12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Скорая220
люблю свою работу
Россия, Мурманская обл., Североморск
Материал размещён в группе «Школьный психолог»
3

Воспитание адаптивной, уверенной в себе личности в рамках проведения «Школы лидера»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1

ЗАТО г. Североморск

Воспитание адаптивной, уверенной в себе личности в рамках проведения
«Школы лидера»

(двухдневный семинар-тренинг)


 


 

Педагоги-психологи: Белозерова Ольга Вячеславовна

Скорая Наталья Алексеевна


 


 


 


 


 

Г.Североморск

2016г.

 

План:

Введение…………………………………………………………………………………...…2

Этапы мероприятия………………………………………………………….…..…3

Теоретические аспекты лидерства. Семинар…………………………….….3

2.1. Лидер – кто он?.............................................................................................3

2.2. Виды лидерства……………………………………………………………….…6

2.3. Личные черты лидера…………………………………………………………...8

2.4. Качества лидера…………………………………………………………..…….10

2.5. Виды лидерства…………………………………………………………………12

2.6. Стили лидерства………………………………………………………………..12

Практическая часть. Тренинг………………………………………………..….15

Приложения

«Школа лидера»

(семинар-треннинг).

 

Нет такого человека, который не смог бы

значительно развить свои способности к лидерству,

немного поразмыслив над этим и попрактиковавшись.

Лорд Слим

Введение

Перед детьми – широкая и длинная дорога жизни. В ней будет все: успехи и неудачи, победы и поражения, радости и горести, любовь и разочарования – словом, все то, что и составляет полнокровную человеческую судьбу. И, конечно, каждому хочется, чтобы в жизни было больше успешности, побед, любви, хочется прожить жизнь счастливо и ярко.

Это зависит от многих обстоятельств, но главное – от самих ребят, от их желания, старания, способностей, от умения правильно выбрать решения, особенно в переломные моменты жизни. Они должны не просто иметь багаж знаний, а уметь применять его, уметь работать в коллективе.

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими качествами личности должен обладать настоящий лидер? Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели; настойчив, умеет разумно рисковать. Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим; психически устойчив, не дает увлечь себя нереальными предложениями; хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям; самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи; требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу; критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны; надежен, держит слово, на него можно положиться; вынослив, может работать даже в условиях перегрузок; восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами; стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальной ситуации; оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам; решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя; способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать, и подбодрить.

Тема лидерства и развития лидерских качеств сейчас является очень актуальной, издается огромное количество книг по данной тематике «Искусство побеждать», «Выиграть может каждый» и т.д. Существует ряд предложений на рынке психологических услуг о проведение тренингов, ориентированных на развитие в себе лидерских качеств. Наша гимназия не стала отставать и мы разработали свой план мероприятий, направленных на оказание помощи в развитии в обучающихся данных качеств.

Этапы мероприятия.

Школа лидеров предполагает занятия в 2 этапа: теоретический и практический. Целесообразно разделить этапы на 2 дня.

Теоретический этап предполагает проведение лекции-беседы, с целью ознакомления участников со спецификой данной темы и занимает 4-5 часов.

Практический этап занимает большую часть занятия и ориентирует обучающихся на отработку лидерских качеств, самодиагностику и мотивацию на выработку тактики дальнейшего поведения занимает 5-6 часов.

Занятие проводится специалистом - педагогом-психологом.

В ходе занятия предполагается кофе-пауза.

Данное мероприятие ориентировано на 8-15 участников.

Контингент участников предполагает обучающихся 10-11 классов.

Теоретические аспекты лидерства.

Занятие: продолжительность 4-5 часов.

Аудитория: обучающиеся старших классов.

Теоретический блок (лекция – беседа, с целью ознакомления участников семинара со спецификой темы)

  1. Лидер – кто он?

Что же значит быть лидером?

Для одних в этом словосочетании заключена вся сладость обладания властью, влияния на людей, ощущения безграничности возможностей, несуществующих — потому что все по силам — границ…Некая сверхчеловеческая, гипнотическая, сверхсильная чудесная способность чувствовать себя не "ветошкой", а "право имеющим"…

Быть лидером…Для тысяч эти два слова связаны с липким страхом ответственности за что-то или за кого-то, с бессонницей, истерическим ожиданием того, что кто-то призовет к ответу, заставит вести за собой, руководить, соответствовать, когда невозможно отсидеться в стороне, отшутиться, не взяться за этот пресловутый гуж, будь он неладен!..

Быть лидером… Несомненно для многих это ежедневная и ежечасная реальность, способ существования. Это энергия и радость от того, что ты не только признан, но и востребован, не только готов принимать решения, но и знаешь, как это делать. Он впереди, он занят проблемами - не только своими, но и тех, кто рядом, кто доверяет ему, лидеру, право быть первопроходцем. Такой ни в коем случае не воспринимает себя "фраером" и на вопрос "Тебе что, больше других надо?" однозначно и внятно дает положительный ответ.

Быть лидером - это и радость, и груз ответственности, и десятки дилемм, требующих решения, и умение не только ладить с людьми, но и хранить верность принципам. Это высокий энергетизм, это умение планировать, знание тактики и выбор стратегии, это четкость и целеустремленность, харизматичность и сила воли, умение прощать другим и требовать от себя по гамбургскому счету…

Быть лидером - значит научиться быть им, ведь лидерами не рождаются. Природные предпосылки ума, характера, влияние окружения - только стартовая площадка для разбега. В остальном этот марафон предполагает долгое дыхание и недюжинные моральные и физические силы для тренировок, которые приведут в итоге к достижению поставленной цели.

В течение всей жизни мы можем наблюдать лидеров успешных и не очень. Лидеров по духу, по стилю жизни и тех, кто поставлен быть лидером. Обладающий полномочиями еще не лидер. Роль его порой совсем незавидна: руководить кем-то и бояться, что кто-то выкрикнет из толпы: "А король-то голый!"

В то же время истинный, пусть даже не определенный формально, лидер - человек счастливый. Успех в руководстве группой, умение эффективно общаться с партнерами дают ему постоянное подтверждение признания. Это замечательная награда - эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение, чувство успеха, уверенность в собственных силах…

Наши родители, учителя, армейские командиры и заводилы в классе, "дворовые короли" и студенческие вожаки, политики и деятели искусства, менеджеры и ученые, наши друзья и подруги — бесконечное поле для размышлений и проверки того, что же является истинным и мнимым лидерством. Безграничные возможности для самообучения, практики, усвоения лидерских качеств. И сам факт того, что умению быть компетентным руководителем можно обучиться, - повод для оптимизма. В самом деле, многочисленные консультанты, тренеры, менеджеры помогут нам освоить необходимые для лидера знания и подскажут, как применить их на практике с той же простотой, с какой они обучают нас иностранному языку, бухгалтерии или умению водить машину.

В той или иной степени мы попробуем разобраться с дилеммами власти и подчинения, умением добиваться поставленной задачи, руководить, а не "руками водить", быть понятными в ходе нашей эффективной коммуникации, готовыми к ведению переговоров, быть эффективными в решении разнообразных конфликтов. Проверить свои возможности и способности можно уже в ходе тренинга. В этом суть того, чем мы собираемся заниматься - процессом опытного научения.

Лидер — член группы, за которым она признает преимущества в статусе и право принимать решения в значимых для нее ситуациях. Как правило, все лидеры превосходят других членов группы по крайней мере в одном из качеств, значимых для данного вида групповой деятельности, но конкретные качества зависят от коллективных целей, традиций и вида совместной деятельности. Положение авторитетного лидера заметно влияет на психологию всей группы

Это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы.

Это член группы, который в значимых ситуациях может оказать существенное влияние на поведение других людей, и побудить их к выполнению того вида деятельности, который бы коллектив не стал выполнять добровольно

Руководство — это процесс внешней социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы.

Отличия лидерства и руководства

Критерии анализа

Лидерство

Руководство

По условиям возникновения

Спонтанно, под влиянием ситуации

Назначено

Условия работы

Микросреда группы

Макросреда организации

Степень стабильности

Не стабильно

Стабильно

Основания авторитета

Личностные качества

Статус

Количество информации, на основе которой принимается решение

Ограничено группой

Выходит за пределы группы

Количество средств влияния

Ограниченное количество санкций и вознаграждений

Большое количество

Сфера влияния

Ограничена группой

Выходит за пределы группы

Лидерство — процесс ее внутренней социально-психологической самоорганизации и самоуправления

Стремление к лидерству — признак социально благополучного, психически полноценного человека. Это попытка занять достойное место в группе, коллективе, обществе в целом. Поэтому не стремиться к лидерству — противоестественно.

Другое дело — масштаб лидерства. Здесь необходимым условием является признание лидера со стороны других людей, то есть группы (в общем значении этого срока).

Следовательно, понятие «лидерство» невозможно охарактеризовать без анализа общего взаимодействия лидера и его коллектива (группы).

2.2.Виды лидерства.

Официальный лидер - человек, наделенный официальными полномочиями и властью; он исполняет функцию надзора за тем, чтобы подчиненное ему подразделение : бизнес-организации эффективно выполняло бы свои функции.

Официальный лидер - это может быть мастер, руководитель сектора или менеджер - обладает полномочиями отчасти благодаря тому, что был назначен владельцами компании (или их представителями), а отчасти благодаря личной компетентности и способности занимать данный руководящий пост.

Согласно трудовому законодательству официальный лидер имеет власть над своими подчиненными, т.е. он может, применяя свою власть, заставить их делать то, что в других условиях они делать бы не стали, наказывать или вознаграждать, контролировать и управлять ресурсами благодаря своему знанию сути работы, навыкам управления людьми и т.д

Неформальный лидер — не должность, обладатели этого таланта не прописывают его в резюме и не хвастают им на собеседовании. Попав в коллектив, неформальные лидеры способны в равной мере как улучшить атмосферу, так и внести разлад в дружные ряды сотрудников

Шесть элементов лидерства.

Согласно английскому писателю С. Норткоту Паркинсону, существуют шесть основных элементов лидерства, которые можно приобрести или развить в себе учебой и практикой.

Первый элемент — воображение. Если нужно что-то создать, построить, передвинуть или организовать, человек должен ясно себе представлять, что получится в итоге. Для этого нужна способность представить несуществующее. Это представление, мысленная картина, состоит из реальных вещей, где-то нами виденных, но измененных и приспособленных по-новому.

Второй элемент — знание. Оно необходимо для того, что­бы спланировать путь к достижению цели, которую нарисовало воображение. Знание придает лидеру уверенность.

Третий элемент — талант. Нужно точно различать талант и способности. Способный человек — это тот, кто сравнительно легко делает то, что у других вызывает трудности. Это может быть игра на виолончели, верховая езда или футбол. Но для того чтобы подняться над способностями, организуя работу других, будь то дирижирование оркестром, управление войсками в бою или футбольной командой на поле, нужен талант. Талантливый человек держит ситуацию под контролем.

Четвертый элемент — решимость. Это нечто большее, чем просто сильное желание добиться успеха. Решимость состо­ит из трех компонентов. Во-первых, лидер знает, что порученное задание находится в пределах человеческих возмож­ностей. Во-вторых, он верит, что все, что нужно сделать, будет сделано. В-третьих, он должен передать свою убежден­ность другим. Его спокойная уверенность придаст силы ос­тальным членам команды.

Пятое качество — жесткость. Наверное, немногие сегодня готовы принять это, но опыт показывает, что добиться успеха можно, только если ты безжалостен к недоброжелателям, без­дельникам и лентяям. Есть такие лидеры, которых и любят, и уважают, но это не значит, что они никогда не были жестки.

И наконец, шестой элемент — притяжение. Лидер должен быть магнитом, центральной фигурой, к которой тянутся все остальные. Сила притяжения тем больше, чем чаще вы оказываетесь на виду. Конечно, в крупной компании быть на виду довольно трудно, но там о лидере постоянно говорят в его от­сутствие. Он должен стать легендой, героем рассказов, реаль­ных или выдуманных. Он не окружает себя почитателями, ища славы и внимания, потому что они у лидера уже есть. Ему не нужно лишний раз демонстрировать свою значимость. Она очевидна.

2.3.Личные черты лидера.

1. Уравновешенность.

Лидер должен обладать гармоничным сочетанием качеств, без излишеств. Излишняя агрессивность и излишняя непринуждённость вредна для команды лидера. Любое качество должно быть сбалансированным и не должно быть слишком выраженным.

2. Амбициозность.

Желание добиваться чего-то видимого и стремление к реализации своего потенциала. Лидер разумно амбициозен, он ставит перед собой высокие цели и стремится к их достижению. Излишняя же амбициозность, в сочетании с отсутствием целостности может привести к возникновению нежелательного поведения и даже коррупции.

3. Решительность.

Лидер решителен. Он быстро оценивает ситуацию и принимает решение, приносящее пользу организации и группе, столь же быстро лидер хватается за появляющиеся перед ним возможности. Решительно позволяет лидеру не упускать возможности, которые могут привести его к успеху.

4. Энтузиазм.

Лидеру свойственна энергичность, он подвижен и постоянно движется к цели, полный энтузиазма он находит нестандартные и эффективные решения которые ведут к успеху. Люди более открыто отвечают человеку страстно и преданно относящемуся к своему делу. Лидер должен быть источником вдохновения, он должен уметь мотивировать людей на действия.

5. Упорство.

Лидер находится в постоянном «движении», он добирается до сердца вопроса и находит решения. Лидеры ищут ответы и не сдаются, до тех пор пока не получат их. Они упорны в поиске информации и в реализации своих планов, которые необходимо регулярно проверять на эффективность.

6. Уверенность в себе.

Лидер должен быть в состоянии прислушиваться к своему внутреннему голосу и твёрдо стоять на ногах, когда важное решение ложится на его плечи. Он должен уметь выражать своё мнение и действовать решительно. Он должен обладать эмоциональной стойкостью.

7. Психологическая открытость.

Это готовность принимать во внимание мнение и идеи других людей, что может существенно повысить эффективность организации. Будучи открытым к различным мнениям лидер получает много больше информации для принятия своих решений. Лидер обсуждает с другими людьми свои идеи, что позволяет принимать более обоснованные решения. Напротив, излишняя закрытость, страх под видом конфиденциальности, не может эффективно продвигать организацию.

8. Реализм.

Реализм – нечто среднее между оптимизмом и пессимизмом. Оптимисты часто переоценивают свои возможности, пессимисты, наоборот, упускают появляющиеся на горизонте возможности, реалисты же, объективно оценивают ситуацию и принимает решения, ведущие к эффективности. Реалист, получая не фильтрованную информацию, взвешивает её, измеряет, производит оценку и проверку на определение следующего шага.

9. Жажда знаний.

Стремление к обучению и получению новых знаний существенно для лидера, это помогает внедрению в производство, процессы и управление новых технологий. Люди, обладающие жаждой знаний, высокоэффективны в управлении организацией и людьми.

10. Справедливость и беспристрастность.

Нельзя считать человека лидером, если он смещён в сторону определённых убеждений или человека, лидер должен быть справедливым и беспристрастным. Только тогда он сможет построить доверие и уважение людей, следующих за ним.

11. Спокойствие.

Лидер хладнокровен, он легко сохраняет спокойствие, и терпим к неоднозначности, он стойко встречается лицом к лицу с проблемами. Лидер знает, что взрывы и бури эмоций приходят и уходят, а значит, их следует принимать как часть пути, сохраняя холодную голову.

12. Стремление к совершенству.

Хороший руководитель не только поддерживает высокие стандарты, но и постоянно поднимает планку для достижения совершенства во всех областях. Лидер не стоит на месте, он постоянно развивается, он осознанно воспринимает окружающую действительность и находит способы более эффективного воздействия на неё.

13. Креативность.

Лидер принимает своевременные и соответствующие изменения в свои мысли, планы и действия. Он ищет новые пути решения встающих перед ним задач, подвергает их изменению с целью улучшения эффективности. Решения лидера часто нестандартны и отличаются высокой эффективностью и новизной.


 


 


 

КОФЕ-ПАУЗА


 


 


 


 

2.4. Качества лидера.

Теперь поговорим о качествах лидера.

Воля. Способность преодолевать препятствия на своем пути.

Воля - это то, что помогает человеку идти вперед и не сворачивать. Это то, что каждый день поднимает его с постели, потому так надо. Воля хорошо развита у спортсменов, поэтому спортсмены добиваются высоких результатов в бизнесе и,наоборот.

Настойчивость.

На пути бизнесмена, спортсмена, да и любого другого человека часто возникают препятствия. У обычного человека есть выбор - либо остановиться, либо пойти дальше, разрушая это препятствие. У Лидера выбора нет! Он просто идет напролом и не важно, что будет препятствием. Важно то, что будет за ним. Это и есть настойчивость.

Независимость и инициативность

Инициатива сродни лидерству. Без инициативы не будет лидера. Независимость - тоже важное качество лидера. Под этим словом подразумевается свобода во всем: деньги, жилье, машина. Никакого курения, алкоголя и наркотиков! Эти факторы гасят вашу независимость!

Адаптивность

Умение приспосабливаться к новым условиям. Это очень важное качество.

В свое время Чарльз Дарвин говорил по этому поводу следующее: «Выживают вовсе не самые сильные виды, и даже не самые разумные. Выживают те, кто быстрее других приспосабливается к переменам».

Именно такие люди выживают после эпидемий, мировых войн и массовых стихийных бедствий - потому что они могут быстро адаптироваться к данным условиям.

Самокритичность

Если вы не будете трезво оценивать себя, свои поступки, то вы либо погрязните в самолюбии, либо утонете в своей неуверенности. Самокритичность - это тот баланс, который необходим каждому лидеру для оценки своего собственного я.

Требовательность к себе и другим

Тут работает правило: "Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе". Если вы спрашиваете с других, то нужно то же самое спрашивать с себя. Если вы тренер и требуете с учеников 50 отжиманий, вы обязаны сделать 50 отжиманий тоже. Надеюсь, мысль понятна.

Психическая устойчивость

Если вы -  лидер, то у вас будут стрессовые ситуации всегда. Нужно быть к этому готовым и нужно уметь держать себя в руках.

Надежность. Умение держать слово.

Люди, работающие с вами, должны знать, что на вас можно положиться, поэтому нужно уметь держать свое слово.

Выносливость. Умение работать даже в условиях перегрузок.

Часто бывают ситуации, когда думаешь, что больше не можешь, что больше нет сил и ничего нельзя сделать. Выносливость - это то чувство, которое помогает разбить вдребезги все слова "нет"

Оптимистичность

Надейся на лучшее, а ожидай худшего

Это правило работает здесь. Всегда нужно быть оптимистом по жизни, но при этом не забывать, что есть и негативные стороны жизни. Нужно просто об этом помнить.

Решительность. Способность самостоятельно принимать решения.

2.5. Виды лидерства.

1. Эмоциональное лидерство.

Возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.

2. Ситуативное лидерство.

Может быть и деловым, и эмоциональным. Отличительная черта - неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией (ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара).

Виды лидеров в зависимости от восприятия группой:

«один из нас» (лидер особо не выделяется среди членов группы, воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива);

«лучший из нас» (лидер выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания);

«хороший человек» (лидер воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.);

«служитель» (лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени).

Типы могут «накладываться» друг на друга.

2.6. Стили лидерства.

Стиль лидерства является способом или подходом к реализации планов и мотивации людей. В середине девятнадцатого века Курт Левин возглавил группу исследователей для выявления различных стилей лидерства. Так, этим ранним исследованием было выявлено три основных стиля. Вот они:

Авторитарный, или автократический.

Соучастный или демократический.

Делегативный стиль, предоставляющий полную свободу.

Хорошие лидеры стараются использовать все три стиля, нередко, один из стилей доминирует, плохие же лидеры, придерживаются только одного стиля. Рассмотрим эти стили подробнее.

Авторитарный (автократический) стиль лидерства.

Этот стиль лидерства используется в случаях, когда лидеры говорят своим подчинённым что должно быть сделано и как это должно быть сделано. Они не интересуются советами своих последователей. Данный стиль лидерства уместен, когда вы имеете всю необходимую информацию, ограничены во времени, а ваши работники хорошо мотивированы.

Некоторым людям свойственно думать, что данный стиль лидерства включает в себя крики на подчинённых, использование унизительного языка, угроз и злоупотребление властью. Но это не авторитарный стиль, а оскорбительный и не профессиональный. Ему нет места в репертуаре лидера.

Авторитарный стиль, как правило, используется в редких случаях. Если же у вас есть время и вы желаете, чтобы ваши сотрудники были более привержены и мотивированы, вы должны использовать демократический стиль.

Соучастный, демократический стиль.

Это стиль совместного принятия решения, когда лидер и сотрудники работают вместе. Но, не смотря на соучастие в процессе работы, лидер определяет окончательное решение. Использование этого стиля нельзя назвать признаком слабости, это, скорее, признак силы, здесь лидер заслуживает уважения сотрудников.

Обычно, этот стиль лидерства используется в том случае, когда лидер обладает лишь частью информации, а его сотрудники другими её частями. Следует отметить, что лидер не обязательно должен знать все тонкости дела, и именно поэтому он включается в совместную работу со знающими и умелыми работниками. Это взаимовыгодный стиль управления – лидер и сотрудники объединяются в одну команду, что позволяет принимать более обоснованные решения.

Делегативный стиль лидерства, предоставление полной свободы.

Это тот стиль лидерства, где лидер позволяет своим сотрудникам принимать самостоятельные решения. Но, не смотря на то, что сотрудники получают свободу действий, лидер по-прежнему отвечает за принимаемые решения. Используется этот стиль в тех случаях, когда сотрудники самостоятельно могут проанализировать ситуацию и определить, что должно быть сделано, и как это должно быть сделано. Вы ведь не можете делать всё! Вам необходимо как минимум установить приоритеты и делегировать определённые задачи.

Влияние сил на выбор стиля.

Как мы уже отмечали выше, хороший руководитель использует все три стиля лидерства, но выбор должен быть осуществлён с оглядкой на силы участвующие в управлении. Приведём несколько примеров:

Используйте авторитарный стиль лидерства, если вам приходится иметь дело с новым сотрудником, который проходит обучение. Как хороший и компетентный тренер, вы мотивируете сотрудника на получение новых навыков.

Используйте соучастный стиль лидерства, когда работаете с командой работников, знающих своё дело. Здесь руководитель знает суть проблемы, но не обладает всей необходимой информацией. Сотрудники же, знают свою работу, и желают стать частью команды.

Используйте делегативный стиль лидерства при работе с сотрудниками, которые знают дело лучше вас. Сотрудники в этом стиле управления берут ответственность за работу на себя. Кроме всего прочего, этот стиль позволит вам освободить время на другие дела.

Также, вы можете использовать все три стиля. Устанавливайте свои правила действий на новый процесс, интересуйтесь идеями и вкладом, который они могут привнести в новые процессы, и распределяйте задачи между сотрудниками для работы над новым процессом.

Силы, которые могут оказывать влияние на выбор стиля.

Количество доступного времени.

Уровень уважение и доверия сотрудников к вам.

Наличие необходимой информации у вас и ваших сотрудников.

Наличие необходимой информации у вас и ваших сотрудников.

Внутренние конфликты.

Уровень стресса.

Тип и сложность задач.

Как видите, здесь есть о чём задуматься, главное следует помнить, от того, в пользу какого стиля лидерства вы сделаете выбор, зависит эффективность работы вашей команды.

Перед практической частью целесообразно проведение диагностических методик на выявление лидерских качеств («Уровень проявления лидерства», «Какой вы лидер», «Тест на лидерство Д.Уэлча») (см. Приложение 1).

Практическая часть.

  • Занятие: продолжительность 5-6 часов.

    Аудитория: обучающиеся старших классов.

    Практический блок (тренинг, в ходе которого проводятся упражнения направленные на отработку лидерских качеств, самодиагностику и мотивацию на выработку тактики дальнейшего поведения)

Перед началом работы необходимо провести рефлексия ожиданий участников по поводу предстоящего занятия. Попросите участников ответить на следующие вопросы:

Что вы хотели бы получить от предстоящего тренинга?

С какими качествами личности поработать?

А может быть, что-то изменить, от каких-то привычек и стереотипов отказаться в ходе работы в составе группы?

Упражнения (см. Приложение 2).

Визитная карточка -1.

Цель:

развить самостоятельность, творческий подход к заданию, лидерские навыки у участников тренинга;

потренироваться в самооценке и самопрезентации.

Ресурсы: маркеры, бумага и ручка для каждого игрока.

Визитная карточка -2

Цель:

потренировать способности к выявлению Я концепции реальной самоидентификации лидера;

развивать способности лидера соединять идеи из разных областей эмпирического и чувственного опыта;

тренировать такие лидерские качества, как подвижность мышления и навыки эффективной коммуникации;

способствовать тренировке умения излагать материал внятно и ярко.

Ресурсы: по большому ватманскому листу на каждого участника; для группы — фломастеры, ножницы, клейкая лента, краски, клей, большое количество печатной продукции (рекламные проспекты, брошюры, иллюстрированные журналы и газеты).

Реклама.

Цель:

освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;

развить самостоятельность, творческий подход к заданию, лидерские навыки в участниках тренинга;

поупражняться в способности убеждать - навыке, необходимом для лидера.

Ресурсы: хорошо, если у тренера будет возможность предоставить участникам упражнения листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, куски цветной ткани, парики и другие элементарные театральные атрибуты.

Круг и я.

Цель:

дать возможность участникам тренинга проявить лидерские качества;

обучить умению распознать характер ситуации, действовать адекватно существующим условиям;

поупражняться в способности убеждать как в навыке, необходимом для лидера;

изучить влияние соперничества на групповое взаимодействие.

Ресурсы: не требуются. Упражнение можно проводить и в помещении, и на открытой площадке.

Без командира.

Цель:

изучить сотрудничество как альтернативу конфликту в групповой деятельности;

изучить преимущества и недостатки коллективной ответственности;

развить умение и готовность принимать ответственность на себя, отработать умения продуктивно действовать в недирективной среде в условиях неопределенности.

Ресурсы: не требуются.

КОФЕ-ПАУЗА

  1. Голосуйте за меня.

Цель:

помощь в преодолении внутренних барьеров/скованности, страха перед партнером.

развить умение и готовность принимать ответственность на себя

Ресурсы: бюллетени, ручки
  1. Я - лидер?

Цель:

умение анализировать свои действия;

разогреть группу, настроить ее членов на продуктивную работу.

Ресурсы: чистые листы бумаги, ручка.

Цезарь.

Цель:

эффективно тренировать взаимодействие с партнером при максимальной концентрации и быстроте реакций;

дать возможность участникам тренинга проверить себя и свою готовность выступать в качестве лидера;

развить умение эффективно работать в нескольких направлениях деятельности;

научиться действовать в условиях стресса, не теряя способностей концентрировать внимание на проблеме.

Ресурсы: упражнение требует по-настоящему большой и свободной от мебели комнаты, двух стульев, флип-чарта и маркера для записи результатов каждого раунда.

Трудный разговор.

Цель:

поупражняться в способности убеждать как в лидерском навыке;

развить творческое мышление участников тренинга, их умение расширять поле проблемы и видеть многообразие подходов к решению задачи;

помочь участникам группы разобраться в себе и понять природу своих лидерских качеств;

потренироваться в переговорном процессе как способе решения конфликта.

Ресурсы: не требуются.

Подведение итогов. Рефлексия.

21

Опубликовано в группе «Школьный психолог»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.