12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тюрина Вера Владимировна1216
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Пурпе
2

Календарно-тематическое планирование рабочей программы по литературе для 8 класса

Раздел IV. Календарно-тематическое планирование

у

р

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Форма контроля

1

02.09

Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

1

Комбинированный урок

Знакомство с учебником-хрестоматией. Чтение и обзорный анализ эпиграфов разделов. Дать представление об образности как отличительном признаке художественной литературы, литературе как искусстве слова

Сформировать у учащихся представления о времени, отображённом в произведении, времени создания этого художественного текста и времени, когда произведение прочитано.

Учить составлять тезисы и план прочитанного, владеть различными видами пересказа; сочинение-миниатюра (попытка создать свой собственный образ) ; умение перефразировать мысль; владение монологической и диалогической речью

Беседа

Индив. выступления учащихся.

Пересказ.

Устное народное творчество (3)

2 – 3.

05.09

07.09

Устное народное творчество.

Лирические песни.

Исторические песни.

Частушки.

2

Комбинированный урок

Устное народное творчество; отражение жизни народа в народных песнях; развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста.

Сравнительный анализ авторского текста песни с народной переделкой; развивать творческие способности учащихся.

Знать: жанры УНТ, особенности жанра народной песни, отражение жизни народа в народных песнях. Особенности художественной формы фольклорных произведений.

Уметь: выразительно читать и анализировать народные песни по вопросам.

Свободная работа с текстами.

4.

09.09

Устное народное творчество.

Предания.

1

Комбинированный урок

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. «О Пугачеве». «О покорении Сибири Ермаком».

Раскрыть особенности содержания и художественной формы преданий, сопоставить предания с историческими песнями и другими жанрами фольклора; повторить элементы сопоставительного анализа текста.

Знать особенности содержания и художественной формы преданий.

Уметь сопоставлять предания с историческими песнями и другими жанрами фольклора, выразительно читать и анализировать предания по вопросам.

Работа с текстами историч. документов и преданий.

Из древнерусской литературы (4)

5-6.

12.09

14.09

«Житие Александра Невского».

2

Изучение нового материала

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы.

Развить понятие о древнерусской литературе, расширить представления об особенностях житийного жанра; формировать навыки комментированного чтения

Знать: особенности содержания и формы воинской повести и жития.

Средства художественной выразительности в произведениях древнерусской литературы.

Уметь выразительно читать и пересказывать отрывки с соблюдением авторских интонаций и лексики; давать характеристику герою жития – исторической личности.

Работа с текстом произвед.

Работа по отбору информации из справочных материалов

7-8.

16.09

19.09

«Шемякин суд»

2

Урок вне­класс­ного чте­ния

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.

Познакомить с повестью 17 века, которая осуждает и корыстолюбивых судей, и судопроизводство в целом, отметить важнейшие черты средневековой литературы; познакомить с особенностями поэтики бытовой сатирической повести 17 века.

Знать: действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения, особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Уметь выразительно читать и пересказывать с соблюдением авторских интонаций и лексики; давать характеристику героям произведения.

Работа с текстом произвед.

Из литературы 18 века (3+1)

9-10.

21.09

23.09

Д.И.Фонвизин. «Недоросль».

2

Комбинированный урок

Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Знать: классицизм, речевые характеристики главных героев как средство создания комического.

Уметь выразительно читать отрывок, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании; характеризовать нравственный облик героев.

Владение монологической и диалог.речью

11.

26.09

Д.И.Фонвизин. «Недоросль».

1

Изучение нового материала

Анализ эпизода комедии. Основные правила классицизма.

Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Знать основные правила классицизма в драматическом произведении.

Уметь анализировать драматическое произведение.

Беседа, работа с книгой, выразительное чтение.

12.

28.09

Р/Р Подготовка к сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе, в литературе 18 века».

1

Урок развития речи

Подготовка к сочинению. Обобщение и систематизация изученного.

Уметь отбирать материал из текста для работы над темой. Уметь составлять план сочинения; писать сочинение в соответствии с планом.

Сочинение

Из литературы 19 века (39+5)

13-14.

30.09

02.10

И.А. Крылов. «Лягушки, просящие царя». «Обоз».

2

Изучение нового материала

Продолжить знакомство с творчеством И.А.Крылова, со взглядами великого баснописца на жизнь, на реальные отношения людей в обществе, познакомить с новыми баснями; учить определять мораль басен, использовать слова морального вывода в определенных случаях повседневной жизни, работать над выразительным чтением (инсценирование).

Знать о творческом пути И.А. Крылова. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. Развитие понятия об аллегории, об «эзоповом языке». Обличение человеческих пороков в баснях.

Знать: аллегория, олицетворение, мораль басни.

Уметь: выразительно читать басню по ролям, находить элементы басни, видеть особенности сюжета; давать собственную оценку действиям и поступкам героев.

Наизусть

15.

05.10

Вн. чт.И.А. Крылов – поэт и мудрец.

1

Урок вне­класс­ного чте­ния

Многогранность личности баснописца. Обличение человеческих пороков в баснях; учить определять мораль басен, использовать слова морального вывода в определенных случаях повседневной жизни, работать над выразительным чтением (инсценирование).

Уметь выразительно читать и пересказывать басни, видеть особенности сюжета; давать собственную оценку действиям и поступкам героев.

Уметь выразительно читать наизусть.

Выраз. чтение

16-17.

07.10

К.Ф. Рылеев.

«Смерть Ермака».

2

Изучение нового материала

Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель.

Познакомить с жизнью и творчеством Рылеева, дать понятие думы, работать над выразительным чтением думы о Ермаке; учить рецензировать ответы одноклассников.

Знать: жанр думы.

Уметь делать сопоставительный анализ думы К.Ф. Рылеева и народного предания «О покорении Сибири Ермаком».

Анализ.выраз. чтение

18-19.

10.10

12.10

А.С.Пушкин.

«История Пугачева» (отрывки).

2

Изучение нового материала

Знать основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, исторические источники, содержание изучаемого произведения; выяснить причины обращения Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали поэта; умение владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию

Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина.

Знать историю пугачевского восстания в историческом труде писателя.

Уметь выразительно читать, характеризовать героя произведения – историческую личность.

Беседа, работа с книгой

20.

14.10

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка».

1

Изучение нового материала

История создания. Герои и их исторические прототипы.

Знать историю создания произведения, героев и их исторических прототипов.

Уметь выделять историческую правду и вымысел в произведении.

Владение основными видами публичных выступлений.

21.

17.10

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка».

Гринев: жизненный путь героя.

Гринев и Швабрин.

1

Изучение нового материала

Определить жанровые особенности произведения, проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева – молодого русского дворянина; умение владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, выделять смысловые части текста

«Капитанская дочка». Гринев: жизненный путь героя.

Знать жизненный путь, путь духовного становления Гринева.

Уметь давать оценку нравственным поступкам героя, сопоставлять его образ с другими персонажами повести.

Письм. ответ на ? «Как и почему изменилось отношение Гринева к своемупребыванию в крепости?»

22.

19.10

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка».

Семья капитана

Егорова.

1

Изучение нового материала

Проследить по тексту путь духовного становления главного героя, его отношения с людьми, знать содержание изучаемых глав в тексте, систему художественных образов повести; умение владеть различными видами пересказа. Маша Миронова – нравственный идеал А.С. Пушкина. Смысл названия.

Уметь давать оценку нравственным поступкам героев повести.

Сообщения:

- Роль пейзажа и интерьера в худож. тексте;

-Роль эпиграфа в повести.

23-24.

21.10

24.10

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка».

Пугачев и народное восстание.

2

Изучение нового материала

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде А.С. Пушкина.

Создать условия для понимания и раскрытия образа главного героя – Пугачева; формировать представления учащихся о народной войне в анализируемых главах, проследить взаимоотношения Пугачева и Гринева; уметь характеризовать особенности сюжета композиции, выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному.

Знать: народное восстание в авторской оценке.

Уметь сравнивать народное восстание под предводительством Пугачева в романе «Капитанская дочка» и в «Истории Пугачева» А.С.Пушкина.

Аналитическая беседа.

25-26.

26.10

28.10

Р/Р А.С.Пушкин Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

2

Урок развития речи

Гуманизм и историзм. Историческая правда и вымысел.

Тренировать в умении обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, воплощать в записи не только развитие собственной мысли, но и читательские переживания, учить вдумываться в формулировки тем, различать их оттенки; продолжить совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему.

Поиск нужной информации по заданной теме. Свободная работа с текстом художественного произведения. Уметь выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное

Сочинение

27-28.

31.10

09.11

А.С. Пушкин.

«Пиковая дама».

2

Изучение нового материала

Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга.

Знать сюжет и героев повести, композицию повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.

Уметь составлять план, пересказывать, пользуясь планом.

Аналитическая беседа.

29-30.

11.11

14.11

А.С. Пушкин. «Туча». «К***» («Я помню чудное мгновенье…»). «19 октября».

2

Комбинированный урок

Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября». Их основные темы и мотивы.

Знать особенности поэтической формы. Уметь анализировать поэтический текст, выразительно читать наизусть.

Беседа, работа с произведениями

31.

16.11

М.Ю. Лермонтов.

1

Изучение нового материала

Дать представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры, познакомить с лирикой поэт , символическими образами, познакомить с поэмой «Мцыри»; учить определять род и жанр литературного произведения, выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть.

Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Знать особенности историзма, эволюционного подхода к истории в творчестве поэта.

Беседа. Работа с книгой.

32-33.

18.11

21.11

М.Ю. Лермонтов.

«Мцыри».

2

Изучение нового материала

Дать возможность ощутить поэму не как нечто чуждое, но как близкое и понятное явление, ощутить целительную силу звучащего слова, в ходе аналитической беседы выявить основные художественные особенности поэмы, работать над

выразительностью чтения; учить анализировать поэтический текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль средств художественной выразительности.

Мцыри как романтический герой.

Знать: романтизм, романтический конфликт.

Уметь выразительно читать, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании; характеризовать нравственный облик героя.

Выраз. чтение

34-35.

23.11

25.11

М.Ю. Лермонтов.

«Мцыри».

2

Изучение нового материала

Создать условия для понимания идейного содержания поэмы, свободолюбивой личности героя и его стремления к независимости, совершенствовать навык анализа поэтического текста в единстве формы и содержания; учить владеть монологической и диалогической речью.

Особенности композиции поэмы. Роль описаний природы в поэме.

Знать особенности изображения человека и природы, особенности композиции поэмы.

Уметь пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании; характеризовать нравственный облик героя.

Наизусть

36.

28.11

Н.В. Гоголь.

1

Изучение нового материала

Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.

Вспомнить произведения Н.В.Гоголя, изученные ранее, дать представление об особенностях драматического произведения, познакомить с историей создания комедии «Ревизор»; знать определение понятия «комедия», учить составлять тезисы к лекции

Знать исторические произведения в творчестве Н.В. Гоголя.

Лекция. Беседа. Работа с книгой.

37.

30.11

Н.В. Гоголь.

«Ревизор».

1

Изучение нового материала

«Ревизор» как социальная комедия. История создания.

Познакомить, прокомментировать и обсудить события и характеры 1 и 2 действий комедии, знать основы сценического поведения, содержание комедии; Владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по произведению, выразительно читать фрагменты комедии, выражать свое отношение к прочитанному.

Знать: род, жанр произведения, историю создания и первой постановки.

Уметь выразительно читать по ролям, ориентироваться в содержании.

Аналитическая беседа.

38-39.

02.12

05.12

Н.В. Гоголь.

«Ревизор».

2

Комбинированный урок

Разоблачение пороков чиновничества.

Совершенствовать умение анализировать драматическое произведение, продолжить работу по анализу комедии; работать над выразительным чтением по ролям.

Сформулировать «своевременные мысли» и вопросы о связи деятельности чиновников и благополучной жизни города, побудить учеников к самостоятельному анализу образов чиновников в комедии Гоголя и внимательному прочтению деталей гоголевского произведения; учить строить письменные и устные высказывания в связи с изучением произведения.

Знать: приемы сатирического разоблачения чиновников.

Уметь выразительно читать по ролям, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании; характеризовать нравственный облик героев.

Аналитическая беседа.

40.

07.12

Н.В. Гоголь.

«Ревизор».

1

Изучение нового материала

Хлестаков. Словесный портрет Хлестакова; владение основными видами публичных выступлений; умение обоснованно приводить доказательства при помощи цитатного материала. Содержание статьи Белинского о комедии «Ревизор»; определение понятия «Хлестаковщина»; уметь составлять тезисы к статье; обобщать изученное по характерам героев; умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; владение основными видами публичных выступлений.

Знать: хлестаковщина как нравственное явление.

Уметь выразительно читать по ролям, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании; характеризовать нравственный облик героев.

Словесный портрет Хлестакова.

41.

09.12

Р/Р Подготовка к сочинению по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

1

Урок развития речи

Завершить чтение комедии, показав новизну финала (немой сцены), отметить, как своеобразие действия пьесы «от начала до конца, вытекает их характеров», критика о пьесе Гоголя; учить строить письменные и устные высказывания по произведению.

Выявить степень усвоения основных положений текста произведения и проблематики, систематизировать и обобщить изученное; уметь правильно и быстро подбирать нужный вариант ответа, обобщать изученное по характерам героев, выражать свое отношение к прочитанному.

Подготовка к домашнему сочинению. Особенности композиционной структуры комедии.

Знать специфику завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.

Уметь составлять план сочинения; писать сочинение в соответствии с планом, работать с критической литературой.

Сочинение

42.

12.12

Н.В. Гоголь.

«Шинель».

1

Комбинированный урок

Духовная сила героя и его противопоставление бездушию общества.

Продолжить разговор на тему образ «маленького человека» в литературе, мечта и реальность в повести.

Знать: образ «маленького человека» в литературе.

Уметь выразительно читать, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании; характеризовать нравственный облик героев.

Пересказ

43.

14.12

Н.В. Гоголь.

«Шинель».

1

Комбинированный урок

Продолжить разговор на тему образ «маленького человека» в литературе, мечта и реальность в повести.

Знать: образ «маленького человека» в литературе.

Уметь выразительно читать, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании; характеризовать нравственный облик героев.

Аналитическая беседа.

44-45.

16.12

19.12

М.Е.Салтыков-Щедрин.

«История одного

города».

2

Изучение нового материала

Слово о писателе. Художественно – политическая сатира на общественные порядки.

Вспомнить основные страницы жизни и творчества писателя, сформулировать свое собственное, личное отношение к его произведениям; познакомить с художественно-политической сатирой писателя; отметить иронию писателя – гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй.

Знать: образы градоначальников, средства создания комического в произведении.

Уметь выразительно читать, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании; характеризовать нравственный облик героев.

Аналитическая беседа, работа с текстом.

46.

21.12

Р/Р Анализ эпизода из романа «История одного города».

1

Урок развития речи

Заинтриговать учеников, пробудить у них желание понять смысл этой главы, настроить на самостоятельную исследовательскую работу; показать что «История…» - пародия на официальные исторические сочинения.

Обучение анализу эпизода.

Знать: образы градоначальников, средства создания комического в произведении.

Уметь выразительно читать, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании; характеризовать нравственный облик героев.

Пересказ фрагмента.

47-48.

23.12

26.12

Н.С. Лесков

«Старый гений».

2

Изучение нового материала

Нравственные проблемы рассказа. Продолжить тему «Сатира на чиновничество», познакомить с рассказом Лескова «Старый гений; отметить отношение Лескова к России.

Знать: нравственные проблемы рассказа. Сатира на чиновничество.

Уметь выразительно читать, характеризовать героя произведения, анализировать художественное произведение.

Рассуждение:

- Кто виноват в страданиях героини?

49-50.

Л.Н. Толстой

«После бала».

2

Изучение нового материала

Дать представление о личности и творчестве писателя; показать особенности композиции рассказа «После бала». Отметить художественные особенности рассказа; подчеркнуть особую роль образа повествователя-рассказчика; совершенствовать навык анализа прозаических произведений, учить умению видеть авторскую позицию и позицию рассказчика.

Знать: социально-нравственные проблемы рассказа, антитеза, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев.

Уметь выразительно читать, характеризовать героев произведения, давать оценку нравственным поступкам героев.

Аналитическая беседа.

51.

1

Л.Н. Толстой

«После бала».

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Отметить художественные особенности рассказа; подчеркнуть особую роль образа повествователя-рассказчика; совершенствовать навык анализа прозаических произведений, учить умению видеть авторскую позицию и позицию рассказчика.

Знать: социально-нравственные проблемы рассказа, антитеза, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев.

Уметь выразительно читать, характеризовать героев произведения, давать оценку нравственным поступкам героев.

Пересказ

52.

Р/Р Подготовка к сочинению «Утро, изменившее жизнь».

1

Урок развития речи

Создать условия для понимания главной мысли рассказа о моральной ответственности человека за все, что совершается в жизни; выявить позицию автора и рассказчика.

Подготовка к сочинению. Обобщение и систематизация изученного.

Уметь отбирать материал из текста для работы над темой. Уметь составлять план сочинения; писать сочинение в соответствии с планом.

Сочинение

53.

Вн. чт. Л.Н. Толстой «Отрочество».

1

Урок вне­класс­ного чте­ния

Нравственные проблемы повести.

Знать: нравственные проблемы повести.

Уметь выразительно читать, характеризовать героев произведения, давать оценку нравственным поступкам.

Анализ отрывков

54.

Вн. чт. Поэзия родной природы.

1

Урок вне­класс­ного чте­ния

Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова.

Учить умениям выразительно читать стихотворение, видеть роль выразительных средств в раскрытии идеи стихотворения, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста.

Уметь анализировать поэтический текст, выразительно читать наизусть.

Наизусть

55-56.

А.П. Чехов

«О любви».

2

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Вспомнить основные события жизни писателя, отметить, что запомнилось больше всего, что показалось особенно важным; рассмотреть вопрос, который волновал Чехова, - вопрос человеческой свободы; проанализировать рассказ «О любви».

Знать содержание рассказа, психологизм произведения.

Уметь анализировать прозаическое произведение.

Пересказ сюжетов, сопоставительный анализ рассказов.

Из литературы 20 века (21+7)

57-58.

И.А. Бунин

«Кавказ».

2

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Дать представление о нравственной окраске поступков каждого из героев рассказа; выявить своеобразие подхода писателя к теме любви.

Знать содержание рассказа, особенности творческой индивидуальности автора.

Уметь анализировать прозаическое произведение.

Пересказ

59-60.

А.И. Куприн

«Куст сирени».

2

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Познакомить учащихся с фактами жизни и творчества писателя, вызвать интерес к его произведениям, выявить нравственные проблемы рассказа.

Знать содержание рассказа, нравственные проблемы.

Уметь анализировать прозаическое произведение, давать сравнительную характеристику героев.

Пересказ

61-62.

Р/Р Подготовка к сочинению «Что значит быть счастливым?»

2

Урок развития речи

Подготовка к сочинению по произведениям Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна.

Уметь отбирать материал из текста для работы над темой. Уметь составлять план сочинения; писать сочинение в соответствии с планом.

Сочинение

63.

А.А. Блок

«На поле

Куликовом».

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Дать представление о личности А.Блока и об исторической теме в его творчестве.

Знать: историческая тема в творчестве поэта. Образ России и ее истории.

Уметь выразительно читать, формулировать свое отношение к прочитанному, анализировать лирическое произведение.

Выраз. читать

64.

А.А. Блок

«Россия».

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Дать понятие «символизм», подготовить учащихся к восприятию стихотворения «Россия».

Знать: историческая тема в творчестве поэта. Образ России и ее истории.

Уметь выразительно читать, формулировать свое отношение к прочитанному, анализировать лирическое произведение.

Наизусть

65.

С.А. Есенин

«Пугачев».

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Расширить представления о личной и творческой биографии Есенина, развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Знать: понятие о драматической поэме.

Уметь выразительно читать, формулировать свое отношение к прочитанному, анализировать лирическое произведение.

Аналитическая беседа.

66.

С.А. Есенин

«Пугачев».

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

«Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.

Знать: понятие о драматической поэме.

Уметь выразительно читать, формулировать свое отношение к прочитанному, анализировать лирическое произведение.

Пересказ

67.

Р/Р Подготовка к сочинению. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина.

1

Урок развития речи

Обобщение и систематизация материала.

Знать: основная мысль произведения и способы её раскрытия, жанр и род произведения.

Уметь определять жанр и род произведения, аргументированно высказывать свое мнение о произведении.

Сочинение

68-69.

И.С.Шмелев

«Как я стал

писателем».

2

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Воспоминание о пути к творчеству.

Уметь анализировать прозаическое произведение.

Пересказ

70.

Вн. чт. Журнал «Сатирикон».

1

Урок вне­класс­ного чте­ния

Сатирическое изображение исторических событий, ироническое повествование.

Знать: сатирическое изображение исторических событий, ироническое повествование.

Уметь выразительно читать по ролям, ориентироваться в содержании. Уметь анализировать прозаическое произведение.

Аналитическая беседа.

71.

Тэффи

«Жизнь и

воротник».

1

Урок вне­класс­ного чте­ния

Ироническое повествование.

Знать: сатира и юмор в художественном произведении.

Уметь выразительно читать по ролям, ориентироваться в содержании, пересказывать.

Анализ текста.

72-73.

М.А. Осоргин

«Пенсне».

2

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Сочетание реальности и фантастики.

Знать: реальное и фантастическое в художественном произведении.

Уметь анализировать прозаическое произведение.

Пересказ сюжета.

74.

А.Т. Твардовский

«Василий Теркин».

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Дать представление о фактах биографии Твардовского, об истории создания «Книги для бойца», жанровом новаторстве поэмы.

Знать: роль поэмы в годы Великой Отечественной войны, особенности жанра и сюжета поэмы, новаторский характер образа героя.

Уметь выразительно читать, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании; характеризовать облик героя.

Аналитическая беседа.

75.

А.Т. Твардовский

«Василий Теркин».

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Василий Теркин – защитник родной страны.

Проанализировать главы, предложенные в учебнике, дать к ним небольшие комментарии идейно-эстетического характера, учить выразительно читать, инсценировать произведение.

Знать: роль поэмы в годы Великой Отечественной войны, особенности жанра и сюжета поэмы, новаторский характер образа героя.

Уметь выразительно читать, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании; характеризовать облик героя.

Выраз. Чтение

76.

А.Т. Твардовский

«Василий Теркин».

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Композиция и язык поэмы. Проанализировать главы, предложенные в учебнике, дать к ним небольшие комментарии идейно-эстетического характера, учить выразительно читать, инсценировать произведение.

Знать композицию и язык поэмы; юмор, фольклорные мотивы; авторские отступления.

Уметь анализировать композицию и язык поэмы.

Наизусть

77.

Вн. чт.

А.П. Платонов

«Возвращение».

1

Урок вне­класс­ного чте­ния

Воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев.

Знать нравственную проблематику и гуманизм рассказа.

Уметь выразительно читать, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании, анализировать прозаическое произведение.

Пересказ

78-79.

РР Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

2

Урок развития речи

Учить выразительно читать стихотворения о войне, высказывая свое мнение, воспитывать глубокое уважение к ветеранам войны.

Творчество М. Исаковского, Б. Окуджавы, А. Фатьянова, Л. Ошанина.

Знать стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Уметь выразительно читать наизусть.

Наизусть

80.

В.П. Астафьев

«Фотография, на которой меня нет».

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Расширить представления о жизни и творчестве писателя, создать эмоциональный настрой, работать над сознательным и осознанным чтением.

Знать: отражение военного времени в рассказе, герой-повествователь.

Уметь выразительно читать, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании, анализировать прозаическое произведение.

Аналитическая беседа.

81-82.

РР Подготовка к сочинению.

«Великая Отечественная война в литературе

20 века».

2

Урок развития речи

Обобщение и систематизация материала.

Знать: основная мысль произведения и способы её раскрытия, жанр и род произведения.

Уметь определять жанр и род произведения, аргументированно высказывать свое мнение о произведении.

Сочинение

83.

Вн. чт. Русские поэты о Родине и родной природе.

1

Урок вне­класс­ного чте­ния

Творчество И. Анненского, Д. Мережковского, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова.

Знать особенности анализа лирического произведения.

Уметь выразительно читать, формулировать свое отношение к прочитанному, анализировать лирическое произведение.

Наизусть

84.

Вн. чт. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.

1

Урок вне­класс­ного чте­ния

Творчество Н. Оцупа, З. Гиппиус, Дона Аминадо, И. Бунина.

Познакомить учащихся с гражданской лирикой русских поэтов и поэтов Русского зарубежья; создать условия для осмысления этой темы в творчестве поэтов.

Знать особенности анализа лирического произведения.

Уметь выразительно читать, формулировать свое отношение к прочитанному, анализировать лирическое произведение.

Наизусть

Из зарубежной литературы (12)

85-87.

У. Шекспир

«Ромео и Джульетта».

3

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Дать представление об отдельных произведениях зарубежной литературы, относящихся к периоду Возрождения, знать основные факты жизни и творчества Шекспира, содержание трагедии «Ромео и Джульетта».

Знать: «вечные проблемы» в трагедии; конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Уметь выразительно читать, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании; анализировать композицию; характеризовать облик героев.

Аналитическая беседа.

88.

У. Шекспир

Сонеты.

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.

Знать: сонет как форма лирической поэзии.

Уметь выразительно читать, формулировать свое отношение к прочитанному, анализировать лирическое произведение.

Выраз. читать

89-90.

Ж.-Б. Мольер

«Мещанин во дворянстве».

3

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Сатира на дворянство и невежественных буржуа; черты классицизма в комедии.

Знать: сатира на дворянство и невежественных буржуа; черты классицизма в комедии.

Уметь выразительно читать отрывки, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании; характеризовать нравственный облик героев; анализировать драматическое произведение.

Пересказ

91-92.

Вн. чт.

Дж. Свифт

«Путешествия Гулливера».

2

Урок вне­класс­ного чте­ния

Сатира на государственное устройство общества.

Знать: сатира на государственное устройство общества.

Уметь выразительно читать отрывки, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании; характеризовать нравственный облик героев.

Аналитическая беседа.

93-95.

Вн. чт. В. Скотт «Айвенго».

3

Урок вне­класс­ного чте­ния

«Айвенго» - исторический роман.

Знать: исторический роман.

Уметь выразительно читать отрывки, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании; характеризовать нравственный облик героев.

Аналитическая беседа.

96-97.

Подведение итогов года.

2

История в литературе.

Знать: история и литература.

98.

Рекомендация книг для летнего чтения.

1

Обзор книг для самостоятельного летнего чтения с включением произведений курса литературы 9 класса.

99-105.

Резервные уроки.

2

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.