Статья «Развитие образования и современные тенденции»
Развитие образования и современные тенденции
Не было такой культурной эпохи, где бы «школа» в том или ином виде отсутствовала. Образование - необходимый и естественный процесс «педагогически организованной» социализации личности. Он объединяет обучение и воспитание, обеспечивает культурную преемственность, подготавливает к выполнению социальных и профессиональных ролей. Обучение - это передача и усвоение знаний, умений, навыков, которые позволяют тому, кто обучает, и тому, кто обучается, говорить на одном языке объективных значений элементов культуры. Воспитание - приобретение и формирование нравственных ценностей и ориентации, норм общественного поведения. Оно невозможно без обучения. Образование предполагает формирование социальности человека, которая включает культуру, воспитанность и образованность человека. Образованный человек — это человек знающий, компетентный в своей деятельности, развитый и воспитанный. На каждом историческом этапе существует проблема - чему и как учить молодого человека, чтобы он в конкретных условиях мог выжить сам и продолжить свой, а значит, и человеческий род, обеспечить воспроизводство социума.
Поэтому неудивительно, что на данном этапе развития общества все большую роль в ней стало занимать образование. Сейчас мировое сообщество направлено на то, чтобы преодолеть безграмотность в развивающихся странах и защитить интеллектуальную собственность в развитых странах.
Из поколения в поколение тенденции образования менялись. Это зависело от потребностей общества: каких специалистов оно хотело, что должны знать эти специалисты, что они должны уметь и другие показатели. Под влиянием этих факторов менялось направление образования, его структура, вводились новые методы образования, новые подходы к педагогике.
Сейчас очень важен для каждой страны показатель интеллектуальной развитости его населения. Ведь от этого будет зависеть дальнейшее развитие страны .Также в современном обществе появился такой термин, как "интеллектуальная собственность". Стал важным больше не физический труд, а умственный. Общество больше стало работать с информацией: получать, обрабатывать, хранить, передавать и т.п. Это приобрело глобальный масштаб.
Внедрение разных форм обучения становится актуальным на сегодняшний день. В наш век информационных технологий надо поставить целью прививать к подрастающему поколению, да и не только к нему, а к всему обществу, стремление к саморазвитию, самообразованию, чтобы люди были достаточно разносторонне развиты.
Еще во времена Ярослава Мудрого в Новгороде в школах при княжеских дворах обучали грамоте и иностранным языкам, так складывалась российская система образования. С правления Петра Великого начинается активное создание технических учебных заведений, направленных на подготовку инженеров.
Основной задачей в области образования для Советского правительства стала ликвидация массовой неграмотности населения, решением чего стал декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР" от 26 декабря 1919 года. Активно открывались школы для взрослых и пункты ликвидации неграмотности, увеличивалась публикация учебной литературы.
С 1990-х годов в российском образовании проводится реформа. Ее основными направлениями стали ориентация на развитие личности учащихся, формирование знаний, умений и навыков (компетенций), стандартизацию образования для преемственности образовательных программ и единства образовательного пространства, переход на многоуровневую систему высшего образования и введение единого государственного экзамена как формы совмещения выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в вузы.
Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике, задачами преодоления опасности накапливающегося отставания России от мировых тенденций экономического и общественного развития. Образование должно войти в состав основных приоритетов российского общества и государства.
Действующая система образования существенно отстает от процессов, происходящих в современном обществе.
Модернизация образования - это политическая и общегосударственная, общественная и общенациональная задача. Нынешняя модель образования напоминает зарубежный опыт, в котором есть масса плюсов, но разрабатывая российскую ,необходимо учитывать исторические, религиозные и национальные факторы нашей страны. . Необходимо создать российскую систему образования, которая в результате многочисленных исследований, будет подходить для нашего населения и постепенно её внедрять, учитывая интересы общества, его потребности и мотивацию.Модернизацию образования надо начинать с пересмотра нынешних учебных программ, углубленным изучением информатики, иностранных языков и базовых социальных дисциплин , которые являются стандартами знаний наступившего века, а также с новых требований к уровню подготовки квалификации работников и потребностей социума.
Если смотреть на зарубежный опыт, то там научная и педагогическая деятельность является самой прибыльной профессией. Власти зарубежных стран давно поняли, что если большую часть доходов страны вкладывать в научную и образовательную деятельность, то со временем эти расходы окупятся с наибольшей прибылью. Надо больше привлекать и поощрять стремление молодежи к научной деятельности, выявлять таланты и стараться их развивать.
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам ХХ I в., социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.
Доступность, качество и эффективность - ключевые слова образовательной политики России на современном этапе ее социально-экономического развития.