ПЕРВУШКИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ
ЧОУ «Санкт-Петербургская Школа «Тет-а-Тет»
Учитель Математики Высшей категории
Замдиректора по УВР
Нестабильное положение в российском обществе, нормативная и ценностная неопределенность, большая, чем прежде, автономия подростков и юношей от родителей, большая доступность информации по вопросам пола способствовали более раннему началу половой жизни. В то же время длительность социального созревания человека выросла, и нравственные и психологические проблемы построения межполовых отношений приходятся на менее зрелых в личностно-социальном отношении людей. Недостаточность и неправильность воспитания в психосексуальной сфере, неблагоприятный сексуальный опыт, принятие ложных или архаических стереотипов маскулинности или фемининности может отрицательно сказаться на нравственном, соматическом и психическом здоровье. Все это актуализирует вопрос о реформировании полового воспитания и просвещения в современной России.
Проблема полового воспитания заключается не в простом разъяснении детям физиологии половых отношений - она включает в себя формирование правильного отношения к себе, представителю противоположного пола, любви и браку, подразумевает присвоение определенных ценностей, регулирование человека и общества к вопросам пола.
Родители оказывают существенное влияние на психологическое и сексуальное развитие детей. Многие семьи плохо справляются с задачей полового воспитания, и на современной школе лежит большая ответственность. Существенную роль в реализации программы полового воспитания может играть школьный психолог. В данной работе мы предлагаем модель полового воспитания и просвещения в школе, разработанную с учетом особенностей подросткового и юношеского возраста.
Основную цель полового воспитания в школе мы видим в создании условий для развития у подрастающего поколения здорового и нравственного отношения к проблемам пола и сексуальности. Базовыми в такой работе являются принципы комплексности и непрерывности.
Работа психолога представлена тремя основными направлениями. В работе с родителями затрагиваются следующие аспекты:
* осознание родителями собственной роли в процессе гендерной социализации ребенка;
* доведение до родителей факта мифологичности культурных половых норм, закрепляющих в обществе гендерную социализацию;
* повышение рефлексии каждого из супругов, развитие гибкости в общении и эффективности во взаимодействии друг с другом.
Работа с педагогами. Сегодня сами педагоги остро нуждаются в квалифицированной подготовке к работе с подростками в этом направлении. Такая подготовка не может быть сведена к нескольким лекциям на тему сексуального развития и поведения подростков. Она требует снятия эмоциональных барьеров у самих педагогов, ясного, что половое развитие подростков ни остановить, ни затормозить невозможно.
Исходя из целей полового воспитания в школе, можно выделить следующие аспекты в работе психолога со школьниками-подростками:
* изучение физиологии пола. Возможные темы: изменения в подростковом возрасте, физиологические различия, беременность и роды, половой акт и вероятность беременности и др.
* предохранение от беременности. Формирование здорового образа жизни через разъяснение;
* проблемы межличностных отношений. В рамках этого направления предлагается обсуждение следующих тем: любовь и взаимные обязательства, сексуальные чувства и влечения, общение с противоположным полом, личные ценности, принятие сексуальных решений и др. Необходима работа на повышение уровня самопознания, развития уверенности в себе, разрушение гендерных стереотипов, установление оптимальных коммуникативных установок мужчин и женщин.
* брак и взаимоотношения в семье. Особенное внимание при рассмотрении вопросов брака и семейных отношений следует уделить, на наш взгляд, проблемам совместимости, осознанию причин конфликтов в семье, формированию супружеских ролей и выработке установок взаимно ответственного партнерства.
При реализации данной модели предполагается преимущественно групповая форма работы. Как основные методы программы полового воспитания мы выделили лекцию, беседу, диспут, анализ и обсуждение конкретных проблемных ситуаций, деловые и ролевые игры, полные тренинговые программы и элементы тренинга.
На сегодняшний день школа ощущает необходимость в разработке новых подходов к половому воспитанию и просвещению. Необходимы новые психологические исследования по проблемам пола, реальная работа по внедрению культуры межполового взаимодействия.