1.Обеспечить благоприятную внешнюю обстановку для работы.

2.Психологически подготовить учащихся к общению на уроке.

Цели этапа:

1.Формирование внутренней положительной мотивации к уроку.

2.Включение в деловой ритм и учебную деятельность.

Учитель показывает 1 слайд.

-Начинаем урок окружающего мира.

Переключаю слайд 2.

Отключаю доску.

-Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями? Давайте на уроке проверим ваши предположения.

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, пожелайте удачи на уроке.

Дети произносят стоя, хором, глядя на доску.

Дети поворачиваются друг к другу и желают удачи на уроке.

Этап 2 урока. Повторение пройденного. Проверка домашнего задания. 5 мин.

Цель этапа (учителя):

1.Установить правильность, полноту и осознанность выполнения дом. задания всеми учащимися .

2.Выявить и устранить в ходе проверки пробелы и причины затруднений.

3.Обеспечить рефлексию учащихся по поводу способов работы и своих затруднений.

Цель этапа (ученика):

1.Демонстрация знаний по теме.

2.Рефлексия затруднений и их устранение.

-С чего мы начинаем каждый урок окр.мира?

Посмотрите вокруг. Что вы видите на стенах?

Прочитайте их. ( приложение 1)

Предположите, что-то из них можно составить?

Составьте план рассказа по теме «Воздух».

1.Что такое воздух.

2.Значение воздуха.

3.Охрана воздуха.

1ряд тема 1, второй-2,третий 3. Подготовка 1 мин.

Пересказы детей.

-Кто хочет дополнить ответ ?

Вывод: (читает учитель)

Чтоб здоровье было в норме

Надо воздух освежать.

И проветривать почаще,

Пыль почаще протирать

И растения сажать.

Что из того, что я назвала, мы в классе делаем?

На что надо обратить внимание?

-Порассуждайте, предположите.

 

-А можно ли прожить без воздуха?

Ответы детей.

-С проверки дом. задания.

-Слова и словосочетания.

-План ответа по теме «Воздух».

Пересказы детей.

Ответы детей.

-Проветриваем.

-Нужно протирать пыль, посадить растения.

Ответы и доказательства детей.

Дети рассуждают вслух, приводят примеры.

3. Актуализация знаний. (5 мин.)

Самоопределение к деятельности.

Цель этапа:

1.Обеспечить мотивацию учения обучающихся.

2.Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению и принятию целей учебно-познавательной деятельности.

3.Актуализировать познавательную деятельность на основе опорных знаний.

4.Сформулировать цели урока совместно с учениками.

5.Обеспечить понимание учениками социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.

6.Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебный диалог.

- Без чего ещё нельзя прожить на Земле?

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке.

Подтверждение этому мы увидим при ответе на вопросы.

Догадайтесь, что это.

(Включаю 3 кадр)

- 1 задание читает…… . Что это? …… Ваше мнение.

(Если дети согласны с ответом-хлопают).

- 2задание читает…… . Что это? Кто считает по –другому? Ваше мнение.

- 3 задание читает …… Что это? Ваше мнение…

-4 задание читает ….. Что это? Почему именно Африка, предположите…

-Составьте слово из первых букв этих слов.

Отключаю доску.

-ВОДА. Значит, вы рассуждали правильно, тема урока - ВОДА.

Вывешиваю на доску картинку с темой урока. (приложение 2)

 

Цели этапа.

1.Демонстрация личного опыта.

2.Вступление в сочетательный диалог, формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3.Оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, осознание качества усвоения.

Ответы детей.

-Без солнца, воды, тепла.

-О солнце, о воде….

Каждое задание читает новый ученик.

-Воздух.

-Осадки.

-Декабрь.

-Африка.

-Находится на экваторе, там всегда лето……

Дети отвечают на 4 вопроса. На доске постепенно появляются ответы на вопросы.

-ВОДА

4.Работа с учебником. (9 мин.)

Цели:

1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учебного материала .

2.Развитие самостоятельной поисковой деятельности.

3.Пошаговое продвижение от наблюдений к обобщению.

4.Продолжить формировать умение выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез) и делать выводы в результате мыслительных операций.

Что вы уже знаете о воде?

- Что ещё хотите узнать, задавайте вопросы.

Вопросы детей учитель записывает на доске.

Остановить детей, после записи 5-7 вопросов.

-А на какие вопросы мы уже можем ответить?

-На все ли вопросы мы смогли ответить?

-Чтобы получить ответ на другие вопросы предлагаю поработать с учебником. Откройте учебник на стр.52.

- С помощью фотографий и рисунка расскажите, какое значение имеет вода для растений, животных и человека.

Включается интерактивная доска.

-Давайте подведём итог:

-Вода нужна людям для…., животным для…., растениям для …..

Включаю доску.

-Посмотрите на доску. Смогли ли мы ещё ответить на вопросы, которые вы задали в процессе урока?

(Выключаю доску).

5. Подготовка учащихся к учебно-познавательной деятельности. (4 мин)

Цели:

1.Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению и принятию целей учебно-познавательной деятельности.

-Сейчас вы услышите стихотворение, которое вам прочитает _______________. Может там будут ответы на вопросы, на которые мы ещё не нашли ответ.

Давайте встанем и послушаем стихотворение.

Стихотворение о воде (читает ученик)

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане,

и в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

в лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся,

лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода –

наша спутница всегда.

Без неё вам не умыться,

ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

без воды нам не прожить!

Вернёмся к вашим вопросам. На какие-то ещё вопросы на доске вы получили ответ?

-Что нового вы узнали о воде из стихотворения?

Сядьте и внимательно послушайте.

Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а вы - исследователи.

На доску вешаю красочную табличку ИССЛЕДОВАТЕЛИ.( приложение 3)

Кто знает, кого называют исследователями?

- Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью.

До урока я дала задание _______ поработать со словарём и найти значение этого слова. Послушайте, что написано в словаре.

Правильно ли мы объяснили смысл слова?

-Встаньте те, кто считает, что мы были правы.

- Итак, что будет предметом исследования?

- Слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда наша лаборатория сделает правильный точный вывод. Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошей работы и сядьте.

Цели:

1.Активные действия учащихся при изучении нового материала.

2.Использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладении способами деятельности.

Дети активно задают вопросы, а учитель их фиксирует на доске.

Дети отвечают на некоторые вопросы, а учитель стирает вопросы, на которые дети ответили.

-Нет, наших знаний ещё недостаточно….

Ответы, рассуждения детей.

Дети по интер. доске подводят итог.

-Вода нужна людям для мытья, питья, приготовления пищи; животным для питья и гигиены; растения погибнут без воды, высохнут.

Дети отвечают на вопросы.

5.Цели:

1.Быстрое включение учеников в деловой ритм.

2.Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

Стихотворение читает подготовленный ученик.

Ответы детей.

-Я не знал, что туман-это вода…..

Дети читают табличку и объясняют смысл слова.

Подготовленный ученик читает значение слова из толкового словаря Ожегова.

-Вода.

6.Работа по теме. (11 мин.)

Исследовательская деятельность учащихся.

Цели:

1.Опора на жизненный опыт учащихся.

2.Привлечение учащихся к исследовательской деятельности.

3.Создание условий для включения учащихся в учебно-познавательную деятельность.

4.Обеспечить осознание учениками своих способов проработки учебной информации.

5.Постоянное обращение к классу с просьбой дополнить, уточнить ответы одноклассников.

Во время работы мы будем заполнять с вами карту исследований, которая поможет вам понять и запомнить этот материал.(приложение 4)

Давайте занесём в карту исследований тему урока.

На магнитной доске висит табличка с темой урока.

Предположите, что такое вода.

Запишем в 1 капельке, что вода это……..

На магн.доску вешаю капельку со словом ЖИДКОСТЬ.( приложение 5)

Предположите , чем пахнет вода…

- Итак, давайте проверим эти предположения. Как настоящие исследователи, вы высказали предположение (гипотезу), а сейчас его проверим опытным путём. 2 чел. к доске.

Исследование 1.

Алгоритм работы.(Запись на доске)

1.Налейте в стакан воду.

2.Поднесите к носу.

3. Занесите данные в таблицу.

 

С запахом

Без запаха

1

   

2

   

- Какой сделаем вывод?

- Вода ничем не пахнет.

-Занесём вывод в инд. таблицы.

На доске поворачиваем капельку со словами БЕЗ ЗАПАХА. (приложение 5)

Предположите, какого вода цвета?

Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

- Рассмотреть воду в стакане.

-И что же вы увидели?

Сравните молоко и воду. Какого цвета молоко. Что вы можете сказать о цвете молока относительно воды.

Как ещё можно доказать, что вода без цвета?

-Какой сделаем вывод?

Занесём выводы в карту исследований.

На доске появляется капелька со словами БЕЗ ЦВЕТА.

- На какой вопрос мы ещё можем ответить при помощи опытов?

- Когда вы пьёте воду, какой у неё вкус?

-А какие вкусы бывают?

.Вода солёная (нет), сладкая (нет) , горькая(нет), кислая( нет) ?

-Сделайте вывод.

Заносим данные в карту исследований.

-Давайте подведём итоги нашей исследовательской деятельности. Что нам поможет это сделать?

Учитель показывает по листам исследований на доске.(приложение 5)

ВОДА - жидкость, не имеет запаха, не имеет цвета, не имеет вкуса.

Цели:

1.Учатся вести исследовательскую деятельность и фиксировать в картах исследований.

2.Учатся проводить простейшие опыты и анализируют их с целью выделения признаков.

3.Формируется умение слушать и слышать других.

4.Развитие операций мышления, построение логической цепи рассуждения.

5.Формирование умения чётко и ясно излагать свою точку зрения.

Дети заносят тему урока в индивидуальные карты исследований.

-Вещество, жидкость….

Ответы детей.

-У воды запаха, по-моему, нет…

 

2 человека у доски выполняют алгоритм, а 1 ученик читает.

Учащиеся заносят данные в таблицу на доске.

- Вода ничем не пахнет.

Дети заносят 1 свойство воды в карты исследований.

-Белая, просвечает….

- Вода белая - У воды цвета нет….

Молоко белое, значит вода не белая.

-Можно к стакану приставить картинку, она будет просвечать… Вода бесцветна.

Ученики заносят 2 свойство в карту исследований.

Ответы учеников.

-Солёный, горький, сладкий, кислый.

-Значит, она безвкусная.

Ученики заносят в карту исследований 3 свойство воды.

-Карты исследований.

7. ФИЗ.МИН. ( 2мин.)

Цели:

1. снять психическое напряжение у обучающихся путем переключения на другой вид деятельности.

-Наши исследователи устали. А что делают люди, когда устали?

-Мы отправляемся отдыхать на море.

-Вода может помочь вам отдохнуть.

Визуализация (приложение 6)   «На море».
А теперь сядьте поудобнее, расслабьтесь, представьте, что вы оказались на море. Воздух здесь свежий , морской, приятный. Дышится легко и спокойно. Где–то неподалеку слышны переливы воды. Вода то тише, то громче бьётся о берег. Вы входите в воду. Она тёплая и приятная. Оглядитесь. Сделайте глубокий вздох, насладитесь ароматом воды . Почувствуйте, как вместе с этим ароматом к вам притекают силы, энергия и бодрость. Уловите, как ваше настроение улучшается.

Теперь откройте глаза. Еще раз глубоко вдохните морской воздух.

Встаньте и давайте вместе выполним упражнения.

Физкультминутка.

Льётся чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём,

Крепко щёткой зубы трём.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево,

Опусти головку вниз

И тихонечко садись.

Цели:

1.Формирование положительного отношения к музыке, нравственно-этическая ориентация.

2.Переключение внимания с одного вида деятельности на другой.

3.Помощь в ликвидации застойных явлений в органах и системах.

Дети сидя слушают музыку.

Выполнение физмин с заранее подготовленным учеником.

Дети показывают, как проводят водные процедуры

8. Первичное закрепление. (5 мин.)

Цели:

1.Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала.

2.Выявить пробелы и неверные представления учащихся.

3.Провести коррекцию выявленных пробелов.

4.Привлечение учащихся класса к корректировке и дополнению ответов.

Давайте вернёмся к вопросам на доске. На все ли вопросы мы нашли ответ? Какие вопросы у нас остались?

(Учитель опускает в стакан с чистой водой уголь и незаметно размешивает).

-Посмотрите на воду. Что можете о ней сказать?

-Как вы думаете, отчего загрязняется вода?

Выскажите своё мнение по тому, что вы видите на слайде.

Включаю интеракт.доску.

Как вы думаете, какова тема след. урока?

Д.з.1. Опыты дома повторить.

2. Выписать мудрые высказывания о значении воды или найти ответы на оставшиеся на доске вопросы. Давайте впишем эти задания в пустые капельки.

Цели:

1.Развитие операций мышления, умение делать выводы.

2.Воспроизведение изученного материала.

Дети пытаются ответить на оставшиеся вопросы.

-Вода в стакане помутнела.

Ученики рассказывают, что видят на картинках и отвечают на вопрос.

Ученики вписывают задания в капельки.

9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

(3 мин)

Цели:

1.Инициировать рефлексию деятельности, эмоционального состояния учащихся, их взаимодействия с учителем и одноклассниками.

2.Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

3.Дать качественную оценку успешности достижения целей урока и наметить перспективу последующей работы.

Давайте подведём итоги нашего урока. Вернёмся к доске, где были записаны вопросы, на которые вы хотели получить ответ. На все ли вопросы мы получили ответы?

С помощью кого или чего вы можете найти ответы на оставшиеся вопросы?

-Смогли ли мы решить все проблемы, которые возникали у нас в ходе урока?

-Что удивило вас, что открыли для себя нового?

Рефлексия.(приложение 7)

Продолжите:

Урок мне……, потому что….

Меня удивило……

- Если вам всё было понятно, понравилось работать на этом уроке, я попрошу закрасить ещё одну капельку у вас на листах красным цветом.

А если у вас возникали трудности, то закрасьте капельку жёлтым цветом, и я буду знать, кому нужна помощь.

-А в подарок за хорошую работу я дарю вам мультфильм вот про этого героя.

Показываю картинку с героем мультфильма.

( приложение 8)

-Кто его узнал?

-Как вы думаете, почему именно этого героя я хочу вам показать?

Просмотр отрывка из мультфильма.(приложение 9)

Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Цели:

1.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

2.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение ясно и четко излагать свою точку зрения, доказывать её, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои слова и поступки.

Ответы детей.

Работа в листах исследований.

Картинка с героем мультфильма.

Капитошка.

Ответы детей.

Просмотр отрывка из мультфильма.

Приложения

Слова на листах:

Слова для составления плана по теме «Воздух» (приложение 1)

Тема урока: «Вода» (приложение 2)

«Исследователи» (приложение 3)

Лист исследований (приложение 4)

Капли воды со свойствами (приложение 5)

Рефлексия (приложение 7)

Картинка «Капитошка» (приложение 8)

Электронные приложения:

Музыка для релаксации (приложение 6)

Мультфильм про Капитошку (приложение 9)

Презентация (приложение 10)

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.