Проект «Кодирование информации» из 8 уроков для чащихся 8–9 классов
Пояснительная записка
Автор проекта |
Гвоздева Алена Вадимовна |
г. Железногорск, пос.Подгорный, Красноярский край |
МКОУ СОШ №104 |
Описание проекта |
Тема «Кодирование информации» |
«Шифрование информации» |
Краткое содержание проекта |
Учащимся 8-9 классов предлагается понять и изучить возможные способы и методы шифрования информации. От простейших примеров – шифра Цезаря и Виженера до самых современных методов открытого шифрования, открытых американскими математиками Диффи и Хелманом. |
Предмет(ы) |
Информатика и ИКТ |
Класс(ы) |
Проект предназначен для учеников 8-9 классов |
Приблизительная продолжительность проекта |
8 уроков |
Основа проекта |
Образовательные стандарты |
“Стандарт основного общего образования по информатике и информационным технологиям” Изучение информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей : ·овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; ·выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
Представление информации (6 час) Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Компьютерное представление текстовой информации. Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Кодирование звуковой информации. |
Планируемые результаты обучения |
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения: -узнают способы и методы шифрования; -приобретут навык шифровки и расшифровки информации. Кроме того, приобретут навыки высокого мышления: 1.Умение планировать предстоящую работу в группе и индивидуально; корректировать план в ходе формирующего оценивания работы. 2.Умение оценивать имеющиеся знания и умения, определять недостающие. 3.Умение находить необходимую информацию в разных источниках, отличать главное от второстепенного (анализ). |
Вопросы, направляющие проект |
Основополагающий вопрос Как уберечь свою информацию? |
Проблемные вопросы учебной темы Для чего люди в древнем мире шифровали информацию? Как зашифровать информацию, чтобы ее не взломали? Как расшифровать информацию, не нарушая правовые нормы? |
Учебные вопросы Что мы понимаем под шифровкой информации? Какие способы и методы шифровки вы знаете? Как зашифровать/расшифровать информацию? Какие способы шифровки информации существовали в древнем мире? Темы проектов для учеников: 1.Шифр Цезаря 2.Шифр Виженера 3.Методы открытого шифрования Диффи - Хеллмана. |
План оценивания |
График оценивания |
1 урок- оценка за беседу на тему “Кодирование информации”(0-10 баллов) 2 урок - выдвижение гипотезы и постановка цели исследования(0-5 баллов) 3-5 уроки- создание презентации(0- 75 баллов) 6 урок- создание буклета(0- 40 баллов) 7 урок- подведение итогов исследования(0- 5 баллов) 8 урок- защита проекта |
Описание методов оценивания |
1. Повседневное наблюдение за работой учащихся (как работают, все ли включены в проектную деятельность) 2. Устный опрос(по беседе по теме “Кодирование информации”, по защите проекта) 3.Групповая деятельность( оценка проекта,работа на уроке) 4. Индивидуальная деятельность(работа каждого ученика в группе) |
Сведения о проекте |
Необходимые начальные знания,умения,навыки |
Умения работы с различными источниками информации, поиска информации в Интернет. Пользовательские навыки работы на ПК (текстовый и графический редактор, создание презентаций). |
Учебные мероприятия |
1 урок. Знакомство с темой проекта. Планирование работы. Вводная презентация учителя. 2- 5 урок. Работа групп по изучению теоретического материала и практического материала. 6- 7 урок. Проведение эксперимента. 8 урок. Представление результатов работы.(Защита проектов) |
Материалы для дифференцированного обучения |
ученик с проблемами усвоения учебного материала(проблемный ученик) Подбор интересных фактов для стимулирования познавательной деятельности. Проведение дополнительных занятий с учеником. |
ученик, для которого язык преподавания не родной Составление индивидуальных заданий с выбором ответа. |
одаренный ученик Предоставление ресурсов для самостоятельных исследований. Подбор более сложных заданий. |
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта |
Технологии — оборудование |
Компьютеры, проекционная система. |
Технологии — программное обеспечение |
Microsoft Office,ИНТЕРНЕТ. |
Материалы на печатной основе |
1. Ф.С Воройский. Систематизированный толковый словарь по информатике. Изд. <Либерея>, Москва, 1998г 2.Панасенко С.П. Алгоритмы шифрования. Специальный справочник. – СПб.: БХВ-Петербург, 2009 – 576 с. 3.Вернер, М. Основы кодирования : учебник для вузов по направлению "Прикладные математика и физика" : пер. с нем. / М. Вернер . – М. : Техносфера, 2006 . – 288 с. – (Мир программирования) . - ISBN 5-948360-19-9 . 4.Исаев,П. Некоторые алгоритмы ручного шифрования.Журнал "КомпьютерПресс",Москва 2003г |
Интернет-ресурсы |
http://dpk-info.ucoz.ru http://www.bibliotekar.ru/rInform/2.htm |
Другие ресурсы |
Учитель, презентация учителя |
План проведения проекта в школе
Продолжительность проекта: 8 уроков
Перед началом работы над проектом: проводится беседа (устный опрос) на тему «Кодирование информации», где ученики поделятся на три группы по подтемам:
Кодирование текстовой информации;
Кодирование графической информации;
Кодирование звуковой информации,
После чего учащиеся должны в группе ответить на следующие вопросы:
Где применяется кодирование?
С помощью чего кодируется информация?
Достоинства кодирования
Привести пример кодирования информации в XX веке.
Эта беседа поможет закрепить пройденный материал и дать начало проектной деятельности.
Беседа будет оцениваться по групповой деятельности (0- 10 баллов).
1 урок - Вводная презентация учителя
Название проекта, оговаривается план проведения и критерии выполнения.
На первом занятии ученики формируются на три группы по уровню сложности:
Шифр Цезаря;
Шифр Виженера;
Методы шифрования Диффи - Хеллмана
2 урок – Учащиеся выдвигают гипотезу по своей теме и ставят цель исследования.
В конце урока проводится оценивание гипотез и целей проектов(0 – 5 баллов)
3- 5 уроки - Создание презентации
Учащиеся ищут материал по теме и оформляют его в презентации.(Microsoft Power Point)
Оговариваются критерии оценивания презентации и правильное оформление
На 5- ом уроке учащиеся должны показать готовые презентации.
6 урок – Создание буклета
Учащиеся должны создать буклет по своей теме в Microsoft Publisher. Оговариваются критерии оценивания и оформление буклета.
В конце урока учащиеся показывают готовые буклеты.
7 урок - оформление проекта
Дорабатываются все продукты исследовательской деятельности. Подготовка к защите проекта.
8 урок - Защита проектов
Учащиеся защищают свои проекты (показывают презентации и буклеты, отвечают на вопросы). Проводится оценивание проектов и деятельности учеников.