Урок литературы «Темы лирики М.Ю. Лермонтова»
Любовь как страсть, приносящая страданье
1 Сушковский цикл
Нищий
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
2. Ивановский цикл
Расстались мы, но твой портрет...
Расстались мы, но твой портрет
Я на груди своей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
И, новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный - всё храм,
Кумир поверженный - всё бог!
3. Варвара Лопухина (Бахметьева)
Молитва
Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную -
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
Образ поэта пророка в лирике М.Ю. Лермонтова («Пророк», «Кинжал», «Поэт»)
1 Стихотворение «Пророк» Лермонтова.
Вспомните стихотворение А.С.Пушкина с таким же названием. Определите отличия, заполните таблицу цитатами из произведений
«Пророк» А.С.Пушкина | «Пророк» Лермонтова | |
1 Источник пророческого дара | ||
2 Образ пророка | ||
3 Взаимоотношения пророка и окружающего мира |
Вывод: тема пророка - поэта раскрывается им как трагическая (непонятый, гонимый всеми).
1 Прочтите стихотворение «Дума». Определите три выразительных средства, которые использует поэт (эпитет, метафору, гиперболу, олицетворение, сравнение)
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
1 Это стихотворение называется элегией. Определите, почему? Какие мысли и чувства обобщил в нём поэт?
2 В чём лирический герой обвиняет своих современников? В чём двойственность позиции лирического героя?
3 К каким трагическим последствиям это приводит?
4 Какие выразительные средства присутствуют? (сравнения, оценочная лексика, и др.)
5 Определите размер стиха, составьте ритмический рисунок.
6 Какова позиция автора?
Запиши свои выводы по этому стихотворению.
(Поэт, осуждая свое поколение, не отделяет себя от него, показывая, что и его душа исполнена неверия в лучшее, заражена холодностью и безнадежностью.)
Тема России и ее своеобразие. «Родина»
На какие логические части делит стихотворение автор?
Вопросы для анализа первой части 1-6
1. Почему поэт называет свою любовь к Отчизне странной? Почему он любит свою Родину более сердцем, чем рассудком? Какую авторскую мысль выражает инверсия в первом стихе?
2. Какой смысл выявляется при сопоставлении строк,
объединенных анафорой?
3. Какое настроение подчеркивается длинными стиха-
ми первой части?
4. Какие художественные средства создают интонации задумчивости, неторопливого размышления?
Вопросы для анализа второй части 7-14
1. Меняется ли настроение и длина стиха во второй
части? На что это указывает?
2. Какой образ Родины создают изображенные авто-
ром картины? Что подчеркивает в тексте анафора?
3. Какие изменения происходят в поэтическом про-
странстве второй части? Почему, когда речь идет о путешествии в телеге, стих становится опять длинным, шестистопным?
Вопросы для анализа третьей части 15-26
1. Какова цветовая гамма третьей части? Помогает ли
она понять смысл текста глубже?
2. Как меняется поэтическое пространство в третьей
части?
3. Почему картина деревенского праздника воспринимается читателем на слух и зрительно? Каким чувством проникнуто последнее четверостишие? Почему простые, неизящные
картины деревенского праздника отрадны для поэта?
4. Какой мир является для поэта идеальным? Аргументируйте свое мнение. Какие чувства связаны у него с образом Родины?
Вывод
Странность любви поэта к Родине выражается в том,
что он равно любит в Отчизне и ее величие, богатырскую силу, безбрежные леса, реки, подобные морям, и обыкновенное, низкое, бытовое. Так поэт воспринимает диалектику и полноту жизни. (Вспомните, как воспринимал жизнь
Моцарт в трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери».) Городская жизнь, где не слышат и не хотят слышать голос поэта-пророка, враждебна и ему, и творчеству вообще, поэтому он видит идеал в деревенской жизни, в согласии людей друг с другом, с природой и с Богом.
Д/з: Знать анализ стихотворения «Дума», тема любви в лирике Лермонтова, рассказ о стихотворении «Родина» - 16.12
учить стихотворение «Родина» - 17.12