Тематический контроль в дошкольной образовательной организации
Важным в работе заведующего детского сада, является всестороннее изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в ДОО, или по направлениям деятельности педагогов.
Тематический контроль способствует получению более полной информации, и вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива или отдельного педагога.
Тематика изучения состояния воспитательно-образовательного процесса планируется в годовом плане. Для того чтобы тематический контроль был результативным, необходимо провести подготовительную работу в несколько этапов.
Постановка целей контроля.Руководитель должен ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Эти результаты могут быть связаны с улучшением воспитательно-образовательного процесса, ростом профессионального мастерства педагогов, созданием условий для развития лучшего опыта, сотрудничества с родителями и т.п.
Составление плана тематического контроля с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы.Лучше всего взять конкретный раздел программы детского сада и выделить в нем то общее, что в первую очередь важно для всех возрастных групп. Следует обратить особое внимание на то, как усложняется раздел программы в зависимости от возраста детей; подобрать и изучить все соответствующие методические рекомендации, инструкции, приказы вышестоящих органов по теме.
Формы плана могут быть разными.
По какой бы теме не составлялся план тематического контроля, в нем всегда выделяется 5 направлений.
1. Оценка качества образовательного процесса ДОО (педагогический мониторинг).
2. Оценка профессиональных умений воспитателя. Эффективность используемых им методов и приемов работы с воспитанниками. Формы организации детского коллектива. Система профессионального роста педагогов ДОО.
3. Уровень планирования режимных моментов, системность и последовательность. Соответствие возрастным особенностям воспитанников и образовательной программе учреждения. Наличие в методическом кабинете ДОО разработок, рекомендаций в помощь к планированию, реализации.
4. Оценка развивающей предметно-пространственной среды, условий для организации педагогического процесса по данному направлению, наличие разнообразных пособий.
5. Сотрудничество с родителями для развития воспитанников. Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей. Оценка родителями результативности работы педагога (табл. 1).
Таблица 1.
План тематического контроля
Цель: _______________________________________________________
Проверка проводится с _____ 20____ г. по _____ 20___г.
Разделы плана
Содержание | Методика контроля | |
1.Педагогический мониторинг (оценка качества образовательного процесса ДОО) | ||
2. Уровень профессионального мастерства воспитателя | ||
3. Система планирования работы с детьми | ||
4. Создание условий: в группах; в методическом кабинете | ||
5. Работа с родителями |
Подготовленный план необходимо представить воспитателям за две недели до начала проверки, (Приложение 1) разъяснить, какие вопросы, и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада.
Руководитель, старший воспитатель сада, обязаны оказать всю необходимую помощь воспитателям в подготовке к тематическому контролю.
Экземпляр плана контроля должен находиться в методическом кабинете и быть доступным для каждого воспитателя в любой момент.
Она предусматривает составление вопросников, подбор диагностических методик, составление схем для фиксирования хода и результатов контроля. Руководителю целесообразно проанализировать записи в тетради посещения групп (какие недостатки уже отмечались, что предлагалось исправить, устранить, изменить, было ли это выполнено, насколько качественно).
В некоторых садах используется такой порядок тематического контроля:
изучаются отдельные, заранее определенные вопросы;
результаты каждого изучения фиксируются в специальных схемах-листах, тщательно анализируются.
Затем по результатам каждой отдельной проверки делается общий вывод о работе всех групп по изучаемому вопросу.
Составленные и проанализированные по единой схеме (независимо от того, кто проверял) материалы тематического контроля являются хорошим банком данных о состоянии дел в детском саду по разделам программы и по годам.
В тематическом контроле, кроме заведующей и старшего воспитателя, участвуют обычно и другие сотрудники: психолог, музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, наиболее опытные воспитатели.
Задача руководителя - поставить перед каждым участником конкретную задачу, подробно разъяснить порядок ее выполнения, предоставить в помощь подробный вопросник или схему для заполнения.
Для того чтобы распределить обязанности и четко спланировать тематическую проверку во времени, руководитель может использовать таблицу (табл.2).
Даты проведения контроля | Возрастные группы | |||
Младшая | Средняя | |||
1-я половина дня | 2-я половина дня | 1-я половина дня | 2-я половина дня | |
Понедельник | Просмотр режимных моментов | Проверка плана работы (ст. восп.) | Посещение занятий (заведущ.) | Анализ предметной среды |
Вторник | Посещение занятий (ст. восп.) | Проверка плана работы (заведующ.) |
Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и приказом руководителя (Приложение 2) и заслушиваются на педагогическом совете. В содержании аналитической справки должны быть представлены материалы по всем 5 направлениям, которые обозначены в плане тематического контроля.
Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете ДОО. Они являются банком данных о состоянии педагогического процесса по одному из направлений деятельности педагогического коллектива ДОО и используются при подготовке учреждения к аттестации.
Приложение 1
План контроля
№ | Разделы контроля | Содержание | Методика | Дата, Ответственный | Отметка о выполнении |
1 | Обследование уровня использования ИКТ – технологии образовательном процессе с воспитанниками | Соответствие уровня развития ИКТ-технологии программным целям и задачам | Схема обследования области применения ИКТ- технологии педагогами ДОУ | ||
2 | Оценка профессиональных умений воспитателя | Умение воспитателя использовать ИКТ- технологию в воспитательно-образовательном процессе | Карта оценки профессионального мастерства воспитателя | ||
3 | Создание условий | Создание условий для применения ИКТ-технологий в группе, ДОО | Протокол обследования оборудования использующего в воспитательно-образовательном процессе | ||
4 | Мониторинг развития воспитанников | Обследовать организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей с применением ИКТ-тенологии | Карта анализа организации совместной деятельности педагога и детей | ||
5 | Оценка форм взаимодействия с субъектами образовательного пространства (администрация, педагоги, родители, воспитанники). | Формы и методы работы с использованием ИКТ-технологии | Анализ наглядной информации, анкетирование | ||
6 | Итог | эффективность развития ИКТ технологии в воспитательно-образовательном процессе | Аналитическая справка |
Приложение 2
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"Детский сад №000"
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
(МБДОУ «Детский сад №000»)
ПРИКАЗ
г. 0
02.03.2020 №70 осн
О проведении тематического контроля
на основании годового плана и в целях повышения качества образовательной деятельности
ПРИКАЗЫВАЮ:
Провести тематический контроль по теме «Эффективность развития ИКТ – технологии в образовательном процессе с воспитанниками» с 16.03.2020 по 20.03.2020.
Для проведения контроля утвердить комиссию в составе:
председатель – Сазонова О.С., старший воспитатель
члены комиссии:
Иванова В.А. – воспитатель
Петрова Т.П. – воспитатель
Василькова Г.Ф. – воспитатель
Перова Н.В. - воспитатель
Проведение контроля осуществлять по следующим критериям:
- Обследование уровня использования ИКТ – технологии образовательном процессе с воспитанниками - Василькова Г.Ф.
- Создание условий для применения ИКТ - технологий в группах, ДОО –Сазонова О.С.
- Оценка профессиональных умений воспитателя, Опрос педагогов по уровню владения ИКТ – технологии - Иванова В.А.,
- Анкетирование родителей по вопросу «Использование ИКТ в образовательной деятельности в домашних условиях, и нововведений в воспитательно-образовательный процесс» - Перова Н.В.,
- Мониторинг развития воспитанников - Петрова Т.П.
Членам комиссии представить справки в срок до 24.03.2020
Итоги контроля рассмотреть на заседании педагогического совета 31.03.2020
Контроль исполнения приказа оставляю за собой.
Заведующий
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад №000 «Почемучка»
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
(МБДОУ «Детский сад №000»)
ПРИКАЗ
г. 0
31.03.2020 №-осн
Об итогах проведения тематического контроля
на основании справки по итогам тематического контроля и в целях повышения качества профессиональных компетенций педагогических работников,
ПРИКАЗЫВАЮ:
Итоги тематического контроля признать удовлетворительными;
Старшему воспитателю разработать план по устранению недостатков, выявленных в ходе тематического контроля – срок до 01.04.2020;
Старшему воспитателю усилить контроль над работой педагогов по темам самообразования, оказать методическую помощь молодым воспитателям по данному направлению, срок – постоянно;
Педагогам продолжать работу по формированию профессиональной компетентности в области освоения новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования через темы самообразования, курсы повышения квалификации, аттестацию, активное участие в методической работе ДОУ – срок – постоянно;
Педагогам, Тубиной Л.А., Мурсиной В.К. Васильковой О.В., Панюровой К.В., Акипенко С.С.) начать работу по оформлению портфолио, в соответствии с требованиями, срок до 01.09.2020;
Педагогам, не имеющим дошкольного образования пройти курсы профессиональной переподготовки по дошкольной педагогике и психологии – срок до 01.01.2021;
Продолжить работу внутрисадовых семинаров и мастер-классов, направленных на формирование и развитие ключевых компетенций воспитателя – срок – постоянно;
7. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.
Заведующий
Использованные источники:
Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М: Сфера, 2005;
Контроль в ДОУ. Виды контроля. Е.В.Таяновская.// Docplayer.ru
Справочник старшего воспитателя, №10, 2019; электронный доступ АКТИОН. Образование.;
Тематический контроль в дошкольной организации
PDF / 264.52 Кб