Тема: «Плавание судов». Законы физики служат людям.
7 класс.
Цель: знать и понимать физические основы плавания судов.
Задачи:
создание условий для расширения понятийной базы учащихся и изучения физических основ плавания судов.
воспитание целеустремленности при достижении поставленной цели, ответственности за результаты своего труда, уважения к мнению товарищей, доверительного отношения, чувства взаимопомощи, поддержки.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты.
Познавательные:
сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о физических основах плавания тел;
умение работать с различными источниками информации, включая эксперимент;
умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
понимание смысла поставленной задачи;
умение выполнять учебное действие в соответствии с целью
Коммуникативные:
сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;
умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;
умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Предметные результаты:
в познавательной (интеллектуальной) сфере:
правильное понимание физических основ плавание судов.
в ценностно-ориентационной сфере:
применение новых знаний в новой ситуации.
Тип урока – урок открытия нового знания.
Технология – технология Педагогических Мастерских.
Оборудование – комплект для изучения плавания тел, магниты, листы и фломастеры, презентация.
Этапы урока |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
УУД |
I Мотивационно - ориентировочный компонент. |
|||||
1.Организационный момент. |
|||||
II Операционно-содержательный компонент |
|||||
1. Индукция" |
Создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. |
Нарисуйте слово «плавание»; - Запишите ассоциации, которые возникают у вас во время работы над рисунком |
- Рисуют в тетрадях познавательный объект. |
Создать потребность в познании. Создать мотив к познанию. |
Познавательные, личностные. |
2."Социализация" |
выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция) |
Организует работу в группах: "Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами". |
Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами. |
Применение полученных знаний для решения практических задач. |
Познавательные, личностные, коммуникативные. |
3."Афиширование" |
вывешивание "произведений - работ учеников в классе, ознакомление с ними |
Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. |
Представляют результаты работы групп. |
Личностные, познавательные, коммуникативные |
|
4. "Разрыв" |
внутреннее осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому |
1. Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. 3. Показывает демонстрационный эксперимент |
1. Осознают возникшие познавательные противоречия. |
Закрепляют и применяют полученные знания. |
Личностные, познавательные, коммуникативные |
III. Рефлексивно-оценочный |
|||||
6. Домашнее задание. |
Обеспечивает понимание содержания домашнего задания. |
Запись в дневник |
Записывают в дневник. |
Закрепляют и применяют полученные знания. |
Познавательные. |
7. Рефлексия. |
«Ступени роста» |
«Ступени роста» |
Самооценка своей деятельности |
Личностные. |
На доске запись «Плавание ….?».
Нарисуйте СЛОВО «плавание». Запишите ваши ассоциации с этим словом.
Итог. Обсуждаем.
Плавание.
Человека |
Судов |
Подводных лодок |
1.Какие условия должны выполняться во время плавания тел? Проверим на опыте.
ФЭЗ №1. Сосуд с водой, цилиндры деревянный, пластмассовый и алюминиевый.
Проблема. В одном из рассказов Джека Лондона говорится о том, что эскимосы не поверили своему соплеменнику, который им рассказал, что у белых людей есть корабли, изготовленные из железа, и что эти корабли плавают. Эскимосы назвали рассказчика лгуном, утверждая, что этого не может быть, так как железо в воде тонет.
2. Может ли плавать тело, если плотность материала, из которого оно сделано больше плотности жидкости? Масса современных судов достигает несколько десятков тысяч тонн. Почему же они не тонут?
ФЭЗ №2. Сосуд с водой, пластилин.
Дело в том что, несмотря на огромную массу их средняя плотность по-прежнему меньше плотности воды. При этом сила тяжести, действующая на судно, уравновешивается архимедовой силой, и судно плавает. Если бы корабли не имели внутри себя заполненных воздухов отсеков и целиком состояли из металла, они, конечно, не смогли бы удержаться на воде. Но корабли содержат много пустых помещений. Это и приводит к тому, что их средняя плотность оказывается меньше плотности воды.
Основные понятия темы. Работа по учебнику.
1. Осадка судна – глубина погружения.
2. Ватерлиния – линия, отмечающая наибольшую допустимую осадку.
3. Водоизмещение – вес воды, вытесняемый судном при погружении его до ватерлинии.
4. Грузоподъемность – принятый на судно груз при погружении до ватерлинии.
3. Суда способные плавать под водой называют подводными, а все остальные – надводными.
Приведите примеры надводного транспорта и подводного.
4. Как происходит подъем и погружение подводной лодки?
ФЭЗ№3. Сосуд с водой и подводная лодка.
Для погружения в воду в подводных лодках применяют специальные балластные цистерны, наполненные водой. Всплытие подводной лодки происходит вследствие вытеснения воды из этих цистерн сжатым воздухом.
5. Охарактеризовать экологическую ситуацию, создаваемую в результате эксплуатации подводных и надводных транспортных средств. Предложить альтернативный транспорт.
Водные транспортные средства загрязняют воду. Нефть, попавшая в море из двигателей или из танкеров, всплывает и растекается по поверхности, в результате на воде образуется пленка, резко уменьшающая газообмен между водой и воздухом и тем самым нарушающая нормальную жизнь рыб и друг их обитателей моря. Таким образом, экологическая обстановка ухудшается. Экологически безвредными транспортными средствами являются плоты и парусные суда.
6. Из истории водного транспорта.
7. Задачи.
1. Почему надувная лодка имеет малую осадку? (плотность воздуха меньше плотности воды, а вес стенок лодки невелик.)
2. Почему тонет корабль, получивший пробоину?
3. Почему гвоздь в воде тонет, а тяжелое металлическое судно нет?
4. Как измениться осадка судна при переходе его из реки в море?
5. Почему подводной лодке иногда трудно оторваться от глинистого дна? (Архимедова сила не возникает в том случае, когда вода не проникает между лодкой и дном).
Б.С. Житков «Под водой»
Подводная лодка не может всплыть со дна залива. «Лейтенант вздрогнул. Минер вопросительно на него посмотрел.
- Сели на мель? Так ведь? – спросил он лейтенанта.
Рули были поставлены на подъем, винт работал, приборы показывали, что лодка на той же глубине. Лейтенант вспомнил, что тут в порту глинистое, липкое дно».
6. Взгляните, как плавает ягодка винограда в стакане с газированной водой. Что общего между этим явлением и подводной лодкой? (У подводной лодки есть специальные цистерны. Называются они – балластные. Когда лодка должна всплыть – они должны быть пусты, при погружении – их заполняют забортной водой. В случае ягоды винограда роль таких цистерн выполняют пузырьки воздуха, которыми покрыта эта ягода.
7. За одну минуту приведите примеры использования закона Архимеда в мире живой природы.
8. «Задача от Архимеда».
Однажды царь спросил у Архимеда, сколько нужно взять золота, чтобы его масса была равна массе слона? Архимед довольно легко справился с этой задачей. Догадайтесь, каким способом?
Итог урока. Домашнее задание.
Инструкция по выполнению ФЭЗ.
ФЭЗ №1. Плавание тел.
Цель: выяснить условия плавания тел.
Приборы и материалы: цилиндры, сосуд с водой.
Ход работы.
1. Опустите цилиндры в сосуд с водой. Что произошло?
2. Сделайте вывод.
ФЭЗ №2. Плавание судов.
Цель: исследовать зависимость погружения тела в воду от его объема и увеличения
веса.
Приборы и материалы: кусок пластилина, мелкие предметы, сосуд с водой.
Ход работы.
1. Опустите кусок пластилина в сосуд с водой. Что произошло?
2. Выньте пластилин из воды. Сделайте из него лодку и опустите её в сосуд с
водой. Что произошло?
3. Нагрузите лодку. Что произошло?
4. Сделайте вывод.
ФЭЗ №3. Погружение и подъем модели подводной лодки.
Цель: доказать справедливость закона Архимеда.
Приборы: модель подводной лодки, груша, эластичный шланг, сосуд с водой.
Ход работы.
1.Соединить модель подводной лодки с грушей с помощью эластичного шланга.
2. Лодка находится на поверхности воды, грушу сжимают, затем отпускают.
Что произошло с лодкой?
3.Снова сжимают грушу. Что произошло с лодкой?
4. Сделайте вывод.
Лист самоподготовки, самопроверки и самооценки.
Фамилия:___________________________класс:_________дата:_____________________
Тема:______________________________________________________________________
Задание№1. Выполните ФЭЗ№1.
Вывод:______________________________________________________________________________
Задание№2. Выполните ФЭЗ№2.
Вывод:______________________________________________________________________________
Задание№3. Заполните пропуски в тексте и запомните. (Смотрите текст учебника на стр. 155-156)
1. Осадка судна – ________ погружения.
2. Ватерлиния – линия, отмечающая __________ допустимую __________.
3. Водоизмещение – вес ____________, вытесняемый судном при погружении его до _________.
4. Грузоподъемность – принятый на судно ____ при погружении до _________.
5. Суда способные плавать ____________ называют подводными, а все остальные –___________
Задание № 4. Выполните ФЭЗ№3.
Вывод:______________________________________________________________________________
5. Самооценка. Оцени свою работу на уроке.
Количество баллов______ Оценка_____
____________________________________________________________________