Статья «Современные формы и методы обучения в работе со школьниками. Смешанное обучение. Формирующее оценивание»

5
0
Материал опубликован 9 September 2020 в группе

Современные формы и методы обучения в работе со школьниками. Смешанное обучение. Формирующее оценивание.

Лескович Наталья Валерьевна,

Педагог дополнительного образования

БОУ г.Омска

Понятие "смешанного обучения" - в самом названии. Это смешение способов обучения, совмещение привычной классно-урочной системы с самостоятельной работой учащегося при помощи электронных материалов, медиа ресурсов (либо самостоятельно найденных в сети Интернет, либо специально подготовленных педагогом). В качестве таких материалов для самостоятельной работы учащегося могут выступать:

- тексты, презентации, видеоролики с теоретическим представлением изучаемого объекта, явления;

- викторины, тесты, опросники для контроля полученных знаний.

Смешанное обучение даёт возможность:

- учащимся - научиться в процессе такого обучения быть более самостоятельными, контролировать своё учебное, свободное время, часто отсутствующим по уважительным причинам ученикам можно освоить пропущенные темы в удалённом режиме, а также в условиях дистанционного обучения в период карантина;

- для педагога - возможность быстрой проверки знаний с помощью готового контента, возможность легко индивидуализировать процесс освоения знаний с помощью быстрой обратной связи (учащиеся, родители), возможность повышения мотивации к учению через внедрение игровых технологий.

Я являюсь педагогом дополнительного образования лицея и окружного дома творчества. Моя предметная область - музыкальное искусство, гитарное исполнительство. Работаю с микро группами подростков до 5 человек. Форма работы также может быть групповая - 20-40 детей (при подготовке масштабных номеров) и индивидуальная (при подготовке солиста к конкурсу). Из разных форм смешанного обучения использую смену классов, т.к. в нашем кабинете 1 стационарный компьютер. Я меняюсь кабинетом с другим детским объединением. В компьютерном классе для начинающих гитаристов я могу использовать видео лекции, презентации, кроссворды, викторины, тесты, обучающие игры, тренажёры. Также для моей работы замечательно подходит перевернутый класс. Если мы с ребятами собираемся начать работу над тем или иным музыкальным произведением, то в домашних условиях подросток может заранее прослушать будущий материал, найти нотный текст, проанализировать его, а в классе мы разберем сложные моменты, отработаем приёмы игры.

Пример:

1. Курс: Знакомство с гитарным искусством

2. Модель организации смешанного обучения: смена рабочих зон, перевёрнутый класс

3. Цель курса: формирование интереса к музыкальному творчеству в области гитарного исполнительства

Задачи:

Настроить на восприятие материалов курса;

Подготовить к усвоению нового материала;

Создание проблемной ситуации;

Научить использовать основные приёмы звукоизвлечения на гитаре;

Научить оценивать результат учебной деятельности.

4. Предметные результаты: формирование первоначальных представления о музыкальном инструменте «гитара», развитие умения звукоизвлечения, пения под гитару.

Метапредметные: формирование умения сравнивать, обобщать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух, умения сотрудничать с педагогом и сверстниками, умение работать с ИКТ.


t1599653551aa.jpg

Инфографический плакат. (Афонин С.Б.)

Этапы:

Подготовьте меня;

Расскажите мне;

Покажите мне;

Позвольте мне;

Помогите мне.

Структура курса: «Знакомство с гитарным искусством»

1 Этап. Подготовьте меня: Занятие проводится в классе, групповая форма работы, педагогом освещается структура изучения тем курса, виды предстоящих работ, после обзора схемы курса и основных понятий, учащиеся должны предложить не менее двух-трёх критериев для оценивания каждого этапа (история появления гитары, строение инструмента, основные виды звукоизвлечения на гитаре); составить таблицу продвижения на основе схемы всего курса.

2 Этап. Расскажите мне: Занятие проводится в онлайн режиме, в домашних условиях. Учащимся предлагается изучить предложенные педагогом материалы и выполнить задания: изучить презентацию об этапах появления и развития гитары, ответить на вопросы викторины по данной теме, просмотреть обучающий видеоролик-тренажёр и отработать предложенные приёмы; изучить карту понятий по строению гитары и дополнить необозначенные части.

3 Этап. Покажите мне: Занятие проводится в классе в звеньях с зонированием пространства, происходит смена зон, в одной зоне идёт консультационная работа с педагогом, в другой происходит обсуждение-дискуссия, поскольку группа разновозрастная, то в зоне обсуждения ведущий - старший, компетентный учащийся, учащиеся должны подготовить и озвучить 1-2 вопроса (проблемы) для обсуждения темы: История появления гитары; в третьей зоне происходит выполнение практической работы: упражнения для освоения приёмов звукоизвлечения.

4 Этап. Позвольте мне: Работа в онлайн режиме, в домашних условиях. На этом этапе учащиеся выполняют 2 задания: провести исследование на тему: "Появление и развитие гитарного искусства в России", результаты представляются в виде презентации, а также учащимся предлагается расширить знания с помощью видео курса по выбору: "Гавайская гитара - укулеле", "Гитара в джазе", "Классическая гитара в наши дни", рефлексия - в комментариях к видео.

5 Этап. Помогите мне: Работа на данном, заключительном этапе проходит в классе и в онлайн режиме. По ходу всего курса учащийся заполняет онлайн стену: ссылки, фотографии, текстовые сообщения, полезные для других учащихся видеоролики. Педагог может наблюдать за работой учащегося на сайте. В классе учащиеся работают самостоятельно, требуется заполнить таблицу самооценки по разработанным критериям по каждой теме.

Пример онлайн сервисов при смешанном обучении:

padlet.com

В творческой группе учащихся использовали доску для работы коллектива.

www.triventy.com

Создавала викторину в этом ресурсе для коллектива музыкальной направленности.

www.ska3.ru

На сайте этого творческого объединения в бесплатном доступе скачивали интерактивные приложения (для ПК и мобильные версии) по патриотическому воспитанию подростков.

Пример задания:

Посмотрите видео лекции:

1www.youtube.com

2www.youtube.com

3www.youtube.com

Ответьте на вопросы викторины. triv.in

Добавьте к викторине 1-2 своих вопроса.www.triventy.com


Формирующее оценивание.

Формирующее оценивание направлено на то, чтобы учащийся сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное – мог определить, что ему следует делать, чтобы улучшить собственные результаты.

Учебные цели должны быть открыты и понятны для детей. Ученики знают, что они делают, для чего и к чему должны прийти. Критерии оценивания обсуждены вместе с детьми и понятны детям или введены совместно с учениками. Выстроена постоянная обратная связь от учителя к ученику и от ученика к учителю. На любом этапе учебной работы школьник может получить обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться.

Для раскрытия потенциала формирующего оценивания важно не только и даже не столько соблюдение последовательности этапов, а скорее другие вещи. Прежде всего – профессиональная позиция педагога. вы уверены, что каждый ваш ученик способен на большее? И – что вы делаете для того, чтобы каждый ваш ученик развивался? Ответ на эти два вопроса определяет главное – зачем учитель входит в класс: «Я здесь не для того, чтобы контролировать или показывать детям, чего они не могут. Я здесь для того, чтобы помочь им успешно продвинуться в своем образовании. И я безусловно верю, что каждый ребенок на это способен. А это, в частности, означает, что я даю ему постоянную позитивную обратную связь, обращая особое внимание на то, что у него получается хорошо или что стало получаться лучше».

Примеры формирующего оценивания:

Опрос в начале курса: https://goo.gl/forms/6grAUlOlUz9Q7Ybd2

Данный опрос можно провести на третьем этапе «Покажите мне». Рефлексия проводится устно фронтально или индивидуально письменно (за компьютером).

«Плюс – минус – интересно»

«+»

«–»

«?»





В графу «+» записывается все, что нравится, вызывает положительные эмоции.

В графу «–» учащиеся выписывают все, что осталось непонятным, нереализованным.

В графу «интересно» (?) учащиеся выписывают то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

По окончании этапов «Подготовьте меня» и «Расскажи мне» заполняется карта самооценки полученных начальных знаний и умений:


п/п

Критерии оценки

Очень хорошо

Хорошо

Пока ещё затрудняюсь

1

Освоены знания по истории появления гитарного исполнительства




2

Изучено строение инструмента




3

Освоена посадку гитариста и постановка рук при игре




4

Изучены и освоены основные приёмы звукоизвлечения




Поставьте «+» в нужной колонке


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации