Теория и практика современной учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении

0
0
Материал опубликован 28 October 2020 в группе

«Теория и практика современной учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении».

Системно-деятельностный подход как условие формирования ключевых компетентностей обучающихся в контексте реализации ГОС

А.А.Яныхбаш

«…Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью»  К. Д. Ушинский

Актуальность

Жизнь не стоит на месте, все в мире изменяется. Изменяются предметы, вещи, а так же и мы люди. Взрослые очень быстро могут приспособиться к существованию в изменившихся условиях. Каждый день мы куда-то спешим и не успеваем заметить, что вместе с окружающим миром изменяются и наши дети. Они уже не хотят стать космонавтами или инженерами, швеями или доярками. Мечты у современных детей менее реалистичные, чем у их сверстников в XX веке. Человек паук, трансформеры, компьютерные игры отрывают наших детей от реальности. Поэтому, чтобы современные дети могли без проблем существовать в жестоком мире, школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества.

В условиях становления в ДНР гражданского общества и правового государства главной целью образования становится формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.

Введение

Современная школа - это результат огромных перемен, произошедших в системе образования за последние годы. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов.

Инновационный процесс в сфере образования - это обновление и изменение концепций образования, содержания учебных программ, методов и методик, способов обучения и воспитания. Цель инновационного процесса в образовании - кардинальные изменения сложившихся традиционных элементов образовательной системы или их взаимосвязей и достижение нового качественного состояния системы.

Основная часть

Каждому гражданину в любой стране необходимо четкое понимание того, что человечество не спасут ни природные богатства, ни «умные» машины, ни гениальные политики — спасение возможно лишь в результате осознанной деятельности гуманной личности, воспроизводимой в миллионах и миллионах людей. Прежде всего, необходима трансформация нравственного и интеллектуального императива интеллигенции. Ведь только интеллектуальной элите под силу научные разработки, ввести их в реальную жизнь, сделать достоянием всех и каждого в современном мире. Глобальное решение этой проблемы представлено в виде императива: «…сохранение и обустройство жизни на Земле во имя Человека и его счастья — главный смысл деятельности высшей школы и ее воспитанников».

Будущая система образования потребует коренного пересмотра большинства наших представлений о традиционной образовательной практике, соответствующей социальному заказу — подготовке специализированного, функционального человека. Содержание образования, где главной была идея о простоте мира и его подчинении причинным связям, открывающимся человеку в знаниях, пригодных для решения задач в стандартных ситуациях, все более противоречит условиям динамичности, нестабильности и неоднозначности мира. Нужны новые модели, ориентированные на творчество, деятельностное знание и высокие нравственные принципы. Отработка таких моделей возможна исключительно на основе становления принципиально новой образовательной парадигмы.

В основу целей современного образования в ряде стран положены четыре базовых принципа, изложенных в документах Международной комиссии по образованию для XXI в. Они характеризуют и тенденции развития образования. Эти тенденции учитывают мировой опыт, опираются на анализ действительности, отвечают современным и перспективным запросам изменяющегося общества, сегодняшним и завтрашним потребностям, интересам человека.

Первый принципнаучиться познавать, приобретать знания, умение учиться. В условиях перехода к постиндустриальному, информационному обществу этот принцип воплощается в двух тенденциях: выдвижении в образовательном процессе на первый план не только формирования знаний, но и овладения способами самостоятельного труда по их приобретению; возрастающем значении общекультурного аспекта образования, соединении фундаментальной профессиональной подготовки и овладения гуманитарными знаниями.

Второй принцип — научиться делать, научиться работать, приобретать не только профессиональную квалификацию, но и компетентность, являющуюся основой конку­рентоспособности выпускника образовательных учреждений.

Третий принцип — научиться жить вместе, сосуществовать, воспитывать способность к пониманию других людей, народов; развивать знания об их истории, традициях, образе мышления, уважать их ценности. Надо осознать зависимость людей друг от друга; это поможет преодолению препятствий на путях развития цивилизации. Люди должны научиться совместно проектировать свои личные и коллективные действия для разумного и мирного решения возникающих конфликтов. Рассматриваемая тенденция проявляется, в частности, в усилении значимости воспитания толерантности как качества культуры (нравственной, правовой, политической).

Четвертый принцип как бы суммирует образовательно-воспитательную направленность трех предыдущих. Принцип формулируется так: научиться жить с тем, чтобы содействовать развитию собственной личности и быть в состоянии действовать, проявляя независимость, самостоятельность суждений и личную ответственность. Речь идет о тенденции повышения роли образования в раскрытии творческого потенциала личности, в овладении ею способами самостоятельного жизнетворчества, формирования жизненных позиций и перспектив.

Одной из ключевых тенденций является переход к практике непрерывного образования. Идея непрерывного образования как процесса, охватывающего всю жизнь человека, восходит к возникшим в древности учениям о непрерывном духовном совершенствовании человека, его воспитании как члена общества и государства.

Рассмотренные мировые тенденции развития образования имеют достаточно общий характер. В то же время, для развития каждого вида и уровня образования имеют место и свои специфические тенденции, обусловленные их собственными целями, особенностями, характером осуществления и новыми социальными требованиями к уровню подготовки выпускников.

Современные страны должны не только учитывать общие тенденции и принципы развития образования в ХХI веке, но и эффективно их вводить и совершенствовать в соответствии с требованиями времени.

Отметим главные характеристики инновационного процесса:

1) объективный характер, т.е. определение инновационного процесса насущными потребностями исторического времени и естественными законами развития общества;

2) вероятностный характер, т.е. невозможностью учета всех социальных последствий его внедрения, что обусловлено синергетической природой, проявляется в непредсказуемости, скачкообразности и, возможно, непоследовательности новых изменений;

3) рисковый характер, который проявляется в неуверенности в конечных, положительных результатах;

4) системный характер, характеризующийся целостностью, открытостью, мобильностью и нацеленностью на конечный результат;

5) коммуникативный характер, отражающий высокую степень управления и передачи информации, приводящих к инновационным изменениям в других социальных сферах;

6) междисциплинарный характер, который определяется сотрудничеством разноуровневых организаций, привлечением интегративных знаний, умений и навыков.

Инновационные процессы — это не спонтанные процессы, в них самоорганизация дополняется организацией, которая в настоящее время играет доминирующую роль и в которой важнейшая роль принадлежит государству.

Что же такое инновация? Социологический словарь определяет инновации как процесс изменения, связанный с созданием, признанием или внедрением новых элементов (или моделей) материальной или нематериальной культур в определенной социологической системе" И В Бестужев-Лада приводит свою интерпретацию инноваций, определяя ее как разновидность управленческого решения, в результате которого происходят существенные изменения того или и его процесса, явления - технического, экономического, политического, социального или иного. Л Майлс определяет новшество как «специальное новое, особое изменение, от которого мы ждем эффективности при реализации систематических целей». К. Ангеловски дает следующее определение новшества: «Новшества представляют собой определенные сознательные изменения с целью улучшения и развития образовательно-воспитательной технологии».

Инновационные механизмы развития образования включают:

1) создание в педагогическом коллективе творческой атмосферы, без которой усилия отдельных педагогов не получат должной поддержки и не станут системообразующим фактором;

2) пропагандирование интереса к педагогическим новшествам, проведением соответствующих лекций, курсов повышения квалификации;

3) создание материальных фондов и разработка критериев для стимулирующих выплат перспективным сотрудникам, проектов и позитивных нововведений;

4) организация механизмов их всесторонней поддержки, как на базе собственного образовательного учреждения, так и на более масштабных уровнях;

5) интеграцию перспективных и продуктивных инноваций в реально функционирующие образовательные системы.

Таким образом, в последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

Реализация этой цели требует выполнения целого комплекса задач, среди которых основными являются:

1) обучение деятельности — умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий;

2) формирование личностных качеств — ума, воли, чувств и эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

3) формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.

Существующая дидактическая система, не исчерпав своей значимости, вместе с тем не позволяет эффективно осуществлять развивающую функцию образования. В последние годы в работах Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина и многих других педагогов-ученых и практиков сформировались новые дидактические принципы обучения, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего. Основные из них:

1. Принцип деятельности

Основной вывод психолого-педагогических исследований послед них лет заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на “открытие” им нового знания.

Таким образом, основным механизмом реализации целей и задач развивающего обучения является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность. В этом и заключается принцип деятельности. Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом.

2. Принцип целостного представления о мире

Еще Я.А. Коменский отмечал, что явления нужно изучать во взаимной связи, а не разрозненно (не как “кучу дров”). В наше время этот тезис приобретает еще большую значимость. Он означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе — обществе — самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. Естественно, что при этом знания, формируемые у учащихся, должны отражать язык и структуру научного знания.

Принцип единой картины мира в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности в традиционной системе, но гораздо глубже его. Здесь речь идет не просто о формировании научной картины мира, но и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности. Например, если речь идет об экологических знаниях, то учащийся должен не просто знать, что нехорошо срывать те или иные цветы, оставлять после себя мусор в лесу и т.д., а принять свое собственное решение так не делать.

3. Принцип непрерывности

Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

Идея преемственности также не является новой для педагогики, однако до сих пор она чаще всего ограничивается так называемой “пропедевтикой”, а не решается системно. Особую актуальность приобрела проблема преемственности в связи с появлением вариативных программ.

4. Принцип минимакса

Все дети разные, и каждый из них развивается своим темпом. Вместе с тем обучение в массовой школе сориентировано на некий средний уровень, который слишком высок для слабых детей и явно недостаточен для более сильных. Это тормозит развитие как сильных детей, так и слабых.

Чтобы учесть индивидуальные особенности учащихся, часто выделяют 2, 4 и т.д. уровня. Однако реальных уровней в классе ровно столько, сколько детей! Возможно ли их точно определить? Не говоря уже о том, что практически трудно учесть даже четыре — ведь для учителя это означает 20 подготовок в день!

Выход прост: выделить всего лишь два уровня — максимум, определяемый зоной ближайшего развития детей, и необходимый минимум. Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню

Система минимакса является, видимо, оптимальной для реализации индивидуального подхода, так как это саморегулирующаяся система. Слабый ученик ограничится минимумом, а сильный — возьмет все и пойдет дальше. Все остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями и возможностями — они сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму.

Работа ведется на высоком уровне трудности, но оценивается лишь обязательный результат и успех. Это позволит сформировать у учащихся установку на достижение успеха, а не на уход от “двойки”, что гораздо важнее для развития мотивационной сферы.

5. Принцип психологической комфортности

Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя “как дома”.

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка.

Однако психологическая комфортность необходима не только для усвоения знаний — от этого зависит физиологическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, создание атмосферы доброжелательности позволит снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

6. Принцип вариативности

Современная жизнь требует от человека умения осуществлять выбор — от выбора товаров и услуг до выбора друзей и выбора жизненного пути. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.

Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.

С другой стороны, принцип вариативности обеспечивает право учителя на самостоятельность в выборе учебной литературы, форм и методов работы, степень их адаптации в учебном процессе. Однако это право рождает и большую ответственность учителя за конечный результат своей деятельности — качество обучения.

7. Принцип творчества (креативности)

Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы обучения, развивая идеи традиционной дидактики, интегрируют полезные и не конфликтующие между собой идеи из новых концепций образования с позиций преемственности научных взглядов. Они не отвергают, а продолжают и развивают традиционную дидактику в направлении решения современных образовательных задач.

В самом деле, очевидно, что знание, которое ребенок сам “открыл”, наглядно для него, доступно и сознательно им усвоено. Однако включение ребенка в деятельность, в отличие от традиционного наглядного обучения, активизирует его мышление, формирует у него готовность к саморазвитию (В. В. Давыдов).

Обучение, реализующее принцип целостности картины мира, отвечает требованию научности, но вместе с тем реализует и новые подходы, такие, как гуманизация и гуманитаризация образования (Г.В. Дорофеев, А.А. Леонтьев, Л.В. Тарасов).

Система минимакса эффективно способствует развитию личностных качеств, формирует мотивационную сферу. Здесь же решается проблема разноуровневого преподавания, которое позволяет продвигать в развитии всех детей - и сильных, и слабых (Л.В. Занков).

Требования психологической комфортности обеспечивает учет психофизиологического состояния ребенка, способствует развитию познавательных интересов и сохранению здоровья детей (Л.В. Занков, А.А. Леонтьев, Ш.А. Амонашвили).

Принцип непрерывности придает решению вопросов преемственности системный характер (Н.Я. Виленкин, Г.В. Дорофеев, В.Н. Просвиркин, В.Ф. Пуркина).

Принцип вариативности и принцип творчества отражают необходимые условия успешной интеграции личности в современную общественную жизнь.

Таким образом, перечисленные дидактические принципы в определенной мере необходимы и достаточны для реализации современных целей образования и уже сегодня могут осуществляться в основной общеобразовательной школе.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что формирование системы дидактических принципов не может быть завершено, ибо сама жизнь расставляет акценты значимости, и каждый акцент оправдан конкретной исторической, культурной и социальной заявкой.

Важнейшая черта современного обучения — его направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен. Активность, самостоятельность, творчество, способность адаптироваться к стремительным изменениям в мире - это черты личности становятся важнейшими на современном этапе исторического развития. Их формирование требует новых подходов к процессу обучения.

Понятие «подход» в словаре В.И. Даля означает «идти под низ чего-то», т.е. находиться в основе чего-то. Подход определяется идеей, концепцией, принципом и центрируется на основных для него одной или двух-трех категориях. Для системно-деятельностного подхода определяющими являются категории «система» и «деятельность».

Подход в самом общем виде может пониматься как:

1) теоретическое и / или логическое основание рассмотрения, анализа, описания, проектирования, конструирования объекта (структуры, модели, идеи, гипотезы пи т.п.);

2) совокупность способов и приемов осуществления деятельности, адекватных определенной идее или принципам;

3) признак или совокупность признаков качества осуществления деятельности, ее качественная характеристика.

В первом случае понятие «подход» соотносится, согласуется с понятиями «принцип», «позиция», «идея». Во втором - с понятиями «метод», «методика». В третьем - с понятиями «качество», «особенность».

В качестве оснований для выбора подхода принимаются совокупность исходных принципов рассмотрения явления, аксиоматические положения, теории, структурные модели, которые служат методологическим критерием анализа или описания объекта (структура деятельности, построение системы и т.д.). В некоторых случаях использование понятия «подход» связано с поиском специфических оснований для выбора способов и средств практической деятельности в виде признаков, элементов, качественных характеристик, которыми она должна обладать.

В зависимости от выбранного подхода педагог использует определенную совокупность взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности. Чаще всего педагогическая деятельность строится на основе нескольких подходов, которые не должны быть взаимоисключающими. Так, в педагогической деятельности успешно могут применяться системный, деятельностный, личностно-ориентированный, синергетический, компетентностный, структурный, индивидуальный, дифференцированный, праксеологический и некоторые другие подходы.

Множественность подходов, используемых в современной образовательной практике, требует от педагога точного понимания сути каждого из них. Это позволяет выбирать соответствующее технологическое обеспечение, вводить те или иные ориентиры, формы нормирования содержания и организации педагогической деятельности.

В основу государственного образовательного стандарта положены принципы системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход направлен на:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной развивающей среды в системе образования;

обеспечение активной учебно-познавательной деятельности обучающихся;

построение коррекционно-образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

В основе инновационных подходов лежит понимание инновационного обучения как определенной противоположности традиционному (нормативному). М.В. Кларин отмечает: «Значимой особенностью современной системы образования является сосуществование двух стратегий организации обучения - традиционной и инновационной».

Термины «традиционное (нормативное) обучение» и «инновационное обучение» предложены группой ученых в докладе Римского клуба (1978), которые обратили внимание мировой научной общественности на неадекватность принципов традиционного обучения требованиям современного общества к личности, его познавательных возможностей. Соответственно, предоставляются такие толкования этих двух моделей учебной деятельности.

Традиционное обучение - ориентированное на сохранение и воспроизводство культуры, обеспечивает стабильность в социуме за счет преимущественно репродуктивной деятельности ученика, формирования исполнительских способностей, развития внимания и памяти.

Инновационное обучение - стимулирующее новаторские изменения в культуре, социальной среде; ориентированное на формирование готовности личности к динамическим изменениям в социуме за счет развития способностей к творчеству, различных форм мышления, а также способности к сотрудничеству с другими людьми.

Сравнительная характеристика традиционной и инновационной педагогики

Особенности

Традиционная «знаниевая» педагогика

Инновационная «способностная» педагогика

1

Цель

Формирование знаний, умений, навыков

Развитие личности

2

Интегральная характеристика

«Школа памяти»

«Школа развития»

3

Преобладающий тип и характеристика взаимоотношений

Субъект - Объект

Субъект- Субъект

4

Девиз педагога

«Делай как я»

«Не навреди»

5

Характер и стиль взаимодействия

Авторитарность, монологичность, закрытость

Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность

6

Формы организации

Фронтальная, индивидуальная

Групповая, коллективная

7

Формы обучения

Иллюстративно-объяснительные

информационные

Проблемные:

проблемного изложения

частично-поисковый, эвристический

исследовательский

8

Ведущий принцип

«продавливания»

«выращивания»

9

Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником

Репродуктивный, воспроизводящий

Продуктивный, творческий, проблемный

10

«формула обучения»

Знания - репродуктивная деятельность

Проблемная деятельность - рефлексия - знания

11

Способ усвоения

Заучивание, деятельность по алгоритму

Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия

12

Функция учителя

Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний

Организатор сотрудничества, Консультант, управляющий поисковой работой учащихся, консультант

13

Позиция ученика

Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту

Активность, наличие мотива к самосовершенствованию,

наличие интереса к деятельности

В условиях сегодняшнего дня школе необходимо от информационной ориентации перейти к личностно - компетентностной  и преодолеть большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах. Этому, соответственно, и служат активные и интерактивные методы обучения.

      Если традиционный урок направлен на дачу новой информации, то в ходе интерактивного урока учащиеся учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение.

     Таким образом, на интерактивном уроке формируются навыки, необходимые каждому человеку в реальной жизни.

      Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса.

      Помимо этого к интерактивным методам можно отнести    решение и составление различных занимательных заданий: проблемных ситуаций, ребусов, кроссвордов; диспутов, дискуссий, викторин; турниров знатоков, ролевых  и  деловых игр;  работу в малых группах по принципу «мозговая атака» и т.п.

К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых  ученики выполняют проверку чьей-то работы.

Особое внимание уделяю играм, требующим от детей преобразующей и поисковой деятельности.

        Ученики очень любят игры данных групп. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего.

Игровые  ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило,  что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе.

Игровая деятельность в учебном процессе позволяет  реализовать дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие цели.

 В результате применения данных технологий формируются:

- умения разрешать задачи-ситуации;

- коммуникативные навыки социализации;

-умения и навыки мировоззренческой ориентировки;

-навыки адаптации к условиям среды;

-знания и умения в учебно-познавательной, информационной, социально-трудовой   сферах;

-духовное и интеллектуальное саморазвитие, личностный рост учеников.

Итак, основным отличительным признаком инновационных подходов в обучении является их целевая ориентированность на подготовку личности к жизни в условиях современного динамичного общества, что обеспечивает его становление как активного субъекта изменений и инноваций, способного к самостоятельной инициации и реализации инновационной деятельности.



Ресурсы сети Интернет



Деятельностный метод в школе. [Электронный ресурс] — Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/527236/]

Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. [Электронный ресурс] — Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/419748/]

Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении [электронный ресурс] — Режим доступа: [http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]

Закон ДНР «Об образовании» (принят Народным Советом Донецкой Народной Республики 19.06.2015. Постановление № 1-233-НС». [электронный ресурс] — Режим доступа: http://mondnr.ru/?cat=5

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. [электронный ресурс] — Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]

Системно-деятельностный подход в обучении [электронный ресурс] — Режим доступа: [http://chel-siao.narod.ru/]

Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе [электронный ресурс] — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/527236/



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации