Статья «Современные формы и методы обучения в работе со школьниками. Смешанное обучение. Формирующее оценивание»
Современные формы и методы обучения в работе со школьниками. Смешанное обучение. Формирующее оценивание.
Лескович Наталья Валерьевна,
Педагог дополнительного образования
БОУ г.Омска
Понятие "смешанного обучения" - в самом названии. Это смешение способов обучения, совмещение привычной классно-урочной системы с самостоятельной работой учащегося при помощи электронных материалов, медиа ресурсов (либо самостоятельно найденных в сети Интернет, либо специально подготовленных педагогом). В качестве таких материалов для самостоятельной работы учащегося могут выступать:
- тексты, презентации, видеоролики с теоретическим представлением изучаемого объекта, явления;
- викторины, тесты, опросники для контроля полученных знаний.
Смешанное обучение даёт возможность:
- учащимся - научиться в процессе такого обучения быть более самостоятельными, контролировать своё учебное, свободное время, часто отсутствующим по уважительным причинам ученикам можно освоить пропущенные темы в удалённом режиме, а также в условиях дистанционного обучения в период карантина;
- для педагога - возможность быстрой проверки знаний с помощью готового контента, возможность легко индивидуализировать процесс освоения знаний с помощью быстрой обратной связи (учащиеся, родители), возможность повышения мотивации к учению через внедрение игровых технологий.
Я являюсь педагогом дополнительного образования лицея и окружного дома творчества. Моя предметная область - музыкальное искусство, гитарное исполнительство. Работаю с микро группами подростков до 5 человек. Форма работы также может быть групповая - 20-40 детей (при подготовке масштабных номеров) и индивидуальная (при подготовке солиста к конкурсу). Из разных форм смешанного обучения использую смену классов, т.к. в нашем кабинете 1 стационарный компьютер. Я меняюсь кабинетом с другим детским объединением. В компьютерном классе для начинающих гитаристов я могу использовать видео лекции, презентации, кроссворды, викторины, тесты, обучающие игры, тренажёры. Также для моей работы замечательно подходит перевернутый класс. Если мы с ребятами собираемся начать работу над тем или иным музыкальным произведением, то в домашних условиях подросток может заранее прослушать будущий материал, найти нотный текст, проанализировать его, а в классе мы разберем сложные моменты, отработаем приёмы игры.
Пример:
1. Курс: Знакомство с гитарным искусством
2. Модель организации смешанного обучения: смена рабочих зон, перевёрнутый класс
3. Цель курса: формирование интереса к музыкальному творчеству в области гитарного исполнительства
Задачи:
Настроить на восприятие материалов курса;
Подготовить к усвоению нового материала;
Создание проблемной ситуации;
Научить использовать основные приёмы звукоизвлечения на гитаре;
Научить оценивать результат учебной деятельности.
4. Предметные результаты: формирование первоначальных представления о музыкальном инструменте «гитара», развитие умения звукоизвлечения, пения под гитару.
Метапредметные: формирование умения сравнивать, обобщать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух, умения сотрудничать с педагогом и сверстниками, умение работать с ИКТ.
Инфографический плакат. (Афонин С.Б.)
Этапы:
Подготовьте меня;
Расскажите мне;
Покажите мне;
Позвольте мне;
Помогите мне.
Структура курса: «Знакомство с гитарным искусством»
1 Этап. Подготовьте меня: Занятие проводится в классе, групповая форма работы, педагогом освещается структура изучения тем курса, виды предстоящих работ, после обзора схемы курса и основных понятий, учащиеся должны предложить не менее двух-трёх критериев для оценивания каждого этапа (история появления гитары, строение инструмента, основные виды звукоизвлечения на гитаре); составить таблицу продвижения на основе схемы всего курса.
2 Этап. Расскажите мне: Занятие проводится в онлайн режиме, в домашних условиях. Учащимся предлагается изучить предложенные педагогом материалы и выполнить задания: изучить презентацию об этапах появления и развития гитары, ответить на вопросы викторины по данной теме, просмотреть обучающий видеоролик-тренажёр и отработать предложенные приёмы; изучить карту понятий по строению гитары и дополнить необозначенные части.
3 Этап. Покажите мне: Занятие проводится в классе в звеньях с зонированием пространства, происходит смена зон, в одной зоне идёт консультационная работа с педагогом, в другой происходит обсуждение-дискуссия, поскольку группа разновозрастная, то в зоне обсуждения ведущий - старший, компетентный учащийся, учащиеся должны подготовить и озвучить 1-2 вопроса (проблемы) для обсуждения темы: История появления гитары; в третьей зоне происходит выполнение практической работы: упражнения для освоения приёмов звукоизвлечения.
4 Этап. Позвольте мне: Работа в онлайн режиме, в домашних условиях. На этом этапе учащиеся выполняют 2 задания: провести исследование на тему: "Появление и развитие гитарного искусства в России", результаты представляются в виде презентации, а также учащимся предлагается расширить знания с помощью видео курса по выбору: "Гавайская гитара - укулеле", "Гитара в джазе", "Классическая гитара в наши дни", рефлексия - в комментариях к видео.
5 Этап. Помогите мне: Работа на данном, заключительном этапе проходит в классе и в онлайн режиме. По ходу всего курса учащийся заполняет онлайн стену: ссылки, фотографии, текстовые сообщения, полезные для других учащихся видеоролики. Педагог может наблюдать за работой учащегося на сайте. В классе учащиеся работают самостоятельно, требуется заполнить таблицу самооценки по разработанным критериям по каждой теме.
Пример онлайн сервисов при смешанном обучении:
В творческой группе учащихся использовали доску для работы коллектива.
Создавала викторину в этом ресурсе для коллектива музыкальной направленности.
На сайте этого творческого объединения в бесплатном доступе скачивали интерактивные приложения (для ПК и мобильные версии) по патриотическому воспитанию подростков.
Пример задания:
Посмотрите видео лекции:
Ответьте на вопросы викторины. triv.in
Добавьте к викторине 1-2 своих вопроса.www.triventy.com
Формирующее оценивание.
Формирующее оценивание направлено на то, чтобы учащийся сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное – мог определить, что ему следует делать, чтобы улучшить собственные результаты.
Учебные цели должны быть открыты и понятны для детей. Ученики знают, что они делают, для чего и к чему должны прийти. Критерии оценивания обсуждены вместе с детьми и понятны детям или введены совместно с учениками. Выстроена постоянная обратная связь от учителя к ученику и от ученика к учителю. На любом этапе учебной работы школьник может получить обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться.
Для раскрытия потенциала формирующего оценивания важно не только и даже не столько соблюдение последовательности этапов, а скорее другие вещи. Прежде всего – профессиональная позиция педагога. вы уверены, что каждый ваш ученик способен на большее? И – что вы делаете для того, чтобы каждый ваш ученик развивался? Ответ на эти два вопроса определяет главное – зачем учитель входит в класс: «Я здесь не для того, чтобы контролировать или показывать детям, чего они не могут. Я здесь для того, чтобы помочь им успешно продвинуться в своем образовании. И я безусловно верю, что каждый ребенок на это способен. А это, в частности, означает, что я даю ему постоянную позитивную обратную связь, обращая особое внимание на то, что у него получается хорошо или что стало получаться лучше».
Примеры формирующего оценивания:
Опрос в начале курса: https://goo.gl/forms/6grAUlOlUz9Q7Ybd2
Данный опрос можно провести на третьем этапе «Покажите мне». Рефлексия проводится устно фронтально или индивидуально письменно (за компьютером).
«Плюс – минус – интересно»
«+» | «–» | «?» |
| | |
В графу «+» записывается все, что нравится, вызывает положительные эмоции.
В графу «–» учащиеся выписывают все, что осталось непонятным, нереализованным.
В графу «интересно» (?) учащиеся выписывают то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
По окончании этапов «Подготовьте меня» и «Расскажи мне» заполняется карта самооценки полученных начальных знаний и умений:
№ п/п | Критерии оценки | Очень хорошо | Хорошо | Пока ещё затрудняюсь |
1 | Освоены знания по истории появления гитарного исполнительства | | | |
2 | Изучено строение инструмента | | | |
3 | Освоена посадку гитариста и постановка рук при игре | | | |
4 | Изучены и освоены основные приёмы звукоизвлечения | | | |
Поставьте «+» в нужной колонке |