Статья «Школа молодого преподавателя как форма группового наставничества начинающих педагогов»

0
1
Материал опубликован 6 February 2023 в группе

Школа молодого преподавателя как форма
группового наставничества начинающих педагогов

О.Ю. Мулеева

Методист

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Камчатского края «Камчатский медицинский колледж»



Для каждого общества в любое время проблема совершенствования образовательного пространства оставалась крайне актуальной. В настоящее время в связи с появлением проблем совершенно нового характера и масштаба возрастает потребность в кадрах надлежащего уровня, которые являются наиболее ценным ресурсом организации [1].

Реализуемые в ГБПОУ «Камчатский медицинский колледж» (далее – колледж) образовательные программы готовят специалистов по специальностям «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Лабораторная диагностика». К преподавателям, обучающим будущих медицинских работников, предъявляются высокие требования: требовательность, принципиальность, полная самоотдача и конечно же знание и применение современных педагогических технологий и ИКТ.

Преподавательский состав колледжа формируется из педагогических работников и выпускников педагогических ВУЗов (преподаватели общеобразовательных и частично общепрофессиональных дисциплин), а также выпускников медицинских образовательных учреждений и опытных медицинских работников (преподаватели основ сестринского дела и клинических дисциплин). Зачастую медицинские работники, пришедшие из лечебно-профилактических учреждений, не имеют специальной подготовки в области педагогики и в начале своего преподавательского пути испытывают профессиональные трудности.

Для организации методической помощи начинающим педагогам в колледже внедрена система наставничества. Целью ее является создание эффективной среды наставничества в колледже, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии. На начальном этапе преподавания у многих специалистов выявляются схожие запросы и профессиональные дефициты: адаптация в коллективе, знакомство с нормативными документами, касающимися системы образования различных уровней (федеральный, региональный, локальный), заполнение документации преподавателя, подготовка методических материалов. Поэтому в колледже, наряду с другими формами, реализуется наставничество в группе - форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно. Группа носит официальное название «Школа молодого преподавателя» (далее – школа), где наставником является методист колледжа, а наставляемыми становятся преподаватели, имеющие стаж работы менее 2 лет. Деятельность школы осуществляется по плану, который составляется на учебный год и является частью годового плана учебно-методической работы колледжа. Занятия школы проводятся ежемесячно, организатором занятий является методист-наставник, но к обучению начинающих преподавателей привлекаются и другие сотрудники колледжа: заместитель директора по учебно-методической работе, кураторы специальностей, опытные преподаватели колледжа, педагог-психолог.

Основными формами работы школы являются: семинар, групповые консультации, круглый стол, психологические тренинги, организация практических занятий и мастер-классов, взаимопосещение занятий.

В рамках школы рассматриваются вопросы ведения обязательной документации преподавателя, составления рабочих программ по дисциплинам и междисциплинарным курсам, создания методических разработок, участия в проектной деятельности, подготовки к аттестации на соответствие занимаемой должности.

На первом занятии школы в учебном году наставляемым предлагается пройти анкетирование, по результатам которого были определяются запросы, и пожелания преподавателей. В соответствии с запросами формируется план занятий на учебный год (Приложение), он дополняется темами, которые интересны и актуальны для слушателей школы. Диагностика показывает, что получение и совершенствование навыков работы в сфере ИКТ и применение их в процессе преподавания является на сегодняшний день наиболее актуальным запросом среди преподавателей, особенно преподавателей спецдисциплин, поэтому занятия слушателей с преподавателем информатики каждый год присутствуют в плане работы школы.

Опыт внедрения групповой формы наставничества молодых/начинающих педагогов в колледже демонстрирует хорошие результаты по закрепляемости педагогов в профессии, их активному участию в жизни колледжа и внеурочной деятельности со студентами. В заключение хочется отметить, что адаптация молодых специалистов к педагогической деятельности – важнейшая задача, которая решается методической службой колледжа с помощью системного подхода, в котором «Школа молодого преподавателя» играет важную роль. А готовность опытных педагогов и методистов быть наставниками, делиться имеющимся опытом и знаниями способствует созданию благоприятной среды в педагогическом коллективе и содействует увеличению числа закрепившихся в профессии начинающих педагогов.



Приложение

План работы Школы молодого преподавателя на 2022-2023 учебный год



п/п

Месяц

Тема

Ответственный за проведение

1

сентябрь

Анкетирование с целью выявления профессиональных дефицитов и запросов педагогов.

Формирование состава ШМП.

Методист-наставник

2

октябрь

Нормативные документы.

1. Ознакомление с Едиными квалификационными требованиями к должности преподаватель.

2. Информационная система «Сетевой город». Особенности заполнения.

Методист-наставник

3

ноябрь

Особенности создания качественных мультимедийных презентаций с целью применения в педагогической деятельности.

Практические рекомендации по созданию озвученных презентаций с целью применения в педагогической деятельности

Методист-наставник


Преподаватель информатики

4

декабрь

1. Требования, предъявляемые к подготовке методических материалов.

2. Викторины, облака знаний, быстрые опросы: для чего и как создавать?

Методист-наставник


Преподаватель русского языка

5

январь

Виды аттестации педагогических работников.

Особенности заполнения информационной карты при подготовке к аттестации на присвоение квалификационной категории

Методист-наставник

6

февраль

Проектная деятельность обучающихся СПО

Методист-наставник


Преподаватель математики

7

март

Здоровье преподавателя: практические приемы психологической разгрузки

Методист-наставник


Преподаватель психологии

8

апрель

Рабочая программа – основной нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания.

Методист-наставник

9

май

1. Итоги реализации программы наставничества. Подведение итогов Школы педагогического мастерства за 2022-2023 учебный год.

3.План работы школы на 2022-2023 год.

Методист-наставник

Список источников

1. Шурупова Р.В. Профессиональные кадры — ценность организации // Социология власти. — 2009. — № 1. — С. 192—197.

2. Устав ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж».

         3. Положение о школе молодого преподавателя.





















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Нет текста публикации.

6 February 2023

Ответ #432066 был удален 8 February 2023