Формирование теоретических основ физической культуры личности учащихся второй ступени обучения

2
0
Материал опубликован 22 February 2016

 

Формирование теоретических основ

физической культуры личности учащихся

второй ступени обучения.

Свой доклад я хочу начать со слов английского писателя Бернарда Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность». Сегодня в российском обществе проходят сложнейшие социокультурные трансформации, которые затрагивают все аспекты жизнедеятельности, в том числе сферу образования и её неотъемлемую составляющую - физическую культуру.

Физическая культура является одной из сложноорганизованных систем социальной реальности. В сознании современного человечества все явственнее осознается тот факт, что культура общества и личности не может быть полноценной без прогресса культуры физической. Таким образом, можно говорить о том, что физическая культура имеет подлинно глобальный масштаб.

В программах по предмету «Физическая культура» отмечается, что образовательная направленность физического воспитания обеспечивается лишь при условии, если обучение двигательным действиям и развитие физических качеств органически сочетаются с формированием у учащихся определенных знаний (Н.И. Алексеев, В.З. Афанасьев, А.И. Бесуднов, 1995).

В 1998 году в общеобразовательных школах в программу выпускных экзаменов по выбору впервые был включен экзамен по физической культуре, предполагающий оценку не только физической, но и теоретико-методической подготовленности учащихся.

А в 1999–2000 учебном году Министерство образования РФ впервые включило физическую культуру в перечень учебных предметов, по которым проводятся Всероссийские олимпиады школьников. Одной из задач олимпиады школьников является определение уровня овладения учащимися системой знаний в области физической культуры.

Таким образом, актуальность темы обусловлена следующими обстоятельствами. Современные теоретические положения развития образования предполагают переход от жесткого регламентированного процесса преподавания на уроке физической культуры, к регламентированному результату сформированности физической культуры личности школьника.

Необходимость восполнения этих пробелов в педагогической науке и определила гипотезу, цель и задачи нашей работы, которые представлены на слайде.

Методологической основой работы являются:

  • Концепция П.Ф. Лесгафта;
  • «Положения о единстве умственного, нравственного и физического развития человека» Л.С. Выготского;
  • совокупность теоретических положений о современных принципах физического воспитания, которые сформулированы А.П. Матвеевым, НИ. Пономаревым, В.М. Выдриным, и др.;
  • Федеральный закон о физической культуре и спорту в Российской федерации.

В качестве объекта избрали процесс формирования знаний у учащихся второй ступени обучения на уроках физической культуры.

Предметом, является методика формирования знаний у учащихся второй ступени обучения на уроках физической культуры.

Научная новизна работы заключается в том, что теоретически и практически представлено обоснование методики формирования знаний у учащихся второй ступени обучения на уроках физической культуры, согласованной с процессом овладения двигательными навыками и развитием двигательных способностей в рамках программы физического воспитания учащихся.

В ходе работы получены новые данные о возможности:
- повышения интереса школьников к занятиям физическими упражнениями посредством целенаправленного подбора педагогических технологий преподавания и контроля теоретических сведений;
- повышения уровня умений школьников в организации самостоятельной двигательной деятельности, на основе сформированных у них специальных знаний и положительного отношения к занятиям физическими упражнениями.

Формирование знаний о физической культуре - непременное условие сознательного овладения учащимися двигательными умениями и навыками. Практика свидетельствует, что чем больше у детей знаний о физической культуре, чем больше развивается у них мыслительный компонент двигательной деятельности - тем выше результаты в освоении умений и навыков, воспитании двигательных способностей, привитии интереса к занятиям физической культурой и спортом, формировании потребности в них. Отсутствие понимания такого единства является в настоящее время одной из причин низкой физкультурной активности школьников и отсутствия должного ее проявления в их образе жизни. В связи с этим возникает необходимость формирования у подрастающего поколения соответствующих знаний.

Правильно и рационально построенная система занятий физическими упражнениями школьников среднего возраста способствует стимуляции биологических процессов, усиливает рост и развитие органов и тканей.
Основной задачей физической культуры детей этого возраста (5-9 классов) является углубленное обучение базовым двигательным действиям. При этом более узко ставится задача углубленного изучения техники основных видов спорта (гимнастики, спортивных игр, легкой атлетики, единоборств и плавания). Параллельно с этим углубляются их знания - по личной гигиене, влиянию занятий физическими упражнениями на системы организма, а также на развитие волевых и нравственных качеств. При этом вскрывается пласт и таких проблем, как: представление о физической культуре личности во взаимосвязи со здоровым образом жизни; овладения знаниями при самостоятельных формах занятий физической культурой, включая элементы массовых видов спорта. Здесь же даются представления и об основных "нетрадиционных" видах спорта, инвентаре, соревнованиях, оборудовании залов и площадок, правилах техники безопасности при работе на спортивных сооружениях и оказанию необходимой (первой) помощи при травмах. Учет названного круга вопросов, при овладении школьниками необходимыми знаниями, умениями и навыками является одним из основных узловых моментов в работе преподавателей по физической культуре.

Прежде чем приступать к формированию знаний у школьников, учитель физической культуры должен четко представить себе основные целевые установки, обеспечивающие успешность реализации данного раздела подготовки. Вначале целесообразно отметить, что учитель и ученик являются полноправными участниками педагогического процесса и если исключить из активной деятельности одну из этих составляющих, то, конечно, успех обучения сомнителен.

В процессе формирования знаний учащихся мы рекомендуем использовать комплекс методических приемов и форм, которые вы видите на слайде.

Наиболее подробно мы хотим остановиться на методическом приёме «передача знаний в процессе урока», так как этот приём чаще всего используем в своей работе. Составные части данного метода вы видите на слайде.

Во-первых, не смотря на краткость сообщения учителя, это нисколько не влияет на ценность сообщаемой информации.

Во-вторых, после сообщения определенного объема знаний их можно подкрепить соответствующей двигательной деятельностью, а при необходимости еще раз повторить, если не вся информация будет усвоена (об этом судят по правильности выполнения упражнений школьниками).

В-третьих, такая форма сообщения знаний позволяет учителю, не нарушая структуры урока, формировать знания у школьников.

Конкретное время сообщения знаний на уроке устанавливает сам учитель в соответствии с задачами урока, его интенсивностью и сложностью сообщаемых знаний. Например, если необходимо теоретически подготовить школьников к выполнению бега на короткие дистанции, то в начале урока можно рассказать о значении данного умения в жизни человека, подкрепив это конкретными примерами. После выполнения подготовительной части можно вновь вернуться к сообщению знаний об использовании подводящих и тренировочных упражнений для развития быстроты движений и мышечной силы. Непосредственно за этим полезно выполнять эти упражнения для ознакомления с ними.

Указанная форма сообщения знаний является наиболее приемлемой на уроке физической культуры. Она предпочтительнее даже специализированных уроков по сообщению знаний. Специальные исследования по формированию различных понятий у школьников показали, что нудные беседы не приносят положительного результата. Наоборот, краткие эмоциональные сообщения к практически безошибочному результату.

Эффективны при сообщении знаний краткие реплики инструктивного характера (пример «выше бедро, сильней отталкивайся»).

Вся работа по формированию знаний школьников должна быть усилена методами наглядной агитации.

Помимо кратких сообщений очень эффективны ссылки на межпредметные связи. Чтобы полнее осветить теоретический вопрос, который рассматривается на уроке, учитель физической культуры может сослаться на знания, полученные школьниками на других общеобразовательных уроках, особенно на уроках физики, природоведения, биологии, валеологии. Такие приемы способствуют созданию прочного положительного отношения к занятиям физической культурой, поскольку показывают, что при этом воспитывается не только «физкультурник с маленькой головой и широкими плечами», но и разносторонне воспитанный человек, обладающий познаниями в различных областях науки, что доказывают полученные результаты.

 

Заключение

Таким образом, на основе данных, полученных в ходе работы, мы пришли к следующему выводу:

  • одной из важнейших задач современного урока физической культуры является формирование теоретических знаний у учащихся по предмету;
  • прежде чем приступать к формированию знаний у школьников, учитель должен четко представлять себе основные целевые установки, обеспечивающие успешность реализации раздела программы по физической культуре «Основы знаний»;
  • в процессе формирования знаний учащихся рекомендуется использовать комплекс методических приёмов, направленных на всестороннее развитие личности и приобретение знаний, которыми должны овладеть выпускники основной школы.
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации