Календарно-тематическое планирование рабочей программы по литературе для 8 класса
Раздел IV. Календарно-тематическое планирование
№ у р | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Форма контроля | |
1 | 02.09 | Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. | 1 | Комбинированный урок | Знакомство с учебником-хрестоматией. Чтение и обзорный анализ эпиграфов разделов. Дать представление об образности как отличительном признаке художественной литературы, литературе как искусстве слова | Сформировать у учащихся представления о времени, отображённом в произведении, времени создания этого художественного текста и времени, когда произведение прочитано. Учить составлять тезисы и план прочитанного, владеть различными видами пересказа; сочинение-миниатюра (попытка создать свой собственный образ) ; умение перефразировать мысль; владение монологической и диалогической речью | Беседа Индив. выступления учащихся. Пересказ. | |
Устное народное творчество (3) | ||||||||
2 – 3. | 05.09 07.09 | Устное народное творчество. Лирические песни. Исторические песни. Частушки. | 2 | Комбинированный урок | Устное народное творчество; отражение жизни народа в народных песнях; развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста. Сравнительный анализ авторского текста песни с народной переделкой; развивать творческие способности учащихся. | Знать: жанры УНТ, особенности жанра народной песни, отражение жизни народа в народных песнях. Особенности художественной формы фольклорных произведений. Уметь: выразительно читать и анализировать народные песни по вопросам. | Свободная работа с текстами. | |
4. | 09.09 | Устное народное творчество. Предания. | 1 | Комбинированный урок | Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. «О Пугачеве». «О покорении Сибири Ермаком». Раскрыть особенности содержания и художественной формы преданий, сопоставить предания с историческими песнями и другими жанрами фольклора; повторить элементы сопоставительного анализа текста. | Знать особенности содержания и художественной формы преданий. Уметь сопоставлять предания с историческими песнями и другими жанрами фольклора, выразительно читать и анализировать предания по вопросам. | Работа с текстами историч. документов и преданий. | |
Из древнерусской литературы (4) | ||||||||
5-6. | 12.09 14.09 | «Житие Александра Невского». | 2 | Изучение нового материала | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. Развить понятие о древнерусской литературе, расширить представления об особенностях житийного жанра; формировать навыки комментированного чтения | Знать: особенности содержания и формы воинской повести и жития. Средства художественной выразительности в произведениях древнерусской литературы. Уметь выразительно читать и пересказывать отрывки с соблюдением авторских интонаций и лексики; давать характеристику герою жития – исторической личности. | Работа с текстом произвед. Работа по отбору информации из справочных материалов | |
7-8. | 16.09 19.09 | «Шемякин суд» | 2 | Урок внеклассного чтения | «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Познакомить с повестью 17 века, которая осуждает и корыстолюбивых судей, и судопроизводство в целом, отметить важнейшие черты средневековой литературы; познакомить с особенностями поэтики бытовой сатирической повести 17 века. | Знать: действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения, особенности поэтики бытовой сатирической повести. Уметь выразительно читать и пересказывать с соблюдением авторских интонаций и лексики; давать характеристику героям произведения. | Работа с текстом произвед. | |
Из литературы 18 века (3+1) | ||||||||
9-10. | 21.09 23.09 | Д.И.Фонвизин. «Недоросль». | 2 | Комбинированный урок | Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. | Знать: классицизм, речевые характеристики главных героев как средство создания комического. Уметь выразительно читать отрывок, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании; характеризовать нравственный облик героев. | Владение монологической и диалог.речью | |
11. | 26.09 | Д.И.Фонвизин. «Недоросль». | 1 | Изучение нового материала | Анализ эпизода комедии. Основные правила классицизма. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. | Знать основные правила классицизма в драматическом произведении. Уметь анализировать драматическое произведение. | Беседа, работа с книгой, выразительное чтение. | |
12. | 28.09 | Р/Р Подготовка к сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе, в литературе 18 века». | 1 | Урок развития речи | Подготовка к сочинению. Обобщение и систематизация изученного. Уметь отбирать материал из текста для работы над темой. Уметь составлять план сочинения; писать сочинение в соответствии с планом. | Сочинение | ||
Из литературы 19 века (39+5) | ||||||||
13-14. | 30.09 02.10 | И.А. Крылов. «Лягушки, просящие царя». «Обоз». | 2 | Изучение нового материала | Продолжить знакомство с творчеством И.А.Крылова, со взглядами великого баснописца на жизнь, на реальные отношения людей в обществе, познакомить с новыми баснями; учить определять мораль басен, использовать слова морального вывода в определенных случаях повседневной жизни, работать над выразительным чтением (инсценирование). | Знать о творческом пути И.А. Крылова. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. Развитие понятия об аллегории, об «эзоповом языке». Обличение человеческих пороков в баснях. Знать: аллегория, олицетворение, мораль басни. Уметь: выразительно читать басню по ролям, находить элементы басни, видеть особенности сюжета; давать собственную оценку действиям и поступкам героев. | Наизусть | |
15. | 05.10 | Вн. чт.И.А. Крылов – поэт и мудрец. | 1 | Урок внеклассного чтения | Многогранность личности баснописца. Обличение человеческих пороков в баснях; учить определять мораль басен, использовать слова морального вывода в определенных случаях повседневной жизни, работать над выразительным чтением (инсценирование). | Уметь выразительно читать и пересказывать басни, видеть особенности сюжета; давать собственную оценку действиям и поступкам героев. Уметь выразительно читать наизусть. | Выраз. чтение | |
16-17. | 07.10 | К.Ф. Рылеев. «Смерть Ермака». | 2 | Изучение нового материала | Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Познакомить с жизнью и творчеством Рылеева, дать понятие думы, работать над выразительным чтением думы о Ермаке; учить рецензировать ответы одноклассников. | Знать: жанр думы. Уметь делать сопоставительный анализ думы К.Ф. Рылеева и народного предания «О покорении Сибири Ермаком». | Анализ.выраз. чтение | |
18-19. | 10.10 12.10 | А.С.Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). | 2 | Изучение нового материала | Знать основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, исторические источники, содержание изучаемого произведения; выяснить причины обращения Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали поэта; умение владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию | Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. Знать историю пугачевского восстания в историческом труде писателя. Уметь выразительно читать, характеризовать героя произведения – историческую личность. | Беседа, работа с книгой | |
20. | 14.10 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». | 1 | Изучение нового материала | История создания. Герои и их исторические прототипы. | Знать историю создания произведения, героев и их исторических прототипов. Уметь выделять историческую правду и вымысел в произведении. | Владение основными видами публичных выступлений. | |
21. | 17.10 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Гринев: жизненный путь героя. Гринев и Швабрин. | 1 | Изучение нового материала | Определить жанровые особенности произведения, проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева – молодого русского дворянина; умение владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, выделять смысловые части текста | «Капитанская дочка». Гринев: жизненный путь героя. Знать жизненный путь, путь духовного становления Гринева. Уметь давать оценку нравственным поступкам героя, сопоставлять его образ с другими персонажами повести. | Письм. ответ на ? «Как и почему изменилось отношение Гринева к своемупребыванию в крепости?» | |
22. | 19.10 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Семья капитана Егорова. | 1 | Изучение нового материала | Проследить по тексту путь духовного становления главного героя, его отношения с людьми, знать содержание изучаемых глав в тексте, систему художественных образов повести; умение владеть различными видами пересказа. Маша Миронова – нравственный идеал А.С. Пушкина. Смысл названия. | Уметь давать оценку нравственным поступкам героев повести. | Сообщения: - Роль пейзажа и интерьера в худож. тексте; -Роль эпиграфа в повести. | |
23-24. | 21.10 24.10 | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Пугачев и народное восстание. | 2 | Изучение нового материала | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде А.С. Пушкина. Создать условия для понимания и раскрытия образа главного героя – Пугачева; формировать представления учащихся о народной войне в анализируемых главах, проследить взаимоотношения Пугачева и Гринева; уметь характеризовать особенности сюжета композиции, выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному. | Знать: народное восстание в авторской оценке. Уметь сравнивать народное восстание под предводительством Пугачева в романе «Капитанская дочка» и в «Истории Пугачева» А.С.Пушкина. | Аналитическая беседа. | |
25-26. | 26.10 28.10 | Р/Р А.С.Пушкин Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | 2 | Урок развития речи | Гуманизм и историзм. Историческая правда и вымысел. Тренировать в умении обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, воплощать в записи не только развитие собственной мысли, но и читательские переживания, учить вдумываться в формулировки тем, различать их оттенки; продолжить совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему. | Поиск нужной информации по заданной теме. Свободная работа с текстом художественного произведения. Уметь выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное | Сочинение | |
27-28. | 09.11 | А.С. Пушкин. «Пиковая дама». | 2 | Изучение нового материала | Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга. | Знать сюжет и героев повести, композицию повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога. Уметь составлять план, пересказывать, пользуясь планом. | Аналитическая беседа. | |
29-30. | 11.11 14.11 | А.С. Пушкин. «Туча». «К***» («Я помню чудное мгновенье…»). «19 октября». | 2 | Комбинированный урок | Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. | Знать особенности поэтической формы. Уметь анализировать поэтический текст, выразительно читать наизусть. | Беседа, работа с произведениями | |
31. | 16.11 | М.Ю. Лермонтов. | 1 | Изучение нового материала | Дать представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры, познакомить с лирикой поэт , символическими образами, познакомить с поэмой «Мцыри»; учить определять род и жанр литературного произведения, выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть. | Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова. Знать особенности историзма, эволюционного подхода к истории в творчестве поэта. | Беседа. Работа с книгой. | |
32-33. | 18.11 21.11 | М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». | 2 | Изучение нового материала | Дать возможность ощутить поэму не как нечто чуждое, но как близкое и понятное явление, ощутить целительную силу звучащего слова, в ходе аналитической беседы выявить основные художественные особенности поэмы, работать над выразительностью чтения; учить анализировать поэтический текст, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль средств художественной выразительности. | Мцыри как романтический герой. Знать: романтизм, романтический конфликт. Уметь выразительно читать, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании; характеризовать нравственный облик героя. | Выраз. чтение | |
34-35. | 23.11 25.11 | М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». | 2 | Изучение нового материала | Создать условия для понимания идейного содержания поэмы, свободолюбивой личности героя и его стремления к независимости, совершенствовать навык анализа поэтического текста в единстве формы и содержания; учить владеть монологической и диалогической речью. | Особенности композиции поэмы. Роль описаний природы в поэме. Знать особенности изображения человека и природы, особенности композиции поэмы. Уметь пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании; характеризовать нравственный облик героя. | Наизусть | |
36. | 28.11 | Н.В. Гоголь. | 1 | Изучение нового материала | Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Вспомнить произведения Н.В.Гоголя, изученные ранее, дать представление об особенностях драматического произведения, познакомить с историей создания комедии «Ревизор»; знать определение понятия «комедия», учить составлять тезисы к лекции | Знать исторические произведения в творчестве Н.В. Гоголя. | Лекция. Беседа. Работа с книгой. | |
37. | 30.11 | Н.В. Гоголь. «Ревизор». | 1 | Изучение нового материала | «Ревизор» как социальная комедия. История создания. Познакомить, прокомментировать и обсудить события и характеры 1 и 2 действий комедии, знать основы сценического поведения, содержание комедии; Владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по произведению, выразительно читать фрагменты комедии, выражать свое отношение к прочитанному. | Знать: род, жанр произведения, историю создания и первой постановки. Уметь выразительно читать по ролям, ориентироваться в содержании. | Аналитическая беседа. | |
38-39. | 02.12 05.12 | Н.В. Гоголь. «Ревизор». | 2 | Комбинированный урок | Разоблачение пороков чиновничества. Совершенствовать умение анализировать драматическое произведение, продолжить работу по анализу комедии; работать над выразительным чтением по ролям. Сформулировать «своевременные мысли» и вопросы о связи деятельности чиновников и благополучной жизни города, побудить учеников к самостоятельному анализу образов чиновников в комедии Гоголя и внимательному прочтению деталей гоголевского произведения; учить строить письменные и устные высказывания в связи с изучением произведения. | Знать: приемы сатирического разоблачения чиновников. Уметь выразительно читать по ролям, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании; характеризовать нравственный облик героев. | Аналитическая беседа. | |
40. | 07.12 | Н.В. Гоголь. «Ревизор». | 1 | Изучение нового материала | Хлестаков. Словесный портрет Хлестакова; владение основными видами публичных выступлений; умение обоснованно приводить доказательства при помощи цитатного материала. Содержание статьи Белинского о комедии «Ревизор»; определение понятия «Хлестаковщина»; уметь составлять тезисы к статье; обобщать изученное по характерам героев; умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; владение основными видами публичных выступлений. | Знать: хлестаковщина как нравственное явление. Уметь выразительно читать по ролям, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании; характеризовать нравственный облик героев. | Словесный портрет Хлестакова. | |
41. | 09.12 | Р/Р Подготовка к сочинению по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». | 1 | Урок развития речи | Завершить чтение комедии, показав новизну финала (немой сцены), отметить, как своеобразие действия пьесы «от начала до конца, вытекает их характеров», критика о пьесе Гоголя; учить строить письменные и устные высказывания по произведению. Выявить степень усвоения основных положений текста произведения и проблематики, систематизировать и обобщить изученное; уметь правильно и быстро подбирать нужный вариант ответа, обобщать изученное по характерам героев, выражать свое отношение к прочитанному. | Подготовка к домашнему сочинению. Особенности композиционной структуры комедии. Знать специфику завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Уметь составлять план сочинения; писать сочинение в соответствии с планом, работать с критической литературой. | Сочинение | |
42. | 12.12 | Н.В. Гоголь. «Шинель». | 1 | Комбинированный урок | Духовная сила героя и его противопоставление бездушию общества. Продолжить разговор на тему образ «маленького человека» в литературе, мечта и реальность в повести. | Знать: образ «маленького человека» в литературе. Уметь выразительно читать, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании; характеризовать нравственный облик героев. | Пересказ | |
43. | 14.12 | Н.В. Гоголь. «Шинель». | 1 | Комбинированный урок | Продолжить разговор на тему образ «маленького человека» в литературе, мечта и реальность в повести. | Знать: образ «маленького человека» в литературе. Уметь выразительно читать, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании; характеризовать нравственный облик героев. | Аналитическая беседа. | |
44-45. | 16.12 19.12 | М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города». | 2 | Изучение нового материала | Слово о писателе. Художественно – политическая сатира на общественные порядки. Вспомнить основные страницы жизни и творчества писателя, сформулировать свое собственное, личное отношение к его произведениям; познакомить с художественно-политической сатирой писателя; отметить иронию писателя – гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. | Знать: образы градоначальников, средства создания комического в произведении. Уметь выразительно читать, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании; характеризовать нравственный облик героев. | Аналитическая беседа, работа с текстом. | |
46. | 21.12 | Р/Р Анализ эпизода из романа «История одного города». | 1 | Урок развития речи | Заинтриговать учеников, пробудить у них желание понять смысл этой главы, настроить на самостоятельную исследовательскую работу; показать что «История…» - пародия на официальные исторические сочинения. | Обучение анализу эпизода. Знать: образы градоначальников, средства создания комического в произведении. Уметь выразительно читать, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании; характеризовать нравственный облик героев. | Пересказ фрагмента. | |
47-48. | 23.12 26.12 | Н.С. Лесков «Старый гений». | 2 | Изучение нового материала | Нравственные проблемы рассказа. Продолжить тему «Сатира на чиновничество», познакомить с рассказом Лескова «Старый гений; отметить отношение Лескова к России. | Знать: нравственные проблемы рассказа. Сатира на чиновничество. Уметь выразительно читать, характеризовать героя произведения, анализировать художественное произведение. | Рассуждение: - Кто виноват в страданиях героини? | |
49-50. | Л.Н. Толстой «После бала». | 2 | Изучение нового материала | Дать представление о личности и творчестве писателя; показать особенности композиции рассказа «После бала». Отметить художественные особенности рассказа; подчеркнуть особую роль образа повествователя-рассказчика; совершенствовать навык анализа прозаических произведений, учить умению видеть авторскую позицию и позицию рассказчика. | Знать: социально-нравственные проблемы рассказа, антитеза, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Уметь выразительно читать, характеризовать героев произведения, давать оценку нравственным поступкам героев. | Аналитическая беседа. | ||
51. | 1 | Л.Н. Толстой «После бала». | 1 | Урок изучения нового материала | Отметить художественные особенности рассказа; подчеркнуть особую роль образа повествователя-рассказчика; совершенствовать навык анализа прозаических произведений, учить умению видеть авторскую позицию и позицию рассказчика. | Знать: социально-нравственные проблемы рассказа, антитеза, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Уметь выразительно читать, характеризовать героев произведения, давать оценку нравственным поступкам героев. | Пересказ | |
52. | Р/Р Подготовка к сочинению «Утро, изменившее жизнь». | 1 | Урок развития речи | Создать условия для понимания главной мысли рассказа о моральной ответственности человека за все, что совершается в жизни; выявить позицию автора и рассказчика. | Подготовка к сочинению. Обобщение и систематизация изученного. Уметь отбирать материал из текста для работы над темой. Уметь составлять план сочинения; писать сочинение в соответствии с планом. | Сочинение | ||
53. | Вн. чт. Л.Н. Толстой «Отрочество». | 1 | Урок внеклассного чтения | Нравственные проблемы повести. | Знать: нравственные проблемы повести. Уметь выразительно читать, характеризовать героев произведения, давать оценку нравственным поступкам. | Анализ отрывков | ||
54. | Вн. чт. Поэзия родной природы. | 1 | Урок внеклассного чтения | Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова. Учить умениям выразительно читать стихотворение, видеть роль выразительных средств в раскрытии идеи стихотворения, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста. | Уметь анализировать поэтический текст, выразительно читать наизусть. | Наизусть | ||
55-56. | А.П. Чехов «О любви». | 2 | Урок изучения нового материала | Вспомнить основные события жизни писателя, отметить, что запомнилось больше всего, что показалось особенно важным; рассмотреть вопрос, который волновал Чехова, - вопрос человеческой свободы; проанализировать рассказ «О любви». | Знать содержание рассказа, психологизм произведения. Уметь анализировать прозаическое произведение. | Пересказ сюжетов, сопоставительный анализ рассказов. | ||
Из литературы 20 века (21+7) | ||||||||
57-58. | И.А. Бунин «Кавказ». | 2 | Урок изучения нового материала | Дать представление о нравственной окраске поступков каждого из героев рассказа; выявить своеобразие подхода писателя к теме любви. | Знать содержание рассказа, особенности творческой индивидуальности автора. Уметь анализировать прозаическое произведение. | Пересказ | ||
59-60. | А.И. Куприн «Куст сирени». | 2 | Урок изучения нового материала | Познакомить учащихся с фактами жизни и творчества писателя, вызвать интерес к его произведениям, выявить нравственные проблемы рассказа. | Знать содержание рассказа, нравственные проблемы. Уметь анализировать прозаическое произведение, давать сравнительную характеристику героев. | Пересказ | ||
61-62. | Р/Р Подготовка к сочинению «Что значит быть счастливым?» | 2 | Урок развития речи | Подготовка к сочинению по произведениям Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна. | Уметь отбирать материал из текста для работы над темой. Уметь составлять план сочинения; писать сочинение в соответствии с планом. | Сочинение | ||
63. | А.А. Блок «На поле Куликовом». | 1 | Урок изучения нового материала | Дать представление о личности А.Блока и об исторической теме в его творчестве. | Знать: историческая тема в творчестве поэта. Образ России и ее истории. Уметь выразительно читать, формулировать свое отношение к прочитанному, анализировать лирическое произведение. | Выраз. читать | ||
64. | А.А. Блок «Россия». | 1 | Урок изучения нового материала | Дать понятие «символизм», подготовить учащихся к восприятию стихотворения «Россия». | Знать: историческая тема в творчестве поэта. Образ России и ее истории. Уметь выразительно читать, формулировать свое отношение к прочитанному, анализировать лирическое произведение. | Наизусть | ||
65. | С.А. Есенин «Пугачев». | 1 | Урок изучения нового материала | Расширить представления о личной и творческой биографии Есенина, развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста. | Знать: понятие о драматической поэме. Уметь выразительно читать, формулировать свое отношение к прочитанному, анализировать лирическое произведение. | Аналитическая беседа. | ||
66. | С.А. Есенин «Пугачев». | 1 | Урок изучения нового материала | «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. | Знать: понятие о драматической поэме. Уметь выразительно читать, формулировать свое отношение к прочитанному, анализировать лирическое произведение. | Пересказ | ||
67. | Р/Р Подготовка к сочинению. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. | 1 | Урок развития речи | Обобщение и систематизация материала. | Знать: основная мысль произведения и способы её раскрытия, жанр и род произведения. Уметь определять жанр и род произведения, аргументированно высказывать свое мнение о произведении. | Сочинение | ||
68-69. | И.С.Шмелев «Как я стал писателем». | 2 | Урок изучения нового материала | Воспоминание о пути к творчеству. | Уметь анализировать прозаическое произведение. | Пересказ | ||
70. | Вн. чт. Журнал «Сатирикон». | 1 | Урок внеклассного чтения | Сатирическое изображение исторических событий, ироническое повествование. | Знать: сатирическое изображение исторических событий, ироническое повествование. Уметь выразительно читать по ролям, ориентироваться в содержании. Уметь анализировать прозаическое произведение. | Аналитическая беседа. | ||
71. | Тэффи «Жизнь и воротник». | 1 | Урок внеклассного чтения | Ироническое повествование. | Знать: сатира и юмор в художественном произведении. Уметь выразительно читать по ролям, ориентироваться в содержании, пересказывать. | Анализ текста. | ||
72-73. | М.А. Осоргин «Пенсне». | 2 | Урок изучения нового материала | Сочетание реальности и фантастики. | Знать: реальное и фантастическое в художественном произведении. Уметь анализировать прозаическое произведение. | Пересказ сюжета. | ||
74. | А.Т. Твардовский «Василий Теркин». | 1 | Урок изучения нового материала | Дать представление о фактах биографии Твардовского, об истории создания «Книги для бойца», жанровом новаторстве поэмы. | Знать: роль поэмы в годы Великой Отечественной войны, особенности жанра и сюжета поэмы, новаторский характер образа героя. Уметь выразительно читать, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании; характеризовать облик героя. | Аналитическая беседа. | ||
75. | А.Т. Твардовский «Василий Теркин». | 1 | Урок изучения нового материала | Василий Теркин – защитник родной страны. Проанализировать главы, предложенные в учебнике, дать к ним небольшие комментарии идейно-эстетического характера, учить выразительно читать, инсценировать произведение. | Знать: роль поэмы в годы Великой Отечественной войны, особенности жанра и сюжета поэмы, новаторский характер образа героя. Уметь выразительно читать, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании; характеризовать облик героя. | Выраз. Чтение | ||
76. | А.Т. Твардовский «Василий Теркин». | 1 | Урок изучения нового материала | Композиция и язык поэмы. Проанализировать главы, предложенные в учебнике, дать к ним небольшие комментарии идейно-эстетического характера, учить выразительно читать, инсценировать произведение. | Знать композицию и язык поэмы; юмор, фольклорные мотивы; авторские отступления. Уметь анализировать композицию и язык поэмы. | Наизусть | ||
77. | Вн. чт. А.П. Платонов «Возвращение». | 1 | Урок внеклассного чтения | Воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев. | Знать нравственную проблематику и гуманизм рассказа. Уметь выразительно читать, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании, анализировать прозаическое произведение. | Пересказ | ||
78-79. | РР Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | 2 | Урок развития речи | Учить выразительно читать стихотворения о войне, высказывая свое мнение, воспитывать глубокое уважение к ветеранам войны. | Творчество М. Исаковского, Б. Окуджавы, А. Фатьянова, Л. Ошанина. Знать стихи и песни о Великой Отечественной войне. Уметь выразительно читать наизусть. | Наизусть | ||
80. | В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет». | 1 | Урок изучения нового материала | Расширить представления о жизни и творчестве писателя, создать эмоциональный настрой, работать над сознательным и осознанным чтением. | Знать: отражение военного времени в рассказе, герой-повествователь. Уметь выразительно читать, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании, анализировать прозаическое произведение. | Аналитическая беседа. | ||
81-82. | РР Подготовка к сочинению. «Великая Отечественная война в литературе 20 века». | 2 | Урок развития речи | Обобщение и систематизация материала. | Знать: основная мысль произведения и способы её раскрытия, жанр и род произведения. Уметь определять жанр и род произведения, аргументированно высказывать свое мнение о произведении. | Сочинение | ||
83. | Вн. чт. Русские поэты о Родине и родной природе. | 1 | Урок внеклассного чтения | Творчество И. Анненского, Д. Мережковского, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова. | Знать особенности анализа лирического произведения. Уметь выразительно читать, формулировать свое отношение к прочитанному, анализировать лирическое произведение. | Наизусть | ||
84. | Вн. чт. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. | 1 | Урок внеклассного чтения | Творчество Н. Оцупа, З. Гиппиус, Дона Аминадо, И. Бунина. Познакомить учащихся с гражданской лирикой русских поэтов и поэтов Русского зарубежья; создать условия для осмысления этой темы в творчестве поэтов. | Знать особенности анализа лирического произведения. Уметь выразительно читать, формулировать свое отношение к прочитанному, анализировать лирическое произведение. | Наизусть | ||
Из зарубежной литературы (12) | ||||||||
85-87. | У. Шекспир «Ромео и Джульетта». | 3 | Урок изучения нового материала | Дать представление об отдельных произведениях зарубежной литературы, относящихся к периоду Возрождения, знать основные факты жизни и творчества Шекспира, содержание трагедии «Ромео и Джульетта». | Знать: «вечные проблемы» в трагедии; конфликт как основа сюжета драматического произведения. Уметь выразительно читать, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании; анализировать композицию; характеризовать облик героев. | Аналитическая беседа. | ||
88. | У. Шекспир Сонеты. | 1 | Урок изучения нового материала | Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии. | Знать: сонет как форма лирической поэзии. Уметь выразительно читать, формулировать свое отношение к прочитанному, анализировать лирическое произведение. | Выраз. читать | ||
89-90. | Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». | 3 | Урок изучения нового материала | Сатира на дворянство и невежественных буржуа; черты классицизма в комедии. | Знать: сатира на дворянство и невежественных буржуа; черты классицизма в комедии. Уметь выразительно читать отрывки, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании; характеризовать нравственный облик героев; анализировать драматическое произведение. | Пересказ | ||
91-92. | Вн. чт. Дж. Свифт «Путешествия Гулливера». | 2 | Урок внеклассного чтения | Сатира на государственное устройство общества. | Знать: сатира на государственное устройство общества. Уметь выразительно читать отрывки, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании; характеризовать нравственный облик героев. | Аналитическая беседа. | ||
93-95. | Вн. чт. В. Скотт «Айвенго». | 3 | Урок внеклассного чтения | «Айвенго» - исторический роман. | Знать: исторический роман. Уметь выразительно читать отрывки, пересказывать, хорошо ориентироваться в содержании; характеризовать нравственный облик героев. | Аналитическая беседа. | ||
96-97. | Подведение итогов года. | 2 | История в литературе. | Знать: история и литература. | ||||
98. | Рекомендация книг для летнего чтения. | 1 | Обзор книг для самостоятельного летнего чтения с включением произведений курса литературы 9 класса. | |||||
99-105. | Резервные уроки. | 2 |