Презентация педагогического опыта на тему: «Реализация деятельностного метода через различные формы работы с современными источниками информации»
Пояснительная записка к презентации
Коренцова И.П., учитель географии МБОУ «СОШ №1 имени Героя Советского Союза Каманина Н.П.» г. Меленки
Реализация деятельностного метода через различные формы
работы с современными источниками информации.
Сегодня перед школой стоят новые задачи. И самая важная из них -воспитать человека, который мог бы легко адаптироваться к новым социальным условиям. И то, «насколько сегодняшний ученик завтра сможет проявить гибкость, мобильность, способность к саморазвитию и самообразованию, определит его личную успешность и даже государственную полезность».
Помощь ученику в овладении соответствующими умениями и навыками, полная реализация его возможностей — ключевая задача школьного образования. Она означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и нацелен ность на формирование универсальных (метапредметных) общечебных умений и навыков, общественно значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
Таким образом, речь идет о том, чтобы научить учащихся оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс.
«Задача современной образовательной системы — не напичкать ученика фундаментальными знаниями (большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию…» (А.М. Кондаков).
Задача учителя научить учащихся:
основам организации собственной учебной деятельности;
способам поиска, переработки и представления информации;
приемам и методам умственного труда;
основам коммуникативных умений.
Это есть ничто иное как универсальные способы деятельности, которые применяются как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, которые также можно конкретизировать как:
умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,
ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий;
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми
представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения
По словам великого английского писателя и прозаика Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, — это деятельность». На самом деле эта фраза очень емко и точно отражает требования, предъявляемые сегодня к современной образовательной среде. В соответствии с основными идеями, обозначенными нормативными документами, новая школа должна формировать «…систему универсальных знаний, умений навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся». В целом это обучение учащихся через понятие “как знать”, а не через “что знать”, это и есть системно –деятельностный подход.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ученика как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
ставить цели;
решать задачи;
отвечать за результаты.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом (Какие факты на лицо»?, «Что вас удивило? Что интересного заметили?)
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)
РАССМОТРИМ некоторые приемы работы с современными источниками информации. Одним из главных источников информации по прежнему остается учебник. Учебник — главное звено методического комплекса. Наряду с программой он занимает центральное место в целостной системе средств обучения, где все составляющие тесно взаимодействуют и дополняют друг друга. Учебник - один из методов передачи информации с помощью практической деятельности и восприятия. Таким образом, в настоящее время возрастает роль учебника, усложняются его функции. Он должен не только обеспечить усвоение основ наук, но и стать организатором самостоятельной деятельности школьников. С помощью учебника школьник становится «учителем для самого себя», приобретает умения и навыки самообразования. Качество обучения находится в прямой зависимости от желания и умения учащихся активно работать с учебником. Научить учащихся пользоваться учебником и вообще книгой — великая, благодарная и самая необходимая задача.
То есть в условиях модернизации российского образования учебный текст выступает одним из средств реализации деятельностного подхода на уроках географии.
Виды деятельности с учебным текстом:
Воспроизведение:
чтение и пересказ текста учебника;
выборочное чтение;
выделение главной мысли текста;
цитирование;
конспектирование;
составление тезисов к тексту;
комментированное чтение
Сплошной пересказ чаще всего означает простое заучивание текста. Близкий к тексту пересказ не позволяет учителю без дополнительных вопросов сделать вывод о степени овладения учащимся новым знанием. Краткий пересказ — это воспроизведение текста по смыслу, выражение мысли автора своими словами. Задача краткого пересказа для многих школьников становиться непосильной, прежде всего по двум причинам:
Во- первых, сказываются недостатки речевого развития школьников;
Во- вторых, ярко проявляется неумение работать с текстом учебной книги. По данным исследований лишь 14 %учащихся основной школы владеют
умением краткого пересказа. Трудности, испытываемые учащимися при работе с текстом учебника, объясняются тем, что учителя предлагают изучаемый материал в готовом виде, а не учат школьников самостоятельному приобретению знаний при помощи активного чтения.
Логикоструктурный анализ:
деление текста на смысловые блоки;
составление плана (простого и сложного) к тексту;
изложение текста по плану; слов и терминов;
составление по тексту классифицирующих и систематизирующих таблиц;
аннотирование и рецензирование текста;
составление логико- структурных схем;
самостоятельное формулирование выводов и сравнение их с выводами, например, которые представ лены в учебнике рубрикой «Подведем итоги»;
нахождение в тексте слов связок;
выделение в тексте причин и следствий;
постановка вопросов к тексту;
нахождение ответов на те вопросы, на которые есть прямые ответы
и ответы, которые следуют из контекста.
Творческая деятельность:
составление опорных конспектов к тексту;
моделирование текста на контурной карте;
нанесение на контурную карту объектов перечисленных в тексте;
иллюстрирование текста;
перевод учебного текста в другой вид: художественный, публицистический, научный и т.д.;
подготовка аргументов из текста по проблемным вопросам.
Обычно работа с текстом начинается с таких приёмов, как диалог с текстом, вопросы к тексту, выписывание и подчёркивание главного, составление схем, рисунков, таблиц, составление конспекта. Все эти приёмы обработки информации можно использовать при работе с учебниками географии.
1. Упражнение «Редактор» или перевод «с русского на русский». Читаем выделенные на уроке сложные предложения текста и переписываем их другими словами. Уточняем предложение, упрощаем его, но так, чтобы смысл не потерялся.
2. Поставить вопросы к выделенному абзацу (такому, в котором много недоговорённостей).
3. Заполнить «слепой» текст с терминами из изучаемой темы (с поддержкой).
4. Найди подсказки в тексте учебника и сформулируй ответы на проблемные вопросы: Почему?.. Зачем?.. Как можно объяснить?..
5. Зашифровать понятия в символы, систему или последовательность символов.
6. Составить разные предложения с одним и тем же понятием.
8. Найти место в учебнике, где описывается объект, представленный картинкой.
9. Составить интеллект-карту темы.
Интеллект – карта отличается от системы понятий тем, что при её создании проектирование начинается с центра от главного обобщающего понятия, и продолжается в разные стороны. Сама готовая карта, как правило, напоминает рисунок нейрона с множеством ветвящихся отростков. В интеллект - карте могут присутствовать символы, рисунки и т.д.
Работа по странице 36-37 по теме «Вулкан»
10. Верите ли, вы …
- что Антарктида – самый холодный материк?
- что в Антарктиде есть львы и леопарды?
- что в Антарктиде, как и в пустыне, встречаются оазисы, водоёмы с тёплой водой и растительностью вокруг?
- что в Антарктиде нет постоянного населения?
- что Антарктида принадлежит России?
- что рост птиц в Антарктиде достигает 120 см?
Учащиеся обсуждают вопросы в группах, вырабатывают общую позицию. Затем класс выслушивает ответы каждой группы.
11.Можно предложить следующие
задания, способствующие формированию умения «заглядывать вперед» или прогнозировать дальнейшее развертывание содержания читаемого теста.
Допишите словосочетания, угадав недостающие слова:
низвергающийся…,
Марианский…,
четвертичный…,
кайнозойская…,
альпийские…,
синий…,
порожистая…,
вулканический…
и так далее.
12. Сравнить два близких понятия по смыслу, найти сходство.
Что общего между тундрой и пустыней?
Что общего в географическом положении Польши и Китая?
Ответы найти в тексте учебника.
13. Сравнить два близких понятия по смыслу, найти различия.
Назовите как можно больше отличий бризов от муссонов.
Сравните циклоны с антициклонами, найдите не менее 4-х отличий.
Назовите различия между паводком и половодьем.
Ответ на любой из предложенных вопросов
ценнее простого воспроизведения определения соответствующего понятия
-В каком случае Вас обрадует, а в каком огорчит известие о том, что погоду на ближайшие сутки в нашей местности будет определять а) циклон; б) антициклон? Обоснуйте собственную точку зрения. (Дискуссионный вопрос, основанный на применении знаний)
-Каким атмосферным процессом определяется погода за окном, здесь и сейчас. Обоснуйте собственную точку зрения.
14. Свертывание информации в таблицу. В тексте нужно делать соответствующие отметки и заполнять таблицу по окончанию чтения. Для детей, медленно читающих, текст сокращается. Приём использую в 7 и 8 классах. Препятствие возникает, когда заполняют таблицу. Так как дети у нас не умеют выбирать минимум нужной информации, они стараются переписать в таблицу всё, что отметили полными предложениями и абзацами. Я учу их делать это правильно, т.е. выписывать наиболее значимые фразы, просто отдельные слова, которые характеризуют факт или явление. Приём используется для того, чтобы снять проблему неосмысленного конспектирования. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки "V", "+", "-", "?", а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки стали заголовками граф таблицы.
В таблицу сведения из текста заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект
V |
+ |
— |
? |
я это знал(а) |
новое для меня |
думал(а) иначе |
непонятно, нужно разобраться |
15.Прием развертывания текста.
Прочтите текст. Сформулируйте вопросы к нему. Устно ответьте на
них. Напишите маленький рассказ, дополнив предложенный текст новой информацией. Для получения дополнительной информации воспользуйтесь атласами, энциклопедиями, справочниками.
Значительные средства были направлены на спасение Великих Американских озер, и результат был достигнут, многочисленные рекламные плакаты вещают: «Приезжайте на озеро Эри! Оно снова чистое!».
Предполагаемые вопросы и ответы ученика:
1.Какие озера входят в систему Великих Американских озер?
(Эри, Гурон, Мичиган, Онтарио, Верхнее).
2.Почему озера пришлось спасать? (На его берегах много крупных населенных пунктов; промышленные сбросы, сточные воды попадают в озера).
3.Почему речь идет именно об озере Эри? (Оно самое маленькое по площади
и первым не выдержало загрязнения).
4. Почему возникла необходимость очистки Великих Американских
озер? (Загрязнение привело к гибели многих видов промысловых рыб, на берегах озер стало опасно отдыхать, а в воде купаться).
Новый текст:
«Значительные средства были направлены на спасение Великих Американских озер: Верхнее, Гурон, Онтарио, Мичиган и Эри. Эта необходимость возникла из-за сильного загрязнения озер (промышленные стоки многочисленных предприятий, расположенных на берегах; удобрения, смываемые с полей; тепловое загрязнение). Первым не выдержало самое маленькое из озер — озеро Эри: исчезли стада ценных промысловых рыб, отдыхать на берегах озера и купаться в нем стало опасно. Выделенные на спасение озер средства дали результат, о чем свидетельствуют многочисленные рекламные плакаты: «Приезжайте на озеро Эри! Оно снова чистое!»
В работе с текстами важно использовать не только инструкции и задания, носящие обучающий характер. С учениками можно провести на уроке тематические тренинги и игры практикумы, ведь в игре со сверстниками любое дело спорится веселее и легче.
Например, такие: 16. «Самое главное».
Прочитать текст (3 мин). Придумать наиболее подходящее слово характеризующее данный текст, т. е. охарактеризовать данный материал одним словом (1 мин). Составить главную фразу, отражающую содержание текста (1 мин). Найти в тексте какой-то секрет, особенность, т. е. то, без чего данный текст был бы лишен смысла (1 мин). Подведение итогов: определяются игроки, придумавшие лучшие варианты.
17.Задание-тренинг (по рис. 80«Типичный ландшафт Северной Африки», с. 80 учебника):
1. В течение 3 мин. напиши рассказ о ландшафте Северной Африки (индивидуальная работа).
2. В паре за 1 мин. из двух рассказов составьте один.
3. Работа в группе (4 человека): из двух рассказов составьте один и представьте его для обсуждения в классе перед одноклассниками.
На основе представленного группой ребят описания учитель с помощью беседы с учащимися выстраивает изучение материала об особенностях природы Северной Африки.
18.Соберите рассыпанные слова в предложения.
Покров, и приурочен, растительный, залегания, вод, разрежен, к местам, неглубокого, грунтовых.
Настригу, ее, на мировой, по поголовью, и вывозу, Аргентина, в мире, первых, одно из, рынок, овец, шерсти, занимает, мест.
19.Соберите из рассыпанных предложений связный текст.
То их снимают и промывают в реке. Такую хижину ставит женщина.
Затем побег сгибают. Густо покрывают травой, листьями банана.
Расчетливые пигмеи сконструировали свое жилище.
Таким образом жители «стирают» «крышу» и «стены» своего дома.
Из листьев, травы и веток.
И вгоняют в землю длинные эластичные ветки.
И она же считается ее владелицей.
И вгоняют в землю на противоположной стороне.
И начинают привлекать надоедливых насекомых.
А мужчина лишь подбирает длинные ветки.
Получившиеся полукруглые крыши.
Сначала строительницы чертят палкой круг.
Если же листья запачкались.
20.Определите по содержанию текста главную мысль и выразите ее своими словами.
Золотой берег — так еще в XV веке называли побережье Ганы; низменный участок побережья Атлантического океана в Либерии назывался Перцовый берег; до1986 г. республика Кот-д'Ивуар носила название Берег Слоновой Кости; а побережье Гвинейского залива носило название Невольничий берег.
21.Полномочным представителем главной мысли текста является
эпиграф, работа над которым может быть интересной, увлекательной и эмоционально окрашенной для учащихся. Прочтите эпиграф. Какие вопросы возникают у вас? Дайте на них краткие ответы. Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте параграфа?
Но эти царственные воды,
Но горы в сизой полумгле.
Байкал — священный дар природы —
Да будет вечен на Земле.
(А. Твардовский)
Предполагаемые вопросы и ответы учащихся:
Почему воды «царственные»?
Возможно, озеро Байкал одно из крупнейших в мире, имеет огромные запасы пресной воды.
О каких горах идет речь? Озеро расположено среди горных хребтов.
Почему Байкал — это «дар природы»?
Вероятно, во многом озеро уникально. Это огромный резервуар чистейшей воды, здесь обитают редкие живые организмы, дуют не обыкновенной силы ветры.
Почему озеро обязательно нужно сберечь?
Может быть, это объясняется его уникальностью и стремлением людей сохранить его в пер возданном виде для последующих поколений жителей Земли.
В параграфе пойдет речь о географическом положении озера, его
происхождении, особенностях окружающей природы, свойствах вод,
уникальных живых организмах и использовании Байкала человеком.
22.прием «Толстые и тонкие вопросы». Использование приема «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать
«Тонкие» вопросы |
«Толстые» вопросы |
Кто…? |
Дайте три объяснения почему…? |
Что…? |
Объясните почему…? |
Когда…? |
Почему вы думаете…? |
Может…? |
Почему вы считаете…? |
Как звали…? |
В чём различие…? |
Согласны ли вы…? |
Предположите, что будет, если…? |
Верно ли…? |
Что, если…? |
Я начинаю игру и задаю свой вопрос. Тот, кто поднял руку первым, получает право отвечать на данный вопрос. Если ответ верный, право задавать свой вопрос переходит к отвечавшему. Если вопрос очень простой и поднятых рук много, ученик, задающий вопрос, вправе выбирать для ответа любого учащегося. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все вопросы. Вопросы с одинаковым смыслом исключаются. Победителем считается тот, кто задал последний вопрос.
Рассмотрим возможности деятельностного метода с использованием интерактивных и мультимедийных источников информации.
Для реализации деятельностного подхода использую мультимедийные учебники. Их достоинства:
-материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождающихся словами диктора, музыкой, что способствует повышению мотивации учебной деятельности школьников;
- учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающих, тренировочных, итоговых) и тестовых заданий.
- создается ситуация успеха: при неудачном выполнении задания имеется возможность повторить его несколько раз, выбирая индивидуальный темп работы, не боясь отстать от других одноклассников, или ответить хуже их. Большинство практических заданий носят игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения;
- создана возможность нелинейного перемещения по курсу;
- демонстрация анимационных схем, видеофильмов, раскрывающие сущность изучаемого явления и его динамичность в случае, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер
Работа с текстом Гейзеры + мультимедийная схема
Мультимедийная схема по проблеме «Почему Африка самый жаркий материк?» представлены в презентации.
Интерактивное средство обучения – комплексное программно-техническое средство обучения, позволяющее учителю или ученику управлять содержащейся в нем учебно-методической информацией при подготовке к уроку, изучении, повторении, закреплении и проверке знаний и умений.
Цифровая карта является своеобразным «слоеным пирогом». Географическая информация представлена в цифровой карте как совокупность геоинформационных слоев. Каждый слой содержит определенную группу объектов, посвященных какой-то конкретной теме, поэтому такие слои часто называют тематическими слоями.
Сейчас использование интерактивных карт на уроках географии позволяет учителю:
использовать на уроках разные пространственные модели – цифровые карты, цифровые снимки;
оперативно менять масштаб картографического изображения на экране с целью изменения детализации размещения географических объектов и явлений;
накладывать одни тематические слои на другие, а также на общегеографическую, физическую карту;
подготовить набор цифровых карт, в том числе контурных, необходимых для практических работ;
Ученику подобная работа поможет научиться:
читать географические карты в цифровом виде;
искать географические объекты на цифровой карте;
проводить измерения и расчеты по цифровой карте;
заполнять цифровые контурные карты
создавать собственную цифровую географическую карту
описывать взаимосвязи между географическими объектами и явлениями при наложении цифровых тематических карт разного содержания.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ИНТЕРАКТИВНЫМИ КАРТАМИ
Существует три основных вида работы с электронной картой:
1) работа со слоями карты;
2) работа с дополнительным материалом;
3) использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и др.).
РАБОТА СО СЛОЯМИ КАРТЫ
Наиболее полезной функцией электронных карт является возможность комбинирования их слоев. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Например, на карту строения земной коры можно наложить слой с рельефом и сделать вывод о соответствии крупных форм рельефа определенным структурам земной коры. Прием наложения карт актуален и при изучении отраслей хозяйства. Сопоставляя карты «Электроэнергетика России», «Топливные ресурсы» и «Плотность населения», ученики выявляют закономерности размещения электростанций разных типов по территории нашей страны.
Комбинируя слои карты, во-первых, можно снимать с нее информацию, которая неактуальна на данном уроке (например, на уроке, посвященном формам рельефа, с физической карты можно снять градусную сеть, течения и полезные ископаемые). Во-вторых, с помощью разного сочетания слоев на основе базовой карты можно создать целый набор специализированных карт, например карты без названий (для организации индивидуальных ответов у доски и проведения географических диктантов); частично подписанные карты (к примеру, с названиями только объектов суши); контурные карты.
РАБОТА С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Еще одной важной характеристикой электронных карт является наличие информационного блока. Этот блок отражает специфику карты, заостряя внимание на наиболее значимых особенностях географических объектов и территорий. Например, информационный блок к физической карте полушарий содержит сведения о крупнейших реках, озерах, формах рельефа Земли и т. д.
Большинство дополнительных материалов снабжено иллюстрациями. Это увеличивает наглядность пособия, а также дает возможность разнообразить формы работы на уроке. Например, на основе фотографий географических объектов и пунктов легенды можно обсуждать смысл каждого условного знака карты, давать развернутое описание объекта, сравнивать объекты.
Сопоставление фрагментов карты и космических снимков позволяет лучше понять, что такое карта, а также хорошо иллюстрирует искажения, возникающие при переносе поверхности шарообразной Земли на плоскость (обсуждение этой проблемы можно построить на основе сравнения формы Австралии на карте и на спутниковой фотографии).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОГРАММЫ
Функция рисования значительно расширяет область применения электронных карт на уроке, увеличивает их наглядность. Появляется возможность выделять объект или группу объектов, на которые необходимо обратить внимание, добавлять на карту информацию (например, о направлениях ветров для объяснения схемы течений в океане) и т. д.
Функцию рисования можно задействовать при выполнении творческих заданий (например, по восстановлению формы объектов, относящихся к слоям, снятым с карты).
Возможность наносить на карту подписи облегчает процедуру организации географических диктантов (работ, посвященных проверке знания номенклатуры), позволяет ставить перед учениками задания на классификацию или сортировку объектов (например, расположить горы в порядке уменьшения их преобладающей высоты).
При всех своих достоинствах одним из недостатков этого источника знаний является неспособность карты отражать динамику процессов и явлений, происходящих в природе и обществе.
Как же визуально изучить явление, если характеристики его изменяются в пространстве и времени?
В таких случаях на помощь картам приходят космические снимки, имеющие неоспоримые преимущества перед картами. Они производят съѐмку самых труднодоступных мест Земли, способны изменять масштаб, охватывая то обширные территории, то небольшие участки местности.
Геосервис Google Earth (Планета Земля) дает педагогам принципиально новый интерактивный и масштабируемый инструмент, способный одновременно и придать новое качество изучению географии, и ознакомить учащихся с технологиями онлайнового получения и обработки космических данных.
Этот браузер превосходное средство для исследований, презентаций и работы с информацией, имеющей географическую привязку. Возможно создание виртуальных экскурсий , копирование фотографий, запись видео.
Google Планета Земля позволяет заниматься изучением архитектуры городов, выполнить быстрый географический анализ, проектировать. Перемещение в нужное место обеспечивает мгновенное понимание рельефа территории, размеров участка Земли и его удаленности.
Google Планета Земля — это географический браузер, который представляет собой мощный инструмент для просмотра и создания интерактивных файлов с визуальной географической информацией высокого разрешения, а также для обмена ими.
Выделим иллюстративные возможности сервиса: показывает
фотокарты всей поверхности суши,
фотографии пользователей сервиса Panoramio.ru, привязанные к определенным точкам местности,
энциклопедические статьи http://ru.wikipedia.com,
трехмерные модели территории и дна Мирового океана,
веб – камеры, круговые панорамы, видеофрагменты, метеорологические сведения, обозначение и название орографических объектов, и много других данных.
Данный географический сервис направлен на формирование информационно-коммуникативных компетенций в изучении географии, то есть помогает:
владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера, модема, копира, сканера;
организовывать свои собственные приемы изучения;
понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в географии.
овладеть методами географических исследований (обработки, анализа и синтеза географической информации) - картографическими, аэрокосмическими и методами географического районирования и прогнозирования;
самостоятельно интерпретировать и представлять результаты исследовательских и проектных географических работ.
Следует выделить способы использования программы:
иллюстративный, мотивационный (учитель объясняет ученикам, что изображено, на что необходимо обратить внимание);
источник информации для решения учебной задачи;
иллюстрация ответ ребенка, результат самостоятельного поиска.
Приведу несколько примеров использования программы на уроках географии для формирования представлений о географических понятиях:
-Норвегия – фьорды с использованием 3Д функции для объемного показа скалистых берегов страны, частей реки – исток, устье на примере реки своего края – река Ока, дельта на примере реки Амазонки, материковая отмель и т.д.
-выполнить исследовательское задание: изучить влияние открытого способа добычи железной руды на природу. Для этого провести исследование изменения территории за 10 лет при добыче железной руды открытым способом в Белгородской области ( кнопка Время позволяет просмотреть данную территорию за 10 лет), предложить пути решения экологической проблемы, соответствующих современному уровню экологического мышления;
-провести исследование на влияние лесной промышленности, добычи нефти и газа на окружающую среду на примере снимков республики Коми. Изменяя масштаб снимков, четко видны свежие лесные вырубки прямоугольной формы, окрашенные светлым коричневым цветом, темно – зеленые пятна нетронутой темнохвойной тайги, территории прямоугольной формы, окрашенные светло – зеленым цветом соответствуют вторичным лесам на вырубках. В сочетании с картами атласа, учебным пособием и дополнительными источниками информации учащиеся пытаются дать оценку масштабам влияния вырубки леса на природу в отдельном взятом районе. Аналогичная работа проводится ребятами со снимками в местах добычи нефти и газа.
В результате практического использования программы формируется методическое обоснование использования современного географического сервиса Google Планета Земля:
является важным источником информации с пространственным поиском по фотокарте;
отражает динамику процессов и явлений, происходящих в природе;
показывает изменение характеристик явления во времени;
имеется способность «играть масштабами»;
производит съемку самых труднодоступных мест земли;
комплексный, современный, иллюстративный, мотивационный источник географической информации, инструмент для решения учебной задачи, а также результат самостоятельного поиска учащихся;
целесообразно использовать для организации поисковых и исследовательских работ учащихся как индивидуальных, так и групповых в сочетании с разнообразными источниками географической информации.
В рамках экспериментальной работы творческой лаборатории: «Самосовершенствование личности на основе интерактивных технологий» использую технологию ИРЛ.
Что такое интерактивный рабочий лист?
Интерактивный рабочий лист - электронный рабочий лист, созданный учителем для самостоятельной работы ученика.
Целью работы с листом является не запоминание или повторение конкретного учебного материала, а овладение новым способом действия.
Предназначены для самостоятельной работы учеников на уроке или дома.
Желательно использование именно электронного варианта листа, хотя, при необходимости, его можно распечатать и на бумаге.
Интерактивный лист, кроме рабочей части, всегда содержит название/подпись и короткую инструкцию для работы с ним.
Конструкция листа рассчитана на преобразование исходного материала листа, активную работу ученика с ним.
Работа с листами подразумевает свободное использование любых источников информации (как бумажных, так и Интернет-источников).
Шаблоны листов универсальны, их можно использовать на самых разных школьных предметах.
Готовый лист легко клонируется, его можно изменять и дополнять.
Как выглядят результаты работы учеников с рабочими листами?
Результаты работы разных учеников с рабочими листами всегда различаются между собой, вернее сказать, вероятность одинакового заполнения крайне мала), поэтому эти результаты никогда не оцениваются с точки зрения "правильности".
Где и для чего можно использовать подобные листы?
на уроке в компьютерном классе для самостоятельной работы учащихся с последующим обсуждением результатов,
в своем кабинете для фронтальной работы на уроке,
в своем кабинете для самостоятельной работы одного ученика с последующим обсуждением результатов,
на домашнем компьютере учащегося в качестве альтернативного домашнего задания.
Технология использования интерактивного рабочего листа:
Учитель создает и публикует интерактивный рабочий лист в среде электронного обучения (ссылкой или вставляя в страницу кодом).
Учитель также дополнительно создает копию этого листа для клонирования шаблона каждым учеником. Для этого в настройках совместного доступа устанавливается возможность редактирования для "любого пользователя, обладающего ссылкой".
Ученик переименовывает клонированный лист и может его видоизменять/редактировать (выполняя задание).
После выполнения задания ученик публикует свой рабочий лист с помощью URL-адреса в среде электронного обучения (сайте/блоге), предъявляя таким образом другим участникам свою работу. Теперь листы, созданные разными учениками, можно обсуждать, комментировать, оценивать... Получилась своеобразная "выставка"!
Примеры ИРЛ представлены в презентации.
Русский язык: учитель Т.А. Шагина
Задание №3 для 7 класса использовала в качестве закрепления изученного материала по теме «Причастие» Для того чтобы выполнить задание семиклассникам необходимо было повторить, какие причастия относятся к действительным, а какие - к страдательным.
Это задание можно использовать в качестве повторения изученного в 8, 9 классах
Задание №4 учащиеся 7 класса выполняли после изучения темы «Союз как часть речи»
Задания по литературе были предложены учащимся 5 класса после изучения рассказа И.С. Тургенева «Муму"
Примеры использования ИРЛ по теме «Строение земной коры» в курсе природоведения (Коренцова ИП.).
Задания выполнены по нарастающей по степени сложности: от базового уровня ( ИРЛ №1) до высокого( ИРЛ №3)
На основании работы с ИРЛ учитель сделала выводы:
создается новый образовательный продукт сначала учителем, а потом и учеником;
реализуются компетентностный , деятельностный подходы в обучении;
эффективен в работе с одаренными детьми;
эффективен в дистанционном обучении;
положительно оценивается учащимися и родителями ( на основе анкетирования участников)
Таким образом, использование различных приёмов для реализации деятельностного подхода предполагает сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а так же обучается способам своей собственной деятельности.