Статья «Современные подходы к организации урока. Приёмы активного обучения»

0
0
Материал опубликован 20 November 2021

«Современные подходы к организации урока.

Приёмы активного обучения »
 

«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера,

мы украдем у учащихся завтра»

Д. Дьюи

I. Введение

Современный урок - это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, он должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход.

При подготовке к уроку мы задумываемся, какие приемы организации деятельности детей целесообразно применять на различных этапах урока, чтобы урок соответствовал требованиям к современному уроку. К сожалению, мы не найдем ни одного сборника методических рекомендаций к урокам, которые нам предлагают авторы учебников, ни книг-сборников конспектов или технологических карт к урокам, где бы были системно отображены новые приемы организации процесса.

В своем выступлении я хочу предложить методические приемы организации деятельности обучающихся на каждом этапе урока

II. Основная часть

1. Я использую в своей работе шаблоны технологических карт для каждого типа урока. (Приложение 1) Это экономит время, помогает продумать урок в нужном направлении, четко структурировать деятельность, придать завершенность каждому этапу урока. Я распечатываю шаблон, а все остальное вписываю от руки. Подбираю три набора заданий:

  • задания, подводящие учащегося к воспроизведению материала;
  • задания, способствующие осмыслению материала учащимся;
  • задания, способствующие закреплению материала учащимся.

2. Методические приемы активного бучения

Организационный момент.

«Фантастическая добавка» или «Погружение в сказку»

Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Можно переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина. Так при изучении темы по окружающему миру «Где живут белые медведи» я включала фрагмент из мультфильма «Рассказы старого моряка. Антарктида» и предлагала вместе с героями отправиться в путешествие, домыслить, какие приключения произойдут с героями.

«Эмоциональное вхождение в урок»

Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановки в классе, чтобы дети поняли, что им рады, их ждали. Приходя на урок, учитель, посмотрев на лица ребят, должен понять, с чего нужно начинать работу, какие слова сказать, чтобы настроить детей на рабочий лад. Обязательно слова учителя должны нести позитивный настрой.

«Нестандартный вход в урок»

Универсальный прием, направленный на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Урок окружающего мира в первом классе по теме «Где живут слоны», я начала с рассказа об африканских пингвинах.

«Пословица или поговорка»

Учитель начинает урок с пословицы или поговорки, относящейся к теме урока. Этот приём я часто использую на уроках литературного чтения и русского языка.

«Высказывания великих»

Начинаю урок с высказывания выдающегося человека. Использую на окружающем мире, математике.

 

Примеры цитат:

 

«Природа - самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать». Н. Гарин

«Мы получили в наследство невыразимо прекрасный и многообразный сад, но беда в том, что мы никудышные садовники. Мы не позаботились о том, чтобы усвоить простейшие правила садоводства». Дж. Даррелл

 

«Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит». М.В. Ломоносов. «Числа управляют миром» - Пифагор

«Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому». Д. Пойа.

«Интеллектуальная разминка»

Несколько не слишком сложных вопросов на размышление, основная его цель — настроить учащихся на работу после перемены, или какого – то возбуждающего события.

Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности

Не всегда возможно формулирование темы обучающимися. В таких случаях можно воспользоваться следующими приемами:

«Тема-вопрос»

Часто тема урока формулируется в виде вопроса в учебнике. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Учитель корректирует, обобщает ответы и выносит план на доску.

«Работа над понятием»

Учащимся предлагается для зрительного восприятия темы урока и учитель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре".

«Ситуация яркого пятна»

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока

Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается учащимся разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.

«Домысливание»

После формулирования темы урока предъявляются слова "помощники": Повторим; Изучим; Узнаем; Проверим. С помощью слов "помощников" учащиеся формулируют цели урока.

Актуализация знаний

«Игра в случайность»

Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Там, где правит бал случай, - там азарт. Я провожу с использованием мультимедийной презентации по принципу «Своя игра» не более 5 минут. Тот, кто первым правильно ответил на вопрос, имеет право выбрать следующий вопрос. Можно использовать бочонки русского лото: номер на бочонке - номер учащегося в журнале.

«Лови ошибку!»

Предъявляя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Материал может быть представлен как в устном виде, так и письменном. Учащийся получает текст (или скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».

«Шпаргалка» 

Форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Учащийся может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если она соответствует оговоренным условиям. Если конкурс, подводятся итоги, можно поставить отметки.

«Я беру тебя с собой»

Приём, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Учитель загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Учащиеся пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из ребят не определит, по какому признаку собирается множество. Использую на уроках русского языка в словарной работе, на орфографических минутках, на уроках окружающего мира.

«Корзина идей»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске закрепляю рисунок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ребята вместе знают об изучаемой теме.

«Открытие» нового знания, первичное восприятие материала

«Удивляй!»

Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

 1. Предъявить противоречивые факты, теории. ( Пример: изучение темы «Глаголы- исключения».

 2. Столкнуть разные мнения учеников. (Пример:Запишите предложение: у меня есть (Ш, ш)арик.)

3. Практическое задание «на ошибку»

«Отсроченная отгадка »

Формирует: умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами.

В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Например, при изучении темы «Единицы времени», ученикам задаю вопрос «Сколько раз вам приходилось облететь вокруг солнца»? В процессе изучения темы ученики приходят к выводу, что их возраст - это просто количество раз, которые они облетели вокруг Солнца.

«Вопросы к тексту»

К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов - суждений:

- Почему?

- Как доказать?

- Чем объяснить?

- Вследствие чего?

- В каком случае?

- Каким образом?

«Зигзаг»

Уместно использовать для развития у учащихся следующих умений:

анализировать текст совместно с другими людьми;

вести исследовательскую работу в группе;

доступно передавать информацию другому человеку;

Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Этот прием я использовала в 4 классе на уроках ОРКСЭ для самостоятельного знакомства с материалом учебника.

Прочитав свой отрывок текста, составляют вопрос и записывают его в тетрадь. Каждый рассказывает, о чем он прочитал, потом каждый задает свой вопрос. Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.

Применение знаний в условиях выполнения упражнений

«Щадящий опрос»

Класс разбивается на две части по вариантам. Учитель задает вопрос. Каждый учащийся 1-го варианта дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте — учащемуся 2- го варианта. Затем на этот же вопрос отвечает педагог. Учащиеся 2-го варианта , прослушав ответ преподавателя, сравнивают его с ответом товарища и отмечают "+" или "-". Учащиеся меняются ролями. В конце опроса ребята могут оценить друг друга

«Работа по дидактическим карточкам»

Карточки содержат вопросы и задания различных уровней сложности и отличаются по цвету. Это помогает каждому учащемуся сделать осознанный выбор. Роль учителя при работе с карточками сводится к минимуму. Он становится наблюдателем и, в нужный момент, помощником.

Творческое применение сформированных умений и навыков

«Работа на компьютере»

Учащиеся решают учебные задачи с использованием персональных компьютеров

«Озвучивание «немого кино»

По многим литературным произведениям, изучаемым в начальной школе, сняты художественные фильмы или мультфильмы. Учащиеся озвучивают фрагмент художественного, мультипликационного и др. фильма после предварительной подготовки.

«Реставратор»

Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» преподавателем.

«Создай паспорт»

Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это могут быть и части речи, и литературные герои, и полезные ископаемые. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Можно использовать для групповой работы на этапе обобщения темы.

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности

«Опрос по цепочке»

Рассказ одного учащегося прерывается в любом месте и продолжается другим учащимся. Прием применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ.

«Блиц-опрос»

Проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть учащиеся. Включает в себя 7—10 стандартных заданий. Время — примерно по минуте на задание  После применяется вариант самопроверки:

а) преподаватель диктует или демонстрирует правильные ответы Учащиеся отмечают знаками "+" и "—" свои результаты;

б) небольшое обсуждение по вопросам учащихся;

в) задается норма оценки. Например: из 7 заданий 6 "плюсиков" — отметка "5", 5 "плюсиков" — "4", не менее трех — отметка "3";

«Толстый и тонкий вопрос»

Это прием использую для организации взаимоопроса. Он позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

«Линии сравнения»

Информация записывается обучающимися в таблицу, средняя колонка называется “линией сравнения”. В ней перечислены те категории, по которым нужно сравнивать какие-то явления, события. В колонки, расположенные по обе стороны от “линии сравнения”, заносится информация, которую и предстоит сравнить.

Пример применения «линии сравнения» на уроке окружающего мира в четвертом классе по теме «Тундра»

Арктика

Линия сравнения

Тундра

 

расположение

 

 

погодные условия

 

 

растительность

 

 

животный мир

 

 

хозяйственная деятельность человека

 

 

«1 +1»

К доске вызываются 2 учащихся. На вопрос отвечает первый, второй добавляет или исправляет ответ

Рефлексия деятельности

«Пометки на полях»

Обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать

«Выбери верное утверждение»

«Продолжи фразу »

«Хочу спросить»

«Лесенка «мое состояние» Учащиеся отмечают соответствующую ступеньку лесенки:

комфортно; уверен в своих силах; хорошо; плохо; очень плохо

«Рюкзак»

Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак (изображение на бумаге) перемещается от одного учащегося к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Вопросы итоговой рефлексии, которые задаёт учитель, в конце урока должны помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме?

III. Заключение

 Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым. Каждый урок должен содержать «изюминку» - то, что вызовет эмоциональный отклик учащихся. Применение активных приемов обучения вовлекает каждого из них в мыслительную и поведенческую активность, и направлено на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым учеником.

 

IV. Список литературы

В.М. Петруленко «Современный урок в условиях реализации требований ФГОС»

М., «ВАКО», 2015.

Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков / М.:Просвещение, 2012 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] https://fgos.ru

Хутанцева Л.И. Современные требования к организации учебного занятия

[Электронный ресурс] https://multiurok.ru/files/sovremennye-trebovaniia-k-organizatsii-uchebnogo-z.html?login=ok

Приложение 1

Дата___________                             Предмет: ___________________________

Технологическая карта изучения темы_______________________________________

Цель:___________________________________________________________________

Задачи: _________________________________________________________________

              _________________________________________________________________

              _________________________________________________________________

Планируемые результаты

 Предметные: ____________________________________________________________

Метапредметные:

ПУУД:   Развиваем умения:________________________________________________

РУУД:    Развиваем умения:_________________________________________________

КУУД:    Развиваем умения: _______________________________________________

Личностные результаты: ___________________________________________________

 

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Технология проведения

Деятельность учителя

 Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Деятельность ученика

Формируемые УУД

І. Орг. момент

 

 

 

ІІ. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

ІІІ.Формулирование темы.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

 

 

 

 

 

 ІV. Первичное закрепление

- в знакомой ситуации (типовые)

- в изменённой ситуации (конструктивные)

 

 

 

 

 

 

 

V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

 

 

 

 

 

VІ. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

 

 

 

VІІ. Рефлексия

 

 

 

 

 

Тип урока: урок открытия  новых знаний и способов действий

Технология проведения

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Деятельность ученика

Формируемые УУД

І. Орг. момент

 

 

 

ІІ. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

 

 

 

 

 

ІІІ.Формулирование темы.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности уч-ся

 

 

 

 

 

 ІV. Первичное усвоение новых знаний.

 

 

 

 

V. Первичная проверка понимания

 

 

 

VІ. Первичное закрепление.

 

 

 

VІІ. Информация о домашнем задании

 

 

 

 

VІІІ. Рефлексия

 

 

 

 

 

Тип урока: урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

Технология проведения

Деятельность учителя.

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Деятельность ученика

Формируемые УУД

І. Орг. момент

 

 

 

ІІ. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

 

 

 

 

 

ІІІ.Формулирование темы.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности уч-ся

 

 

 

 

 

 ІV. Актуализация знаний.

-  с целью подготовки к контрольному уроку

-   с целью подготовки к изучению новой темы

 

 

 

 

 

 

V.  Применение знаний и умений в новой ситуации

 

 

 

 

VІ. Обобщение и систематизация знаний

 

 

 

VІІ. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

 

 

 

 

 

VІІІ. Информация о домашнем задании

 

 

 

VІІІ. Рефлексия

 

 

 

 

Тип урока: урока контроля знаний и умений

Технология проведения

Деятельность учителя.

 Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Деятельность ученика

Формируемые УУД

І. Орг. момен

 

 

 

ІІ. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

 

 

 

 

ІІІ. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.

 

 

 

 

 

 

 ІV. Рефлексия

 

 

 

 

Тип урока: урок коррекции знаний, умений и навыков. 

Технология проведения

Деятельность учителя

 Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Деятельность ученика

Формируемые УУД

І. Орг. момент

 

 

 

ІІ. Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

 

 

 

 

 

 

 

ІІІ.Формулирование темы.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

 

 

 

 

 

 ІV. Работа над ошибками

 

 

 

V.  Информация о домашнем задании

 

 

 

 

VІ. Рефлексия

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.