Тематическое планирование по литературе в 8 классе

0
0
Материал опубликован 25 January 2020





Тематическое планирование учебного предмета «Литература» 8 класс











Разработал учитель русского языка и литературы

МБОУ Колюдовской СОШ

Горбачева Раиса Васильевна







Тематическое планирование учебного предмета «Литература» 8 класс


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности



Дата проведения

по плану

фактически

Введение (1 ч.)


1.

Введение. Литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы.

1

Читают и обсуждают статью учебника. Выполняют задания по статье: выявляют интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Выполняют задания по статье. Анализируют уровень собственного литературного развития: выполняют диагностическое тестирование. Письменно отвечают на проблемный вопрос. Выполняют дополнительные задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



Устное народное творчество (2 ч.)


2.

Устное народное творчество.

Отражение жизни народа в народных песнях.

Частушка как малый песенный жанр

1

Определяют понятие народной песни и частушки. Пересказывают статью учебника о народных песнях и частушках (вариант: представляют индивидуальное сообщение или групповой проект). Выразительно читают, комментируют и поют народные лирические песни «В тёмном лесе…», «Уж ты ночка, ночка тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…» и исторические песни «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Определяют тематику и поэтику частушки, выявляют особенности художественной формы и содержания частушки. Выполняют дополнительные задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



3.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».

Особенности содержания и художественной формы народных преданий.

1

Определяют понятие предания. Читают статью учебника о преданиях и составляют развёрнутый план (вариант: представляют сообщение или презентацию). Читают и комментируют предания. Находят черты реального и вымышленного в повествовании. Анализируют средства выразительности и лексику. Выполняют дополнительные задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…»




Из древнерусской литературы (2 ч.)


4.

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Особенности содержания и формы воинской повести и жития.

1

Определяют и дифференцируют понятия «летопись», «житие», «древнерусская воинская повесть». Пересказывают статью учебника об Александре Невском (вариант: представляют сообщение и или презентацию). Выполняют характеристику образа Александра Невского в соответствии с планом. Письменно отвечают на проблемный вопрос: анализируют бранные подвиги Александра Невского. Выполняют дополнительные задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



Вн. чт.

5.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

1

Определяют понятие сатирической повести как жанра древнерусской литературы. Представляют сообщения о бытовой сатирической повести. Читают и комментируют повесть «Шемякин суд». Находят в произведении действительные и вымышленные события, сатирический пафос, средства выразительности. Письменно отвечают на проблемный вопрос.



Из русской литературы XVIII века (2 ч. + 1 ч.)


6.

Д.И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

1

Читают и обсуждают статью учебника о Фонвизине (вариант: представляют сообщение или презентацию о жизни и творчестве писателя). Определяют понятие классицизма, его основные правила. Читают и комментируют эпизоды из комедии «Недоросль». Находят сатиру в повествовании, анализируют речевые характеристики как средство создания комического. Выполняют дополнительные задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…».




7.

Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Основные правила классицизма в драматическом произведении.

1

Выполняют анализ эпизода (по выбору учителя) в соответствии с планом. Выявляют особенности анализа эпизода драматического произведения. Приводят примеры принципа «трёх единств». Находят языковые средства выразительности, помогающие созданию комического. Выполняют характеристику образов комедии (вариант: инсценируют эпизод на выбор).



Р/р

8.

Подготовка к домашнему сочинению №1 «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе XVIII века».

1

Набирают фактический материал из прочитанных произведений (на примере 1 – 2 произведений) к написанию домашнего сочинения. Составляют развёрнутые планы по темам домашних сочинений.





Из русской литературы XIX века (31 ч. + 4 ч.)


9.

И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз». Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

1

Пересказывают статью учебника о Крылове (вариант: представляют сообщение или презентацию о жизни и творчестве баснописца). Определяют понятия «басня», «мораль», аллегория». Слушают актёрское исполнение, выразительно читают и обсуждают басни. Находят историческую основу басен, мораль, средства выразительности. Выполняют дополнительные задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…».



Вн.

чт.

10.

И.А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца.

1

Определяют понятие «эзопов язык». Выразительно читают наизусть (вариант: инсценируют) басни Крылова. Выполняют анализ поэтического текста: находят отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа.



11.

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. Образ Ермака Тимофеевича.

1

Читают и составляют развёрнутый план статьи учебника о Рылееве. Определяют понятие думы, особенности жанра. Читают и комментируют думу «Смерть Ермака»: обсуждают тему расширения русских земель. Представляют сообщение или презентацию о Ермаке Тимофеевиче. Выполняют сопоставительный анализ авторского произведения с народным преданием «О покорении Сибири Ермаком». Слушают в записи народную песню о Ермаке на стихи Рылеева.



12.

А.С. Пушкин. Слово о поэте..

Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября». Их основные темы и мотивы

1

Пересказывают статью учебника о Пушкине (вариант: представляют индивидуальное сообщение или групповой проект о жизни и творчестве поэта). Выразительно читают (в т. ч. наизусть) стихи Пушкина. Выполняют анализ поэтического текста: выявляют отношение Пушкина к истории и его вклад в развитие исторической темы в русской литературе, а также особенности поэтической формы стихотворений Пушкина.



13.

А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина.

1

Определяют понятие «историзм в художественной литературе». Участвуют в семинарском занятии: представляют материал о ранее изученных и самостоятельно прочитанных исторических произведениях Пушкина, как стихотворных, так и прозаических (на основе изученного в VI– VII классах). Выполняют дополнительные задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



14.

А.С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя.

1

Представляют сообщение или презентацию о Пугачеве. Читают и комментируют отрывки из «Истории Пугачева»: выполняют сопоставительный анализ отношения к Пугачёву народа, дворян и автора. Сопоставляют историческую правду и художественный вымысел в произведении. Определяют понятие реализма.



15.

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

1

Участвуют в семинарском занятии: представляют материал об истории создания, сюжете и героях романа «Капитанская дочка». Определяют понятие романа. Находят черты реального и вымышленного в повествовании. Читают и комментируют первые главы романа. Выполняют задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



16.

Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич.

1

Выполняют анализ образа Петра Гринёва в соответствии с планом. Подтверждают собственные размышления цитатами из текста. Составляют сюжетную линию главного героя (в т. ч. цитатный план). Выполняют сопоставительный анализ Гринёва и Савельича, Гринёва и Швабрина. Определяют понятие «антипод».



17.

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.

1

Выполняют анализ образов жителей «Белогорской крепости. Составляют цитатный план и сюжетную линию образа Маши Мироновой. Письменно отвечают на проблемный вопрос.



18.

Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

1

Выполняют сопоставительный анализ образа Пугачёва в фольклоре и творчестве Пушкина. Составляют сюжетную линию героя, подтверждая её цитированием.



Р/р

19.

Подготовка к домашнему сочинению №2 «Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская Дочка».

1

Составляют композицию произведения, выявляют её особенности. Анализируют внесюжетные элементы с точки зрения их влияния на создание художественных образов и идейное содержание романа. Выявляют историческую правду и художественный вымысел в повествовании, фольклорные мотивы. Представляют сообщения на тему «Роман «Капитанская дочка» в русской критике». Выполняют сопоставительный анализ отрывков из критических статей. Определяют понятия «роман», « реализм», «реалистическое произведение». Набирают фактический материал из текста романа к написанию домашнего сочинения, составляют развёрнутый план.



20.

А.С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести.

1

Участвуют в семинарском занятии: представляют сообщения об истории создания повести, сюжете, композиции, главных героях. Пересказывают повесть. Читают и комментируют эпизоды: находят внесюжетные элементы и их роль в создании образов и идейном содержании произведения (символические и фантастические образы Петербурга, смысл названия, эпиграфов и эпилога). Выполняют дополнительные задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



21.

Контрольная работа №1 по творчеству А.С. Пушкина.

1

Выполняют контрольное тестирование. В тестовой форме обобщают изученный материал по творчеству Пушкина.



22.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова.

1

Пересказывают статью учебника о Лермонтове (вариант: представляют индивидуальное сообщение или групповой проект о жизни и творчестве поэта). Участвуют в семинарском занятии: представляют материал о ранее изученных и самостоятельно прочитанных исторических произведениях Лермонтова, как стихотворных, так и прозаических

(с обобщением изученного в VI – VII классах). Выполняют дополнительные задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



23.

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». Мцыри как романтический герой.

1

Определяют понятие поэмы. Представляют сообщения об истории создания поэмы «Мцыри». Читают и комментируют поэму «вслед за автором». Попутно составляют сюжетную линию главного героя. Выполняют анализ сцен воспитания в монастыре. Находят романтически – условный историзм поэмы. Выполняют дополнительные задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



24.

Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы.

1

Составляют композицию поэмы, выявляют её особенности. Находят и анализируют внесюжетные элементы и их роль в создании художественных образов и идейном содержании произведения: выявляют роль описаний природы. Выполняют характеристику образа главного героя в соответствии с планом. Представляют сообщения на тему «Поэма «Мцыри» в русской критике». Выполняют сопоставительный анализ отрывков из критических статей. Определяют понятия «романтизм», «романтическая поэма», «романтический герой». Набирают фактический материал из текста поэмы к написанию сочинения, составляют развёрнутый план.



Р/р

25.

Классное сочинение №3 по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме „Мцыри‟ (по выбору учащегося).

«Мцыри как романтический герой».

«Природа и человек в поэме „Мцыри‟».

1

Пишут классное сочинение по поэме «Мцыри» на одну из тем по выбору.



26.

Н.В. Гоголь. Исторические произведения в творчестве Н.В. Гоголя.

1

Пересказывают статью учебника о Гоголе (вариант: представляют индивидуальное сообщение или групповой проект о жизни и творчестве поэта). Участвуют в семинарском занятии: представляют материал о ранее изученных и самостоятельно прочитанных исторических произведениях Гоголя: выявляют отношение писателя к истории, исторической теме в художественном творчестве (с обобщением изученного в V – VII классах). Выполняют дополнительные задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



27.

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью».

1

Определяют понятие комедии. Представляют сообщения об истории создания комедии и её первой постановки, сюжете, главных героях. Знакомятся с оценкой комедии современниками. Читают и комментируют список действующих лиц и первые главы. Составляют сюжетную линию. Знакомятся с понятием ремарки.



28.

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников.

1

Участвуют в семинарском занятии: представляют характеристики образов чиновников в соответствии с планом. Составляют цитатный план характеристики героев. Определяют и дифференцируют понятия «сатира» и «юмор». Выполняют дополнительные задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



29.

Образ Хлестакова. Хлестаковщина как нравственное явление.

1

Соотносят понятия «сатира» и «юмор». Определяют понятие «миражной интриги». Выполняют характеристику образа главного героя в соответствии с планом. Находят элементы сатиры при создании образа. Представляют сообщения на тему «Образ Хлестакова» в русской критике». Выполняют сопоставительный анализ отрывков из критических статей. Обобщают понятие «хлестаковщина».



Р/р

30.

Подготовка к домашнему сочинению №4 «Роль эпизода в драматическом произведении».

1

Составляют композицию комедии, определяют особенности композиционной структуры комедии. Знакомятся с понятием ложной развязки. Находят и анализируют внесюжетные элементы и их роль в создании художественных образов и идейном содержании произведения. Представляют сообщения о роли немой сцены в оценке критики (вариант: выполняют инсценирование отрывка из комедии). Набирают фактический материал из текста к написанию сочинения на примере элементов сюжета и композиции комедии «Ревизор», составляют развёрнутый план.



31.

Н.В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.

1

Пересказывают повесть, составляют композицию произведения. Выполняют характеристику образа Башмачкина в соответствии с планом: анализируют этапы потери главным героем лица, одновременно с этим противопоставляя духовную силу героя бездушию общества. Определяют понятие «маленького человека», соотносят с ранее изученным. Выполняют групповую творческую работу: подбирают прочитанные произведения из школьной программы и собственного читательского опыта, также отражающие данную проблему.



32.

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

1

Анализируют внесюжетные элементы и их роль в создании художественного образа главного героя и в идейном содержании повести. Сопоставляют черты реального и фантастического в повествовании. Определяют понятие гротеска. Письменно отвечают на проблемный вопрос.



33.

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе.

1

Читают и составляют развёрнутый план статьи о Тургеневе (вариант: представляют сообщение или презентацию о жизни и творчестве писателя как пропагандиста русской литературы в Европе). Пересказывают рассказ «Певцы», составляют композицию. Анализируют образ рассказчика, внесюжетные элементы и их роль в раскрытии авторской позиции. Актуализируют понятие патриотизма.



34.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города» (отрывок). Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников.

1

Читают и обсуждают статью учебника о Салтыкове –Щедрине (представляют сообщение или презентацию о жизни и творчестве писателя, редактора, издателя). Читают и комментируют «вслед за автором» отрывки из «Истории одного города». Находят средства создания комического в изображении художественных образов градоначальников: иронию, сатиру, юмор; пародию, гиперболу, гротеск, эзопов язык. Определяют понятие «художественно – политическая сатира» на общественные порядки. Выполняют дополнительные задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…».



Р/р

35.

Подготовка к домашнему сочинению №5 «Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».

1

Представляют сообщения «Роман «История одного города» в русской критике». Выполняют сопоставительный анализ отрывков из критических статей. Находят средства выразительности в отрывках из произведения. Определяют понятие эзопова языка. Набирают фактический материал из текста романа к написанию сочинения, составляют развёрнутый план.



36.

Контрольная работа №2 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова – Щедрина (тестирование).

1

Выполняют контрольное тестирование. В тестовой форме обобщают изученный материал по творчеству Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Салтыкова – Щедрина.



37.

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

1

Читают и отвечают на вопросы по статье учебника о Лескове. Пересказывают рассказ «старый гений», составляют композицию. Анализируют внесюжетные элементы и их роль в создании художественных образов и идейном содержании произведения. Определяют понятия сатиры и художественной детали как средств создания художественного образа. Приводят примеры из текста сатирического изображения чиновничества. Письменно отвечают на проблемный вопрос «Что значит выражение «защита обездоленных?»



38.

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «После бала».

1

Пересказывают статью учебника о Толстом (вариант: представляют сообщения о жизни и творчестве писателя). Комментируют рассказ «После бала», составляют композицию, анализируют её особенности. Актуализируют понятия «антитеза», «антипод». Участвуют в семинарском занятии: представляют характеристики образов главных героев в соответствии с планом и находят принцип противопоставления в их создании, раскрывающий идею разделённости «двух Россий» и мечте писателя о воссоединении дворянства и народа. Выполняют дополнительные задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



39.

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Психологизм рассказа.

1

Анализируют особенности композиции, внесюжетные элементы (портрет, пейзаж и др.) и их роль в создании художественных образов и идейном содержании произведения. Знакомятся с понятием внутреннего монолога как приёма изображения внутреннего состояния героев. Представляют сообщения «Рассказ «После бала» в русской критике». Выполняют сопоставительный анализ критических статей. О

Актуализируют понятие антитезы, определяют понятие психологизма. Письменно отвечают на проблемный вопрос.



Вн.

чт.

40.

Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество».

1

Участвуют в семинарском занятии. Представляют сообщения об истории создания, сюжете, композиции, главных героях трилогии «Детство. Отрочество. Юность». Пересказывают и комментируют отдельные главы повести «Отрочество». Находят черты автобиографического в повествовании.



41.

Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.

1

Участвуют в семинарском занятии. Представляют сообщение или презентацию о жизни и творчестве одного из поэтов XIX века. Выразительно читают (в т.ч. наизусть) стихотворения о родной природе. Выполняют анализ поэтического текста.



Вн.

чт.

42.

Урок – концерт. Поэзия родной природы в творчестве русских поэтов XIX века.

1

Участвуют в семинарском занятии. Выразительно читают наизусть (в т. ч. слушают аудиозаписи и исполняют) песни на стихи поэтов XIX века. Выполняют анализ поэтического текста.



43.

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

1

Читают и составляют развёрнутый план статьи учебника о Чехове (вариант: представляют сообщение или презентацию о жизни и творчестве писателя). Пересказывают рассказ «О любви» (из трилогии), составляют композицию. Выполняют характеристику главных героев в соответствии с планом. Анализируют внесюжетные элементы и их роль в создании художественных образов и идейном содержании рассказа. Актуализируют понятие психологизма в литературном произведении.




Из русской литературы XX века (16 ч. + 2 ч.)


44.

И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблематика рассказа «Кавказ». Мастерство И.А. Бунина-прозаика.

1

Читают и обсуждают статью учебника о Бунине (вариант: представляют сообщение или презентацию о жизни и творчестве писателя). Пересказывают рассказ «Кавказ», составляют композицию. Выполняют характеристику главных героев в соответствии с планом. Анализируют внесюжетные элементы и их роль в создании художественных образов и идейном содержании рассказа. Выполняют дополнительные задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…».



45.

А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.

1

Читают и обсуждают статью учебника о Куприне (вариант: представляют сообщение или презентацию о жизни и творчестве писателя). Пересказывают рассказ «Куст сирени», составляют композицию. Сопоставляют понятия «сюжет» и «фабула». Выполняют характеристику главных героев в соответствии с планом. Анализируют внесюжетные элементы и их роль в создании художественных образов и идейном содержании рассказа. Выполняют дополнительные задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…».



Р/р

46.

Урок-диспут. Подготовка к домашнему сочинению №6 «Что значит быть счастливым?»

по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

1

Участвуют в семинарском занятии. Представляют сообщения «Проблема счастья в русской литературе второй половины XIX века в оценке критиков». Выполняют сопоставительный анализ отрывков из критических статей. Набирают фактический материал из прочитанных произведений к написанию домашнего сочинения, составляют развёрнутый план.



47.

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве. Стихотворение «Россия».

1

Читают и отвечают на вопросы по статье учебника о Блоке (вариант: представляют сообщение или презентацию об исторической теме в творчестве поэта). Выразительно читают стихотворение «Россия» (в т. ч. наизусть). Выполняют анализ лирического произведения. Определяют понятие лирического героя.



48.

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему.

1

Читают и составляют развёрнутый план по статье учебника о Есенине (вариант: представляют сообщение или презентацию об исторической теме в творчестве поэта). Выразительно читают отрывки из поэмы «Россия» (в т. ч. наизусть). Выполняют анализ поэтического текста: характеризуют образ предводителя восстания. Определяют понятие драматической поэмы.



49.

Урок-конференция. Подготовка к домашнему сочинению №7 «Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина».

1

Участвуют в семинарском занятии. Представляют сообщения на тему «Образ Пугачёва в русской литературе» в оценке критиков. Выполняют сопоставительный анализ нескольких произведений, посвящённых Пугачёву. Набирают фактический материал по прочитанным текстам к написанию домашнего сочинения, составляют развёрнутый план.



50.

И.С. Шмелёв. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем» как воспоминание о пути к творчеству.

1

Читают и обсуждают статью учебника о Шмелёве (вариант: представляют сообщение или презентацию о жизни и творчестве писателя). Пересказывают рассказ «Как я стал писателем», составляют композицию. Выполняют характеристику главных героев в соответствии с планом. Анализируют внесюжетные элементы и их роль в создании художественных образов и идейном содержании рассказа. Определяют понятие мемуарной литературы. Выполняют дополнительные задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…».



Вн. чт. 51.

Журнал «Сатирикон» (отрывки). Тэффи «Жизнь и воротник».

М.М. Зощенко «История болезни».

1

Участвуют в семинарском занятии. Представляют сообщения о писателях – участниках журнала «Сатирикон». Пересказывают отрывок из журнала «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». Сопоставляют иронию и сатиру в повествовании. Знакомятся с понятием историко – литературного комментария: анализируют сатирическое изображение исторических событий. Выполняют творческое задание: приводят примеры ироничного повествования о прошлом и современности из рассказов Теффи и Зощенко.



52.

М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

1

Читают и обсуждают статью учебника об Осоргине (вариант: представляют сообщения о жизни и творчестве писателя). Пересказывают рассказ «Пенсне», составляют композицию. Находят черты реального и фантастического в рассказе. Письменно отвечают на проблемный вопрос.



53.

Контрольная работа №3 по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М. Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина.

1

Выполняют контрольное тестирование. В тестовой форме обобщают изученный материал по творчеству Л. Н. Толстого, Чехова, Бунина, Блока Есенина.



54.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Тема честного служения Родине.

1

Пересказывают статью учебника о Твардовском (вариант: представляют сообщение или презентацию о жизни и творчестве поэта). Читают и комментируют главы из поэмы «Василий Тёркин»: описывают картины фронтовой жизни. Выполняют анализ поэтического текста. Соотносят собственную оценку с восприятием поэмы современниками. Выполняют дополнительные задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



55.

Василий Тёркин – защитник родной страны. Правда о войне в поэме Твардовского.

1

Выполняют характеристику главного героя в соответствии с планом, выявляют новаторский характер образа Василия Тёркина. Составляют цитатный план характеристики. Анализируют внесюжетные элементы и их роль в создании образа главного героя. Актуализируют понятие юмора. Определяют понятие фольклоризма. Выразительно читают наизусть отрывок из поэмы.



56.

Мастерство А.Т. Твардовского в поэме «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления.

1

Представляют сообщение на тему «Поэмы Твардовского». Актуализируют понятие поэмы. Составляют композицию поэмы «Василий Тёркин», сопоставляют её с другими поэмами Твардовского. Анализируют авторские отступления и их роль в раскрытии авторской позиции. Выполняют творческий проект: анализируют язык поэмы.



Вн. чт. 57.

А.П. Платонов. Слово о писателе. рассказ «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

1

Читают и составляют сложный план статьи учебника о Платонове (вариант: представляют сообщение или презентацию о жизни и творчестве писателя). Пересказывают рассказ «Возвращение», составляют композицию. Выполняют характеристику главных героев в соответствии с планом. Анализируют внесюжетные элементы (картины войны и мирной жизни), их роль в создании художественных образов и идейном содержании рассказа. Определяют понятие гуманизма. Выполняют дополнительные задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…».



58.

Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского, Б. Окуджавы, А. Фатьянова, Л. Ошанина.

1

Участвуют в семинарском занятии. Выразительно читают наизусть (в т. ч. слушают аудиозаписи и исполняют) песни о Великой Отечественной войне и на стихи поэтов – фронтовиков: М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату…»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), А. Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги»). Выполняют анализ поэтического текста.



59.

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Отражение военного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет».

1

Читают и составляют сложный план статьи учебника об Астафьеве (вариант: представляют сообщение или презентацию о жизни и творчестве писателя). Пересказывают рассказ «Фотография…», составляют композицию. Выполняют характеристику главных героев в соответствии с планом. Актуализируют понятие «герой – повествователь». Анализируют внесюжетные элементы и их роль в создании художественных образов и идейном содержании рассказа. Выполняют дополнительные задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…».



Р/р 60.

Классное сочинение №8 «Великая Отечественная война в литературе XX века».

1

Пишут сочинение о литературе периода Великой Оттечественной войны (по произведению (-ям) на выбор обучающегося).



Вн. чт. 61.

Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.

1

Участвуют в семинарском занятии. Представляют сообщение или презентацию о жизни и творчестве одного из поэтов второй половины ХX века и русского зарубежья. Выразительно читают (в т.ч. наизусть) стихотворения о Родине и родной природе. Выполняют анализ поэтического текста: находят лирические мотивы воспоминаний, грусти, надежды.




Из зарубежной литературы (5 ч.)

62.

У. Шекспир. Слово о писателе. «Вечные проблемы» в трагедии «Ромео и Джульетта. Анализ эпизода.

1

Читают и обсуждают статью учебника о Шекспире (вариант: представляют сообщение или презентацию о жизни и творчестве классика). Читают, комментируют и пересказывают отрывки из трагедии. Выполняют характеристику героев в соответствии с планом. Составляют композицию произведения: выявляют поединок семейной вражды и любви. Определяют понятия «трагедия» и «конфликт» в литературе. Представляют сообщения «Вечные проблемы» в трагедиях Шекспира» в оценке критиков. Выполняют сравнительный анализ отрывков из критических статей. Выполняют анализ эпизода (по выбору учителя).



63.

Сонеты У. Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.

1

Определяют понятие сонета. Выразительно читают (в т.ч. наизусть) сонеты Шекспира «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Выполняют устный и письменный анализ лирического произведения. Выполняют дополнительные задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



64.

Ж.- Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

1

Читают и обсуждают статью учебника о Мольере (вариант: представляют сообщение или презентацию о жизни и творчестве классика). Актуализируют понятие комедии. Читают и комментируют сцены из комедии «Мещанин во дворянстве». Находят сатиру и черты классицизма в произведении. Составляют композицию. Анализируют внесюжетные элементы и их роль в создании драматических героев и общечеловеческом смысле комедии. Выполняют дополнительные задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…"




Вн. чт. 65.

Дж. Свифт. Слово о писателе. Роман «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

1

Читают и обсуждают статью учебника о Свифте (вариант: представляют сообщение или презентацию о жизни и творчестве классика). Читают и обсуждают эпизоды из романа «Путешествие Гулливера». Выполняют характеристику героев в соответствии с планом. Составляют композицию. Анализируют внесюжетные элементы и их роль в создании художественных образов и идейном содержании произведения. Актуализируют понятия «подтекст» и «социальная сатира». Выполняют дополнительные задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…»



Вн. чт. 66.

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.


Читают и обсуждают статью учебника о Скотте (вариант: представляют сообщение или презентацию о жизни и творчестве классика). Читают и обсуждают эпизоды из романа «Айвенго». Выполняют характеристику героев в соответствии с планом. Составляют композицию. Анализируют внесюжетные элементы и их роль в создании художественных образов и идейном содержании произведения. Находят черты реального и вымышленного в повествовании. Актуализируют понятие исторического романа. Выполняют дополнительные задания по пособию «Читаем, думаем, спорим…».




Итоговый контроль (2 ч.)


67.

Итоговая контрольная работа №4 «Литература и история в произведениях, изученных в VIII классе».

1

Выполняют итоговое контрольное тестирование. В тестовой форме обобщают материал, изученный за год.



68.

Анализ итоговой контрольной работы. Итоги года и задание на лето.

1

Анализируют письменные работы. Выполняют работу над ошибками в контрольном тесте. Подводят итоги года. Знакомятся со списком произведений для летнего чтения.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.