Статья «Теоретические основы проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся» (1–4 класс)

2
0
Материал опубликован 12 October 2018 в группе

Теоретические основы проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме здоровьесбережения младших школьников

Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов ее национальной безопасности является образование как основа полноценного развития личности. Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет уровень цивилизации государства, является индикатором устойчивого развития нации. Образовательное учреждение на современном этапе развития общества должно стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся. Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в России, Концепция модернизации российского образования до 2010 года, Концепция непрерывного образования и ряд других документов выделяют задачи сохранения здоровья подрастающего поколения и создания условий для активизации в данной области.

Актуальность проблемы здоровьесбережения учащихся начальной школы подчеркивает тот факт, что ценность здоровья признается сегодня исследователями в области педагогики и психологии формально. В качестве примера отметим, что в описании педагогических технологий редко встречается указание их влияния на здоровье учащихся. Исследователи объясняют данную ситуацию тем, что забота о здоровье учащихся в теоретических концепциях ученых и практиков не является первостепенной в сравнении с такими задачами, как обученность, воспитанность, личностное развитие и др. При этом основные принципы здоровьесберегающей педагогики присутствуют в педагогических концепциях как само собой разумеющиеся. Ведь на самом деле элементы образовательного процесса прямо или косвенно связаны с проблемой здоровья учащихся.

По итогам изучения специальной научной литературы и документальных источников был сформирован основной материал для аналитического обзора состояния исследуемой проблемы.

Проблема здорового образа жизни имеет древние философские корни, связанные с рассмотрением таких вопросов, как отношение человека к бытию, смыслу жизни, соотношение духовного и телесного, наслаждения и аскетизма, потребления и обладания, разумного и неразумного, рационального и иррационального, связь с миром и окружающей средой, стремление к самосохранению и счастью (Соловьев Г.М. 1999).

Аристотель утверждал, что человеческая душа самая сложная. Она состоит из трех частей, обладает всеми функциями растительной и животной души и, кроме того, специфически человеческой функцией – умом, мышлением, рассуждением. В большинстве случаев, очевидно, душа ничего не испытывает без тела и не действует без него, например, при гневе, отваге, желании, вообще при ощущении, состояние души имеет свою основу в материи (Андрейченко Л.А, 2000).

Философы Пифагор, Сократ и Платон в своих произведениях касались в определенной степени проблемы ЗОЖ, гармонии духовного и телесного в человеке. Считается, что древним грекам принадлежит высказывание о том, что в здоровом теле здоровый дух. Однако это не аксиома, а предположение о возможности влияния и взаимоотношения тела и духа, их гармонии. Подтверждением этому являются слова Демокрита о том, что телесная красота животна, если за ней нет ума. По этому поводу английский философ Ф. Бэкон писал, что тело и душа – это две различные сущности, однако взаимодействующие и «раскрывающие друг друга», что можно кое-что узнать о теле, исходя из состояния духа, и кое-что о духе, исходя из состояния тела. Высказывание Ф. Бэкона о том, что телесное здоровье во многом определяет состояние духа, звучит современно и является лаконичным выражением философских воззрений Демокрита (Соловьев М.Г., 1999).

Древние философы считали, что физическое состояние тела действует на психофизическое здоровье человека. Это же наблюдение лежит в основе многих религиозных предписаний, касающихся выбора той или иной пищи и питья, соблюдение постов и плотского воздержания. По мнению М. Г. Соловьёва, не найдется ни одного философа, который бы в той или иной степени не касался фактора здоровья в бытие человека. Накопленная в течение многих веков мудрость говорит о том, что человечество всегда ценило здоровье, поощряло крепость духа и умеренность в потреблении телесных благ. В сказках, мифах, легендах многих народов прославляются сильные, смелые, выносливые, трудолюбивые люди и высмеиваются лентяи, обжоры, пьяницы (Соловьев М.Г.,1999).

Делая свой выбор между разумным и неразумным, телесными удовольствиями, связанными с дурными привычками, и здоровьем, человек практически постоянно испытывает душевное противоречие. При этом не всегда определяющим являются его жизненные интересы и целевые установки. Это связано с тем, что человек как явление природы, как продукт общества (социума) на первый взгляд доступен для понимания и его поступки вполне объяснимы, а с другой стороны – они порой непонятны, выходят за пределы логики и здравого смысла. Понятие о здоровье определяется не только отсутствием болезни, но и как состояние полного комфорта – физического, психического и социального (Соловьев М.Г., 1999).

С точки зрения В. И. Дубровского на путь пренебрежительного отношения к своему здоровью могут привести и отсутствие знаний, видения своих перспектив, своего предназначения, слабая воля, чувство временности своего бытия, изменчивость судьбы, уровень благосостояния и условия жизни своих близких, недостаточное воспитание, чрезмерное эмоциональное восприятие различного рода личностных, общественных, политических событий и неумение управлять собой. Существенное значение при этом играют семейные и коллективные традиции, окружение друзей, социально-политическое и экономическое состояние общества (Дубровский В.И., 1999).

В своём уставе Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает здоровье не только как биологическую, но и как социальную категорию. ВОЗ даёт следующее определение: «Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие». Сам термин «здоровье» рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С.И. Ожегова).

Исходя из данного определения, выделяют: физический, психический и социальный компоненты здоровья. Физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма. Психический компонент определяется, на наш взгляд, уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально-волевой сферой. Социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме.

Определение компонентов здоровья, в некоторой степени условно и позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования целостного организма, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни. При этом, рассматривая взаимосвязь различных компонентов здоровья с учетом возрастных особенностей, сензитивных периодов развития, следует отметить, что на разных возрастных этапах развития человека степень взаимовлияния компонентов здоровья и иерархия его уровней могут меняться. Именно учет данных взаимовлияний, наследственных и средовых факторов, индивидуальных особенностей развития человека должен лежать в основе обучения и формирования ЗОЖ.

По результатам статистических данных, физически зрелыми рождаются не более 14% детей, а уже к 6-7 годам, т.е. ко времени поступления в школу, лишь каждый пятый ребёнок может считаться абсолютно здоровым. Количество же здоровых детей за время пребывания в школе сокращается в 3-4 раза. Это связано с неблагоприятной экологической обстановкой и снижением уровня жизни, нервно-психическими перегрузками.

Отрицательное влияние на здоровье оказывает нарушение гигиенических требований режима дня, режима питания, учебного и рабочего процесса, недостатки калорийности питания, неблагоприятные экологические факторы, вредные привычки, отягченная или неблагополучная наследственность, низкий уровень медицинского обеспечения. При этом сохранение и укрепление здоровья людей только на 50 % определяют независящие от человека причины, такие как экология (20 %), здравоохранение и медицина (10 %) и наследственность (20 %). Остальные 50 % состояния здоровья напрямую зависят от образа жизни человека и режима его двигательной активности (30 %). Следовательно, ЗОЖ играет первоочередную роль в сохранении и укреплении здоровья.

С точки зрения Н. Б. Коростылева, здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья людей, позволяющий человеку долгие годы, трудится в полную меру своих способностей, избавляющий его от болезней и недомоганий, дарящий бодрость, силу и энергию, без которых нет полнокровной радости бытия (Коростелев Н.Б., 1987). Здоровый образ жизни рассматривается и как процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности (Лукьяненко В.П., 2001).

ЗОЖ представляет собой режим ограничений в соответствии с оптимальным режимом физических нагрузок, то есть для успешного решения проблемы сохранения здоровья необходимо на ряду с правильно организованной двигательной активностью систематически выполнять и другие заповеди его укрепления: правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать (Брехман И.И., 2000). Как сказал известный американский писатель Марк Твен, единственный способ сохранить здоровье – есть то, что не хочешь, пить то, чего не любишь и делать то, что не нравится. Поэтому следование основным нормам организации здорового образа жизни является неотъемлемым составляющим сохранения и укрепления здорового генофонда нашей страны (Дубровский В.И., 1999).

Существуют показатели здоровья ребенка, к которым относят следующие:

- в физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;

- в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

- в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;

- в социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

При этом на состояние здоровья учащихся оказываеют влияние ряд факторов:

- экологические: состав питьевой воды, ежегодная температура воздуха, влажность, чистота воздуха;

- социокультурные: семейные условия жизни и воспитания (национальные особенности, материальные возможности, культурный уровень, религиозные традиции), режим дня школьника, условия для выполнения домашних заданий, интерес родителей к школьным проблемам, спокойная обстановка дома, соблюдение гигиенических норм. У мальчиков проблемы возникают значительно чаще, т.к. у девочек адаптивные возможности выше;

- биологические факторы: наследственность, состояние здоровья матери во время беременности, нарушение состояния здоровья новорожденного;

- педагогические: факторы внешней среды, способные оказать негативное воздействие на состояние здоровья школьников (экологические, социальные, экономические и т.д.); факторы школьной среды – качественная оценка школьных зданий, санитарно-технического, спортивного оборудования и оснащения, организация системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная и качественная характеристика контингента школы; организация учебного процесса (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул) и режима учебной нагрузки; организация и формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы; формы и методы здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования; динамика хронической и общей заболеваемости; методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность; психологический фон занятий, благоприятный эмоциональный настрой, (доброжелательность, мудрость педагога); санитарно – гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота, световое и цветовое оформление и т.д.); двигательный режим детей (с учетом их возрастной динамики); рациональное питание (меню и режим питания); медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры; интенсификация учебного процесса (увеличивается количество ежедневных уроков, у детей остается мало времени для отдыха, прогулок, они не досыпают, переутомляются); несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; нерациональная организация учебной деятельности (контрольная работа после выходного дня); функциональная неграмотность педагога и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья (он не знает своего ребенка, его характера, наклонностей, интересов); отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактике вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т. п.); межличностные отношения между сверстниками и др.

В связи с тем, что большое значение исследователями уделяется педагогическим факторам влияния на здоровье ребенка, необходимо внедрение комплекса мер в области здоровьесбережения, среди которых такие, как правильная организация урока (построение урока с учетом динамики работоспособности, рациональное использование ТСО, наглядных средств и т. п.); осуществление здоровьесберегающей деятельности; рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями; рациональная организация двигательной активности учащихся, включающая предусмотренные программой уроки физкультуры, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу; организация рационального питания; разработка и реализация системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни у школьников.

Без выполнения этого комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения. К данному комплексу относят и внедрение в воспитательно-образовательный процесс (ВОП) современных образовательных технологий. В последнее десятилетие в педагогике и психологии появилось новое понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ). Н. К. Смирнова рассматривает здоровьесберегающие технологии как систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Это - система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Под ЗОТ в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном условии. Таким образом, все используемые на уроке учителем технологии, педагогические приемы могут быть оценены по критерию влияния их на здоровье учащихся.

Наряду с ЗОТ выделяют здоровьесберегающие технологии в школе (ЗСТШ), к которым относятся и ЗОТ, и здоровьесберегающие медицинские технологии, и здоровьесберегающие технологии административной работы в школе, и здоровьесберегающие технологии семейного воспитания. В частности, под здоровьесберегающими медицинскими технологиями в школе (ЗМТШ) понимается совокупность медицинских приемов, технологий, мероприятий, обеспечивающих мониторинг здоровья учащихся и контроль над воздействием факторов внутришкольной среды, прописанных в действующих СанПиНах и способных нанести потенциальный вред здоровью учащихся и педагогов. Все эти технологии взаимосвязаны и включены в единую систему работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, а системообразующими являются ЗОТ.

Если рассматривать использование ЗОТ учителем на уроке и при проведении организационно-педагогических мероприятий как выполнение задачи минимум, т.е. защиту здоровья учащихся от нанесения потенциального вреда, то значительная часть программ школы в области здоровья окажется за рамками здоровьесбережения. Но очевидно, что задачи школы и каждого учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагают необходимость формирования у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, формирование соответствующих навыков.

Выделяют понятие «здоровьеформирующие образовательные технологии» (ЗФОТ) как все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Работа школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии

Следовательно, системный подход обеспечивает целостное представление о состоянии здоровья учащихся и наполняет конкретным содержанием здоровьесберегающую технологию и ее операциональную составляющую, помогает ответить на вопрос, как и по каким направлениям следует ее реализовать, определяет основные задачи. К ним следует отнести:

1. Исследование влияния традиционной структуры и формы организации учебного процесса на здоровье занимающихся; анализ психолого-физиологических возможностей учащихся в отношении предъявленных требований усвоения объема учебной нагрузки в условиях рассредоточенного (комплексного) распределения программного материала и экспериментальное сравнение его с концентрированным вариантом.

2. Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, обеспечивающих:

- психическое здоровье и комфорт учащихся посредством гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса на основе физкультурно-спортивной активности;

- обоснованное соответствие учебной нагрузки, объема передаваемой информации с психофизическими возможностями ее усвоения;

- переведение традиционной, в основном информативно-объемной, системы образования в технологию обучающей, интеллектуально-преобразующей, духовной, конструктивной, творческой деятельности, основанной на постепенном повышении степени научной абстракции знаний (от феноменологической ступени к аналитико-синтетической, прогностической до аксиологической), что позволит учащимся интеллектуально свободно мыслить и рассуждать, переходя от изложения фактов, их каталогизации, использования бытового языка к обоснованию закономерностей явлений природы и общества, принципов и причинно-следственных связей, обусловливающих их, к анализу и синтезу информации, прогнозу событий на основе широкого использования междисциплинарных знаний и научного языка;

- создание интегративных дисциплин и их учебно-методического обеспечения.

3. Реализацию научной организации учебного труда, питания и отдыха учащихся.

4. Создание максимально возможных санитарно-гигиенических условий и соответствующей им инструментальной составляющей здоровьесберегающей технологии и др.

5. Включение учащихся в осознанную деятельность по формированию культуры здорового образа жизни личности, оснащение этого процесса учебно-методическим обеспечением.

6. Осуществление структурного преобразования в плане создания в учебном заведении иерархической системы управления и мониторинга здоровьесохраняющих технологий в образовании.

7. Формирование культуры здорового образа жизни личности учащихся как в учебной, так и внеучебной образовательно-воспитательной среде.

8. Создание систем переподготовки кадров, а также социальной и финансовой поддержки идеи здоровьесберегающей технологии, ее агитации и пропаганды, объединение усилий всех систем и подразделений учебных заведений, учреждений медицины и физической культуры.

9. Обеспечение программного и учебно-методического оснащения по проблемам здоровьесберегающей системы образования и формирования культуры здорового образа жизни учащихся.

10. Развертывание опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы по моделированию и апробации здоровьесберегающих образовательных технологий; осуществление психологического и медицинского сопровождения образования.

11. Создание оптимальных условий для функционирования физической культуры, обеспечивающей современные инновационные формы формирования физической культуры личности школьника.

12. Открытие в общеобразовательных учебных заведениях кафедр физической культуры и консультативно-оздоровительных центров здорового образа жизни для учащихся, родителей и учителей.

Несмотря на рост теоретических исследований в области здоровьесбережения учащихся (М. М. Безруких, Э. М. Казин, Ю. В. Науменко, Н. К. Смирнов, Н. В. Сократов и др.), в практике образовательных учреждений осуществляются лишь отдельные попытки внедрения оздоровительных форм в учебный процесс, что является недостаточным для достижения цели сохранения здоровья детей и подростков. Отсутствие системного, комплексного, поэтапного подходов к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья учащихся, недооценка интегративного, межведомственного подхода к решению данной проблемы выступают слабой стороной здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации