Тематическое планирование
Пояснительная записка к рабочей программе по музыке
УМК «Перспектива» - 4 класс
Рабочая программа по музыке в 4 классе на 2015-2016 ученый год составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения по учебному предмету «Музыка» (УМК «Перспектива») для начальной школы и авторской программы Критской Е.Д.,Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С., Москва «Просвещение» 2009года, допущенной Министерством.
Закон №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования Московской области №1776 от 03.06.11г. «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях в Московской области».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10ю.2009г.№373».
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р).
СанПин 2.4.2.282-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189.
Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 31.03.2014г. №253 «Об утверждения федерльного перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного, среднего общего образования».
Учебный план образовательного учреждения на 2015/2016 учебный год.
Изучение музыки в 4 классе направлено на введение детей в многообразный мир музыкальной культуры, через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия, путешествие
Виды контроля:
- вводный, текущий, итоговый
- фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 4 класса начальной школы в форме самостоятельных работ 2 раза в год: в конце первого полугодия на уроке: №16 «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок» и в конце второго полугодия на уроке №34 – «Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок».
Календарно – тематическое планирование рассчитано на 35 часов в год, с распределением – 1 час в неделю. Но так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки, в календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно:
Требования к уровню подготовки учащихся
4 класс.
расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования — формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса
обучающиеся должны уметь:
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | В том числе | |
| | | Количество уроков | Самостоятельные работы |
1 | Россия-Родина моя | 4 | 4 | |
2 | День, полный событий | 5 | 5 | |
3 | В музыкальном театре | 4 | 4 | |
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 3 | 2 | 1 |
5 | В концертном зале | 6 | 6 | |
6 | В музыкальном театре | 2 | 2 | |
7 | О России петь – что стремиться в храм | 4 | 4 | |
8 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 1 | 1 | |
9 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… | 5 | 4 | 1 |
10 | Резервные уроки. | 1 | 1 | |
| Итого | 35 | 33 | 2 |
Содержание учебного курса
«Россия-Родина моя» - 4 ч
Урок 1. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»,«Что не выразишь словами, звуком на душу навей».
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.
Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).
Урок 2 .Как сложили песню. Звучащие картины.
Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»).
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».
Урок 3. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.
Многообразие жанров народных песен.
Урок 4. «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Народная и профессиональная музыка.
Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка).
«День, полный событий» - 5ч.
Урок 5.«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
Урок 6. Зимнее утро, зимний вечер.
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).
Урок 7. «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.
Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов.
Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Урок 8. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.
Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.
Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).
Урок 9. «Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок.
Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка). Обобщение музыкальных впечатлений четверть. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.
«В музыкальном театре» - 4ч.
Урок 10 - 11. Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).
Основные средства музыкальной выразительности.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
Урок 12. Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.
Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).
Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька»,
Урок 13. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.
Народная и профессиональная музыка.
Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.
Урок 14. Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.
Урок 15. Оркестр русских народных инструментов.
Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.
Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.
Урок 16. «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка.
Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.
Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Проверочная работа.
«В концертном зале» - 6ч.
Урок 17. Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо.
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.
Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).
Урок 18. Старый замок.
Различные виды музыки: инструментальная.
Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).
Урок 19. Счастье в сирени живет…
Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.
Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).
Урок 20. Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.
Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).
Урок 21. Патетическая соната. Годы странствий.
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная.
Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).
Урок 22. Царит гармония оркестра.
Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.
Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
«В музыкальном театре» - 2ч.
Урок 23. Театр музыкальной комедии.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл.
Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
Урок 24. Балет «Петрушка»
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.
«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.
Урок 25.Святые земли Русской. Илья Муромец.
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).
Урок 26. Кирилл и Мефодий.
Народные музыкальные традиции Отечества.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской.
Урок 27. Праздников праздник, торжество из торжеств.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).
Урок 28. Родной обычай старины. Светлый праздник.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч.
Урок 29. Народные праздники. Троица.
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.
Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч.
Урок 30. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.
Урок 31. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара).
Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.
Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).
Урок 32. В каждой интонации спрятан человек.
«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»
Урок 33. Музыкальный сказочник.
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).
Урок 34. Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок.
Выразительность и изобразительность в музыке.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
Календарно-тематическое планирование МУЗЫКА 4 класс | |||||||||||||||||||||||||
№ | Тема урока и тип урока | Элемент содержания | Деятельность учащихся | Планируемые результаты по ФГОС | Коммуникативные: | Дата | |||||||||||||||||||
Предметные | Личностные | Регулятивные: | по план | по факт | |||||||||||||||||||||
Россия – Родина моя. | |||||||||||||||||||||||||
1. | Мелодия «Ты запой мне ту песню…» Вводный | Общность сюжетов, тем, интонаций народной музыки и музыки русских композиторов С.В.Рахманинова, М.П.Мусоргского, П.И.Чайковского С. Рахманинов Концерт №3 для ф-но с оркестром. 1-я часть. П.Аедоницкий «Красно солнышко» | Обсуждение: как народная музыка используется в творчестве русских композиторов Слушание произведений: жанрово - стилевой разбор: определение характера и настроения музыкальных произведений с ярко выраженным жизненным содержанием; Выразительное, осмысленное исполнение с хором песенного репертуара Пение мелодии с ориентацией на нотную запись: интонация русской природы. любовь к родной природе, гордость за ее красоту. | Знать основные понятия и музыкальные термины: песня, мелодия, аккомпанемент. Уметь: определять характер и настроение музыкальных произведений. | Личностные: понимание социальных функций в жизни людей, общества, в своей жизни; | Регулятивные: понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности. | Коммуникативные: совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины. | | | ||||||||||||||||
2. | Как сложили песню. Звучащие картины. Расширение и углубление знаний | Тема народной песни в рассказе М.Горького «Как сложили песню». Многоголосие картины К.С.Петрова-Водкина «Полдень» А мы просо сеяли, рус. нар. песни, обработка М. Балакирева, | Слушание музыки. интонационно-слуховой анализ музыкальных интонаций, выявления особенностей музыки русских композиторов и схожесть некоторых черт (песенность) с народной музыкой. Пение мелодии с ориентацией на нотную запись: интонация русской природы. любовь к родной природе, гордость за ее красоту Исполнение песен с воплощением художественного образа русского народа, гордость за ее красоту. | Знать понятия: народная и композиторская музыка, мелодия, аккомпанемент. Уметь: определять характер и настроение музыкальных произведений. | Личностные: понимание социальных функций в жизни людей, общества, в своей жизни; | понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней. | Коммуникативные: совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины, толерантности к культуре других стран и народов | | | ||||||||||||||||
3. | Ты откуда русская, зародилась, музыка?. Р/К Жанры казачьих песен
Расширение и углубление знаний | Как складываются народные песни. Жанры народных песен, их особенности. Обсуждение: как складывается народная песня, какие жанры народных песен знают дети? | Слушание музыки. интонационно-слуховой анализ музыкальных интонаций, выявления особенностей музыки русских композиторов и схожесть некоторых черт (песенность) с народной музыкой. Пластические импровизации в форме дирижерских жестов, с подчеркиванием контрастной линии Исполнение песен с воплощением художественного образа русского народа, гордость за ее красоту. | Знать жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Уметь: эмоционально откликаться на музыку разных жанров. | Личностные: понимание социальных функций в жизни людей, общества, в своей жизни; | Регулятивные: понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности. | Коммуникативные: совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины, толерантности к культуре других стран и народов | | | ||||||||||||||||
4. | «Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь» Расширение и углубление знаний | Фольклор, и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев. Народные песни. С.С. Прокофьев «Александр Невский»; М. Глинка «Иван Сусанин» Ю. Антонов, сл.М. Пляцковский «Родные места»; | Слушание музыки. интонационно-слуховой анализ музыкальных интонаций, выявления особенностей музыки русских композиторов и схожесть некоторых черт (песенность) с народной музыкой. Пластические импровизации в форме дирижерских жестов, с подчеркиванием контрастной линии Выразительное, осмысленное исполнение с хором песенного репертуара | Знать жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Уметь: эмоционально откликаться на музыку разных жанров. | Личностные: понимание социальных функций в жизни людей, общества, в своей жизни; | Регулятивные: понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности. | Коммуникативные: совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины, толерантности к культуре других стран и народов | | | ||||||||||||||||
«День, полный событий» | |||||||||||||||||||||||||
5. | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» Сообщение и усвоение новых знаний | Образ осени в поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке. Черты, присущие музыке русских. композиторовП.Чайковский. Осенняя песнь; Г. Свиридов. Пастораль. М. Мусоргский В деревне. | Средства музыкальной выразительности. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях. Черты, присущие музыке русских. Композиторов П.Чайковский. Осенняя песнь; Г. Свиридов. Пастораль.М. Мусоргский В деревне. Пение мелодии с ориентацией на нотную запись: соблюдение чистых интонаций, демонстрирование нотной грамотности. Выразительное, осмысленное исполнение с хором песенного репертуара | Знать: черты, присущие музыке русских композиторов; понятия: лад (мажор, минор) Уметь: сравнивать музыку разных композиторов, коллективно исполнять песни | Личностные: усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества | Регулятивные: понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней | Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; | | | ||||||||||||||||
6. | Зимнее утро, зимний вечер Расширение и углубление знаний. | Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов. П. Чайковский. Зимнее утро; У камелька. Зимний вечер. М. Яковлев, ст.А. Пушкина. Зимняя дорога. Ц. Кюи, ст.А. Пушкина. | Средства музыкальной выразительности. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях . Черты, присущие музыке русских. Композиторов П.Чайковский. Зимнее утро; У камелька; Поэтические образы А.С.Пушкина в музыке русских композиторов Исполнение песенного репертуара Выражать художественно-образное содержание произведений | Знать: Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях. Уметь: определять жанровую принадлежность, прозвучавших произведений; коллективно исполнять песни | Личностные: Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике | Регулятивные: осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий. | Коммуникативные: опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок | | | ||||||||||||||||
7. | «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. Сообщение и усвоение новых знаний | Образы Пушкинских сказок в музыке русских композиторов. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Н. Римский-Корсаков Три чуда. Вступление ко II д. оперы «Сказка о царе Салтане». | Средства музыкальной выразительности. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях Слушание музыки эмоционально откликаться на музыкальное произведение и делиться своими впечатлениями о музыке Исполнение песенного репертуара Выражать художественно-образное содержание произведений | Знать: особенности музыки русского народа, русских композиторов. Уметь: дать характеристику прозвучавшей музыке; коллективно исполнять песни | Личностные: Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике | Регулятивные: осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных,групповых работах. | Коммуникативные:совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности; | | | ||||||||||||||||
8. | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Сообщение и усвоение новых знаний | Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки. П.Чайковский Девицы, красавицы Уж как по мосту,мосточку, хоры из оперы «Евгений Онегин».М. Мусоргский «Борис Годунов». Вступление; Великий колокольный звон. | Высказывание собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвижение идеи и отстаивание собственной точки зрения; Слушание музыки эмоционально откликаться на музыкальное произведение и делиться своими впечатлениями о музыке; Исполнение песенного репертуара Выражать художественно-образное содержание произведений | Знать: разновидности колокольных звонов; жанры духовной музыки. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Личностные: усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества | Регулятивные: осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых работах | совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности | | | ||||||||||||||||
9 | «Приют, сияньем муз одетый…» (Обобщающий урок) Обобщающий урок | Выразительность и изобразительность в музыке. общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь»М.Глинка).Обобщение музыкальных впечатлений четверти | Слушание музыки эмоционально откликаться на музыкальное произведение и делиться своими впечатлениями о музыке Исполнение песенного репертуара Выражать художественно-образное содержание произведений Выполнение тестового задания. | Знать понятия: романс, дуэт, ансамбль. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Личностные: Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов | Регулятивные: осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных,групповых работах | совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности | | | ||||||||||||||||
3 часа « В музыкальном театре». | |||||||||||||||||||||||||
10 | Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин». Расширение и углубление знаний. | Знакомство с линией драматургического развития и основными темами оперы « И Сусанин». Интродукция, танцы II д., | Элементы нотной грамоты: пение по нотам мелодических отрывков, попевок; «Придумывание и отгадывание» слов с использованием названия нот; Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах. Хоровое исполнение. работа над вокальной исполнительской культурой, правильным дыханием во время пения. Творческие задания: создание эскизов костюмов главных героев опер и балетов. | Знать: линии драматургического развития в опере. Содержание оперы. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Личностные: усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества | Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения «сочинения» (импровизаций) музыки | Коммуникативные: совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности; | | | ||||||||||||||||
11 | Опера М.П. Мусоргского «Хованщина» Исходила младешенька. Расширение и углубление знаний. | Характеристика главной героини оперы М.П.Мусоргского «Хованщина». Сравнительный анализ песни «Исходила младешенька…» со вступлением. Песня Марфы («Исходила младешенька»); | Элементы нотной грамоты: пение по нотам мелодических отрывков, попевок «Ритмическое эхо» - игра. Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах. Хоровое исполнение. работа над вокальной исполнительской культурой, правильным дыханием во время пения. Творческие задания: Создание афиши к музыкальному спектаклю, (можно использовать материал из Интернета). | Знать: процесс воплощения художественного замысла в музыке. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки | владение первичными навыками работы с информационно-компьютерными средствами (компьютер, плеер, музыкальный центр, интерактивная доска, айфоны, айпены, Интернет). | планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения «сочинения» (импровизаций) музыки | совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности; | | | | |||||||||||||||
12 | Русский Восток. Восточные мотивы Сообщение и усвоение новых знаний. | Поэтизация востока русскими композиторами; отражение восточных мотивов в творчестве русских композиторов. Пляска персидок М. Мусоргского. Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. Танец с саблями. А. Хачатурян. | Элементы нотной грамоты: пение по нотам мелодических отрывков, попевок; «Придумывание и отгадывание» слов с использованием названия нот; Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Определение в музыке: песенности, танцевальности, маршевости. Хоровое исполнение. Записываем исполнение, затем прослушиваем, даем оценку собственного исполнения; работа над вокальной исполнительской культурой, правильным дыханием во время пения. Творческие задания: создание эскизов декораций к отдельным сценам театральных произведений. | Знать: интонационно-образное развитие в звучавшей музыке. Контраст Уметь: эмоционально откликаться на музыку; владеть певческими умениями и навыками | Личностные: усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества | Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения «сочинения» (импровизаций) музыки | Коммуникативные: развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и музицирования; | | | | |||||||||||||||
4 часа «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | | ||||||||||||||||||||||||
13 | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России Расширение и углубление знаний. | Народная песня - летопись жизни народа, ее интонационная выразительность. У каждого народа есть свои песни. Сходные и различные черты. Бульба, бел.нар. песни. Солнце, в дом войди груз. нар.песни. Аисты, узб.нар.песня. Вишня, япон.нар.песня. Ой ты, речка, реченька р.н.песня | Оркестр русских народных инструментов: история их возникновения. Исполнение произведения с помощью нотной записи, осмысленно, выразительно. Погружение в мир образов народных песен Слушание произведений: жанрово - стилевой разбор: определение характера и настроения музыкальных произведений с ярко выраженным жизненным содержанием; интонационно - образный анализ. Творческие импровизации: разыгрывание инсценировка народных песен. Музицирование - на ложках воспроизведение ритмического рисунка | Знать понятия: народная музыка. Музыка в народном стиле. Уметь: сравнивать, находить сходство и отличие музыки разных народов; выразительно исполнять песни. | Личностные: понимание жизненного содержания народной, классической и современной музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к разнообразным явлениям музыкальной культуры своего региона, России. | Регулятивные: проявление способности к саморегуляции (формирование волевых усилий, способности к мобилизации сил) в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке | Коммуникативные: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки | | | | |||||||||||||||
14 | Оркестр русских народных инструментов. Р/К Творческие коллективы Дона Расширение и углубление знаний. | Многообразие русских народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов. Светит месяц, рус.нар. песня.Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. | Оркестр русских народных инструментов. Обсуждение характера звучание, внешнего сходства и различия народных музыкальных инструментов. Исполнение произведения с помощью нотной записи, осмысленно, выразительно. Погружение в мир образов народных песен Слушание произведений: жанрово - стилевой разбор: определение характера и настроения музыкальных произведений с ярко выраженным жизненным содержанием; интонационно - образный анализ. Творческие импровизации: разыгрывание инсценировка народных песен. Музицирование - на ложках воспроизведение ритмического рисунка | Знать: название, внешний вид, тембровый окрас русских народных инструментов. Уметь: определять жанровую принадлежность прозвучавших пр-й и уметь их охарактеризовать; уметь коллективно исполнять песни | Личностные: понимание жизненного содержания народной, классической и современной музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к разнообразным явлениям музыкальной культуры своего региона, России. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей | Коммуникативные: совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности; задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания | | | | |||||||||||||||
15 | «Музыкант-чародей». О музыке и музыкантах Обобщение и закрепление знаний | Мифы, легенды. Предания и сказки о музыке и музыкантах. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. П.Аедоницкий «Разговор с елкой» | Элементы нотной грамоты: пение по нотам мелодических отрывков, попевок; Слушание произведений: жанрово - стилевой разбор: определение характера и настроения музыкальных произведений с ярко выраженным жизненным содержанием; Хоровое и сольное исполнение. песенного репертуара; работа над выразительностью исполнения, вокальной исполнительской культурой, певческим дыханием | Знать понятия: народная музыка. Музыка в народном стиле. Уметь приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах | Личностные: понимание жизненного содержания народной, классической и современной музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к разнообразным явлениям музыкальной культуры своего региона, России. | Регулятивные: проявление способности к саморегуляции (формирование волевых усилий, способности к мобилизации сил) в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке | Коммуникативные: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки | | | | |||||||||||||||
16 | «Музыкант-чародей». (Обобщающий урок) Обобщение и закрепление знаний | Мифы, легенды. Предания и сказки о музыке и музыкантах. П.Аедоницкий «Разговор с елкой» Проверочная работа | Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков Исполнение песенного репертуара Выражать художественно-образное содержание произведений Выполнение тестового задания | Знать понятия: народная музыка. Музыка в народном стиле. Уметь приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах | Личностные: понимание жизненного содержания народной, классической и современной музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к разнообразным явлениям музыкальной культуры своего региона, России. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей | Коммуникативные: совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности; задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания | | | | |||||||||||||||
6 часов « В концертном зале». | | ||||||||||||||||||||||||
17 | Музыкальные инструменты Вариации на тему рококо (скрипка, виолончель). Сообщение и усвоение новых знаний. | Музыкальные инструменты: скрипка, виолончель. Струнных квартет. Музыкальный жанр – ноктюрн. Музыкальная форма- вариации. А. Бородин. Ноктюрн 3-я ч. из квартета №2. П. Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром | Музыкальные инструменты симфонического оркестра Слушание музыки, интонационно-образный анализ: делимся на группы, формируем вопросы: образ, стиль, развитие музыки. Описание звучания струнных смычковых инструментов, сравнение с тембрами певческих голосов. Выразительное, осмысленное исполнение хором песенного репертуара; деление на группы: слушателей и исполнителей; взаимная оценка качества исполнения. Творческие задания: рисунки инструментов симфонического оркестра. | Знать понятия: ноктюрн, квартет, вариации. Уметь: на слух различать тембры скрипки и виолончели | Личностные: усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества | Регулятивные: понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней. | Коммуникативные: совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности | | | | |||||||||||||||
18 | Старый замок. Расширение и углубление знаний | Различные виды музыки: инструментальная . Фортепианная сюита. М.П.Мусоргского «Картинки с выставки» - «Старый замок» | Музыкальные инструменты симфонического оркестра Слушание музыки, интонационно-образный анализ: делимся на группы, формируем вопросы: образ, стиль, развитие музыки. Описание звучания струнных смычковых инструментов, сравнение с тембрами певческих голосов. Исполнение песен с воплощением художественного образа. Пластические импровизации: придумывание движений к исполняемым на уроке песням. Творческие задания: рисунки инструментов симфонического оркестра. | Знать понятия: сюита; инструментальная музыка Уметь: на слух различать тембры скрипки и виолончели | Личностные: усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества | понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия; | Коммуникативные: поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения | | | | |||||||||||||||
19 | «Счастье в сирени живет…» Расширение и углубление знаний | Романс. Образы родной природы. С. Рахманинов Сирень. В.Пьянков Снежный праздник; | Слушание музыки, интонационно-образный анализ: «Угадай-ка!» - в игровой форме музыкальная викторина, угадывание названия прозвучавших произведений, авторов музыки. Исполнение песен с воплощением художественного образа. Пластические импровизации: придумывание движений к исполняемым на уроке песням. | Знать понятия: сюита, романс Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества | Регулятивные: оценка собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников; | Коммуникативные: поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения; | | | | |||||||||||||||
20 | Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… Сообщение и усвоение новых знаний. | Судьба и творчество Ф.Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыка: трехчастная. Ф. Шопен. Полонез Ля мажор; Мазурки №47 ля минор, №48 Фа мажор; №1 Си-бемоль мажор. | Слушание произведений: жанрово - стилевой разбор: определение характера и настроения музыкальных произведений Пластические импровизации в форме дирижерских жестов, с подчеркиванием контрастной линии передать образы танцевальной музыки Шопена. Определить общие черты танцевальной музыки и найти различия между разными танцами: вальсом, мазуркой, полонезом. Выразительное, осмысленное исполнение хором песенного репертуара; деление на группы: слушателей и исполнителей; взаимная оценка качества исполнения. | Знать: интонации и особенности различных танцев (полонез, мазурка) Уметь: определять характер музыкальных произведений и настроение. | Личностные: усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества | Регулятивные: оценка собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников | Коммуникативные: совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности; поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения | | | | |||||||||||||||
21 | Патетическая соната Л. ван Бетховена. Годы странствий. Расширение и углубление знаний | Жанры камерной музыки: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра. Л. Бетховен. Соната №8 (Патетическая) | Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков Исполнение песенного репертуара Выражать художественно-образное содержание произведений Творческие задания: отгадывание кроссворда по теме «Музыкальные инструменты» | Знать понятия: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Личностные: усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества | Регулятивные: оценка собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников; исполнения; | Коммуникативные: поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее | | | | |||||||||||||||
22 | Царит гармония оркестра. Расширение и углубление знаний | Музыкальные инструменты, входящие в состав симфонического оркестра: смычковые, духовые, ударные. Дирижер. М. Глинка Арагонская хота. | Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков Хоровое исполнение. работа над вокальной исполнительской культурой, правильным дыханием во время пения. Пластические импровизации в форме дирижерских жестов, с подчеркиванием контрастной линии передать образ музыкального произведения | Знать: музыкальные инструменты симфонического оркестра Уметь: определять характер музыкальных произведений и настроение. | Личностные: усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества | понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия; | Коммуникативные: поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения; | | | | |||||||||||||||
2 часа « В музыкальном театре». | | ||||||||||||||||||||||||
23 | Балет Стравинского «Петрушка» Сообщение и усвоение новых знаний | Персонаж народного кукольного театра – Петрушка. Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры. И. Стравинский первая картина из балета «Петрушка». | Элементы нотной грамоты: пение по нотам мелодических отрывков, попевок; Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах. Хоровое исполнение. работа над вокальной исполнительской культурой, правильным дыханием во время пения. Творческие задания: создание эскизов костюмов главных героев опер и балетов. | Знать: процесс воплощения художественного замысла в музыке. Уметь: определять оркестровые тембры. | Личностные: усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества | Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения «сочинения» (импровизаций) музыки | Коммуникативные: совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности; | | | | |||||||||||||||
24 | Театр музыкальной комедии. Расширение и углубление знаний | Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл. Понятие об этих жанрах и история их развития. Музыкальный театр Ростова-на-Дону. Вальс из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу. | Элементы нотной грамоты: пение по нотам мелодических отрывков, попевок; «Придумывание и отгадывание» слов с использованием названия нот; Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах. Хоровое исполнение. работа над вокальной исполнительской культурой, правильным дыханием во время пения. | Знать, что такое оперетта и мюзикл, их особенности Уметь: Эмоционально и осознанно относиться к музыке различных жанров и направлений. | Личностные: усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества | Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения «сочинения» (импровизаций) музыки | Коммуникативные: развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и музицирования; | | | | |||||||||||||||
4 часа « О России петь – что стремиться в храм». | | ||||||||||||||||||||||||
25 | Святые земли русской. Илья Муромец. Расширение и углубление знаний | Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Стихира русским святым. Величание. Былина. Земле Русская, стихира. Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителей Рябининых | Знакомство и рассуждение об образах святых земли Русской в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Слушание произведений: осмысленное прослушивание музыкальных произведений, определение образного строя музыки с помощью «словаря эмоций». Исполнение песен с воплощением художественного образа героического русского народа, гордость за ее красоту. | Знать: о возникновении героического образа Ильи Муромца; понятия: стихира, величание, гимн. Уметь: определять характер музыкальных произведении; .коллективно исполнять песни | Личностные: усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества | планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки; | участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему | | | | |||||||||||||||
26 | Кирилл и Мефодий. Р/К Народные праздники Дона. Расширение и углубление знаний | Народные музыкальные традиции Отечества. «Житие» и дела святых равноапостольных – Кирилла и Мефодия. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской. | Знакомство и рассуждение об образах святых земли Русской в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Слушание произведений: осмысленное прослушивание музыкальных произведений, определение образного строя музыки с помощью «словаря эмоций». Исполнение песенного репертуара Выражать художественно-образное содержание произведений Выполнение тестового задания | Знать: святых земли Русской; народные праздники Дона; жанры: тропарь, молитва, величание Уметь: определять характер музыкальных произведений и настроение. | Личностные: участие в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов | Регулятивные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Коммуникативные: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | | | | |||||||||||||||
| | ||||||||||||||||||||||||
27 | Праздников праздник, торжество из торжеств. Сообщение и усвоение новых знаний. | Праздники русской православной церкви -Пасха; Тема праздника в духовной и народной музыке. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. Тропарь праздника Пасхи. П. Чесноков «Ангел вопияше». Молитва. «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинов | Знакомство и рассуждение об образе Иконы Богоматери Владимирской - величайшей святыни Руси. Воплощение этого святого образа в искусстве. Слушание произведений: Жанрово- стилевой разбор произведений. Формирование эстетического отношения к миру, образу святых, стремление к гармонии и красоте. Хоровое исполнение. работа над вокальной исполнительской культурой, правильным дыханием во время пения | Знать: о возникновении героического образа Ильи Муромца; понятия: стихира, величание, гимн. Уметь: определять характер музыкальных произведении; .коллективно исполнять песни | Личностные: участие в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов | Регулятивные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Коммуникативные: совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины, толерантности к культуре других стран и народов. | | | | |||||||||||||||
28 | Родной обычай старины. Светлый праздник. Расширение и углубление знаний | Тема праздника Пасхи в произведениях русских композиторов. С. Рахманинов «Светлый праздник» финал сюиты-фантазии для двух фортепиано. | Знакомство и рассуждение об образах святых земли Русской в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Слушание произведений: осмысленное прослушивание музыкальных произведений, определение образного строя музыки с помощью «словаря эмоций». Хоровое исполнение. работа над вокальной исполнительской культурой, правильным дыханием во время пения | Знать: святых земли Русской; народные праздники Дона; жанры: тропарь, молитва, величание Уметь: определять характер музыкальных произведений и настроение | Личностные: усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества | Регулятивные: прогнозирование результата музыкальной деятельности:, коррекция недостатков собственной музыкальной деятельности; | Коммуникативные:совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины | | | | |||||||||||||||
1 час «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | | ||||||||||||||||||||||||
29 | Народные праздники. «Троица». Сообщение и усвоение новых знаний | Народные праздники: Троицын день. Обычаи и обряды, связанные с этим праздником. «Троица» А.Рублева. Троицкие песни. Ю.Антонов «Утренняя песенка» | Элементы нотной грамоты: пение по нотам мелодических отрывков, попевок; Слушание произведений: жанрово - стилевой разбор: определение характера и настроения музыкальных произведений с ярко выраженным жизненным содержанием; Хоровое и сольное исполнение. песенного репертуара; работа над выразительностью исполнения, вокальной исполнительской культурой, певческим дыханием | Знать: основные праздники русской православной церкви (Троица); Уметь: определять характер музыкальных произведений и настроение; | Личностные: понимание жизненного содержания народной, классической и современной музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к разнообразным явлениям музыкальной культуры своего региона, России. | Регулятивные: проявление способности к саморегуляции (формирование волевых усилий, способности к мобилизации сил) в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке | Коммуникативные: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки | | | | |||||||||||||||
5 часов «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | | ||||||||||||||||||||||||
30 | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Сообщение и усвоение новых знаний | Музыкальные жанры: прелюдия, этюд. Знакомство с творчеством Рахманинова и Шопена; Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа. | Элементы нотной грамоты: пение по нотам несложных попевок; дирижирование; Слушание произведений: Определение сходства и различия музыкальных образов, индивидуального стиля и музыкального языка Ф.Шопена, С.Рахманинова Хоровое и сольное исполнение. песенного репертуара; работа над выразительностью исполнения, вокальной исполнительской культурой, певческим дыханием Пластические импровизации: передача в пластических несложных движениях характера исполняемых песен. | Знать понятия: прелюдия, этюд Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки; владеть певческими умениями и навыками | Личностные: понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни. | Регулятивные: прогнозирование результата музыкальной деятельности: форма выполнения, осмысленность, обобщенность действий, критичность | Коммуникативные: поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения | | | | |||||||||||||||
31 | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты Расширение и углубление знаний | Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Б. Окуджава Пожелания друзьям; Музыкант. В. Высоцкий «Песня о друге» С. Никитин, сл. Ю. Мориц. «Резиновый Ёжик»; «Сказка по лесу идет». | Элементы нотной грамоты: пение по нотам несложных попевок; дирижирование; Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Сравнительный анализ музыкальных тем. Хоровое и сольное исполнение. песенного репертуара; работа над выразительностью исполнения, вокальной исполнительской культурой, певческим дыханием Пластические импровизации: передача в пластических несложных движениях характера исполняемых песен. | Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель Уметь: владеть сведениями из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях. | Личностные: развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека. | Регулятивные: прогнозирование результата музыкальной деятельности: форма выполнения, осмысленность, обобщенность действий, критичность | Коммуникативные: поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения | | | | |||||||||||||||
32 | В каждой интонации спрятан человек. Расширение и углубление знаний | Музыкальные портреты в балетах С. Прокофьева. Принцип «Тождества и контраста» С.Прокофьев «Золушка», «Ромео и Джульетта» | Элементы нотной грамоты: «Придумывание и отгадывание» слов с использованием названия нот; «Ритмическое эхо» - игра. Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Сравнительный анализ музыкальных тем. Хоровое и сольное исполнение. песенного репертуара; работа над выразительностью исполнения, вокальной исполнительской культурой, певческим дыханием | Знать: понятия: музыкальные интонации, музыкальные характеристики-портреты, вальс, гавот. Уметь: давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, | Личностные: развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека. | Регулятивные: прогнозирование результата музыкальной деятельности: форма выполнения, осмысленность, обобщенность действий, критичность | Коммуникативные: поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения | | | | |||||||||||||||
33 | Музыкальный сказочник. Расширение и углубление знаний | Н.А.Римский –Корсаков – величайший музыкант-сказочник. Сюита «Шехеразада». Музыкальные образы. Образы торя в операх и сюите. Музыкальная живопись. Н. Римский-Корсаков. «Шехеразада» фрагменты Я.Дубравин «Синеглазая речка» | Элементы нотной грамоты: «Придумывание и отгадывание» слов с использованием названия нот; «Ритмическое эхо» - игра. Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Сравнительный анализ музыкальных тем. Хоровое и сольное исполнение. песенного репертуара; работа над выразительностью исполнения, вокальной исполнительской культурой, певческим дыханием | Знать: Художественное единство музыки и живописи. Уметь: определять характер музыкальных произведений и настроение; владеть певческими умениями и навыками | Личностные: развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека. | Регулятивные: прогнозирование результата музыкальной деятельности | Коммуникативные: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки | | | | |||||||||||||||
34 | Рассвет на Москве-реке. Повторение и обобщение полученных знаний | Закрепление знаний о музыкальных жанрах, инструментах симфонического оркестра; совершенствование исполнительские вокальные навыки. Симфоническая картина. М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке». | Элементы нотной грамоты: «Придумывание и отгадывание» слов с использованием названия нот; «Ритмическое эхо» - игра. Слушание произведений: определение характера и настроения музыкальных отрывков. Сравнительный анализ музыкальных тем. Исполнение песенного репертуара Выражать художественно-образное содержание произведений Выполнение тестового задания | Знать: музыкальные жанры, инструменты симфонического оркестра; Уметь: давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, | Личностные: развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека. | Регулятивные: прогнозирование результата музыкальной деятельности. | Коммуникативные: поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе восприятия музыки, размышлений о ней, ее исполнения | | | |
25