Теоретическая интерпретация опыта учителя ИЗО
МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»
Ахматчина Лариса Владимировна
Учитель изобразительного искусства
Первая категория
2016
2.1 Наименование темы опыта
«Современный урок искусства в школе с применением разных художественных техник и материалов».
2.2 Объект передового опыта.
Образовательный процесс в 2-8 классах
2.3 Актуальность проблемы опыта
Концепция модернизации российского образования ставит главную задачу на период 2013-2016г. обеспечить новое качество образования, сохранив его фундаментальность и соответствие актуальным потребностям личности общества. Отсюда очевидна важная общепедагогическая проблема изменившийся социальный заказ школе (от человека знающего к человеку умеющему).
Задача учителя - воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.
Цель «Современного урока искусства в школе» – разработка условий для реализации идей развивающего обучения в разных видах художественно-творческой деятельности в непрерывном художественном образовании. Я выбрала и применяю художественный подход с разными материалами и техникой на своих уроках изобразительного искусства. Этот подход подразумевает формирование у учащихся навыков в разной технике, уметь увидеть исполнения работы разными или смешанными материалами. Для себя я поставила задачу показать разную технику и материалов в исполнение, научить владеть ученика данным методом, найти или зажечь искру в душе ребёнка при работе с разной техникой и материалами, дать право выбора разных технологий и материалов в практических работах учащихся в индивидуальных и коллективных работах.
Проблема также актуальна, потому как графические материалы требуют лаконичных, оригинальных решений поставленных перед учащимся задач, при решении которых развивается пространственное воображение ребёнка, вкус, стиль. Такое постижения искусства даёт ребенку «зоркость души», чуткое реагирование на прекрасное и безобразное в жизни. Развиваясь, дети с 1 по 8 класс, этот процесс не завершают в школе. Но именно школа должна на всю жизнь пробудить в человеке интерес к искусству и потребность в нём.
2.4 Условия функционирование опыта
Кабинет изобразительного искусства, материалы, ёмкость для воды
<<Практико-прикладная интерпретация опыта>>
В концепции <<современного урока искусства в школе>>реализуются
Методологические подходы:
--личностно-ориентированный;
--деятельностный;
--интегративный и художественно-эстетический
В структуре содержания урока предусмотрены широкие возможности для реализации личностно-ориентированного и деятельностного и подходов, проявляемых в вариативности и дифференцированном характере заданий: я стараюсь содержание урока реализовать в соответствии реализуализации в разных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития. В частности среди них:
*Вариативность тем заданий и выбора материала, техники для учащихся(гуашь,акварель,карандаши,тушь,перо,фломастеры,кистьвитражные краски).Предлагаемые материалы я расширяю с учётом реальных интересов, потребностей и личностных проблем учащихся.
*Вариативность задания по композиции: в натюрморте, сюжете, пейзаже. На своих уроках я предлагаю воспользоваться не только заданной темой, но выбрать, что-то своё. Например: тема урока(4 класс)<<Городской пейзаж>>, а ученик предлагает нарисовать снегирей на ветке около своего дома. Можно согласиться с его предложением.
*Выражение собственного отношения во всех видах самостоятельной художественно-творческой деятельности, а также работа в группах, где учащихся учатся работать в коллективе. Если работы большие, я предлагаю учащимся работать в группах. Например: конструирование древнего города. Одна группа изготавливает купола, другая строит колонны, третья выполняет заграждение и т.д.
*Формирование опыта художественно-творческой деятельности учащихся деятельности. Участие в различных выставках, конкурсах.
Обучение строится на следующих принципах.
*единство постепенность погружения в мир искусства
*сравнение на основе воспринятых впечатлений в жизни и произведений в живописи
*доступность и простота изучаемого.
Средства обучения
Главное, не вести работу с одними и теми же материалами, а постоянно менять их, развивая умения работать всеми, используя разные техники.
*работа с бумагой (бумагопластика), с пластилином(барельеф),с палочками (граттаж),с тушью (кляксография).
*демонстрационный (рисование ладошкой, пальцами, поролоном, кистью).
*зрительный ряд (иллюстрации картин художников, скульптур, архитектуры зданий).
Методы работы
*беседа
*наблюдения
*объяснения с демонстрацией
*предварительное разъяснение
3.1 Описание сущности опыта
Ребёнок с любопытством познает окружающий мир. Какое разнообразие форм и оттенков в художественных работах, как хочется по работать с красками или другими материалами, но в младших классах он испытывает трудности при работе кистью и красками. Мышцы руки плохо развиты, она не слушается своего маленького хозяина, и рисунки часто получаются смазанными.
На помощь приходят разные художественные материалы и техники: уголь, сангина, соус, цветные карандаши, пастель, т.е. графические материалы, с которыми ребёнок знакомиться и ему нравиться ими работать. Начиная с 10 - 11-ти лет дети становятся более требовательными к своим рисункам. Они стремятся быть более точными при изображении окружающего мира. И рисункам. Они стремятся быть более точными при изображении окружающего мира. И здесь краски: акварель, гуашь, акриловые, витраж, масляные; с тонкими естественными цветовыми отношениями, которыми доступнее передача самых сокровенных человеческих чувств, начинают занимать в творчестве подростка почётное место. В мире разнообразных художественных материалов очень трудно подобрать сразу технику и художественные материалы на глазах по своему вкусу. Хочется испытать все на практике. Да и современного ребенка не так просто заинтересовать, чем - либо или удивить. На своих уроках изо (2 класс) я знакомлю ребят с карандашами. Мы вместе с ребятами узнаем, какие бывают карандаши, из чего они сделаны. Для этого приглашаем ребят, которые выступают в роли карандашей, мы узнаем из каких стран пожаловали гости, какие предки были у простого карандаша (оказывается многие ребята делают открытие о простом древесном угле ) каждая подгруппа учащихся получает задания (найти информацию об истории карандашей и т.д.) Я подвожу итог об истории карандашей и ввожу новые термины. Карандаши бывают: восковые и масляные цветные и флуоресцентные, перламутровые, простые графитные для рисования и чертежные с буквами МТ, Т , М. Показывают работы прошлого года ребят выполненными разными карандашами и приемами техники. Объясняя, что в течении учебного года мы изучим этот материал. А теперь, хотелось бы остановиться на данной технике работы.
Карандаш и акварель
Материалы для работы: белый лист, восковые или масляные карандаши, акварель, щетинная кисть, банка с водой.
Данная работа выполняется карандашами. Особую прелесть и настроение этой работе придает целостность композиции и колоритное цветовое решение. Добиться этого позволяет следующий прием: после того, как работа была выполнена восковыми карандашами. Возьмем кисть и, подобрав соответствующий цвет красок, пройдем кистью по всему листу. Краска заполнила все пустые места, не заходя за контуры карандаша
2. Рисуем на цветной бумаге с текстурой. Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями, сообщаю я учащимся 3 класса. Перед нами бумага разного материала ставлю перед ребятами задачу, при рассмотрение выставочных работ на доске задаю вопрос? Какие карандаши, из какого материала выглядит мягким, яркими и бархатистыми на рисунках. При сравнение работ учащиеся находят правильный ответ, это активирует формирование компетентности зрителя; участие в диалоге обсуждения и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Это работа выполняется на тонированном листе с выраженной хорошо текстурой. Штрих масляного карандаша становится необычайно мягким, ярким и бархатистым. Цвета легко накладываются друг на друга, смешиваются и переходят один в другой без жестких граней.
3. Живопись на камне. На этом уроке мы с вами ребята отправимся в путешествие. В каменный век. Познакомимся с наскальной живописью. Что хотели выразить древние художники рисунками на скалах и камнях? Какие фрагменты рисунков чаще встречаются При раскопках? Рисунки, выполненные на камне , называются фресковая живопись. А где в наше время мы встречаемся с фресковой живописью? (в храмах, церковь) Соберите в теплое время года плоские камни и предоставьте возможность детям прикоснуться к технологии наших предков. Фресковая живопись. Выполнять эту работу лучше масляными карандашами.
4.Рисуем на наждачной бумаге данная техника будет выглядеть по разному в зависимости от бумаги. Мелким, Средним зерном или крупным. Можно применять любые карандаши. Рисунки будут выглядеть по разному. Одни мягкими и нежными, другие с четким контуром. Для большей образности дополнить работу можно гелем «Блеск» или «Неоновый»
5.Создаем салфетки Масляными хорошо рисовать по х/б ткани. Закрепите ткань, нарисуйте сюжет. Когда работа будет готова, разгладьте ее утюгом через бумагу. Салфетка будет готова.
5.1.Чудеса с флуоресцентными карандашами.(2 класс) Прежде чем начать урок я ребятам предлагаю прочитать стихи о осени… Лес точно терем расписной…Есть в светлости осенних вечеров умильная, таинственная прелесть… Ф. И. Тютчев. Тема: « Золотая осень» По каким признакам мы называем мы называем время года осень? Какой период осени в народе называют золотым? (середина осени) Рассмотрим репродукции о осени Левитана, Остроухова, Поленова, что их объединяет? (название картины « Золотая осень». природы свое. 1 этап. Предложим ребенку нарисовать свой осенний пейзаж. Изобразить листья, грибы, зверей. Мы знаем такую особенность наших маленьких художников: любой выполненный рисунок с мелкими деталям при закрашивании красками теряет свое Каждый художник видит в великолепие очарование. Дети просто-напросто еще не достаточна, развита моторика пальцы рук. Поможем им в этом. Используем главную особенность этих карандашей – отталкивать воду. 2 этап. Свободное пространство на рисунке заполнить фоном 3 этап. Тонкой кистью прорисовать мелкие детали Обязательно в конце урока провожу выставку детских работ. Где с ребятами вместе подводим итог, что в работе получилось, а что нет. На какие ошибки надо обратить внимание. Подчеркиваю более удачные фрагменты в работах у ребят ( в каждом рисунке солнце) таким образом я обращаю внимание ребенка посмотреть на свою работу со стороны, давая ему возможность оценить себя, своих друзей и одноклассников. Если у ребенка, что то не получилось или у него нет желания показывать свой рисунок зрителям. Выставки проводятся только по желанию детей. В начальной школе(2 класс) ребята знакомятся с тремя сферами художественной деятельности – Изображение, Украшение, Постройка. На уроках искусства ребята получают представление о природных о природных истоках творчества художника и о значении в этом процессе фантазии и воображения. Я стараюсь помочь учащимся осознать, что фантазия всегда опирается на реальные жизненные источники. На уроках и вне ребята должны научиться вычленять в окружающей действительности украшение (человека, здания, предметы, а значит, и замечать, видеть их), а также владеть приемами построения и изображения, видеть их соединения даже в одном предмете. Изображения, украшая и строя, человек обязательно проявляет свое отношение к тому, что изображает, что украшает, для чего строит. Поэтому в зависимости от направления урока нам с ребятами будет помогать: Мастер изображения, мастер украшения, мастер постройки. Мне хотелось бы рассказать о новом материале Витраже. Хотя с понятием витраж мы встречаемся в 4 классе при изучения темы «Средневековое искусство стран Западной Европы можно применять витражные краски – это новый декоративный современный материал. Ими можно рисовать на плёнке, а так же на стекле. Они совершено, безвредны и отвечают всем необходимым особенностям данного материала. А именно прозрачностью, рельефностью и хорошей смешиваемостью. Эту технику я использую на своих уроков в рисование пейзажа, натюрморта. Предлагаю технику, в которой сочетается витражный контур и акварель.
1 этап. Нарисуйте, сначала композицию (природы) карандашом, а затем обведите чёрным контуром рисунок из одних витражных красок. Обведите контуром витража рисунок и просушите его в течение 1-2 часов. Нанесите толстым слоем на рисунок витраж дайте ему высохнуть, в течение суток Просохший рисунок аккуратно снимите с пленки. Полученную аппликацию можно снимать и наклеивать несколько раз без клея на гладкую поверхность. Можно сделать серию витражей, работа не займёт много времени. Ребята с удовольствием и наслаждением занимаются данной техникой. Работа с витражом может применяться при изучении жанров и стилей в начальной школе. Тема урока Мой край родной моя земля. Пейзаж России. Композиция на тему «Величие и красота могущего дерева» 4 класс. Для работы потребуется акварель (перламутровая), набор красок «Витраж», кисти №2, №8. Простой карандаш, емкость для воды, бумага А-3.
При беседе с ребятами на уроке ставлю непростую задачу. Им предстоит ввести предварительные наброски отдельных деревьев в композицию, не просто изобразив группу деревьев, лесной массив или рощу, а попытаться через образ дерева раскрыть ширь Российских просторов и выразить своё почтение в дереву, как символу Родины. Перед началом работы я провожу с ребятами беседу о классическом русском пейзаже. Предлагаю посмотреть картины пейзажистов Левитана, А. Саврасова, Ф. Васильева, И.Шишкина. Обращаю внимание детей на гордость живописцев в своих произведениях за свою Родину. Рассмотрим на доске композиционные схемы. Это варианты возможных композиций, опираясь на которые ребята смогут разработать свою. Как видно из этих схем, в решении композиции может быть условно-декоративным или реалистическим. Приступаем к практической части урока 1 этап карандашом, на листе нарисуйте любой пейзаж, с деревьями и рекой.
2 этап. Рисование витражными красками и контуром. ( мастер изображения и мастер украшение) Смело экспериментируйте сочетания витража и контура. Этими же материалами нарисуйте кору дерева и волны горной реки. Оставьте сушить работу.
3 этап . Работа акварелью.
Это обычно самый интересный и привлекательный момент для детей. Контур и витраж высох и превратился в объёмные рельефные линии. Теперь ребята заполняют цветом все объекты, находящиеся на листе. Хотелось бы обратить внимание, что дешевый витраж более ломкий и требует максимум аккуратности при работе. Витраж «Неоновый» более устойчив, легко удаляется и накладывается друг на друга. В продаже имеются наборы гелей «Блеск» и «Неоновый» они выполняют функцию фломастеров и служат для подводки или выраженности рисунка. Просьба не путать с витражными красками.
Точечная графика- рисование точками. Когда с ребятами в Интернете мы увидели рисунки необычные по своей технологии, ч применением точечной графики, она нас поразила своей яркостью, необычностью, но нигде не было описание данной технологии. При помощи проб и ошибок мы нашли способ выполнения работы. Работы можно выполнять гелевыми ручками, фломастерами, маркерами. Создаём композицию рисунка, затем выражаем контура рисунка. Соблюдая технологию графической техники. Подчёркивая точками движение, ритм своей работе. Точки могут прилегать плотно друг к другу, но не сливаться, а могут быть едва заметными. В зависимости от нажатия на бумагу материалом рисунок меняет свою фактуру. Эту технику я применяю на уроках изо в рисунках сюжетной композиции.
Геометрическое рисование.
Рисунки выполнены с применением чертёжных инструментов ( линеек, угольников, циркуля )
Данная технология хороша в классах КРО, а также для учащимся 7 классах. Развивается глазомер у ребят, пальцевая моторика рук, приобретается практика работы с чертёжными инструментами. Мандала «Колесо удачи» Мандала-это рисунок выполненный в круге. В первые мандалы стали изображать тибетские монахи во время своих медитаций. Вот и мы сегодня прикоснёмся к этому древнему способу рисования.1.этап Настройтесь на работу. Включите негромко спокойную музыку. При помощи циркуля нарисуйте на листе окружность2 этап рисованием чёрным контуром. А теперь ребята возьмите в руки чёрный контур и попробуйте нарисовать в круге какие-нибудь узоры. Начать работу лучше с центра мандалы.3 этап через некоторое время, когда работа подсохнет, ребёнок работает акварелью. Эта работа хороша как для младших классов, так и для старших. Чёрный контур как барьер удерживает нарисованные узоры и ученик способствует гармонизации личности , поэтому оно особо хорошо для гиперактивных, агрессивных, и невнимательных детей. Любой ребёнок рисующий мандалу, получит не только удовольствие от работы, но и чувство умиротворения.
Узор в полосе ромашки.(мастер изображения)
Для выполнения данной работы необходимо изучить приёмы деления окружности на равные части .Работа на доске. На данном этапе урока я объясняю поэтапною технологию деления окружности на равные части. Рассматриваем понятие как диаметр и радиус, потом на листе проводим центральную полосу ,разбиваем на равные части. Рассматриваем понятие как диаметр и радиус, потом на листе проводим центральную полосу, разбиваем на равные части (квадраты) ,строим в квадратах окружности, делим окружности на 6 частей.
Соединяем полученные точки дугами или шестиугольником. Закрашиваем фон любым подходящим цветом, а ромашки выражаем в холодных тонах. Можно соединить полученные точки лучами, чередуя цвета при закрашивании. Как проявится фантазия у детей. Вообще я сделала небольшой вывод ,что ребята должны приходить к своему итоговому решению, для этого мы рассматриваем рисунки свои и других выявляем лучшие решения и ошибки.
Для облегчения построения в своей работе инструктивные карты.
6. Инструктивные карты 7 класс
описывается поэтапное действие учащегося
1.Рассмотрите узор в полосе. Какой орнамент выполнен
растительный, геометрический, животный, смешанный.
2.Используйте поэтапные построения:
Нахождение центра рисунка, построение посередине листа полосы.
3.Разделите полосу на равные части
4. Постройте рисунок при помощи чертежных инструментов.
5. Определитесь, в каких тонах будет ваша работа.
Холодные или теплые тона.
6. При помощи кисти №5 закрасьте основной фон.
7. При помощи кисти №2 закрасьте номер рисунка.
На уроках изобразительного искусства я использую термины, которые мы применяем при работе в той или иной технологии. В 4 классе общая тема года «Каждый народ-художник», а в 3 классе «искусство вокруг нас» объединяют данные темы термины. Так в 4 классе используются термины: орнамент, берегиня, конь, душегрея, кокошник. В 3 классе используются термины: ворот, ластовица, полекты, обшлага, подол. Чтобы ребята не забыли термины. Их записываем на доске, а так же в альбоме.
Я предлагаю поиграть в игру. –Достаю из сундука детали русского костюма или атрибуты домашней утвари и называю их правильно или неправильно. Если называю правильно, вы громко хлопаете в ладоши, и я знаю, что этот правильный ответ. Если называю неправильно, то вы не хлопаете. Игра 2.Обоставь избу. На доске нарисована изба. Задача участников назвать утварь, которая был в крестьянском доме и расставить её в избе. Посуда, предметы быта нарисованы на шаблонах. Кто вперёд сделает тот и выиграл. Игра 3. Кто вперёд оденет девицу в старинную одежду. Каждой команде дана нарисованная девица, а также(нарисованная) одежда современная и старинная. Задача участников разобрать одежду по эпохам, назвать термины старинной одежды.
Знакомясь на уроках изобразительного искусства с разными направлениями в искусстве, мы встречаем работы художников импрессионистов. (Пикассо, Ван Гога и др.) Кому то это направление нравится, кто-то остается равнодушен. На своих уроках я применяю пейзажи настроения. Передать настроение в живописи можно в технике «Аля-прима». Это назначает, что мы будем рисовать красками по сырому листу. Именно эта техника, за счёт того, что краски быстро растекаются и прекрасно соединяются друг с другом, позволяет ребёнку передать все нюансы своего настроения. Именно художники импрессионисты более ста лет назад впервые написали картины, в которых они передали свои чувства. Сейчас на уроке и мы превратимся в художниках импрессионистов.
1 этап. Создание композиции. На листе формата А3 нарисуйте пейзаж - я предлагаю учащимся, в котором были бы кусты и деревья, возможно река или озеро, горы или холмы. Постарайтесь расположить их так на листе, что бы можно было с интересом рассмотреть каждый кусочек композиции.
2 этап. Начало работы в цвете. Смачиваем лист бумаги. Дать ему чуть-чуть подсохнуть, но чтобы он оставался влажным. Предлагаю ребятам взять кисть и, начиная с неба, заполняем цветом весь лист. Необходимо помнить правила перспективы, что находится вдали светлее, а то что вблизи ярче и сочнее.
3 этап. Прорисовка деталей и завершение работы.
Нужно помнить о том, что работу надо делать быстро, пока лист не высох.
Обращаю внимание ребят на заключительную часть прорисовка тонкой кистью все необходимые детали.
На переднем плане чётко совершать прорисовку, а на дальних планах делать лишь лёгкий намёк, то есть брать более холодные и светлые цвета. Технику по сырому. Я применяю с использованием гуаши и акварели.
Хотелось бы отметить такой нюанс в цветовом решение монотипии яркими и насыщенными, особенно с прорисовкой гелевыми ручками .На уроках я провожу показательные педагогические рисунки. Например: путешествие капли.
На лист бумаги наношу кистью небольшое количество воды и красками акварельными наносим штрихи и мазки разных цветов.затем даём капли расплыться по листу.
В конце работы тонкой кистью акриловыми красками наношу рисунок, который увидела в акварельном многоцветии.
Техника «Ночные друзья» 6 класс. Дети очень любят рисовать животных, особенно кошек. Начинаем урок с рассказа ребят о кошках. Какие у них питомцы? Чем любят заниматься? Плавно перехожу с беседы к технике 1. Размещение композиции. Предлагаю нарисовать простым карандашом ночную композицию с кошками.
Фон закрасить тёмной пастелью, а контур кошек прорисовать гелевым блеском.
Теперь когда работа подошла к завершению прорисовать гелевыми ручками мелкие детали рисунка. Например, прорисую мордочку у кошки, её коготки.
Дети ,шаг за шагом применяя разные материалы и техники. Вместе со мною смогли стать не только юными художниками, но и обогатили свой внутренний мир, формируя «Я» концепцию .Все мои задания способствовали психологическому развитию и формированию креативности, а также личностному росту учащихся.
3.2. Результативность опыта(цифры).Адреса внедрения опыта
В результате работы над темой повысился интерес уч-ся к изобразительному искусству.У ребёнка появилось право выбора работы с художественным материалом, где он более совершенствует своё мастерство. Внедрение системы разнообразных технологий и материалов на уроках изо позволяет
Эффективность процесса обучения. Так в 5-8 классах где я преподаю, процент колеблется от 95 до 100%
Обучающиеся нашей школы участвуют в разных конкурсах рисунков с применением разных технологий по изо. Что доставляет удовольствие, как зрителям, так и художникам.
Литература
- Анализ художественного произведения / сост. З.В. Суворова; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2007.
- Изобретательное искусство. 7 класс : поурочные планы по программе Б.М. Неменского. – 2-е изд., стереотип. /авт. – сост. О.В. Свиридова. – Волгоград : Учитель, 2008.
- Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства ( методичиское пособие для учителей изобразительного искусства и художественного труда, педагогов дополнительного образования и воспитателей изо деятельности ДОУ) / Сост. Н.Ю. Ельченко; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2011.
- Оценочная деятельность на уроках изобразительного искусства / Сост. Н.Ю. Ельченко : Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2007.
- Региональный компонент в преподавании изобразительного искусства : Методическое пособие / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2012.
- Разработка рабочей программы по учебному предмету «Изобразительное искусство»: Методические рекомендации для учителей изобразительного искусства /Авт. – сост. Н.Ю. Ельченко, Л.Г. Бобкова ; Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования образования «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области». – Курган, 2011.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по изобразительному искусству / ИПКиПРО Курганской области. – Курган, 2011.