Теоретический семинар «Школа мастерства» как средство помощи начинающим учителям
Идея создания и проведения семинара для молодых учителей возникла не случайно. Общеизвестно, что проблема притока молодых кадров в наши школы обостряется год от года, причем даже те молодые специалисты, которые приходят после окончания ВУЗа в школу, зачастую не задерживаются там надолго. Понятно, что объективных и субъективных причин этого явления очень много и большинство из них должны решаться на государственном уровне, но вот проблема адаптации молодого специалиста в школе вполне может быть решена на уровне каждого школьного коллектива. Ведь очень важно, чтобы люди с одинаковыми вопросами, испытывающие схожие проблемы имели возможность общаться, вовремя получить ответы на волнующие их вопросы и наконец получили уверенность в своем профессиональном росте.
Могу сказать, что когда я начинала вести этот семинар, программу которого изложу ниже, я сомневалась в том, что будучи учителем математики смогу в полной мере удовлетворить запросы молодых учителей других предметов. Однако мои опасения оказались напрасными и молодые русоведы, историки, учителя информатики и иностранного языка и быстро нашли общий язык, раскрепостились, перестали опасаться озвучить волнующие их проблемы, активно участвовать в ежемесячных семинарских занятиях. Хочу надеяться, что благодаря и моему семинару двое учителей русского языка, учитель истории и учитель математики по сей день трудятся в коллективе нашей гимназии
Семинар проводился в течение 2015-16 учебного года, но думаю, что темы занятий не потеряли своей актуальности и , возможно, заинтересуют коллег, занимающихся аналогичными проблемами.
ПРОГРАММА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА
«ШКОЛА МАСТЕРСТВА»
(для молодых учителей 2-го года работы)
Разработчик:
Лисицына Елена Федоровна,
учитель математики высшей
категори
Пояснительная записка
Программа семинара «Школа мастерства» предназначена для молодых учителей по разным предметам, стаж работы которых-1 год, но может быть использована для работы с молодыми специалистами, имеющими стаж работы в школе до 3-х лет. Занятия школы молодого учителя проводятся один раз в месяц согласно плану.
В работе с молодыми специалистами используются различные формы: лекции, дискуссии, обмен опытом, практикумы, консультации; обсуждаются вопросы по методике планирования уроков и внеклассных мероприятий, оформлению классных журналов,
составлению тематических планов.
Цели курса:
развитие системы педагогических знаний о целостном образовательном процессе; выработка умений и навыков самообразования на основе стимулирования интереса к психолого-педагогической литературе;
формирование концепции педагогической деятельности; содействие развитию личностной и профессиональной Я-концепции молодого учителя;
формирование основ профессионального педагогического общения, педагогической техники и технологии;
стимулирование творческого роста молодого учителя; развитие педагогического мышления и педагогической культуры.
Общие цели курса разворачиваются в систему конкретных задач:
- помочь в личностной и социально-педагогической адаптации;
- включить учителей в самообразовательную и исследовательскую деятельность;
- развить профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям;
- предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации учебных занятий в школе и поиск возможных путей их преодоления;
- оказать помощь в познании и творческом внедрении в учебно-воспитательный процесс достижений педагогической науки и передового опыта;
- стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности.
Приоритетные направления реализации программы:
Общение людей со схожими взглядами и проблемами.
Обеспечение реализации образовательных запросов начинающих педагогов.
Обнаружение пробелов в профессиональной деятельности, проблем в психолого-педагогической адаптации и нахождение путей их устранения.
Формирование уверенности в своем профессиональном росте.
Оказание методической помощи в становлении профессиональной компетентности.
Содержание программы:
Психологические основы адаптации в системе образования
Реализация этой части программы предусматривает оперативное и целеустремленное преодоление неизбежных трудностей в процессе адаптации начинающего педагога. Психологическим аспектом адаптации является принятие высокого социально-психологического статуса личности начинающего специалиста в педагогическом и ученическом коллективах.
Планируемые результаты:
Психолого-социальная адаптация предполагает успешность вхождения учителя в новый коллектив, умение решать межличностные проблемы, поставить себя в позицию равноправного члена коллектива. Результативность психологического контакта с учениками и их родителями.
Организация учебно-воспитательного процесса
Работа над этим разделом программы предполагает детальное изучение стажерами действующих государственных программ по предметам, знакомство с авторскими программами; посещение уроков, проводимых учителями первой и высшей категории, с их последующим анализом.
Планируемые результаты:
Активное включение молодых учителей в учебно-воспитательную работу с учащимися, вовлечение их в экспериментальную работу школы, совместную разработку программ, грамотное применение государственных программ, соблюдение образовательного минимума, адаптация молодого специалиста в образовательном пространстве.
Школьная документация в работе учителя
Нельзя рассчитывать на то, что учреждения профессионального образования полностью подготовили студентов в этом направлении. Поэтому необходимо обратить на эту проблему пристальное внимание, привлекая к работе работников комитета по образованию, с целью создания условий для нормативной деятельности молодых учителей.
Планируемые результаты:
Формирование действующей прямой и обратной связи управленческой информации, обеспечивающей своевременный обмен сведениями с целью упорядочения деятельности начинающего педагога и оказания ему своевременной коррегирующей помощи.
Методическое сопровождение молодого учителя
Важно научить начинающих учителей правильно ориентироваться в потоке методической информации при создании своего учебно-методического комплекса.
Планируемые результаты:
Умение молодого специалиста систематически изучать имеющееся методическое сопровождение, грамотно его использовать, с учетом индивидуальных особенностей своих воспитанников. Формирование опыта создания собственных методических разработок.
5. Организация воспитательной работы в классе.
Обращает на себя внимание значительный разрыв в интенсивности трудностей при планировании воспитательной работы и эффективном выполнении плана. Это диспропорция говорит, прежде всего, о неумении молодых учителей организовать воспитательную работу. Именно этому направлению деятельности необходимо уделять большое внимание.
Планируемые результаты:
Освоение на практике концептуальных основ воспитания, формирование профессионального мастерства воспитателя.
Требования к знаниям и умениям слушателей Школы
В результате обучения слушатели должны:
иметь представление об образовании как системе, процессе и результате;
знать основные функции и тенденции современного образования;
скорректировать и конкретизировать свою педагогическую концепцию;
владеть способами составления планов данного типа и некоторыми другими современными методами диагностики результатов процесса обучения;
ориентироваться в понятийном аппарате современной педагогической науки;
научиться использовать элементы современных технологий обучения в педагогической практике.
План семинарских занятий (1 занятие в месяц в течение учебного года)
Занятие №1
1. Индивидуальный образовательный маршрут учителя. Методические
рекомендации по теме самообразования учителя.
2. Анкетирование учителей с целью выявления способности к саморазвитию
3. Деловая игра «Учитель профессионал, какой он?».
Занятие №2
1. Технологическая компетентность учителя. Ресурсы развития современного урока
2. Работа в малых группах «Изучение мониторинговой карты аспектного анализа и
самоанализа открытых и рабочих уроков».
Занятие №3
1. Самостоятельная учебная работа, деятельность учащихся (самостоятельное
осуществление разных видов работы, в процессе которых происходит
формирование умений, понятий, представлений, компетентностей).
2.Практикум « Индивидуальные учебные задания как средство развития
познавательной активности обучающихся на уроке».
Занятие №4
1.Создание ситуации успеха на уроке (лекция в сопровождении презентации)
2. Работа в малых группах «Методические рекомендации по оцениванию учебной
деятельности учащихся».
Занятие №5
1. Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.
2. Пути преодоления неуспеваемости учащихся.
3. Методические рекомендации по сопровождению учащихся, слабо
мотивированных к учебе.
Занятие №6
1. Предметная неделя как организационная форма работы с одаренными детьми.
2. Презентация методических разработок «Какой урок или внеклассное
мероприятие мне запомнилось и почему?».
Занятие №7
1. Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в процессе
обучения школьников. Технология сотрудничества на уроках.
2. Микроисследование «Использование современных образовательных технологий
на уроках и внеклассных мероприятиях».
Занятие №8
1. Сотрудничество классного руководителя и ученического коллектива.
Методические рекомендации по ведению мониторинга воспитательной работы.
2. Блиц-игра «Система деятельности классного руководителя».
3. Изучение мониторинговой карты «Оценка эффективности деятельности
классного руководителя».
Занятие №9
1. Творческий отчет «Презентация педагогического открытия».
2. Подведение итогов работы Школы молодого учителя.
Список литературы:
Елисеев В.В., Есенкова Т.Ф. Дидактические материалы к конструированию и анализу урока. - Ульяновск, 1997.
Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /Сластенин В.А., Исаев И.Д., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. - М., 1997.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М., 1991.
Границкая А.С. Научить думать и действовать. - М., 1991.
Борисова Н.Б., Соловьева И.А. Дискуссия в активном обучении. - М., 1992.
Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М., 1984.
Краних Э.М. Свободные Вальдорфские школы. - М.,1993.
Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М.,1989.
Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.,1990.
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М. 1991.
Цетлин В.С. Предупреждение неуспеваимости учащихся. - М., 1989.
Кулагина Л.А. Тестовый контроль обученности в школе. - Ульяновск, 1999.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. работников /Под ред. Е.С. Полат. - М., 1999.
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994.
Педагогические технологии: что такое и как их использовать в школе / Под ред. Т.И.
Шамовой, П.И. Третьякова. - Москва-Тюмень, 1994.
Далее, хочу предложить примерные сценарии проведения некоторых семинарских занятий
Занятие №1
1. Индивидуальный образовательный маршрут учителя. Методические рекомендации по теме самообразования учителя.
2. Анкетирование учителей с целью выявления способности к саморазвитию
3. Деловая игра «Учитель профессионал, какой он?».
Учитель-профессионал, удовлетворяющий требованиям сегодняшней школы, - это интеллигент, просветитель, высококультурный специалист, способный определить природные свойства ребенка, открыть разнообразные пути развития его задатков, обеспечить формирование творческой личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Профессионал-учитель, образно говоря, соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата.
1. Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная траектория
Информационно-библиографический материал
В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.
Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении школьников (и не только) по индивидуальным образовательным маршрутам.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая человеку позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) )[i]
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями человека(уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.),[ii] обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Положение о деятельности учителя над темами самообразования
Примерный план работы педагога над темой
|
Примерный перечень тем по самообразованию педагога.
Работа над словарными словами
Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии
Развитие навыка беглого чтения
Физкультурно - оздоровительная работа в ГПД
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики
Использование игровых технологий на уроках математики
Использование компьютера в преподавании физики
Применение интегрированного обучения на уроках биологии и химии.
Применение круговой тренировки для отработки навыков игры в баскетбол
Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ
Развитие критического мышления через чтение и письмо
Использование материалов школьного музея на уроках истории
Использование приемов проектной методики на уроках английского языка
Возможности использования личностно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы
Формирование здорового образа жизни у воспитанников ГПД
Осуществление межпредметных связей в процессе преподавания географии.
Использование метода проектов в преподавании технологии.
Работа по предупреждению ошибок.
Возможности использования личностно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы.
Учет индивидуальных особенностей учащихся при изучении математики.
Использование информационно-коммуникационных технологий как средство повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей.
Использование элементов системы развивающего обучения на уроках математики.
Роль рефлексии в организации и привитии навыков учебного труда.
Технология деятельностного подхода на уроках математики как метод повышения качества знаний.
Использование компьютера в преподавании различных предметов.(для учителя информатики)
Повышение познавательной активности на уроках информатики.
Использование Интернет-ресурсов при проведении уроков информатики.
Компьютерные технологии на уроках физики как метод повышения качества знаний.
Приемы и методы активизации познавательной деятельности на уроках химии.
Учет индивидуальных особенностей – основа дифференцированного обучения учащихся.
Повышение качества знаний через применение современных педагогических технологий.
Экологическое направление в воспитании учащихся на уроках географии.
Самостоятельная работа учащихся на уроках
Технология "Портфолио" на уроках русского языка и литературы.
"Личностно-ориентированное обучение географии через дифференцированный подход."
Изучение вопросов краеведения на уроках географии."
"Использование ИКТ на уроках географии"
"Развитие творческих способностей на уроках географии."
"Дифференцированное обучение на уроках географии"
"Познавательная и творческая активность учащихся на уроках географии. Модульная технология в обучении географии в 8-9 классах"
"Стимулы учебной деятельности учащихся – работа учащихся с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением."
"Развитие способностей учащихся через овладение различными видами учебной деятельности"
"Отработка наиболее эффективных технологий преподавания географии , сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности учащихся"
"Практическая направленность на уроках географии."
"Использование модульной технологии и различные формы работы на уроках географии"
"Проблемное обучение на уроках физики"
"Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении географии."
"Индивидуальный подход в преподавании математики как средство развития логического мышления у учащихся."
"Краеведение в преподавании географии"
Развитие экологической культуры как способ формирования духовной личности.
"Групповые и парные формы работы на уроках в начальной школе"
"Развитие познавательной активности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности"
Итоги работы над темой могут выглядеть как:
• Разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.
• Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
• Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.
• Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
• Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)
• Создание главы или страницы электронного учебника.
• Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.
• Создание сборника предметных кроссвордов.
• Разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)
• Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.
• Разработка проекта организации и занятий кружковой работы.
• Пакет административной документации классного руководителя.
• Пакет административной документации методического предметного объединения
• База данных методик обучения.
• Пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение )
• Проект личной методической веб-страницы.
• Проект веб-страницы педагогического коллектива школы.
• Проект веб-страницы школы.
• База данных вопросов и задач по предмету, по главам.
• Пакет психолого-педагогических материалов для учителя.
• Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.
• Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.)
• Создание электронной библиотеки произведений художественной литературы, согласно общеобразовательной программе.
• Ведение предметного кружка с использованием медиа-ресурсов
Участие в конкурсах разного уровня с разработанным образовательным продуктом
Индивидуальный маршрут
(статьи предлагаемого библиографического материала относятся к периоду 2006-2009 гг.
Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.
Артемова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. - 2008. - №6. - С. 47-54.
Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк Башмаков]. - (Электронный ресурс). - http://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm
Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. - 2009. - №4. - С.58-63.
Будинкова, В.С. Индивидуальные учебные планы профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений/ В.С. Будинкова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №4. - С.63-68.
Гавриленко, С.С. Индивидуально-образовательный маршрут: [алгебра и начала анализа]/ С.С. Гавриленко// Математика в школе. - 2007. - №3. - С.51-56.
Горбачева, Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогической коррекции дошкольников с проблемами в развитии / Г.Г. Горбачева // Дошкольная педагогика. - 2008. - №4. - С.37-38.
Декина, Н.П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения / Н.П. Декина // Завуч. - 2004. - №6. - С.46-47.
Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/ К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. - 2008. - №3. - С.53-58.
Зубарева, Е. Обучение по индивидуальным учебным планам / Е.Зубарева, Т. Кузнецова, О. Аникеева// Народное образование. - 2006. - №5. - С.91-98.
Зубарева, Е. Школьное расписание…для каждого ученика / Е. Зубарева //Народное образование. - 2009. - №4. - С.205-208.
Князева, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР/ Т.Н. Князева // Коррекционная педагогика. - 2005. -№1. - С.62-66.
Маничкина, З.И. Индивидуальные познавательные маршруты как способ развития личности ребенка в условиях УДОД / З.И. Маничкина, Н.П. Садомова //Дополнительное образование и воспитание. - 2006. -№11. - С.23-27.
Макотрова, Г.В. Индивидуальная программа развития старшеклассников в условиях профильного обучения / Г.В. Макотрова //Школьные технологии. - 2008. - №6. - С.104-108.
Макотрова, Г.В. Индивидуальные образовательные программы при углубленном изучении химии / Г.В. Макотрова // Химия в школе. - 2008. - №1. - С.13-18.
Проворова, А.В. Индивидуальные образовательные маршруты в основе личностной ориентации учащихся в условиях межшкольного учебного комбината/ под ред. Н.Н. Суптаевой : [Электронный ресурс].- http://lib.hersen.spb.ru
Рейндольф, Т.А. Построение предметного образовательного маршрута ученика на основе индивидуально-ориентированных средств обучения/ Т.А. Рейндольф //Директор сельской школы. - 2007. - №3. - С.35-39.
Рыжкова, И. Роль тьютора в составлении индивидуальной образовательной программы учащегося / И. Рыжкова // Справочник руководителя ОУ. - 2009. - №1. - С.58-61.
Сергеева, Н.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ученика в рамках профильного обучения / Н.Н. Сергеева//Администратор образования. – 2009. - №2. - С.66-69.
Харченкова, И. Индивидуально-ориентированные учебные планы как средство для разработки индивидуально-образовательных программ / И. Харченко//Школьное планирование. – 2006. - №1. - С.106-111.
Целищева, Н. Инновация без кавычек: обучение по индивидуальному плану: Творческое пространство московской сетевой экспериментальной площадки по этой теме – 150 школ / Н.Целищева // Народное образование. - 2009. - №4. - С.199-204.
Цыбенов, Б.В. Рабочие материалы педагога и обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту / Б.В. Цыбенко //Практика административной работы в школе. - 2009. - №4. - С.48-52.
Шапошникова, Т.В. Реализация лингвистического профиля обучения в форме индивидуального учебного плана / Т.В.Шапошникова, Л.А. Байдурова //Управление качеством образования. - 2007. - №4. - С.82-90.
Ярулов, А.А. Организация выполнения индивидуально-ориентированных учебных планов / А.А. Ярулов // Школьные технологии. - 2004. - №3. - С.86-108.
Ярулов, А.А. Индивидуально-ориентированный учебный план / А.А. Ярулов//Школьные технологии. - 2004. - №6. - С.136-154.
2. Анкета для выявления способности учителя к саморазвитию.
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, баллы соответствующие вашему мнению:
5 - если данное утверждение полностью соответствует действительности;
4 - скорее соответствует, чем нет;
3 - и да, и нет;
2 - скорее не соответствует;
1 - не соответствует.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Я стремлюсь изучить себя.
2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят(а) делами.
3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
6. Я анализирую свои чувства и опыт.
7. Я много читаю.
8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9. Я верю в свои возможности.
10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.
11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
13. Я получаю удовольствие от освоения нового.
14. Возрастающая ответственность не пугает меня.
15. Я положительно бы отнес(лась)ся к продвижению по службе.
Подсчитайте общую сумму баллов. Если у вас набралось 55 и более баллов, значит, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии; набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившееся система саморазвития; насчитав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося саморазвития .
3. Проблемно-деловая игра в режиме «мозгового штурма»
«Учитель-профессионал, какой он?»
Цель игры
Выявить представление молодых учителей гимназии о понятии «учитель-профессионал» и согласовать его.
Задачи игры
Выявить, соответствует ли квалификация учителя и его реальная деятельность требованиям времени;
Понять, осознает ли учитель необходимость введения тех или иных новаций;
Узнать, каким видит современного учителя инновационная педагогика;
Составить обобщенный качественный «портрет» современного учителя-профессионала и сравнить его с «портретом», который предлагает инновационная педагогика.
Ход игры(Основная часть)
1. Деление коллектива молодых учителей на 4 группы
2. Постановка задачи перед группами: "Составить профессиональный портрет современного учителя". (Что должен уметь, знать, каковы результаты его деятельности, как они проявляются, как их можно оценить и т.д.)
3. Творческим группам предлагается на листе ватмана А1 заполнить таблицу:
Учитель должен знать | Учитель должен уметь | Качества личности учителя | Учитель-профессионал не имеет права | |
4. В течении 20 минут идёт "мозговой штурм" - заполняется таблица каждой группой
5. Представитель группы, пользуясь своим плакатом, обосновывает позицию творческой группы.
6.Систематизация результатов работы групп.
Требования к профессиональному труду педагога, представленные в нормативных документах по аттестации педагогических работников
Должностные обязанности учителя: | Учитель должен знать: |
1.Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета. 2. Способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ. 3. Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения. 4. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующих требованиям государственного образовательного стандарта. 5. В специальных образовательных учреждениях осуществляет работу по обучению и воспитанию обучающихся, направленную на максимальную их коррекцию. 6. Соблюдает права и свободы обучающихся 7. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. 8. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. 9. Осуществляет связь с родителями. 10. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. 11. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период общеобразовательного процесса. | 1. Конституцию Российской Федерации. 2. Законы Российской Федерации. 3. Решения Правительства РФ и органов образования по вопросам образования. 4. Конвенцию о правах ребенка. 5. Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач. 6. Педагогику. 7. Психологию. 8. Возрастную физиологию и школьную гигиену. 9. Методику преподавания предмета и воспитательной работы. 10. Программы и учебники. 11. Требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов. 12. Средства обучения и их дидактические возможности. 13. Основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки. 14. Основы права. 15. Основы научной организации труда. 16. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности. |
Требования к учителю, находящемуся на этапе вхождения в инновационную или экспериментальную деятельность.
(разработчик – Немова Н.В.)
Учитель должен знать | Учитель должен уметь разработать | Учитель должен уметь правильно действовать на практике |
1.Проблемы, которые могут быть решены с помощью новой технологии. 2.Результаты, которые могут быть получены после применения новой технологии на практике. 3.Сущность новой технологии, теоретическое обоснование получения новых результатов. 4.Методы и приемы, которые используются учителем в новой технологии. 5.Методы работы учащихся. 6.Методы обучения учащихся при работе в новой технологии. 7.Этапы усвоения новой технологии учителем и учащимися. | 1.Модифицированный вариант новой программы: развивающей направленности; социализирующей направленности; для модульного курса; для метода проектов; для других технологий. 2.Календарно-тематическое планирование. 3.Поурочное планирование. 4.Планы уроков различных типов. 5.Раздаточный материал для самостоятельной работы учащихся. 6.Задание для групповой работы учащихся. 7.Содержание учебных проектов. 8.Дифференцированные самостоятельные задания для учащихся. 9.Новые тесты для текущего и итогового контроля. 10.Показатели для словесной оценки учебной деятельности учащихся. | 1.Применять различные приемы и методы работы, характерные для данной методики. 2.Проводить уроки различных типов. 3.Анализировать проведенные уроки и выявлять их достоинства и недостатки. 4.Обучать новым приемам учебной деятельности. 5.Оценивать результативность использования новой технологии, хотя бы посредством простейших методов диагностики. |
УЧИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ УЧИТЕЛЯ
Учитель должен знать | Учитель должен уметь | Качества личности учителя |
1. Содержание своего предмета. 2. Методику преподавания. 3. Способы диагностики. 4. Возрастную психологию. 5. Приемы мотивации учебной деятельности учащихся. 6. Способы, методы и приемы индивидуального и дифференцируемого обучения. 7. Новые педагогические концепции в технологии. 8. Современные направления развития образования. | 1.Доступно излагать материал. 2.Объективно оценивать знания учащихся. 3.Обучать практическим знаниям и навыкам. 4.Критически оценивать свое воздействие на учащихся. 5.Ладить с учениками и их родителями. 6.Грамотно и четко излагать свои мысли и требования. 7.Приучать учеников к овладению понятийным аппаратом предмета. 8.Управлять своими эмоциями. 9.Организовать самообразование учеников. | 1. Ум. 2. Благородство. 3. Культура. 4. Знания. 5. Профессионализм. 6. Любовь к детям. 7. Дисциплинированность. 8. Склонность к творчеству. 9. Активность. 10. Организаторские способности. 11. Интеллигентность. 12. Чувство юмора. 13. Способность к анализу. 14. Умение слушать. 15. Трудолюбие и упорство. 16. Тактичность. 17. Справедливость. 18. Порядочность. |
УЧИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКА
Критерии оценки:
Всегда - 5 баллов; Достаточно часто - 4 балла; Редко - 3 балла; Очень редко - 2 балла; Отсутствует - 1 балл.
Качества учителя | Русский язык | Литература | Алгебра | История | Физика | Химия |
Излагает материал ясно | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Доступно разъясняет разные вопросы | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 |
Умеет вызвать интерес к уроку | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 |
Умеет создать на уроке психологически комфортные условия | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 |
Готов объяснить непонятное, оказать помощь | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 |
Уважительно относиться ко всем учащимся | 4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4 |
Требователен, справедлив | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 |
Эрудирован | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Обладает чувством юмора | 5 | 5 | 3 | 5 | 4 | 3 |
РЕШЕНИЕ :
Обсудив качество, присущее учителю профессионалу и составив его коллективный "портрет", конференция приняла решение:
1. Согласно современным представлениям, считать, что педагогический профессионализм состоит из трёх основных блоков:
а) общекультурного
б) психолого-педагогического
в)предметно-технологического
2. Постоянно совершенствовать свою профессиональную компетентность, путем применения достижений передовой педагогической науки, самоанализа, формирования навыков по научной организации педагогического творчества.
3. Развивать свою профессиональную коммуникабельность, способствующую деловому общению с коллегами, детьми, родителями, на основе знаний этики и права.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волченкова Г. И. «Научно-методическая работа как способ формирования современного педагогического мышления». Журнал «Завуч» № 5,2005г.
2. Иоффе А. Н. «Основные стратегии преподавания». Журнал «Преподавание истории в школе» № 7,2005г.
3. Прохоров А. П. Реформа или «реформа». Журнал"Преподавание истории в школе" № 6,2005г.
4. Прутченков А. «Новая цивилизация». Журнал «Воспитание школьников» № 10,2003 г.
5. Степанов Е. «Воспитание в начале XXI века: тенденции развития» № 2,2002г.
6. Лузина Л. «Воспитание как со — бытие» Журнал «Воспитание школьников» № 9,2004г.
7. О приоритетных направлениях развития образования. Журнал «Воспитание школьников» № 5,2005г.
8. Алексеева Н., Степанов Е. «Развитие индивидуальности ребёнка как предмет воспитательной деятельности». Журнал «Воспитание школьников» № 10,2004г.
9. Энциклопедия учителя.
Занятие ШМУ №2
Технологическая компетентность учителя
1. Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному учителю. Одно из таких понятий технологическая компетентность. Что это такое, как мы себе его представляем об этом и пойдет речь.
Существует множество понятий компетентности:
В общем, под компетентностью подразумевают совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности, необходимых для осуществления личностных, социально – значимых претензий.
Учитель может стать компетентным, т.е. подняться на ступеньку в освоении педагогического мастерства, при определенных условиях. Эти условия связаны с особым способом организации учебных действий учителя и степени его самостоятельности. Для того чтобы вникнуть в принципы конструирования способа, позволяющего активно выбирать и присваивать новые цели, необходимо остановиться на определении компетентности, предопределяющем понимание этого способа.
Компетентность - это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.
Такое определение позволяет спроектировать систему условий, способствующих формированию компетентности как способности. В эту систему должен входить перечень необходимых видов деятельности, осваиваемых в условиях высокой определенности, возрастания неопределенности и полной неопределенности.
Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.
Развитие системы российского образования тесно связано с теоретической разработкой и практическим решением проблемы развития профессиональной компетентности учителя. Это должно проявляться в преодолении учителем своих собственных профессиональных барьеров и затруднений, в уходе от устоявшихся стереотипов педагогической деятельности, в овладении новыми способами профессиональной самореализации, в приобретении способностей к самообучению, самоорганизации и саморазвитию.
В структуре профессиональной компетентности можно выделить технологическую составляющую, включающую операционально - деятельностный или операционально-процессуальный компонент компетентности учителя, которая оказывает существенное влияние на эффективность обучения, так называемая технологическая компетентность. В содержании данного компонента представлены:
блок знаний (методологических, информационно-содержательных, методических, технологических, творческих),
педагогическая техника, набор различных методов и приемов педагогического воздействия и взаимодействия, умения проектировать и конструировать новые технологии, творческие способности и умения.
В педагогической практике и учебно–методической литературе термин педагогическая технология часто употребляется как синоним понятия педагогическая система. Однако их следует различать. Понятие системы обладает большей общностью, чем понятие технология. Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность и единство.
Технология предполагает достижение планируемых результатов, в ней представлены целевые, процессуальные, количественные и расчетные компоненты. Назовем критерии педагогических технологий:
Системность (комплексность, целостность);
Научность (концептуальнось, развивающий характер);
Структурированность (логичность, алгоритмичность, процессуальность, преемственность, вариативность);
Управляемость (диагностичность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость).
В соответствии с этим уровень развития технологической компетентности учителя определяется следующими основными критериями:
целесообразности (по направленности);
творчества (по содержанию деятельности);
технологичности (по уровню педагогической техники);
оптимальности (по выбору эффективных средств);
продуктивности (по результату).
Таким образом, технологическая компетентность, как одна из составляющих профессиональной компетентности, характеризуется соответствующими знаниями (знания о технологиях и знания технологий, методов, средств, форм деятельности и условий их применения, организации) и соответствующими проявленными умениями творчески применять эти знания, проектировать учебную деятельность, анализировать эффективность и результаты своей деятельности.
Как известно, все познается в сравнении. Сравним компетентностный подход с традиционным предметным обучением, определив наиболее известные его признаки.
Чему противостоит компетентностный подход в образовании?
Традиционному предметному репродуктивному «обучению», в основу которого заложена идея трансляции и усвоения знаний (информации),
Селективной, двухуровневой отметочной системе оценивания.
Принудительным формам организации учебных занятий, сходным с конвейерным способом организации труда XIX века.
В противоположность этому подходу компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:
Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.
Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.
Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.
Обобщив имеющиеся в литературе классификации ключевых компетенций, можно выделить следующие группы надпредметных образовательных результатов, то есть ключевых компетенций.
Коммуникативные (понимание текстов, работа с информацией, выступление, написание текстов).
Информационные технологии (компьютерные - интернет, электронная почта, программирование и т.д).
Исследовательские (естественно-научные и гуманитарные методы исследования).
Проектные (проектное мышление разработка проектов и участие в их реализации).
Работа с числами (вычисления, использование математических методов для решения практических задач).
Организационные (координация деятельности людей для достижения целей).
Работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели).
Умение учиться (планирование, рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников
и т.д.).
Личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятие себя, своего «Я»).
Решение проблем.
Для реализации в учебном процессе этих компетенций учителю потребуются совершенно иные умения (компетенции) и методы по сравнению с теми, какие были бы достаточны для преподавания учебных предметов. Однако самое главное, что для реализации компетентностного подхода учителю придется вырабатывать новые ценности и принципы работы и общения с учениками.
Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в нее элементов.
Ценности, принципы и цели.
Профессиональные качества.
Ключевые компетенции.
Педагогические методы, способы и технологии.
Профессиональные позиции.
Ценности (сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):
свобода учащегося быть самим собой;
каждый человек обладает своим «совершенством»;
помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;
индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;
человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;
чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;
приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.
Профессиональные качества:
доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся;
быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, вносить соответствующие коррективы в свою деятельность;
иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться своим видением с учащимися;
иметь развитую способность к критике и рефлексии;
воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания;
понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности;
быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу;
спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес;
иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим;
уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами;
демонстрировать компетентное поведение - собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и
диалогу и т.п.
демонстрировать увлеченность своим предметом;
использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями.
Профессиональные компетенции учителя
Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции ( ЗУНы). Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды».
Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает!
Характеристики образовательных ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды»
Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности.
Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в
процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений - поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат).
Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).
Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).
Участие детей в различных формах дискуссии.
Формирование понятий и организация на их основе своих действий.
Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.
Возможные действия учителя, направленные на создание развивающей среды
Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.
Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.
Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.
Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.
Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.
Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.
Учить задавать вопросы и высказывать предложения.
Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.
Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.
Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.
Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.
Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.
Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат,при выполнении своей части работы.
Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.
Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.
Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.
Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.
Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.
Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.
Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является
первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».
Основные компетенции современного учителя
Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).
Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.
Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
Уметь организовать понятийную работу учащихся.
Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.
Педагогические методы, способы и технологии
Используются все возможные методы, способы и технологии, позволяющие достигать поставленных целей. Среди них можно отметить:
Технологию «критического мышления».
Проектно-исследовательский метод.
Организацию разнообразных форм диалога и дискуссий.
Методы формирования понятий.
Компьютерные технологии
Все указанные методы отражают принципиально новый подход к обучению, который в западной педагогике получил название конструктивистская дидактика. Это направление в дидактике основывается на идее, суть которой состоит в том, что знание нельзя передать от учителя к ученику и его нельзя прочитать в книжке. Его можно выработать в соответствующей деятельности, на основе своих интересов, способностей, особенностей своего интеллекта. Поэтому в этом подходе к обучению особое значение придается различным формам продуктивной деятельности учащихся и их самоорганизации в процессе обучения. Изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором деятельности учащихся и консультантом.
Ресурсы развития современного урока
Информационный ресурс (развитие знаний, умений и навыков на основе использования ИКТ, культуры работы с информацией)
Ресурс образовательных технологий
Инновационный ресурс (использование различных педагогических инноваций в образовательном процессе, экспериментальная и исследовательская деятельность)
Проектировочные ресурсы (способы актуализации и реализации потребностей учащихся, обеспечивающие мотивацию):
4А. Проектирование проблемных ситуаций
4Б. Проектирование ситуации успеха в познавательной деятельности
4В. Проектирование ситуации общения и взаимодействия в познавательной деятельности
4Г. Проектирование ситуации рефлексии в познавательной деятельности
Учет потребностей учащихся (индивидуализация обучения)
Здоровьесберегающие ресурсы (снижение тревожности и утомляемости)
Совершенствование методических знаний и умений учителя (овладение педагогическими техниками)
Углубление теоретических знаний детской психологии и их практическое применение
Более тесная связь педагогической практики с наукой
1. Полный анализ урока
2. Структурный анализ урока
3. Аспектный анализ урока
4. Краткий анализ урока
5. Дидактический анализ урока
6. Психологический анализ
7. Психологический анализ
8. Комплексный анализ уроков
Аспектный анализ урока - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.
1. Постановка и решение на уроке триединой задачи (обучение, воспитание, развитие)
2. Оптимальность выбора типа и структуры урока для решения данной аспектной задачи.
3. Соответствие содержания, понятий, факторов и идей изучаемого материала решению данной аспектной задачи.
4. Была ли обеспечена на данном уроке преемственность в решении данной задачи.
5. Проанализировать использование форм и методов обучения, воспитания и развития.
6. Какова работа на уроке учащихся с учебниками и другой литературой.
7. Как организована и каков уровень самостоятельной работы каждого учащегося.
8. Достигнут ли результат по его аспектной цели.
9. Как на уроке оценивались знания, умения и навыки учащихся, каково воспитательное значение оценки и как она помогает достижению конечного результата.
Уровни самоанализа урока
Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.
Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.
Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.
Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.
Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.
Основные требования к анализу урока учителем:
цель и задача анализа темы;
знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;
умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;
характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;
обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;
психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;
оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;
выполнение намеченных задач урока;
оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;
умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;
удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);
намечаемые меры по устранению недостатков.
Самоанализ урока
1. Оценка общей структуры урока.
К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково место урока в теме, разделе, курсе? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?
2. Реализация основной дидактической цели урока.
Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли продумана методика решения отдельных “блоков” нового материала?
Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему?
Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.п.)?
3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.
Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Имело ли место эстетическое развитие учащихся?
4. Воспитание в процессе урока.
Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?
5. Соблюдение основных принципов дидактики.
Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения?
6. Выбор методов обучения.
Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)?
7. Работа учителя на уроке.
Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся и др.)? Был ли достигнут контакт с классом.
8. Работа учащихся на уроке.
Какой была активность учащихся на разных этапах урока? Какими были виды деятельности учащихся на уроке? Обращалось ли внимание на культуру труда? Какая дисциплина была на уроке и почему?
9. Гигиенические условия урока.
Достаточна освещенность классной комнаты: Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание?
10. Некоторые социальные задачи.
Задачи, связанные с решением педсовета, метод объединения или продиктованы исследованием школы.
В зависимости от момента анализ может проводиться не по всем параметрам, а по двум-трем из перечисленных.
Самоанализ – это уже начало подготовки учителя к следующему уроку.
А. Каков был замысел, план проведения занятия и почему?
1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?
1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?
1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
1.3. Как урок работает на последующие уроки темы, разделы (в том числе других предметов)?
1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития данной школы?
1.5. В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение?
1.6. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?
2. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?
3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?
4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?
5. Чем обосновывается конкретный ход урока? характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?
6. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для проведения урока и почему?
Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе урока? какие? почему? К чему они привели?
В. Удалось ли:
решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
избежать перегрузки и переутомления учащихся;
сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия? Какова общая самооценка урока?
Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?
Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?
СХЕМА АНАЛИЗА (САМОАНАЛИЗА)
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА
Психолого-дидактические характеристики урока | Признаки конкретной психолого-дидактической характеристики (технологические показатели) | Данный признак на уроке был выражен ярко | Данный признак на уроке был выражен слабо | Данный признак на уроке отсутствовал |
1. Организационно – деятельностные аспекты ориентированного урока | ||||
1. Ориентация на формирование деятельности (а не на передачу информации) | Раскрытие и обсуждение способов учебной работы, которыми пользовались ученики | | | |
Знакомство учеников с рациональными способами усвоения материала | | | | |
Постановка на уроке учебных задач | | | | |
Освоение на уроке учебных действий | | | | |
Обучение учеников рефлексии, оценке действий, усилий, результатов, контролю за процессом деятельности | | | | |
2. Организация развивающего пространства (обеспечение развивающего потенциала урока) | Использование сюжетно-ролевых игр, элементов тренинга, анализа ситуаций и/или их моделей | | | |
Преобладание на уроке учебных заданий продуктивного (творческого) характера (а не репродуктивного) | | | | |
Постановка и организация разрешения проблемных ситуаций | | | | |
Использование диагностических заданий, приемов, процедур, ориентированных на изучение личностного развития учеников | | | | |
Использование нетрадиционных форм урока (семинар, экскурсия, состязание, диспут, деловая игра и др.) | | | | |
3. Реализация индивидуального подхода | Использование приемов внешней и внутренней дифференциации | | | |
Обеспечение дозированной помощи взрослого ученикам (в соответствии с зоной ближайшего развития) | | | | |
Создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять свои способности, возможности, интересы (то есть индивидуальность) | | | | |
Обеспечение вариативности (свободный выбор средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив) | | | | |
Создание ситуаций успеха (акцентирование внимания на достижениях и успехах учеников) | | | | |
2. Создание условий для развития субъектной позиции учеников | ||||
1. Актуализация и обогащение субъектного опыта учеников | Обращение к ранее накопленным знаниям и умениям учеников | | | |
Стимулирование учеников к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания | | | | |
Создание ситуаций нравственного выбора | | | | |
Обращение к версиям учеников при поиске вариантов решения познавательной задачи (проблемы) | | | | |
Организация познания через переживание, актуализацию чувственного опыта | | | | |
2. Развитие активности учащихся в учебной деятельности | Организация исследовательской деятельности на уроке (порученных исследовательских заданий на дом) | | | |
Создание ситуации самостоятельного поиска ответа на поставленный учителем вопрос | | | | |
Выявление мнения учащихся об уроке, о характере взаимодействия на уроке | | | | |
Поощрение вопросов учеников, обеспечение возможности задавать вопросы | | | | |
Поощрение инициативы, самостоятельности в учебном процессе | | | | |
3. Создание условий для развития готовности ученика к самоопределению (в т.ч. личной ответственности за результаты учебной деятельности) | Побуждение учеников к самооценке, самоконтролю, самоанализу деятельности | | | |
Создание ситуаций самостоятельного планирования своей деятельности, выбора действий | | | | |
Помощь в осознании мотивов собственных действий, поведения,деятельности | | | | |
Обучение целеполаганию (приемам, последовательности, классификации) | | | | |
Создание ситуаций, обеспечивающих самопознание учащихся | | | | |
3. Проявление личностно ориентированной (ЛИЧНОСТНО-ГУМАННОЙ) ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА | ||||
1.Проявление ценностного отношения к личности учащихся | Заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания, замечания(мнение) каждого ученика | | | |
«Считывание» учителем эмоционального состояния отдельных учеников и реагирование на него | | | | |
Отделение оценки действий ученика от личного отношения к нему педагога | | | | |
Акцентирование учителем важности мнения и участия каждого в урочной деятельности | | | | |
Акцентирование внимания на позитивных личностных качествах учащихся, их поощрение | | | | |
2. Реализация учителем новых педагогических функций(ролей) | Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки) | | | |
Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция) | | | | |
Учитель как исследователь (исследовательская функция) | | | | |
Учитель как психотерапевт (функция педагогической поддержки) | | | | |
Учитель как эксперт (консультативная, рекомендательная) | | | | |
IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИИ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА | ||||
1. Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия | Приоритет диалогических форм общения | | | |
Организация сотрудничества учеников между собой | | | | |
Обращение учителя к ученикам по имени | | | | |
Свободное и открытое выражение учениками своего мнения без опасения критики | | | | |
Учитель стремится постоянно получать от учащихся «обратную связь» | | | | |
2. Создание благоприятного психологического климата на уроке, атмосферы доброжелательности и комфорта | Доброжелательность, спокойствие, уравновешенность учителя | | | |
Внимательность к ученику и его проблемам | | | | |
Отсутствие демонстрации своего превосходства над учащимися | | | | |
Свободное и легкое вступление учеников в диалог с учителем и друг с другом | | | | |
Стимулирование положительных эмоций во время урока | | | | |
3. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга, сотрудничества | Организация ситуаций взаимопомощи между учениками | | | |
Использование таких учебных заданий, где сильна взаимозависимость результатов индивидуальной и групповой работы | | | | |
Организация работы учащихся в парах | | | | |
Организация групповой работы учащихся | | | | |
Подчеркивание значимости достижений (успеха) каждого в решении общей учебной задачи | | | |
Занятие №7
Вопросы и задания:
1.Дайте определение понятиям "Здоровье" и "Здоровый образ жизни".
2.Назовите основные источники учебных перегрузок в ОУ.
3.Укажите основные направления здоровьесберегающей работы в ОУ.
4.Назовите основные составляющие здорового образа жизни. Как вы реализуете их в своей жизни?
5.Назовите 10 причин сказать " Нет" наркотикам.
6.Какими способами управления своим самочувствием и работоспособностью Вы владеете?
7.Умеете ли Вы избегать конфликтные ситуации?
8.Выберите наиболее полное определение понятию здоровьесберегающие образовательные технологии:
-Это технологии, в которых сохранение и укрепление здоровья является важнейшим приоритетом, обеспечивается на технологическом уровне в принципах работы, задачах, методах, программах, реализуется и подтверждается результатами мониторинга.
– Это совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения
- Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья.
9.Какие образовательные технологии с большой вероятностью наносят ущерб здоровью учащихся и педагогов?
-Традиционная технология, чрезмерная интенсификация образовательного процесса, использование приемов авторитарной педагогики.
-Проблемное обучение, игровые технологии
-Дистанционное обучение
10.Какие главные задачи ре0шаются с помощью организационно – педагогических образовательных здоровьесберегающих технологий?
-Создание условий безопасного для здоровья обучения, предотвращение дезаптационных состояний, переутомления, гиподинамии, дистресса, определение структуры и организации учебного процесса, объема учебной нагрузки
-Все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика: выбор используемых на уроке приемов, методов, технологий, осуществление психолого - педагогического сопровождения всех элементов образовательного процесса
11.Какие главные задачи решаются с помощью психолого – педагогических образовательных здоровьесберегающих технологий?
-Все аспекты воздействия учителя на здоровье ученика: выбор используемых на уроке приемов, методов, технологий, осуществление психолого - педагогического сопровождения всех элементов образовательного процесса
-Создание условий безопасного для здоровья обучения, предотвращение дезаптационных состояний, переутомления, гиподинамии, дистресса, определение структуры и организации учебного процесса, объема учебной нагрузки
12.Какие главные задачи решаются с помощью учебно – воспитательных образовательных здоровьесберегающих технологий?
-Реализация программ по обучению здоровью и ЗОЖ, предупреждение вредных привычек, просвещение родителей.
-Формирование и укрепление психологического здоровья, повышение ресурсов психологической адаптации с помощью социально – психологических тренингов, программ социальной и семейной педагогики.
13.Какие главные задачи решаются с помощью социально адаптирующих и личностно развивающих образовательных здоровьесберегающих технологий?
-Формирование и укрепление психологического здоровья, повышение ресурсов психологической адаптации с помощью социально – психологических тренингов, программ социальной и семейной педагогики.
-Реализация программ по обучению здоровью и ЗОЖ, предупреждение вредных привычек, просвещение родителей.
14.Что из перечисленного наиболее эффективно, чтобы сбросить вес:
— отказ от завтрака, обеда или ужина
— сокращение потребления алкоголя
— исключение из рациона крахмалосодержащих продуктов.
15.Как правильно дышать:
— ртом
— носом
— ни один из вариантов не хуже и не лучше другого.
16. Используя собственные наблюдения за семейным воспитанием, опишите, в какой степени среда и воспитание в конкретной семье влияют на формирование здоровья ребенка (можете использовать пример своей семьи, близких, знакомых).
Занятие №7
PPT / 148 Кб
Занятие №4
PPT / 184.5 Кб
Занятие №3
PPTX / 406.36 Кб