Методическая разработка «Теория и практика воспитательной работы в техникуме»

1
0
Материал опубликован 30 October 2020 в группе

Министерство образования и науки Луганской Народной Республики

ОСП «Индустриальный техникум» ГОУ ВО ЛНР «ДонГТИ»















Теория и практика

воспитательной работы

в ОСП «Индустриальный техникум» ГОУ ВО «ДонГТИ»














Алчевск

Содержание



Введение

3

1. Организация воспитательной работы в техникуме как

приоритетная проблема среднего профессионального образования

4

Методологические подходы последовательной работы по

воспитанию обучающихся

4

1.2 Структура, содержание, специфика учебно-воспитательной

работы

8

2. Роль классного руководителя в воспитании студентов

12

2.1 Основные направления воспитательной работы классного

руководителя

12

2.2 Организация воспитательной деятельности по основным

направлениям

15

Заключение

19

Список использованных источников

21

Приложения

22







Введение


Актуальные интересы личности, общества, Республики требуют, чтобы сегодня в образовании приоритет отдавался воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. В процессе обучения создаются условия для непрерывного развития личности на всех ступенях образовательного процесса. Обучение и воспитание трансформируют социальный опыт, включая знания, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений. 

Воспитание подрастающего поколения, обладающего не только соответствующим набором знаний, умений и навыков, но и высокими нравственными, гражданскими качествами, ответственностью и гражданским самосознанием, высокой социальной активностью, через формирование отношения студента к самому себе, окружающему миру, другим людям.

Рассматривая качественную подготовку специалистов как взаимосвязанный процесс обучения и воспитания, администрация СПО «Индустриальный техникум» ГОУ ВО ЛНР «ДонГТИ» (далее техникум) планомерно создает целенаправленную систему воспитания студентов, представляющую условия, способствующие индивидуальному развитию обучающихся и их коллективному взаимодействию.

Определяющим для педагогического коллектива является повышение статуса воспитания в техникуме, создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья участников образовательного процесса, для гармоничного развития личности, повышения профессионального уровня специалистов, реализации ее творческой и гражданской активности, готовности к служению Отечества.

 



1. Организация воспитательной работы в техникуме как приоритетная проблема среднего профессионального образования


1.1 Методологические подходы последовательной работы по воспитанию обучающихся.


Воспитание учащейся молодежи – одно из основных направлений работы организаций среднего профессионального образования. Организуя воспитательную работу в учреждении среднего профессионального образования, мы должны отдавать себе отчет в том, что сюда приходят в общем-то уже практически состоявшиеся молодые люди, которым, как правило, от 15 лет и выше. Пожалуй, в этом и заключается одна из особенностей и сложностей построения воспитательной работы. Как известно, это возраст скептиков, юношеского максимализма, большой самоуверенности, поиска себя. Он полон противоречий, самое главное из которых можно сформулировать, наверное, следующим образом: «Я взрослый…, но я нуждаюсь в поддержке». Отталкиваясь от этого противоречия, следует четко и скрупулезно выстраивать линию воспитания в учреждении среднего профессионального образования, которая обязательно должна пересекаться с социокультурной средой учреждения.

Обратим внимание на следующее: социокультурная среда, в которой, собственно, и происходит становление мировосприятия юношей и девушек, обладает рядом особенностей, основными из которых определим следующие:

1) значительное увеличение темпа и скорости жизни;

2) более быстрое освоение молодым поколением социального опыта, чем поколением предыдущим;

3) произошедшее смещение ценностных ориентаций из плоскости духовного в плоскость материального;

4) высокий уровень углубления социальных и культурных противоречий, конфликтов на религиозной почве и т. д.

В таких условиях нельзя не подчеркнуть особое влияние давно известного триумвирата: семья – образовательная организация – социум. Ну а поскольку институт семьи у нас давно «болен» (огромное количество неполных семей, большое количество разводов, рост числа малообеспеченных семей, рост безработицы и т. п.), то говорить о единстве требований к молодым людям не приходится. Как раз наоборот, учитывая рассогласование воспитательных влияний между семьей и образовательным учреждением, к молодому человеку предъявляются порой совершенно противоречивые, взаимоисключающие требования. И, вполне естественно, что такое положение дел не может способствовать мотивации адекватного поведения молодых людей.

Учитывая вышесказанное, при организации воспитательной работы в техникуме следует помнить, что воспитание – многомерное, многоаспектное и полифункциональное социокультурное явление, которое мы рассматриваем как универсальную форму связи человека с окружающими, миром, обществом в целом и культурой этого общества.

Скептики могли бы возразить, что хорошее воспитание вовсе не определяет качество жизни человека, но, тем не менее, мы знаем, что хорошее образование (а соответственно и воспитание!) – это ключевой параметр для качества жизни, поскольку, так или иначе, оно способствует развитию социальной сферы.

В деле воспитания в условиях организации среднего профессионального образования важно избежать одномерности. Руководствуясь размышлениями известного педагога В.А. Караковского, отметим, что воспитание должно быть разнообразно не только по целям, условиям, методам, но и по содержанию и масштабам воспитывающего воздействия. Вариативность, альтернативность, педагогическая целесообразность, разумный баланс обновления и традиционности – вот черты правильно и разумно организованного воспитательного процесса в системе среднего профессионального образования [5, с. 126-131].

Обращаясь к философско-антропологическому подходу при организации воспитательной работы в техникуме, важно обратить внимание на то, что он задает общую ориентацию всех субъектов воспитательного процесса на «понимающее бытие» как бытие в состоянии перманентного диалога друг с другом, с культурой [2, с.67-89]. Быть – значит понимать. Следовательно, в рамках данного подхода воспитание трактуется не как подготовка к жизни, а как сама жизнь. Именно это важно для обучающихся средних образовательных организаций. С помощью данного подхода в организации воспитательной работы мы можем дать молодым людям верные жизненные ориентиры.

И, безусловно, важным при организации воспитательной работы в организации среднего профессионального образования является средовый подход, предложенный некогда Ю.С. Мануйловым [4, с.97-120]. Используя этот под- ход, можно спрогнозировать способ организации среды и ее влияния на личность обучающегося, учитывая то, что среда структурно подразделяется на окружающую среду, среду техникума, коллектива и индивидуума (Л.И. Новикова, А.Т. Куракин). Кроме того, выделяется среда предметная, предметно-эстетическая, природная, архитектурная, городская, семейно-бытовая, микросреда и т. д. Аккумулируя влияние данных сред, возможно разработать на основе данного подхода стратегию воспитательной работы техникума. Но мы говорим о взаимовлиянии названных выше подходов и об их взаимодействии в системе воспитательной работы техникума.

К сожалению, зачастую создаваемая в организации среднего профессионального образования система воспитательной работы как бы замыкается на внутренних вопросах самой организации и ее микросоциума, что не позволяет учитывать широкий социокультурный контекст жизнедеятельности человека. К тому же не всегда при составлении планов воспитательной работы, создании концепций и программ воспитания учитываются особенности современной жизни молодежи: конформность, мировоззренческая неопределенность (отсутствия мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации), коммерциализации и негативного влияния СМИ, примитивизация смысла человеческого бытия, снижение ценности человеческой жизни и пр. [3, с. 84-91].

При адекватном учете названных жизненных особенностей, планомерной и целенаправленной воспитательной работе не могут применяться лишь номинальные, неэффективные методы работы, которые заформализовывают сам процесс воспитания.

И если мы считаем, что воспитательная деятельность, прежде всего, нацелена на какие-то изменения во внутреннем мире личности (ценностей, отношений и др.), то и подходить к организации воспитательной работы в техникуме следует с позиций жизни настоящей, а не будущей. И не стоит забывать, что результат воспитания зачастую надолго отсрочен во времени, поэтому непосредственно увидеть или зафиксировать и дать объективную оценку происходящим субъективным внутренним изменениям личности весьма сложно.

Налаживание всей системы воспитательной работы в техникуме предполагает широкое использование средового подхода, сущность которого предполагает рассмотрение процесса развития личности в зависимости от условий окружающей его социокультурной среды. Основной задачей работы при этом подходе является выявление склонностей и дарований обучающихся, развитие их в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями, а учет выявленных индивидуальных особенностей позволит каждому воспитаннику найти свое место в образовательной среде техникума, которая может стать оптимальной для развития обучающегося и его мировосприятия только при наличии возможности влияния на нее; а также если среда будет гибкой: учитывать специфику семейного воспитания, региональных социокультурных традиций; способствовать активному и непосредственному участию обучающихся в ее создании и развитии; создавать возможности для самоопределения обучающихся по отношению к своей социально-образовательной роли в среде техникума.

Таким образом, взаимовлияние среды техникума и личности обучающегося может возникать на основе всестороннего взаимодействия субъектов как внутри этой среды, так и вне ее [1, с. 65-86].

Создание и развитие системы воспитательной работы в техникуме предполагает: гуманитарные способы взаимодействия с культурой, обществом; инновационные способы деятельности обучающихся, родительской общественности, педагогического коллектива и других представителей окружающего сообщества в процессе их образовательного взаимодействия; разработку и реализацию средств (механизмов), обеспечивающих привлечение интеллектуальных, экономических, организационных ресурсов местного сообщества к участию в управлении образованием и в образовательном процессе техникума.

Стремительный темп современной жизни не оттесняет вопросов содержания воспитания, а, наоборот, выводит их на первый план жизнедеятельности организаций среднего профессионального образования, поскольку обновление воспитательных компонентов содержания образования являет собой одно из надежных средств обеспечения достижения целей личности, общества и государства в целом.


1.2 Структура, содержание, специфика учебно-воспитательной работы


Воспитательная работа построена на лучших традициях техникума, поддерживаемых в течение всего периода его существования и продолжающих развиваться в наши дни.

Воспитательная работа в техникуме строится, исходя из того, что результат воспитания мы видим в социальном развитии студентов, предполагающих позитивное изменение в их взглядах, мотивах и реальных действиях.

Воспитание личности студента – непрерывный процесс, и он включает в себя как учебное, так и внеаудиторное время.

Воспитательная система техникума максимально интегрирует образовательный, производственный, воспитательный процессы по целям, идеологии, содержанию. Они должны быть взаимодополняющими и взаимопересекающимися. Только при таком сочетании можно добиться практической цели деятельности учебно-воспитательной системы: выпускник-профессионал.

Ядром воспитательной работы является студенческий и педагогический коллектив. Для функционирования воспитательной системы созданы все условия: определены классные руководители, распределены преподаватели для работы с детьми сиротами, создана система дополнительного образования, ежемесячно проводятся методические объединения классных руководителей, педагогов дополнительного образования, есть предметные объединения, система повышения квалификации. Все это обеспечивает включение студентов в воспитательный процесс. А участие студентов в мероприятиях говорит об эффективности воспитательной работы.

Достоинство человека определяется не тем, как он идет к цели, а каким путём он идет. Процесс воспитания подростков в условиях современной жизни постоянно усложняется. Традиционные методы воспитания, какими являются убеждение, стимулирование, требование, положительные примеры не перестают быть эффективными и действенными, хотя и требуют разработки инновационных технологий. Человек, семья, Отечество, труд, знание, культура, мир, земля – вечные, абсолютные ценности, которые охватывают основные аспекты жизнедеятельности личности студента, образуя основу воспитания.

В содержание и организацию воспитательной деятельности включены следующие задачи:

реализация мероприятий, направленных на развитие социальной, творческой активности студентов и повышение профессиональной привлекательности образовательного учреждения;

формирование у студентов современной мотивации к труду, профессиональной карьере;

повышение культуры общения, этики поведения, межличностных отношений, культуры межнационального общения, толерантности в среде студентов и коллективе техникума;

продолжение работы по развитию студенческого самоуправления как одной из подсистем воспитательного процесса, обеспечивающей воспитание социальной активности и личностное саморазвитие будущего специалиста;

организация досуга студентов, поддержка талантливой молодежи, развитие творческих способностей;

повышения профессионализма педагогов и сотрудников в воспитательной деятельности через повышение квалификации, систему работы структурных звеньев и самообразование;

формирование механизма оценки воспитательной деятельности техникума и учебных групп, организация и проведение системного мониторинга;

создание в техникуме условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни работников и обучающихся.

Воспитательная система динамична и подвижна, сочетает в себе традиции и инновации. Это система живая, развивающаяся, которая выстраивается и существует в конкретной ситуации, в соответствии с логикой и потребностями настоящего момента.

Качество обучения и воспитания (то есть качество образования) характеризуется результатами:

глубиной понимания студентами материала;

освоением навыков самообразования;

развитием творческих способностей;

сформированностью общеучебных навыков;

сформированностью показателей общеличностного развития и общеэтических знаний;

умением применять полученные знания на практике.

Доминантой воспитательного процесса техникума является обучение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и студентов с ограниченными возможностями здоровья. Вся работа педагогического коллектива направлена на социальную адаптацию данной категории обучающихся к условиям современной жизни.

Без сотрудничества, без взаимопонимания, без диалога учебное заведение остановится в развитии. «Уча других, мы учимся сами». У педагогов – знания, жизненный опыт, сложившаяся система ценностей, приоритетов. У обучающихся – жажда познания, «незавершенность», непосредственность, искренность, обостренное чувство современности.




2. Роль классного руководителя в воспитании студентов


2.1 Основные направления воспитательной работы классного руководителя.


Подлинные профессионалы своего дела культивируют теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с обучающимися, искренне симпатизируя им и тонко воспринимая их непосредственные нужды. При любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах они владеют ситуацией, умея с помощью юмора, добродушной шутки разрядить обстановку, грозящую неприятными последствиями. Профессиональный классный руководитель всегда последователен в своих требованиях, справедлив, относится к учащимся уважительно и ровно.

Для классного руководителя всегда важна внутренняя психологическая сторона дела, вначале он пытается понять точку зрения студента, а затем уже действовать на основе этого понимания, группа и ее реакция является для него более значимыми, чем вещи и формальные ситуации, он доверяет студентам и считает их способными решать, причем вполне адекватно, свои жизненные проблемы, ожидает от них проявления дружелюбия, а не враждебности, учащийся для него всегда личность, обладающая достоинством.

Т.е. классный руководитель должен воспринимать группу и их поведение исходя из общей благожелательной установки. Классным руководителем студенты должны оцениваться скорее как способные, чем неспособные, дружелюбные, чем недружелюбные, достойные уважения, чем не заслуживающие его, более склонные сотрудничать, чем «ставить палки в колеса», и наконец, он видит в обучающихся людей, на которых можно положиться.

Основным объектом воспитательной работы в техникуме является студенческая группа, в которой студенты проводят значительную часть своего времени. Организатором деятельности студенческого коллектива группы является классный руководитель, который, как участник образовательного процесса может целенаправленно содействовать культурному росту студентов, формированию мотивации к обучению.

У вчерашних абитуриентов, студентов-первокурсников, зачастую отмечается:

низкая академическая успеваемость;

отсутствие мотивации к профессионально-личностному самосовершенствованию;

вредные привычки и низкая культура поведения;

отсутствие активной гражданской позиции;

отсутствие мотивации к социально-значимому творчеству и социально-активной работе;

низкий уровень правовой культуры как основы толерантного сознания и поведения.

Это приводит к возникновению определенных трудностей в организации учебно-воспитательного процесса.

Основной задачей классного руководителя является формирование у студентов положительной мотивации к профессионально-личностному самосовершенствованию через развитие социокультурного пространства учебного заведения.

Следовательно, классный руководитель должен создать все условия для формирования личности, выбрать необходимые методы внеклассной работы, которые позволили бы каждому учащемуся проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность в процессе их обучения в учебном заведении.

Работа классного руководителя должна носить плановый характер (см. Приложение 1). На основе комплексного плана учебно-воспитательной работы техникума, классный руководитель составляет план работы в группе (см. Приложение 2). 

Воспитательная работа классного руководителя должна строиться с учетом возрастных особенностей студентов. Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями студентов, условиями группы, техникума, возможностями самого педагога. 

Для решения учебно-воспитательных задач классный руководитель должен использовать различные методы и формы воспитательного воздействия на студентов, направлять усилия на формирование актива студенческой группы. В целях создания сплоченного, организованного коллектива классный руководитель постоянно должен изучать студентов группы, используя такие методы, как изучение документов (личных дел, личных карточек студентов и т.д.), наблюдение, анкетирование, тестирование, обмен мнениями (при проведении собраний, бесед со студентами, а также преподавателями, ведущими занятия в данной группе).

Основными направлениями воспитательной работы классного руководителя являются:

воспитание профессионала, ответственного отношения к овладению основами профессионального мастерства;

активное участие студентов в общественной жизни техникума;

развитие индивидуальных способностей студента, содействие его всестороннему творческому развитию;

формирование политической культуры;

формирование у студентов учебной группы общечеловеческих норм, гуманистической морали, культуры взаимоотношений, потребности в духовных ценностях;

воспитание общечеловеческих и национальных культурных ценностей, формирование патриотизма и активной гражданской позиции.

Классный руководитель обязан постоянно совершенствовать свой профессиональный и методический уровень.

2.2 Организация воспитательной деятельности по основным направлениям.


План воспитательной работы классного руководителя группы – это обязательный педагогический документ. Планирование воспитательной работы группы по основным направлениям не формальность, а необходимо условие благоприятной организации процесса воспитания. Составляя план, проектируют развитие как студенческого коллектива, так и отдельного студента.

Учебно-познавательное направление. Реализуется через:

классные часы;

предметные недели;

олимпиады;

конкурсы.

Культурно-просветительное:

посещение театров, выставок, музеев.

концерты к праздникам;

участие во внутритехникумовских мероприятиях.

Сегодня не все студенты готовы пойти коллективно в театр и музей, но пусть те, кто пошел, расскажут о своих впечатлениях на очередных встречах – классных часах. Часто мнение товарищей оказывается весомее любого другого; и в следующий раз их будет больше. В повседневном общении необходимо рассказывать об интересных выставках, проходящих в городе.

Общественно-патриотическое:

встречи с ветеранами ВОВ;

посещение музея Боевой Славы;

организация и проведение Дня Защитника Отечества;

проведение классного часа, посвященного Дню Победы.


Физкультурно-оздоровительное направление:

проведение внутритехникумовских соревнований;

участие в соревнованиях на уровне города;

проведение Дня Здоровья.

Данное направление предполагает использование здоровьесберегающих технологий, системного подхода к обучению и воспитанию, направленного на сохранение здоровья обучающихся; создание благоприятного психологического климата на занятиях; охрану здоровья и пропаганду здорового образа жизни, проведение бесед с обучающимися по пропаганде ЗОЖ.

Нравственно-правовое направление:

лекционно-предупредительная работа с правоохранительными органами по правовому воспитанию;

антиалкогольная, антиникотиновая пропаганда, профилактика наркомании;

беседы по правилам безопасности дорожного движения;

медицинские беседы;

работа с социально-неадаптированными подростками и их семьями.

Эстетическое направление:

организация выставок рисунков и работ обучающихся;

проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида обучающегося, культуре поведения и речи;

Лекционно-образовательное для родителей:

родительские собрания;

лекции (беседы) по профилактике правонарушений среди подростков.

На родительских собраниях необходимо проявить большой педагогический такт, стараться говорить о достоинствах студентов, раскрывать сложности и интересы их детей в свете приобретаемой профессии, показывать пути поисков взаимопонимания внутри семьи; как ни покажется странным, доказывать необходимость любить и уважать своих детей, так как они в этом нуждаются- индивидуальная работа с родителями;

Развитие самоуправления: работа актива группы.

В организации и проведении воспитательной работы классный руководитель должен опираться на актив группы, оказывая необходимую помощь, развивая инициативу, самостоятельность, повышая ответственность за порученную работу. Для успешного выполнения задач классный руководитель должен постоянно вести индивидуальную работу со студентами.

Техникуму в буквальном смысле противопоказаны равнодушные и – на что особенно важно обратить внимание – язвительные преподаватели, склонные к насмешкам над другими людьми, нарушающие чувство безопасности у студентов в группе. Они не только не способствуют процессу усвоения знаний обучающимися, но, напротив, вызывают резко негативный эффект с точки зрения объема и качества приобретаемых знаний. Такие педагоги подрывают потенциальное желание учиться т.е. мотивацию обучающихся, сковывают их творческие силы и возможности, отрицательно влияют на самоуважение обучающихся. При большом числе таких классных руководителей с подобной личностной направленностью в педагогическом коллективе техникум едва ли может успешно выполнять свою миссию формирования морально полноценной, духовно развитой личности.

Касаясь этих лишь некоторых актуальных аспектов работы классного руководителя, хочется ещё раз вспомнить мнение В.А. Сухомлинского о том, что гармония внутреннего и внешнего – ключ к успешному воспитанию. Педагогу всегда стоит строить своё поведение так, чтобы оно стало орудием созидания, способным раскрыть в подростке то лучшее, что в нём есть.

Таким образом, коллективный портрет «эффективных классных руководителей» выглядит следующим образом: это исключительно позитивно настроенные, энергичные люди, с гораздо большим запасом энтузиазма в работе, чем у коллег в среднем. Ответственное отношение к работе с группой сочетается у таких педагогов с верой в способности своих обучающихся. Безусловно позитивное отношение ко всем студентам генерирует познавательный процесс у молодежи, а это, в свою очередь, служит необходимым психологическим подкреплением для педагогов. тот цикл повышенных ожиданий, достигнутого успеха, вознаграждения и дальнейшей мотивации выступает как ключевой фактор, удерживающий высококвалифицированных преподавателей в техникуме.




Заключение


В современных условиях процесс образования протекает в условиях высокотехнологического общества, в котором у обучающихся, привыкших к сверхдоступности и многоканальности информации, трансформируются личностные, психологические возрастные особенности, делающие современное поколение подростков не похожим на предшествующие поколения, что актуализирует задачу учета данных особенностей в системе воспитательной работы.

Эффективность воспитательной работы с молодежной аудиторией зависит от того, в какой мере используемые формы, методы учитывают весь комплекс возрастных личностных особенностей и потребностей современных студентов.

Эффективная организация внеурочной деятельности является важной составляющей образовательного процесса современной профессиональной образовательной организации СПО.

Система воспитательной работы должна учитывать современные тенденции развития профессионального образования, должна быть сопряжена с современными подходами, программами.

Воспитание, согласно Закона ЛНР «Об образовании» – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

Для того, чтобы организовать воспитательный процесс нам необходимо использовать современные подходы в воспитании. Предлагаю рассмотреть подходы, сформулированные Е.Н. Барышниковым [6, с. 17-22].

Первый – социально-адаптивный. Согласно данного подхода – воспитание осуществляется посредством адаптации воспитанников к законам мироустройства и нормам социального общежития. Этот подход направлен на соблюдение норм и правил. Воспитание адаптивности – целенаправленное формирование потребности в освоении и соблюдении образцов поведения посредством предъявления требований и контроля за их соблюдением. Социально-адаптивный подход предполагает воспитание адаптивности, коллективное воспитание, воспитание ответственности.

Второй подход – Культурологический. Воспитание предназначено для приобщения обучающихся к нравственным ценностям посредством погружения в пространство культуры. Культурологический подход предполагает: духовно-нравственное воспитание, воспитание в сопереживании, нравственное самоопределение.

Третий подход – Системно-деятельностный. Согласно данного подхода, воспитание предназначено для развития способностей человека (компетентности) по достижению успеха в различных видах человеческой деятельности и жизненного благополучия. Системно-деятельностный подход направлен на: воспитание успешности, интерактивное воспитание, воспитание рефлексией.

Четвертый подход – Становления индивидуальности. В данном подходе воспитание предназначено для развития творческой индивидуальности, осуществляющей самоопределение в многообразном мире и в процессе создания индивидуальной модели миропонимания. Становление индивидуальности направлено на: воспитание индивидуальности, воспитание в диалоге, воспитание «Я».

Подводя итог всему вышесказанному можно сделать вывод о том, что, учитывая и используя все основные факторы специфики воспитательной деятельности в СПО позволит направить процесс воспитания на формирование высоких личностных, духовно-нравственных качеств, инициативности, умения работать в команде, ответственности за принятые решения, самостоятельности, успешности студентов, их социальной и гражданской активности.



Список использованных источников


1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1.

2. Лузина Л.М., Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2003. – 160с. 

3. Макарова Л.Н., Копытова Н.Е., Королева А.В. Конструктивные и деструктивные возможности изменяющейся внешней информационной среды // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 6 (110).

4. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Москва; Нижний Новгород, 2002. – 193с.

5. Якушкина М.С. Реализация воспитательного потенциала современного образовательного учреждения в рамках новых ФГОС // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». 2013. №4 (24).

6. Воспитание человека: смысл, взаимодействие, деятельность. Воспитание человека: деятельность, общение, смысл: Сб. статей участников межрегиональной научно-практической конференции / Под общей ред. Е.Н. Барышникова. – СПб.: НОУ «Санкт-Петербургский Центр поддержки инновационных технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма», 2013. – 128с.





Приложение 1


Министерство образования и науки ЛНР

ОСП «Индустриальный техникум» ГОУ ВО ЛНР «ДонГТИ»









ПЛАН

воспитательной работы со студентами

группы _____________________________

Классный руководитель______________

20___ – 20___ учебный год








г. Алчевск


Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания

К.Д. Ушинский



Рекомендации по заполнению плана

воспитательной работы


План воспитательной работы со студентами группы состоит из трех основных разделов:

I. Организационная работа.

ІІ. Учебно-воспитательная работа.

ІІІ. Воспитательная работа со студентами.

В первых двух разделах классный руководитель заполняет графы «Срок выполнения», записывая конкретные даты – число, месяц и «Ответственный», указывая конкретные фамилии. Если мероприятие проводится ежемесячно, то указывается конкретная неделя (например, I неделя каждого месяца). Графа «Отметка о выполнении» заполняется в конце учебного года (+ или –).

ІІІ раздел плана заполняется с учетом комплексного плана воспитательной работы. Все воспитательные мероприятия записываются по разделам с указыванием конкретных дат (например, собрания группы по итогам аттестации заносятся в раздел «Гражданско-патриотическое воспитание»). Встречи с работниками правоохранительных органов и лечебных учреждений записываются в соответствующие разделы «Превентивное воспитание» или «Формирование здорового образа жизни» с указыванием дат встреч и фамилий приглашенных.

Основные цели и задачи классного руководителя в этом учебном году по работе с группой:


I. Организационная работа


Содержание

Срок

выполнения

Ответственный

Отметка о выполнении

1

Составить и утвердить план воспитательной

работы группы




2

Собрать актив, распределить обязанности и поручения в группе




3

Ознакомиться с личными делами студентов (1 курс), составить социометрическую карту группы в журнале классного руководителя




4

Провести расселение студентов в общежитии




5

Провести организационные собрания со студентами нового набора




6

Провести заседание актива группы:

а) права и обязанности студентов;

б) утверждение плана работы группы;

в) об организации внеурочной занятости студентов в кружках;




7

Принять участие в общей избирательной конференции студентов техникума




8

Принять участие в заседаниях старост отделений, профоргов техникума




9

Ежемесячно проводить общие собрания группы по итогам месяца (полугодие)




10

Способствовать участию студентов группы в предметных кружках, клубах и спортивных секциях




Содержание

Срок

выполнения

Ответственный

Отметка о выполнении

11

Еженедельно вместе со старостой группы готовить отчетный материал заведующему отделением по

вопросам дисциплины (пропуски занятий, опоздания студентов и тому подобное)




12

Готовить отчетный материал за итогами

аттестаций




13

Проведение анкетирования студентов с целью выявления их творческих способностей, оценки уровня личности, мировоззрения, и тому подобное




14

Разработка тематики и проведение родительских собраний




15

Ознакомиться с семейным положением студентов для целенаправленной воспитательной работы




16

Посещение студентов из неблагонадежных семей




17

Проведение праздничной дискотеки в группе




18

Создание родительского комитета группы




19

Участие в организации встречи родителей и студентов группы с администрацией техникума




20

Составление списков студентов группы для предоставления стипендий




21

Провести беседу со студентами группы об истории техникума, традиций и правил внутреннего распорядка




22

Начало (продолжение) ведения «Летописи группы», фотографирования группы




23

Выпустить тематическую газету:




24

Проведение экскурсий в:




25

Организация дежурства группы в техникуме




26

Проводить инструктажи по технике безопасности и заполнять журнал по ТБ




27

Проведение открытого классного часа




28

Составить отчет классного руководителя по воспитательной работе по итогам учебного года




29

Принять участие в рейтинге классных руководителей





ІІ. Учебно-воспитательная работа


Содержание

Срок

выполнения

Ответственный

Отметка о выполнении

1

Работа по улучшению учебной дисциплины в группе:




1.1

анализировать отчеты старосты о состоянии учебной дисциплины в группе;




1.2

проводить индивидуальную работу со студентами, которые имеют нарушения учебной дисциплины;




1.3

информировать родителей студентов о состоянии учебной дисциплины;




1.4

при необходимости составлять материалы на педсовет, административную комиссию и др. на студентов, которые имеют нарушения учебной дисциплины




2

Проводить работу со студентами по устранению прогулов и опозданий на занятие:




2.1

осуществлять контроль за посещением занятий студентами;




2.2

проводить индивидуальную работу со студентами, которые имеют прогулы, опоздания, рассматривать их на собраниях и тому подобное;




3

Работа по организации дежурства группы в учебном корпусе




4

Осуществление контроля за учебой и поведением студентов, которые живут в общежитии





ІІІ. Воспитательная работа со студентами

Месяц _________________

недели

IV









ІІІ









ІІ









I









Деятельность по разделам

Гражданско-патриотическое воспитание

Семейное воспитание

Правовое воспитание

Художественно- эстетическое и нравственное воспитание

Трудовое воспитание

Воспитание экологической культуры,

экономии и бережливости

Формирование здорового образа жизни

Превентивное воспитание

п/п

1

2

3

4

5

6

7

8


Приложение 2



Министерство образования и науки ЛНР

ОСП «Индустриальный техникум» ГОУ ВО ЛНР «ДонГТИ»














Методические рекомендации

для планирования воспитательной работы классных руководителей














Алчевск

План воспитательной работы классного руководителя группы - это обязательный педагогический документ. Планирование воспитательной работы группы не формальность, а необходимо условие благоприятной организации процесса воспитания. Составляя план, проектируют развитие как студенческого коллектива, так и отдельного студента.

Для составления реального и действенного плана классные руководители знакомятся с планом проведения воспитательных мероприятий в целом в техникуме, который разрабатывается ежегодно. Потом проводят фронтальные, групповые и индивидуальные беседы со студентами группы и преподавателями, которые работают с группой. Воспитательные мероприятия формируют с учетом общей воспитательной цели, а также уровня воспитанности студентов. Принимая впервые группу, собирают данные о каждом студенте, знакомятся с уровнем их развития, условиями жизни и быта. В процессе повседневного изучения студентов особенное внимание следует обратить на черты личности каждого студента, на его характер, особенности психологических процессов, на поступки и действия, на мотивы, которыми руководствуется студент.

В процессе разработки плана и последующего воспитания учитывают состояние здоровья студента, его отношения к друзьям, какую литературу читает, какие таланты и способности имеет студент, понимает ли необходимость навыков культурного поведения.

Разрабатывая план работы с вновь принятыми студентами, первоочередное внимание уделяют изучению психолого-педагогических особенностей студентов, планируют выборы органов самоуправления и распределение обязанностей между студентами. Для выявления способностей и приобретения опыта организаторской работы актив группы периодически изменяют. Кроме этого, в плане отображается организация самоподготовки студентов, взаимопомощь, посещение консультаций и привлечение студентов к посещению кружков. Особенное внимание обращают на разработку мероприятий по адаптации студентов в техникуме.

Планируя воспитательную работу со студентами старших курсов, включают мероприятия по подготовке студентов к учебной, технологической и преддипломной практике. Планируют проведение встреч со специалистами и руководителями предприятий, на которых студенты группы проходят практику, проведение экскурсий, беседы на профессиональную тематику.

Значительную работу проводят по подготовке молодежи к взрослой жизни, организуют встречи с медицинскими работниками, юристами и тому подобное.

В план работы включают также вопрос профессионального и трудового воспитания студентов, проведения конкурсов лучшего по профессии и т.д.

Планируя воспитательную работу, обязательно определяют мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию в группе, общежитии, также планируют работу с родителями, намечая темы родительских собраний, сроки их проведения, беседы с родителями.

План классного руководителя группы, согласовывают с комплексным планом работы техникума. Действенный план - это не формальность. Реально выполнение всех запланированных мероприятий дает высокие результаты.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации