Реферат «Теоретические основы развития правовой культуры учащихся старших классов»

0
0
Материал опубликован 9 May 2020

Последние десятилетия стали источником серьезных изменений в разных сферах жизни общества. Особенно явно это заметно в области базовых социальных ценностей – с одной стороны, развитие правового государства приводит к формированию в стране гражданского общества, с другой – неустойчивость представлений о действующем законодательстве, значительные и постоянные его изменения приводят к искажению правосознания граждан и разнообразным антиправовым их действиям.

Особенно сильно это ощущается у школьников – их система ценностей еще не в полной мере сформирована, четкие и устойчивые знания о правовых и моральных нормах отсутствуют, что в конечном итоге может приводить к антисоциальному поведению и противоправным поступкам. Следовательно, старшие школьники нуждаются в системном и целенаправленном формировании правосознания, их приобщению к системе правовых ценностей.

Ведущая роль в данном процессе, как и во всех сферах формирования личности ребенка, отдается семье и школе. При этом следует учитывать, что семья может стать источником как адекватных представлений о законодательстве, так и формировать у старшего школьника неправильные установки в его отношении.

Формирование правовой культуры старшеклассников, таким образом, в значительной степени должно проводиться в общеобразовательных учреждениях. Своевременное выявление пробелов в правовой грамотности учеников может быть эффективным средством профилактики правонарушений и правового воспитания, поведения. Следовательно, данное направление деятельности является одной из важных задач  школьного образования.

В то же время, как и многие другие граждане страны, педагоги заячастую не обладают достаточным объемом знаний для проведения такого вида работы, не обладают навыками организации деятельности по формированию правовой культуры старшеклассников, не могут применить современные методы обучения и использовать интересные для школьников ресурсы.

Проблема исследования: разрешение противоречия между существующими способами и методами преподавания права в общеобразовательных учреждениях и объективно существующей необходимостью их обновления.

Процесс формирования правовой культуры старшеклассников в общеобразовательных учреждениях связан с существованием ряда противоречий:

  • между требованиями, предъявляемыми государством к уровню правовой культуры граждан, в том числе – школьников, и отсутствием сформировавшейся системы формирования правовых знаний;
  • между потребностью общества в гражданах, способных постоянно актуализировать и грамотно применять полученные правовые знания в разнообразных жизненных ситуациях и уровнем готовности выпускников школы к постоянному самообразованию;
  • между потребностью в совершенствовании процесса преподавания правовых знаний и реализуемыми на данный момент способами достижения данной цели.

Объект исследования: правовая культура старшеклассников.

Предмет исследования: процесс формирования правовой культуры старшеклассников в образовательном процессе.

Цель: определить педагогические условия эффективного формирования правовой культуры в общеобразовательной школе.

Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:

  1. Определить содержание и структуру понятия «правовая культура».
  2. Определить факторы, подходы и условия формирования правовой культуры старшеклассников;
  3. Выявить специфику формирования правовой культуры у старшеклассников.
  4. Определить средства, формы и методы формирования правовой культуры учащихся старших классов.
  5. Описать возможности личностно ориентированного подхода в формировании правовой культуры старшеклассников
  6. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию правовой культуры старшеклассников на основе применения личностно ориентированного подхода.
  • Описать полученные результаты, сформулировать выводы.         Гипотеза исследования. Педагогическим условием, обеспечивающим успешность формирования правовой культуры старшеклассников, является оптимизация модели учебной деятельности на основе использования справочных правовых систем для практического решения правовых задач на основе личностно ориентированного подхода.

Методы исследования:

  • теоретический анализ правовой, педагогической, социологической и психологической литературы;
  • изучение педагогического опыта;
  • анализ содержания занятий и организации процесса формирования правовой культуры старшеклассников в образовательной организации;
  • анкетирование;
  • интервьюирование.

Теоретико-информационная база исследования:

  • работы по правовому воспитанию старшеклассников таких авторов, как Агапов Д.А., Аграновская Е.В., Алексеев С.С., Бабаев В.К., Балюк Г.И., Баранов В.М., Грачев В.С., Каминская В.И., Морозова Л.А., Нерсесянц В.С., Подмарев А.А.,Ратинов А.Р., Ромашов Р.А., Сальников В.П., Тищенко А.Г., Толстик В.А., Цыбулевская О.И. и др.;
  • психолого-педагогические основы проведения работы по формированию правовой культуры подростков: Александрова С.Н., Бабенко Н.М., Горшков М.К., Дик Н.Ф., Долгова А.И., Дружиненко Д.А., Женило М.Ю., Зинченко В.П., Истратова О.Н., Кайгородов Б.В., Коджаспирова Г.М., Кон И.С., Лабунская О.В., Лейченков Т.Д., Леонтьев А.Н., Панова О.Б., Семенов В.Д., Шадриков В.Д., Шапарь В.Б., Эриксон Э., Янкина Л. В.

Научная новизна диссертационного исследования:

  • дано обоснование возможности включения отдельных приемов формирования правовой культуры в различные виды образовательной деятельности, реализуемой в рамках школьного обучения;
  •  предложены методические рекомендации для учителей по формированию правовой культуры у обучающихся старших классов.




Глава I. Сущность и структура правовой культуры в контексте образовательного процесса

1. Содержание и структура правовой культуры

Правовая культура является частью общечеловеческой культуры. При понимании данного явления можно руководствоваться различными подходами. Так, с точки зрения социологии, культура является фактором существования и развития общества, формируется через создание культурных ценностей с помощью творческих способностей общества, которые обуславливают развитие культурных ценностей в определенном порядке.

В таком контексте дают определения следующие авторы:

  • «наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи и ценности» (В. Малиновский);
  • «это прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта» (У. Бекет);
  • «язык, верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи» (А.А. Радклифф-Браун).

В философском подходе культура определяется как:

  • «совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению» (А.Г. Спиркин);
  • «относительное постоянное, нематериальное содержание, передаваемое в обществе при помощи процесса социализации» (Г. Беккер);
  • «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».

В антропологическом подходе, понимающем в качестве культуры все блага, созданные человеком, сформулированы следующие определения:

  •  «все, что создано человеком, будь то реальные предметы, внешнее поведение, символическое поведение или социальная организация» (Л. Бернард);
  • «вся полнота деятельности общественного человека» (А. Кребер);
  • «общий образ жизни, специфический способ приспособления человека к его естественному окружению и экономическим потребностям» (К. Даусон).

В психологическом подходе, рассматривающем культуру как созданную и передаваемую людьми, группами людей и организациями, предлагаются следующие подходы:

  •  «символическое выражение, коренящееся в подсознательном и привносимом в общественное сознание, где оно сохраняется и остается в истории» (Д. Реджер);
  • «общий и принятый способ мышления» (К. Юнг).

Правовая культура понимается как такое качественное состояние правовой жизни общества, которое может быть выражено в:

  • достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности;
  • высоком уровне правосознания личности и степени свободы ее поведения, а также взаимной ответственности личности и государства;
  • комплексе представлений совокупности людей о праве, способах его реализации, а также действующих на его основе государственных органов и должностных лиц;
  • совокупность идей, чувств, представлений, выраженная в осознанной потребности поведения в соответствии с базой правового сознания.

Таким образом, правовая культура является частью общечеловеческой культуры и взаимодействует с иными типами культур. Она включает все правовые знания, отношения к праву и действующей правовой системе со стороны общества и отдельных его членов. В нее входят нормативная (нормативно-правовые акты) и ненормативная (отношения людей, представления и пр.), а также объективную и субъективную составляющие.

Высокий уровень правовой культуры – это отличительный признак правового государства и существующего в нем гражданского общества.

Среди структурных элементов правовой культуры могут быть названы:

  • право как основа принятой в обществе системы норм, их внутренняя непротиворечивость, своевременное обновление, полный охват всех существующих общественных отношений, сочетание с социальными нормами (например, мораль) с ведущей ролью правовых норм;
  • регуляция общественных отношений нормами права. В регуляции нуждаются следующие отношения: имеющие типичный характер, поддающиеся контролю, предполагающие возникновение противоположных интересов;
  • высокий уровень правовых знаний у граждан, наличие правовой идеологии, уважения к праву через правовое образование и правовое воспитание;
  • эффективность правоохранительных органов (суд, прокуратура, милиция, нотариат и т.д.) и юридических служб на предприятиях, а также адвокатской службы, наличие системы правового просвещения населения через средства массовой информации (журналы, передачи и т.п.);
  • правовая активность граждан;
  • строгое соблюдение всеми участниками правовых отношений правовых предписаний;
  • высокий уровень правосознания;
  • знание действующих законов, а также их соблюдение, исполнение или использование;
  • убежденность и согласие с содержанием, необходимостью, полезностью, целесообразностью законов и иных правовых актов;
  • осознание своего правового статуса в обществе и действующих норм взаимоотношений с другими людьми;
  • правовая активность как инициативная деятельность по пресечению правонарушений.

Виды правовой культуры (по носителю):

  • индивидуальная (отдельного человека);
  • групповая (студентов, пешеходов и т.п.);
  • общественная (национальная);
  • профессиональная.

Показателями развития правовой культуры являются знание, понимание и уважение права как нормы поведения, собственная правовая активность человека.

В качестве функций правовой культуры могут быть выделены:

    1. Производство и воспроизводство элементов правовой культуры через усвоение правовых знаний, уважение к праву, признание его ценности.
    2. Обеспечение единства и взаимодействия правовых институтов, организаций; обеспечение существования единой системы правовых ценностей.
    3. Оценочная функция как возможность на основе правовой культуры обеспечивать связь социально-экономических интересов и потребностей отдельных личностей и социальных групп.
    4. Усвоение правового наследия прошлых эпох, достижений права.
    5. Коммуникативная как согласование на основе норм права общественных, групповых и личных интересов.
    6. Прогностическая как тенденции развития правотворчества и реализации права и другие изменения правовой системы.
    7. Ценностно-нормативная как приобретение фактами ценностного значения.

Правовая культура включает в себя следующие виды ценностей, сформулированные в:

    • законах;
    • законодательной технике;
    • правовой науке;
    • юридической практике и др.

Среди показателей правовой культуры общества могут быть названы;

    • достигнутый уровень правового сознания,
    • полноценное законодательство,
    • прочные правовые традиции,
    • развитая правовая система,
    • состояние законности и правопорядка,
    • уважение законов,
    • четкая работа правоохранительных органов,
    • широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии,
    • эффективное независимое правосудие,
    • юридическая грамотность основной массы населения и др.

Содержание правовой культуры представлено на схеме, показанной на рисунке 1.

Рисунок 1. Содержание правовой культуры

Культура правового сознания индивида включает правовую интуицию, правовые знания, представления и убеждения.

Культура правового поведения предполагает наличие правовых ориентаций, правовую активность как средство приобретения и развития правовых знаний, умений и навыков.

Уровни правовой культуры:

    • обыденная – отсутствие системных правовых знаний и юридического опыта; круг знаний касается только повседневных отношений; проявляется как здравый смысл активно используется в повседневной жизни;
    • профессиональная – более высокая степень знания и понимания правовых норм, характерная для юристов, судей и т.п.;
    • доктринальный уровень - предполагает знание всего механизма правового регулирования, идейно-теоретический источник права.

Повышения уровня правовой культуры предполагает целенаправленную деятельность государственных органов и социальных институтов. Эта деятельность должна быть направлена на формирование правовых знаний, умений применить их на практике, а также стремление действовать в соответствии с правовыми нормами.

Правовая культура может быть реализована через систему государственных органов, а также с помощью определенных должностных лиц. При изучении правовой культуры более характерен описательный характер, а не аналитический.

Компонентами правовой культуры являются:

  1. Право как система нормативно-правовых предписаний, имеющих общеобязательный, формально-определенный нормативно-правовой характер, обеспеченных мерами государственного принуждения, выраженных в нормативно-правовых актах и иных источниках права, регулирующих общественные отношения.
  2. Правосознание как совокупность идей, взглядов и представлений о действующей правовой системе, нормах права и их реализации на практике, выражающих отношение и субъективную оценку субъектов общественных отношений к юридически значимым явлениям.
  3. Юридическая практика – это деятельность компетентных органов и должностных лиц в правотворческой и правоприменительной области.

1.2 Сущность и специфика правовой культуры старшеклассников

Процесс правового воспитания личности включает усвоение правовых знаний и их применение в специально созданных условиях. Результатом данного процесса должно стать формирование:

  • правовых убеждений;
  • умений, навыков и привычек как мотивов правомерного поведения.

Правовые нормы формируются как отношение личности к праву, составляющие значительную часть личностных качеств. Все это позволяет говорить о правовой культуре как о части побудительной сферы поведения и деятельности, требований личности к самой себе.

Подростковый и юношеский возраст, составляющие период обучения в старших классах школы, характеризуются изменениями в социальной жизни и самосознании. Влияние семьи уступает ведущую роль влиянию группы сверстников. Ведущий мотив – желание утвердиться в их кругу. При этом способность к эффективному выстраиванию социальных отношений показывает социальную зрелость личности, уровень развития правосознания, сформированность правовой культуры.

Говоря об уровне правовой культуры старшеклассников, можно оценивать следующие показатели:

  • совокупность устойчивых смыслов, ценностей, убеждений, характеризующих уровень правосознания;
  • знание действующих законов;
  • правильное понимание своих прав и обязанностей.

Для развития правовой культуры старшеклассников могут быть реализованы следующие направления деятельности:

  • информирование по правовым вопросам;
  • формирование потребности в правовых знаниях;
  • перевод знаний в личностные убеждения;
  • формирование ответственного отношения к собственным поступкам;
  • развитие умения реализовывать свои права и обязанности;
  • формировать правовое сознание, навыки и привычки правомерного поведения;
  • подготовка к общественной жизни и активной жизнедеятельности;
  • помощь в осознании своих прав и обязанностей;
  • развивать способность пользоваться ими;
  • развивать адекватное отношение к требованиям со стороны общества;
  • формировать потребность к проектированию поведения в общепринятых правовых нормах;
  • развивать способность к прогнозированию на основе знания правовых норм последствий своих действий;
  • повышать социальную адаптированность.

Практики отмечают низкий уровень правовой культуры старшеклассников,  не соответствующий современным требованиям, из-за чего школьники не задумываются о существовании законов и не понимают последствий совершаемых правонарушений.

Среди причин низкой сформированности правовой культуры старшеклассников указывают следующие:

  • ослабление социальных связей и социального контроля;
  • несогласованность социальных ожиданий и реальных возможностей в достижении конкретных целей;
  • социальная маргинализация;
  • социальная изоляция;
  • сокращение пространства непосредственного общения;
  • снижение потребности во взаимной привязанности;
  • увеличиваются объемы мгновенно обновляемой информации;
  • усиливаются потребительские тенденции;
  • субъективное переживание ощущений трудностей в учебной и личностной сферах, собственной неуспешности.

Кроме того, последствиями несформированности правовой культуры школьников могут быть участие в незаконной деятельности, например, в религиозных сектах, экстремистских организациях, конфликты на межнациональной почве, киберпреступность, незаконная информация, хакерство, интернет- и телефонный терроризм, автоагрессия, суицид, буллинг.

И.М. Ильинский и П.И. Бабочкин предложили модель жизнеспособной личности в динамично изменяющемся обществе, в которой одним из ведущих качеств личности выступает законопослушность и наличие национального сознания.

Э.И. Атагамовоа и II.H. Федорова утверждают, что правовое просвещение подростков способствует росту их правовой культуры. С точки зрения авторов, основной целью правового просвещения должно быть воспитание уважения к законности и праву.

Правовые знания приобретаются посредством правового образования и могут оказывать значительное влияние на формирование правовой культуры молодежи. Правовое просвещение как часть правовой социализации в образовательных учреждениях является важным фактором в освоении подростком правовой культуры. Образовательная система должна быть не только источником правовой информации, но и должна системно воздействовать на формирование правовой культуры подростка.

Таким образом, правовая культура подростка может пониматься как один из результатов целенаправленного социального воспитания и правового просвещения ребенка, вид социальной культуры личности, проявляющийся в ценностях, знании, правомерном поведении, а также готовности руководствоваться правом в различных видах социально-полезной деятельности на практике.

М.С. Фабриков в структуре воспитания правовой культуры старшеклассников предложил выделять следующие компоненты:

  • когнитивный (правовые знания);
  • мотивационно-оценочный (отношение, убеждения);
  • деятельностный (поведенческая позиция).

Т.И. Исакова предлагает рассматривать следующие компоненты:

  • когнитивный;
  • деятельностный (соблюдение норм в поведении и деятельности);
  • личностный (качества, связанные с правовой культурой).

И.К. Нижних рассматривает иной аспект, выделяя:

  • когнитивный компонент;
  • эмоционально-ценностный – отношение, интерпретация и понимание всех субъектов правоотношений;
  • деятельностный компонент.

Г.И. Аксенова и Т.И. Цыганова предлагают рассматривать:

  • когнитивный компонент;
  • мотивационно-ценностный компонент – как уважение к закону и восприятие его значения как ценности;
  • регулятивно-деятельностный компонент (соблюдение правовых норм как привычка, адекватное применение норм права и выбор правильного варианта поведения).

Формирование правовой культуры подростка предполагает создание социальной среды всеми социальными институтами, такой среды, которая ориентирована на успешную социализацию.

Правовое просвещение подростков может быть проведено в рамках различных направлений деятельности. Так, оно может быть включено в учебные (элективные, факультативные) предметы (модули/темы), включено как элемент специальных мероприятий с привлечением специалистов, а также быть элементом юридических институтов решения проблем подростков (службы медиации, уполномоченных по правам ребенка в образовательных организациях и др.).

В процессе правового просвещения происходит формирование ряда личностных качеств старшеклассников, таких, как:

  • уважение к праву;
  • чувство правового долга;
  • непримиримость к правонарушениям;
  • привычка действовать в любой ситуации правомерно.

Уважение к праву в конечном итоге должно стать личным убеждением старшеклассника. Именно такой конечный результат необходимо подразумевать в качестве конечной цели при организации социального воспитания.


1.3 Факторы, подходы и условия, оказывающие воздействие на правовую культуру учащихся старших классов

28 апреля 2011 утверждена программа «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», направленная на развитие правовой культуры общества, формирование уважения к действующим законам и государственным органам, а также преодоление правового нигилизма.

В ней также были определены принципы и основные направления развития правовой грамотности и правосознания граждан.

Современная педагогическая наука наряду с понятиями «воспитание», использует термин «социализация», которая описывает многоаспектное влияние внешней среды на человека, способствующее его психологическому и социальному развитию.

Воспитание происходит во взаимодействии подрастающего поколения с большим количеством условий, оказывающих активное влияние на их эволюцию. Процесс воспитания реализует систему отношений институтов воспитания, направленных на человека, где он осваивает необходимые компетенции и многообразные компоненты общественной практики.

Взаимодействие с другими индивидами возможно только при наличии обоюдного доверия и взаимопонимания, уважения точек зрения друг друга. Доверие представляет собой веру в партнера, внутреннее убеждение в его надежности, порядочности и ответственности.

Основные принципы воспитательной работы:

  • воспитания культурой и социальными ценностями;
  • единая стратегическая линия всех институтов воспитания с учетом физиологических и психологических особенностей обучающихся;
  • комплементарности;
  • опора на позитивные характеристики индивида;
  • проявление максимальной требовательности и уважения к человеческой личности;
  • социальной корреляции воспитания, создание воспитательной среды, ориентация на подлинное и нравственное.

В.В. Зеньковский предполагал, что основными принципами воспитания являются  личностная ориентация процесса и его индивидуализация.

В качестве структурных компонентов процесса воспитания правовой культуры старшеклассников также могут выступать:

  • когнитивный (осведомленность о правовых нормах и соблюдении установленных предписаний);
  • мотивационно-оценочный (интерес и побуждение к освоению правовых знаний и формированию правовых убеждений);
  • деятельностный (осознанное соблюдение правовых норм и проявление ее в поведении).

Возрастной период, охватывающий обучение в старших классах школы, предполагает выраженное стремление войти в мир взрослых, постичь нормы и ценности, присущие данному обществу. При этом за счет неустойчивости личностных качеств, подверженности влиянию извне, бунтарскому желанию противопоставить себя обществу может наблюдаться противоправное поведение, вызванное негативными факторами общества.

Таким образом, личность старшего школьника, характеризующаяся неустойчивостью, податливостью, возможными искажениями в понимании нравственных ценностей, может быть подвержена и негативному влиянию взрослых.

Помимо этого, для старших школьников характерны яркие изменения в личности, сопровождающиеся резкой перестройкой физиологии. На этой основе происходят изменения и закрепление основ мировоззрения, а также изменения в психической деятельности.

При условии положительного влияния со стороны социума формируется способность к логическому анализу поступков, их адекватной оценке, оцениванию поведения окружающих, а также к сознательной регуляции своей деятельности с опорой на социальные и правовые нормы.

При этом следует учитывать основные тенденции развития общества. Так, эмоциональная и когнитивная сфера современных старшеклассников характеризуются ослабленным чувством стыда. Для них в большей степени характерны слабо рефлексируемая грубость, несдержанность, жестокость, лживость.

Деформируется нравственное и правовое сознание. Это можно отследить по искажениям в понимании понятий «честь», «долг», «совесть», интерпретируемых исходя из личных желаний или групповой солидарности. Распространено равнодушие, стремление самоутвердиться за счет более слабых. Правовые нормы рассматриваются как формальные, роль закона игнорируется, распространена убежденность во враждебности правоохранительных органов и в возможности избежать наказания за противоправный поступок.

При этом в Уголовном кодексе Российской Федерации закреплена уголовная ответственность для лиц в возрасте от 14 до 18 лет. Уголовная статистика показывает тенденцию плавного роста преступности среди подростков (по числу выявленных преступлений в среднем на 11-12% каждые пять лет).Так, в период с 2000 по 2015 гг. наблюдалась тенденция увеличения судимости учащихся с 48,6 до 61,1 тысяч человек, то есть на 25,8%, возросла доля подростков, совершивших тяжкие насильственные преступления (умышленное убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).

Наблюдалось увеличение агрессивно-настроенных неформальных молодежных объединений.

Работа педагога в части правового воспитания особенно важна именно в старших классах. В этот период у учащихся формируется единая система знаний и ценностей, складывающаяся в систему убеждений, влияющих правовую культуру личности и ее характер.

Формирование правосознания у старшеклассников является критерием их дальнейшей успешности в процессе социализации, достаточной развитости внутреннего и внешнего контроля, что создает необходимые предпосылки для формирования ответственности за свое поведение. Данный факт позволяет сделать вывод о том, что в подростковом возрасте происходит становление личности, которое необходимо учитывать в процессе воспитания правовой культуры.

Воспитание правовой культуры старшеклассников направлено на уважительное отношение к правовым нормам, установленным законодательно правам и свободам человека и гражданина, позволяющим подросткам активно включиться в работу по созданию и развитию гражданского общества и демократического, правового государства.

На формирование правовой культуры старшеклассников оказывают влияние следующие факторы:

  1. Большую часть досуга подростков составляет рекреативная функция.
  2. В настоящее время приоритет социальным ценностям отдается в зависимости от сложившихся групповых стереотипов.
  3. Самореализация при проведении досуга проходит в субкультурном общении.
  4. У подростков отсутствует этнокультурная самоидентификация.

Среди социально-психологических и социально-педагогических условий, описывающих правовую направленности личности старшеклассника, могут быть названы:

  • обесценивание морально-нравственных ценностей;
  • социально-экономический кризис;
  • неблагоприятное окружение и внешние факторы;
  • неблагоприятные социально-психологические и социально педагогические аспекты.

В юношеском возрасте возникает потребность в познании самого себя, осознании своей уникальности, что создает предпосылки для самопознания и саморазвития, подросток стремится представить и воспитать в себе наиболее значимые для него качества. Именно поэтому в подростковом возрасте наиболее эффективно осуществлять работу по воспитанию и формированию правовой культуры.

Низкий уровень правосознания подростков связывают со следующими факторами:

  1. Кризисом института семьи и семейного воспитания.
  2. Кризис общества в целом.
  3. Коммерциализация средств массовой информации.

Специфика воспитания правовой культуры старшеклассников состоит в том, что в этом возрасте подростки воспринимают, а затем воспроизводят, традиции и обычаи современной жизни, применяемых взрослыми каждый день, через понятие справедливости. Старшеклассники заинтересованы в изучении правовых норм и отстаивании своих прав и интересов на практике. Однако в первую очередь для осуществления правового воспитания старшеклассников необходимо создать условия для осуществления прав и свобод.

Полное отсутствие социального опыта, либо его недостаточность у старшеклассников ведет к правовой асоциальности, то есть деформированной правовой социальности человека. Данные дефекты могут иметь различную степень выраженности: от незначительного отклонения от общепринятых социальных норм до совершения различного рода преступлений.

Выраженные дефекты асоциальности могут проявляться как у индивида, так и у определенной социальной группы. Данное явление может принимать разнообразные формы, такие как инфантилизм, нигилизм, цинизм и противоправное поведение.

Согласно результатам исследования А.И. Долговой, большинство старшеклассников обладают неполными и неточными знаниями о праве и поверхностной информацией о юридической ответственности.

Среди старшеклассников правовой инфантилизм проявляется в том, что подростки считают правовые и социальные нормы определенными препятствиями на пути к свободе, которые впоследствии можно обойти и избежать наказания за совершенные противоправные действия. В свою очередь нормы права представляются подростками несовершенными и не работающими на практике.

Под правовой пассивностью понимается бездействие субъектов общества, сознательный отказ от активных действий в определенных ситуациях, которые, в свою очередь, становятся способом выражения своего отношения к праву.

 Оценивая правовой нигилизм с позиции педагогического знания, К.А. Абульханова-Славская обращает внимание на специфику культурных особенностей, ценностных ориентаций, правосознания, развитие которого зависит от требований общества, обращенных к личности.

Одним из проявлений правового нигилизма подростков, по мнению ряда ученых (Л.И. Петражицкого, А.И. Герцена, Б.А. Кистяковского, К.Д. Ушинского, В.О. Ключевского), является отсутствие чувства вины, которое должно выражаться как отрицательное эмоциональное переживание по поводу содеянного субъектом, в том числе нанесения вреда или ущерба другому лицу.

Исследование Д.А. Дружиненко показывает, что интенсивность чувства вины, испытываемого подростками при нарушении норм права, наиболее ярко выражена в ситуациях общения со сверстниками, друзьями и приятелями.

Одной из причин делинквентного поведения подростков является внутриличностный конфликт.

Наиболее распространенные виды внутриличностных конфликтов – ролевой и мотивационный. Ролевой конфликт представляет собой противоречие между внутренней потребностью подростка и предписываемой ему социальной ролью. В свою очередь, мотивационный конфликт выражается в противоречии между внутренними потребностями старшеклассника и внешними требованиями к нему со стороны взрослых.

К причинам внутриличностного конфликта можно отнести индивидуальные особенности старшеклассников: неустойчивость психики, склонность к агрессии, повышенную чувствительность нервной системы, которые приобретают яркую выраженность на фоне отсутствия сформированной правовой культуры личности.

Э. Эриксон разработал теорию психосоциального развития, суть которой состоит в том, что каждая стадия взросления способствует или мешает индивиду преодолевать кризис. В данной ситуации можно констатировать либо позитивное развитие личности, либо различные перверсии в витальном развитии.

Э. Эриксон выделил восемь стадий психосоциального развития личности. В данном исследовании особый интерес представляет четвертая стадия «Школьный возраст: трудолюбие / неполноценность» (от 6 до 12 лет), которая связана с взаимодействием ребенка с иными социальными институтами, обучением и приобщение его к культуре. Данный период наиболее благоприятен для формирования правовой культуры, системы взглядов и социальных установок.

Пятая стадия «Юность: эго-идентичность / ролевое смешение» является самым важным периодом в психосоциальном развитии человека. Юношеский возраст – главный период в формировании психологического и социального благополучия. Старшеклассник сталкивается с новыми социальными ролями и требованиями, которые предъявляются ему со стороны общества.

Среди факторов, влияющих на уровень правовой культуры старшеклассников, можно выделить отсутствие авторитета семьи и школы, тяжелое материальное положение семьи, подверженность алкогольной и наркотической зависимости (как самого подростка, так и его ближайшего окружения, в том числе семьи), психические отклонения, низкий уровень общего образования.

Низкий уровень общего образования проявляется в пробелах знаний в различных научных областях, в том числе в праве, что приводит к правовой десоциализации личности.

Немаловажной является недостаточное развитие такого личностного качества, как ответственность. Подросток не всегда понимает, что все происходящее в жизни человека зависит от него самого, и придется нести ответственность за свои поступки. Не понимая данный факт, старшеклассник перестает обдумывать и анализировать свои действия, что впоследствии становится причиной противоправного поведения. Помочь в освоении правовых норм и мотивации следования им призваны родители и педагоги.

Старшеклассник, вооруженный информацией о своих правах и обязанностях, может применять их на практике. Формирование навыков законопослушного поведения происходит в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности. Главной задачей педагогов является воспитание у старшеклассников правовой культуры, толерантности, уважения к другим субъектам общества и их правам и свободам.

Выбор старшеклассников в пользу законопослушного поведения зависит от уровня правового воспитания, умения применить полученные знания в обыденной жизни.

Школа по праву считается венцом воспитания, сосредоточением упорядоченности поведения, подчинения установленным социальным нормам, а также образцом социализации подрастающего поколения. Необходимо отметить, что в школе, в отличие от семьи, чаще воздействую определенные формализованные правила поведения. Отношения и поведение внутри семьи всегда обусловлено эмоциональной и чувствительной близости между ее членами.

В школе чаще представляется возможным открыто говорить о возникших проблемах среди подростков. Преподаватель в данном случае является нейтральным лицом, неким дипломатом, который помогает разобраться подросткам в их проблемах, внутреннем мире, мотивации, а также правильном выстраивании отношений в коллективе (среди одаренных детей либо изгоев). Нам необходимо понять, какие общие принципы и законы существуют в воспитательном педагогическом воздействии и взаимодействии.

В.М. Кротов в работе «Развитие гуманистических взглядов и убеждений» формулирует «закон параллельного педагогического действия»: «в жизни детей нет ни одного слова, ни одного действия и поступка, которые помимо своего жизненного значения, не имели бы значения воспитательного. Наши философы забыли только одно: человек более чем на девяносто процентов состоит из его собственных привычек и убеждений, перешедших либо переходящих в привычку… Часто мы говорим – учащиеся, забывая при этом, что учащиеся – это учащие себя. Методы изучения и воспитания детей едины. В практике опытного педагога любое применение метода воспитания есть одновременно прием изучения воспитанника».

 Учитель должен являться образцом процесса обучения, то есть применять его к себе и быть примером. Только в процессе обучения самого себя преподаватель может показать, как надо это делать. В.М. Коротов выражает следующее мнение: «Все опытные учителя убеждаются, что при организации взаимообучения, оказании взаимной учебной помощи друг другу, пожалуй, наибольшую пользу от этого получает тот, кто учит. Такова диалектика: убеждая – убеждаюсь…».

На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что только обучающийся педагог способен обучать и воспитывать. В данном случае можно говорит о таком ключевом качестве педагога как компетентность.

Н.Ю. Клименко в своем исследовании пишет: «Социально-педагогическая компетентность включает совокупность личностных качеств специалиста, позволяющих ему свободно ориентироваться в динамично меняющемся социуме, в среде своей профессиональной деятельности, максимально используя все свои возможности, адаптируясь к запросам общества.

По мнению Н.Ю. Клименко в компетентность педагога входят «профессиональная подготовленность; эрудированность в области политики, экономики, социального развития, культуры; коммуникабельность; профессиональный такт и деликатность; эмоциональная устойчивость и готовность к психологическим нагрузкам; толерантность, доброжелательность и внимание к людям; умения принимать решения и отвечать за их последствия; способность вызывать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности и др.».

Плюс школы заключается в том, что здесь руководству можно работать напрямую с педагогом, повышать его квалификацию и профессиональную подготовленность. Квалификация учителей поддается коррекции, в связи с чем это создает обширное поле для воспитательной деятельности. Так, например, более опытных преподавателей можно «ставить» на трудные классы, а на остальные – других. К тому же необходимо отметить, что существуют узкоспециализированные классы, требующие к себе особого подхода, не говоря уже о специальных учебных заведениях. В данном случае необходимы профессиональные педагоги специфического направления деятельности.

Однако Л.С. Колесова сообщает, что «эксперты в лице неврологов и наркологов подчеркивают, что подавляющее большинство педагогов не только не владеют самой элементарной информацией по вопросам полового просвещения, но и психологически не готовы обсуждать с подростками «деликатную» проблему взаимоотношения полов». При этом автор подчеркивает, что при профилактике рискованного поведения у подростков большинство педагогов основную роль и ответственность возлагают на семью, а семья, в свою очередь, на педагогов.

Г.М. Коджаспирова классифицирует педагогические кадры следующим образом: «у педагогов с высоким уровнем понимания и принятия воспитанников преобладает организующие воздействия, а у педагогов с низким уровнем понимания и принятия – оценивающие и дисциплинирующие».

Голос педагога является важнейшим компонентом педагогической техники. Слабый и невыразительный голос, а также плохая дикция снижает эффективность профессиональной деятельности учителя.

О.В. Лабунская, Т.Д. Лейченков и Л.В. Янкина пишут: «Заметное место в технике воспитательного воздействия занимают ирония, шутка, юмор, смех. И не случайно их умелое использование в предупреждении и преодолении недостатков в поведении школьников обычно производит на них благотворное влияние. Шутливо сказанное слово иногда действует сильнее, чем самые строгие назидания, выговоры».

Е.Н. Степанов, Л.В. Байбородова, С.Л. Паладьев и др. выделяют следующие компоненты воспитательной системы в школе: «Первый компонент – это подсистема целей и идей, которая является главной детерминантной процесса формирования воспитательной системы; второй компонент – это общность людей, реализующих цели и идеи такого воспитания; третий компонент – подсистема деятельности, общения и отношений; четвертый компонент – финансово-материальная база воспитательной системы; пятый компонент – среда, освоенная школьным коллективом».

Среди иных социальных институтов школе лучше всего удается выявление и профилактика природной агрессии и жестокости подростков. Задачей школы является формирование правильного поведения подростков. Т.И. Петракова пишет: «Можно выделить две наиболее существенные задачи, связанные с нравственным идеалом: сформировать у детей потребность в идеале; указать детям образец, достойный подражания».

При достаточно большом объеме проблем в различных сферах жизни именно в школе, среди своих сверстников, подростку легче всего удается реализовать общепринятые правила поведения.

Б.В. Кайгородов в своем исследовании пишет: «Осознанный нравственный идеал социально направляет личность при поиске места в жизни на активизацию внутренних возможностей, способствует самоисправлению, самоизменению, самосовершенствованию».

В школе подростки легко типизируются, их поведение обобщается и анализируется, то есть происходит копирование действий друг друга. Среди своих сверстников подростки гораздо легче идут на контакт, показывают свои уязвимые места. Педагог в своей работе может использовать эти данные для установления контакта с учеником. При этом следует помнить, «что оценки личностных свойств детей педагогами порой оказываются недостаточно полными, а иногда ошибочными и предвзятыми».

Самым важным вопросом в исследовании школьной практики попрежнему остается профилактика правонарушений подростков и осуществление правового воспитания. В данном вопросе наблюдается большой разброс различных методов, используемых преподавателями.

Донской автор М.Ю. Женило использует следующую методологию при работе с «трудными» подростками. Она включает в себя пять этапов.

На первом этапе осуществляется педагогическая диагностика (определение типа подростка, с которыми придется работать преподавателю). На данном этапе используется схема изучения причин трудностей в воспитании подростков, которая включает в себя:

  1. Изучение конкретных и наибольших искажений духовного мира подростка и выяснение причин этого;
  2. Определение того, какие на данный момент существуют неблагоприятные условия;
  3. Определение, с какими из этих неблагоприятных условий воспитанник сможет справиться сам, а какие ему нужно помогать «перебарывать» – и семье, и обществу;
  4. Проведение анамнеза и выявление, «были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку, и как их исправить».

Второй этап работы с «трудными» подростками представляет собой процесс перевоспитания, в котором следует объединить методы воспитания обыкновенного с методами перевоспитания. Например, «переучивание связано с приучением к деятельности, «реконструкция» характера – с критикой и самокритикой в коллективе».

Третий этап представляет собой проектирование развития личности, которым занимается педагог, освоивший все полученные данные о подростке. Сюда относятся прогностика ценностных ориентаций ребенка и дальнейшее развитие личностных свойств и качеств подростка.

Четвертый этап включает в себя продолжение индивидуальной воспитательной работы с применением общих методов воспитания.

На пятом этапе автор предлагает корректирование: «Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению её развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств». Благодаря коррекции в процессе перевоспитания идёт уточнение и пересмотр коллективных и групповых воспитательных программ, а также подбор и уточнение новых методов и форм воспитательной деятельности. К таким методам коррекции автор относит традиционные «наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль».

С.Н. Александрова выделяет следующие принципы в процессе формирования правовой культуры учащихся: «принцип системности, принцип гуманизации воспитания, принцип общественной направленности воспитания».

Еще одну методику формирования правовой культуры подростков предлагают В.А. Великородная, О.Е. Жиренко и Т.М. Кумицкая. Авторы данной методики ориентируют педагогов на проведение практических занятий с подростками. Например, на организацию круглых столов «политических дебатов», где учащиеся смогут продемонстрировать свои коммуникативные навыки, а также навыки отстаивания своей позиции.

В своих разработках Н.Ф. Дик устанавливает необходимый минимум правовых знаний и умений. Подростки должны понимать, что такое вина, косвенный умысел, что признается преступлением, совершенным по неосторожности/небрежности, и в чем их отличие от преступления, совершенного умышленно. Несмотря на то, что разработки рассчитаны на усвоение их 7-9 классами, они подходят и для преподавания старшеклассникам.

Для успешного формирования правовой культуры старшеклассников педагогу необходимо юридическое и психолого-педагогическое мастерство, а также правовые знания в основных отраслях права.

В другом пособии Н.Ф. Дика для правоохранительных специальностей предлагаются такие профессиограммы, как адвокат, прокурор, судья и т.д., что будет интересно старшеклассникам. Кроме того, пособие содержит в себе мини-практикумы, имитирующие судебные заседания, порядок расследования преступлений и т.д.

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних является одной из главных задач государства и определяется федеральным законодательством.

Формирование правовой культуры и правовое воспитание не может происходить исключительно в стенах школы, в данном случае необходим многосторонний подход. Так, В.А. Вакуленко и И.Е. Уколова предлагают ряд следующих рекомендаций: «Для того чтобы знания о праве не казались теоретически «нужными», но всё же отвлечёнными, пригодными для «жизни вообще», «жизни в будущем», надо устанавливать педагогически организованное расширение контактов учеников с реальным миром».

К таким контактам авторы, в первую очередь, относят правоохранительные органы, которые могут показать реализацию законов на практике.

Далее авторы выделяют две большие группы контактов:

Группа А – «органы не входящие в структуру исполнительной власти»: суд, нотариат, адвокат, органы местного самоуправления.

Группа Б – «органы государственного принуждения, наделённые компетенцией применять силу для восстановления прав, нарушенных в результате проступков и преступлений»64.

С точки зрения представителей последней группы авторов лучше приглашать представителей этих органов с выступлениями в школу, нежели устраивать экскурсии по данным организациям, так как для многих сотрудников характерен неправовой стиль общения, кроме того, там подростки могут столкнуться с представителями криминального мира, что послужит образцом девиантного поведения.

Говоря о концептуальном содержании правового образования и воспитания в школе, нельзя не упомянуть работу Е.Г. Барихновской, Л.В. Мась и Н.И. Элиасберг «Концепция правового образования школьников». Авторы замечают, что угроза наказанием в профилактике правонарушений младшими школьниками не воспринимается.

Учитывая особенности подросткового возраста, которые были рассмотрены в предыдущем параграфе, возникает «необходимость ознакомить учащихся с границами дозволенного, направить их кипучую энергию в полезное русло, научить, как действовать по существующим правилам. Одной из форм такого обучения могут стать игры, в которых моделируются конкретные жизненные ситуации. Но главное – создание условий для накопления учащимися опыта реальных полезных действий. В семье это – индивидуальные действия в виде помощи родителям, когда подросток, демонстрируя «взрослость», берёт на себя часть забот родителей по ведению хозяйства, уходу за младшими детьми, за бабушкой, дедушкой и т.п. В школе есть возможность объединить детей для выполнения работ, нужных школе и обществу».

Опыт показывает, что в отличие от младших школьников нравственное осуждение противоправных и преступных действий не является для подростков убедительным.

Нравственной позиции взрослых они противопоставляют представление о добре и зле, чести и бесчестии, существующее в малой группе, на мнение которой они ориентируются. Поэтому необходим «обходной путь» решения поставленной задачи, на что и ориентирован отбор содержания. Это дегероизация, развенчание, разоблачение конкретных носителей противоправной психологии и практики, возвышение в глазах учащихся в качестве образцов для подражания тех, кто охраняет правопорядок, жизнь, здоровье и покой граждан. Поэтому в содержание правового образования для учащихся старших классов включены вопросы охраны правопорядка, деятельности правоохранительных органов».

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что научные исследования оказывают значительную помощь системе правового воспитания старшеклассников, а также большое внимание уделяют профилактике девиантного поведения подростков. ​​​​​​​

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации