Статья «Школа молодого преподавателя как форма группового наставничества начинающих педагогов»
Школа молодого преподавателя как форма
группового наставничества начинающих педагогов
О.Ю. Мулеева
Методист
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Камчатского края «Камчатский медицинский колледж»
Для каждого общества в любое время проблема совершенствования образовательного пространства оставалась крайне актуальной. В настоящее время в связи с появлением проблем совершенно нового характера и масштаба возрастает потребность в кадрах надлежащего уровня, которые являются наиболее ценным ресурсом организации [1].
Реализуемые в ГБПОУ «Камчатский медицинский колледж» (далее – колледж) образовательные программы готовят специалистов по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Лабораторная диагностика». К преподавателям, обучающим будущих медицинских работников, предъявляются высокие требования: требовательность, принципиальность, полная самоотдача и конечно же знание и применение современных педагогических технологий и ИКТ.
Преподавательский состав колледжа формируется из педагогических работников и выпускников педагогических ВУЗов (преподаватели общеобразовательных и частично общепрофессиональных дисциплин), а также выпускников медицинских образовательных учреждений и опытных медицинских работников (преподаватели основ сестринского дела и клинических дисциплин). Зачастую медицинские работники, пришедшие из лечебно-профилактических учреждений, не имеют специальной подготовки в области педагогики и в начале своего преподавательского пути испытывают профессиональные трудности.
Для организации методической помощи начинающим педагогам в колледже внедрена система наставничества. Целью ее является создание эффективной среды наставничества в колледже, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии. На начальном этапе преподавания у многих специалистов выявляются схожие запросы и профессиональные дефициты: адаптация в коллективе, знакомство с нормативными документами, касающимися системы образования различных уровней (федеральный, региональный, локальный), заполнение документации преподавателя, подготовка методических материалов. Поэтому в колледже, наряду с другими формами, реализуется наставничество в группе - форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно. Группа носит официальное название «Школа молодого преподавателя» (далее – школа), где наставником является методист колледжа, а наставляемыми становятся преподаватели, имеющие стаж работы менее 2 лет. Деятельность школы осуществляется по плану, который составляется на учебный год и является частью годового плана учебно-методической работы колледжа. Занятия школы проводятся ежемесячно, организатором занятий является методист-наставник, но к обучению начинающих преподавателей привлекаются и другие сотрудники колледжа: заместитель директора по учебно-методической работе, кураторы специальностей, опытные преподаватели колледжа, педагог-психолог.
Основными формами работы школы являются: семинар, групповые консультации, круглый стол, психологические тренинги, организация практических занятий и мастер-классов, взаимопосещение занятий.
В рамках школы рассматриваются вопросы ведения обязательной документации преподавателя, составления рабочих программ по дисциплинам и междисциплинарным курсам, создания методических разработок, участия в проектной деятельности, подготовки к аттестации на соответствие занимаемой должности.
На первом занятии школы в учебном году наставляемым предлагается пройти анкетирование, по результатам которого были определяются запросы, и пожелания преподавателей. В соответствии с запросами формируется план занятий на учебный год (Приложение), он дополняется темами, которые интересны и актуальны для слушателей школы. Диагностика показывает, что получение и совершенствование навыков работы в сфере ИКТ и применение их в процессе преподавания является на сегодняшний день наиболее актуальным запросом среди преподавателей, особенно преподавателей спецдисциплин, поэтому занятия слушателей с преподавателем информатики каждый год присутствуют в плане работы школы.
Опыт внедрения групповой формы наставничества молодых/начинающих педагогов в колледже демонстрирует хорошие результаты по закрепляемости педагогов в профессии, их активному участию в жизни колледжа и внеурочной деятельности со студентами. В заключение хочется отметить, что адаптация молодых специалистов к педагогической деятельности – важнейшая задача, которая решается методической службой колледжа с помощью системного подхода, в котором «Школа молодого преподавателя» играет важную роль. А готовность опытных педагогов и методистов быть наставниками, делиться имеющимся опытом и знаниями способствует созданию благоприятной среды в педагогическом коллективе и содействует увеличению числа закрепившихся в профессии начинающих педагогов.
Приложение
План работы Школы молодого преподавателя на 2022-2023 учебный год
№ п/п | Месяц | Тема | Ответственный за проведение |
1 | сентябрь | Анкетирование с целью выявления профессиональных дефицитов и запросов педагогов. Формирование состава ШМП. | Методист-наставник |
2 | октябрь | Нормативные документы. 1. Ознакомление с Едиными квалификационными требованиями к должности преподаватель. 2. Информационная система «Сетевой город». Особенности заполнения. | Методист-наставник |
3 | ноябрь | Особенности создания качественных мультимедийных презентаций с целью применения в педагогической деятельности. Практические рекомендации по созданию озвученных презентаций с целью применения в педагогической деятельности | Методист-наставник Преподаватель информатики |
4 | декабрь | 1. Требования, предъявляемые к подготовке методических материалов. 2. Викторины, облака знаний, быстрые опросы: для чего и как создавать? | Методист-наставник Преподаватель русского языка |
5 | январь | Виды аттестации педагогических работников. Особенности заполнения информационной карты при подготовке к аттестации на присвоение квалификационной категории | Методист-наставник |
6 | февраль | Проектная деятельность обучающихся СПО | Методист-наставник Преподаватель математики |
7 | март | Здоровье преподавателя: практические приемы психологической разгрузки | Методист-наставник Преподаватель психологии |
8 | апрель | Рабочая программа – основной нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания. | Методист-наставник |
9 | май | 1. Итоги реализации программы наставничества. Подведение итогов Школы педагогического мастерства за 2022-2023 учебный год. 3.План работы школы на 2022-2023 год. | Методист-наставник |
Список источников
1. Шурупова Р.В. Профессиональные кадры — ценность организации // Социология власти. — 2009. — № 1. — С. 192—197.
2. Устав ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж».
3. Положение о школе молодого преподавателя.
Потамошнева Наталья Алексеевна