Урок литературы «Темы лирики М.Ю. Лермонтова»

3
0
Материал опубликован 11 January 2020

Любовь как страсть, приносящая страданье

1 Сушковский цикл

t1577029544aa.jpg

Нищий

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

2. Ивановский цикл t1577029544ab.jpg

Расстались мы, но твой портрет...

Расстались мы, но твой портрет

Я на груди своей храню:

Как бледный призрак лучших лет,

Он душу радует мою.

И, новым преданный страстям,

Я разлюбить его не мог:

Так храм оставленный - всё храм,

Кумир поверженный - всё бог!





3. Варвара Лопухина (Бахметьева)

t1577029544ac.jpg

Молитва

Яматерь божияныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в мире безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную -

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.



Образ поэта пророка в лирике М.Ю. Лермонтова («Пророк», «Кинжал», «Поэт»)

1 Стихотворение «Пророк» Лермонтова.

Вспомните стихотворение А.С.Пушкина с таким же названием. Определите отличия, заполните таблицу цитатами из произведений


«Пророк» А.С.Пушкина

«Пророк» Лермонтова

1 Источник пророческого дара



2 Образ пророка



3 Взаимоотношения пророка и окружающего мира



Вывод: тема пророка - поэта раскрывается им как трагическая (непонятый, гонимый всеми).

1 Прочтите стихотворение «Дума». Определите три выразительных средства, которые использует поэт (эпитет, метафору, гиперболу, олицетворение, сравнение)

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
     В бездействии состарится оно.
     Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
         Как пир на празднике чужом.

     К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
     Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
     Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
     Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
     Мы лучший сок навеки извлекли.

1 Это стихотворение называется элегией. Определите, почему? Какие мысли и чувства обобщил в нём поэт?

2 В чём лирический герой обвиняет своих современников? В чём двойственность позиции лирического героя?

3 К каким трагическим последствиям это приводит?

4 Какие выразительные средства присутствуют? (сравнения, оценочная лексика, и др.)

5 Определите размер стиха, составьте ритмический рисунок.

6 Какова позиция автора?

Запиши свои выводы по этому стихотворению.



(Поэт, осуждая свое поколение, не отделяет себя от него, показывая, что и его душа исполнена неверия в лучшее, заражена холодностью и безнадежностью.)













Тема России и ее своеобразие. «Родина»

На какие логические части делит стихотворение автор?

Вопросы для анализа первой части 1-6

1. Почему поэт называет свою любовь к Отчизне странной? Почему он любит свою Родину более сердцем, чем рассудком? Какую авторскую мысль выражает инверсия в первом стихе?

2. Какой смысл выявляется при сопоставлении строк,

объединенных анафорой?

3. Какое настроение подчеркивается длинными стиха-

ми первой части?

4. Какие художественные средства создают интонации задумчивости, неторопливого размышления?

Вопросы для анализа второй части 7-14

1. Меняется ли настроение и длина стиха во второй

части? На что это указывает?

2. Какой образ Родины создают изображенные авто-

ром картины? Что подчеркивает в тексте анафора?

3. Какие изменения происходят в поэтическом про-

странстве второй части? Почему, когда речь идет о путешествии в телеге, стих становится опять длинным, шестистопным?

Вопросы для анализа третьей части 15-26

1. Какова цветовая гамма третьей части? Помогает ли

она понять смысл текста глубже?

2. Как меняется поэтическое пространство в третьей

части?

3. Почему картина деревенского праздника воспринимается читателем на слух и зрительно? Каким чувством проникнуто последнее четверостишие? Почему простые, неизящные

картины деревенского праздника отрадны для поэта?

4. Какой мир является для поэта идеальным? Аргументируйте свое мнение. Какие чувства связаны у него с образом Родины?

Вывод

Странность любви поэта к Родине выражается в том,

что он равно любит в Отчизне и ее величие, богатырскую силу, безбрежные леса, реки, подобные морям, и обыкновенное, низкое, бытовое. Так поэт воспринимает диалектику и полноту жизни. (Вспомните, как воспринимал жизнь

Моцарт в трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери».) Городская жизнь, где не слышат и не хотят слышать голос поэта-пророка, враждебна и ему, и творчеству вообще, поэтому он видит идеал в деревенской жизни, в согласии людей друг с другом, с природой и с Богом.

Д/з: Знать анализ стихотворения «Дума», тема любви в лирике Лермонтова, рассказ о стихотворении «Родина» - 16.12

учить стихотворение «Родина» - 17.12



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.