12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Томшакова Наталия Васильевна81
1

Статья «Организация конкурсного движения педагогов в дошкольной образовательной организации как условие эффективности гражданско-патриотического становления дошкольников»

Организация конкурсного движения педагогов в дошкольной образовательной организации как условие эффективности

гражданско-патриотического становления дошкольников.

Томшакова Наталия Васильевна, старший воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №94 город Рыбинск Ярославской области

Детский сад сегодня — это сложный орга­низм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребёнка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творчес­кой, профессиональной работы педагогов, отвеча­ющей самым современным требованиям.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы дошкольной организации.

В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Одной из социально-нормативных характеристик возможных достижений ребенка (целевой ориентир), выделенной в федеральном государственном стандарте дошкольного образования является «ребёнок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п...».

Формирование личности ребёнка, его развитие начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Педагог дошкольной организации является «транслятором» данной культуры.

Понимая важность данной проблемы, в нашем детском саду выстроена система методического сопровождения педагогов по организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию. Основные задачи которого состоят в следующем:

выявить передовой педагогический опыт для внедрения в практику инновационных подходов в решении задач по гражданско-патриотическому воспитанию;

расширить методическое пространство, позволяющее повышать квалификацию педагогов через трансляцию опыта, в том числе редакционно-издательскую деятельность;

создать банк форм работы с педагогами, банк методических материалов и опыта работы с детьми.

Одной из форм методической работы с активным включением педагогов в образовательную деятельность являются конкурсы. Участвуя в них, педагоги проходят исследовательскую школу, удовлетворяют свои творческие ин­тересы. Конкурсы приучают к самостоятельной работе, проявлению ли­дерских качеств, развивают инициативу.

Смотр-конкурсспособ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, демонстрация и оценка творческих достижений педагогов. Предполагает возможность оценивать свои резуль­таты путем сравнения своих способ­ностей с другими.

Конкурс (от лат. Concursus) — сход, стечение, столкновение) — соревно­вание, имеющее целью выделить наилучших из числа его участников.

Мотивация конкурсов по гражданско-патриотическому воспитанию, проводимых в детском саду, постепенно менялась. Если вначале педагоги стремились как можно больше получить дипломов, то сейчас их больше интересует содержание конкурса и возможность полу­чить удовлетворение от творчества.

При планировании каждого конкурса мы ориентируемся на воз­можности всего детского сада, уровень работы, индивидуальные осо­бенности педагогов. Работа в данном направлении ориентирована на выявление и изучение педагогического опыта, организационно-методической работы, развитие предметной среды в возрастных группах детского сада по гражданско-патриотическому воспитанию.

Начиная работу по теме, мы создали предметно - пространственную среду в каждой группе. В смотре-конкурсе «Проектирование развивающего пространства группы: дошкольникам о русской культуре» педагоги продемонстрировали не только оформленные сектора гражданского - патриотического воспитания, где дети в условиях ежедневного свободного доступа развивают представления о родном крае, городе, стране. А также презентовали проекты модификации групповых комнат в соответствии с тематическими праздниками. Воспитатели младших групп в конкурсе «Сенсорная мода» представили различные пособия по сенсорике на основе народных мотивов.

В рамках смотра-конкурса «9 Мая: помнит мир спасённый» педагоги создали в группах и на прогулочных участках экспозиции на военную тематику. У появившихся: «вечного огня», композиции «победный флаг» - прошли развлечения с обыгрыванием сценок, рассказыванием стихов. Мы понимаем, что мир ребёнка начинается с его семьи, поэтому в рамках этого смотра-конкурса с родителями была организована выставка фотографий тех лет, фотографий ветеранов, героев войны. По материалам выставки воспитатели подготовили технологические карты экскурсий для детей и взрослых.

Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. В конкурсе на «Лучшее оформление календаря погоды» педагогами презентованы оригинальные календари. Благодаря такому календарю дети становятся активными исследователями погодных явлений, сравнивают погоду и народные приметы, делают выводы. Воспитатели предложили календарь, в котором наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. А ежегодный смотр-конкурс «Огород на окне» позволяет воспитателям создать в группе «огородный мир», в котором дети в течении всего учебного года проводят опыты и исследования, наблюдают, знакомятся с трудом, зарисовывают, отмечают особенности растительного мира области и города. Чем ярче и оригинальнее созданный «огород», тем активнее дошкольники действуют в нём. Осенью проходит конкурс экологических проектов «Лето – это маленькая жизнь», в рамках которого воспитатели представляют отчёт реализации проектов за летнее время.

Обогащению представлений о своём ближайшем окружении, семье; воспитанию у детей гуманного отношения к своим близким; уточнению представлений о занятиях близких людей, семейных историях, традициях, способствовали такие конкурсы как фото-коллаж «Традиции здоровья моей семьи» и «Летнее приключение». Воспитатели в творческой форме презентовали опыт семей своей группы. Уже традицией стало проведение ретро-выставки «Новогодняя открытка» и конкурса «Эко Ёлка». Фото-коллажи открыток из различных эпох, собранные педагогами с детьми и их родителями являются эффективным методом знакомства дошкольников с традицией поздравления с Новым годом праздничной открыткой, историей своей семьи, а изготовленные воспитателями ёлки из различных материалов вносят в работу и экологическую задачу – сохранение лесов родного края, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно.. Соревновательный компонент мотивирует воспитателей на поиск новых форм взаимодействия с семьёй.

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. Ежегодно в рамках смотра-конкурса «Вместе с мамой» воспитатели совместно с родителями готовят презентацию поделок на основе русских народных промыслов и современных форм и материалов: «Сто дел с мамой», «Портрет любимой мамочки», «Мамина радость», «Мамины руки не знают скуки».

Обновление методического банка происходит в конкурсах, направленных на разработку педагогами технологических карт, конспектов, флэш-карт образовательных мероприятий и событий с дошкольниками. Это такие конкурсы как: «Лучший конспект НОД по знакомству с городом Рыбинском», «Традиции русской зимы» (на основе флэш-карты), «Лучший конспект беседы о профессиях» (на основе технологической карты), «Лучший конспект по теме «Космическое путешествие» и др. На презентации конспектов-победителей в рамках виртуальных экскурсий дети получают краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях. Формировалось представление о том, что Россия - многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей формировались основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни России.

При подготовке и проведении конкурсов мы придерживаемся следующего алгоритма:

На первом этапе старшему воспитателю необходимо:

разработать Положение о конкурсе среди педагогов детского сада и ознакомить с ним педагогов;

разработать требования к оформлению – познакомить с требованиями.

подобрать методическое обеспечение на данную тему.

На втором этапе в задачи каждого воспитателя, участвующего в конкурсе, входит:

самостоятельное изучение Положения;

ознакомление с требованием к оформлению, с подборкой методической литературы;

придумывание замысла;

сбор материала, подбор дидактических игр, материала для самостоятельной деятельности детей и пр.;

привлечение родителей и детей к оформлению;

представление опыта в указанные сроки.

На третьем этапе жюри конкурса:

разрабатывает критерии, по которым будет оцениваться опыт: замысел, оригиналь­ность, трудоемкость, использование нетради­ционного материала, эстетичность и пр.;

балльную систему для оценки опыта;

оценивает опыт по выработанным критериям, подсчитыва­ет набранные баллы, распределяет призовые места (если есть необходимость, проводится голосование);

составляет справку об итогах смотра-конкурса.

Четвертый этап в организации конкурса входит в функции заве­дующего и включает в себя:

приобретение призов и сувениров;

изготовление дипломов;

награждение (на Педагогическом совете).

На последнем, пятом этапе старший воспитатель и педагоги:

организуют «экскурсии» для просмотра опыта победителей конкурса;

оформляют фоторепортаж о проведённом конкурсе (рефлексия).

На этом же этапе происходит обобщение и распространение опыта работы детского сада.

Опыт практики свидетель­ствует, что в системе методичес­кой работы дошкольной организации по гражданско-патриотическому становлению дошкольников смотры-конкурсы ре­ализуют возможность создания условий, способствующих осоз­нанию воспитателем ценности собственного труда и возмож­ности общения на профессио­нальном уровне, решении задач образования на качественно новом уровне, а это, в свою очередь, появление нового результата в деятельности всего детского сада.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.