Теория и практика современной учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении

2
0
Материал опубликован 4 November 2020

Статью написала: Барабанова Маргарита Александровна

учитель английского языка

Самарский медико-технический лицей



«Теория и практика современной учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении».

Ни для кого не секрет, что вопросы современного образования и воспитания занимают ключевое место в современном мире. Как сделать так, чтобы ребёнок был готов жить в постоянно меняющимся мире и быть в нем успешным? Как подготовить к жизни не просто выпускника, а ценного члена общества, который будет иметь четкую гражданскую позицию и принимать активное участие в жизни своей страны, а может быть и всего мира? Это вопросы кажутся сложными и многозначными, но это именно те вопросы, ответы на которые должны найти мы – учителя.

Разрешите представиться. меня зовут Барабанова Маргарита Александровна. Я работаю учителем английского языка в Самарском медико-техническом лицее. Стаж моей работы – 10 лет. За это время я успела пожить год в Америке по программе обмена, заниматься подготовкой старшеклассников к сдаче ОГЭ, ЕГЭ, TOEFL, различным олимпиадам и международным программам. Мне нравится заниматься саморазвитием и участвовать в конкурсах, вебинарах и курсах повышения квалификации. Я считаю себя успешным учителем. Как учитель английского языка, в своей педагогической практике, я стараюсь применять не только методики и практики, широко распространенные в нашей стране, но и смотрю на опыт зарубежных стран: Китай, Японию, Канаду, Норвегию и США.

Процесс обучения чрезвычайно важен, но, я считаю, что невозможно начать обучение детей, пока не будет доверия. Любые взаимоотношения между людьми строятся на доверии. Если ребёнок не доверяет учителю, не уважает его, то и учёба успешной не получится. Выстраивание взаимоотношений – это долгий и трудоемкий процесс, который занимает месяцы, а иногда и годы. Но это необходимая работа, которая позволит учителю намного успешнее доносить знания до учеников. Чем младше ученики, тем легче с ними построить эти «мостики», на которых будет стоять весь процесс обучения последующие годы. Дети очень чутко улавливают эмоции, они понимают, когда им говорят правду, а когда обманывают, где им улыбаются искренне, а где нет. Поэтому главное правило: нужно быть открытым: открытым к общению, открытым к вопросам, доверие строится на основе взаимопонимания с двух сторон. Поэтому недостаточно просто спрашивать у ребёнка: Как твое настроение? или Как зовут твою собаку? Нужно делиться и частичкой себя. Детям очень интересно узнавать что-то новое обо мне. Я всегда стараюсь с ними делиться интересными историями из своей жизни, путешествий и т.п. Я также не боюсь показать детям, если чувствую грусть или допускаю ошибку. Детям очень важно понимать, что это нормально испытывать иногда грусть или тревогу, допускать ошибки – это всё часть познания. Если не будет промахов и ошибок, то и не будет знаний. Осознав это, они работают на уроках более расслабленно, уходит тревожность, они понимают, что ошибка – это не конец света, никто не будет их ругать, высмеивать или осуждать.

На своих уроках я использую принцип равноправия. Ребёнок является равноправным участником образовательного процесса. Я выстраиваю основу, задаю темп, а дети наполняют наши уроки содержанием. Урок должен быть доступным и интересным. Доступность урока я обеспечиваю, давая каждому ребенку возможность учиться в своем темпе и на своем уровне, прежде всего, предлагая детям самим выбрать уровень сложности задания. Когда я начала работать с разноуровневыми заданиями, я опасалась, что ребята будут выбирать задания «полегче», чтобы поменьше думать и побыстрее их выполнять, но на деле все оказалось иначе. Дети, даже самые маленькие ученики начальных классов, способны оценить уровень своих знаний. Все ребята хотят выполнять самые «сложные» задания, но они к этому не всегда готовы. И какую же радость испытывает ученик, когда к концу темы он смог выполнить сложные задания, хотя в начале у него не все получалось, он допускал ошибки и приходилось дополнительно разбираться со сложными вопросами. Именно в этот момент ученик осознает, что трудолюбие и настойчивость помогают добиться нужного результата, он сам себе создает ситуацию успеха, которая подогревает в нем интерес к учебе и позволяет двигаться дальше.

Принцип доступности в образовании связан не только с когнитивными, эмоциональными и интеллектуальными возможностями каждого ребёнка, но и с возможностями его здоровья. Проблема инклюзивности в образовании является ключевой в современном мире. Принцип инклюзивности гласит – образование должно быть доступно каждому, независимо от возможностей здоровья человека. Это вопрос не только педагогики, но и этики. На бумаге, этот принцип реализуется легко и просто, но на деле, все гораздо сложнее. Как дети принимают ребёнка с особенностями здоровья? Будет ли ему комфортно в рамках обычной школы, где все дети вокруг него могут бегать и резвиться, а он находится в инвалидном кресле? Готовы ли учителя иметь таких детей в классе, с учетом того, что наполняемость класса 30 человек? Реалии нашего времени показывают, что учителя зачастую не готовы к таким детям и наши школы тоже. Мне в этом году посчастливилось (да, именно посчастливилось!) иметь в моих классах деток с особенностями здоровья. В начале было очень страшно, в голове было много вопросов: Справлюсь ли я? Как будут реагировать другие дети? Смогу ли я уделять достаточное внимание всему классу и особенному ребенку, не приведет ли это к тому, что остальные дети будут недополучать знания? Самой большой проблемой для меня оказалось отсутствие специальных знаний о заболеваниях моих учеников. Я понимала, что каждое конкретное заболевание накладывает отпечаток на поведение, характер и соответственно способность к обучению. За все 10 лет работы я ни разу не проходила курсы по обучению детей с ОВЗ, поэтому пришлось искать материалы онлайн, смотреть опыт других стран, где инклюзивное образование хорошо развито. Методом проб и ошибок я нашла необходимый баланс на моих уроках, чтобы все ребята чувствовали себя комфортно, успешно и получали знания на посильном им уровне сложности. Но самое главное, мне удалось сделать так, чтобы особенные дети не чувствовали себя на моих уроках особенными! К ним нет отдельных требований, их не выделяют, они такие же ученики, как и все. И я считаю, что это самое ценное для особенных деток. Они в большинстве своем дети очень чувствительные, иногда даже ранимые, но развитые не по годам, потому что у каждого за плечами своя история борьбы, борьбы за здоровье, за каждый шаг, а зачастую и за жизнь. Поэтому больше всего они хотят быть вместе с другими детьми и не чувствовать себя какими-то другими, не такими как все.

Интерес детей на уроке я поддерживаю правильным подбором материала. Английский язык сам по себе может быть довольно скучным и монотонным предметом, особенно если дело касается грамматики. Усвоение грамматического материала требует много времени на объяснение и отработку. В моем лицее дети учат английский язык начиная с первого класса по 5 часов в неделю, поэтому первые азы грамматики я начинаю преподавать уже в первом классе. Это непросто. Зачастую английская грамматика идет впереди русской, и с временами глаголов, к примеру, дети знакомятся раньше на моих уроках. Каким образом мне удается поддержать интерес детей и привить им любовь к английскому несмотря на сложные грамматические темы? Прежде всего, для отработки грамматического материала я подбираю интересные, близкие для детей темы. Мы не ограничиваемся страницами учебника, хотя там тоже много отличных заданий. Как только я ввела новую грамматическую структуру, объяснила способ её образования и употребления, я подбираю задания, которые связаны с жизнью ребят. Они составляют и потом защищают мини-проекты по теме. Например, если мы проходим грамматический оборот there is / there are, то ребята рисуют и рассказывают о своей комнате, если мы изучаем время Present Simple, то ребята рассказывают про свой день. Грамматический материал усваивается лучше, если он непосредственно связан и жизнью ребёнка и близок ему.

Другая очень эффективная методика, которая выручает меня на уроках – это методика CLIL (Content and Language Integrated Learning) или предметно-языковое интегрированное обучение. Суть этой методики заключается в том, что на уроках английского языка дети изучают программу других школьных предметов. С 1 класса мои ученики изучают 1 раз в неделю математику на английском языке (Mathematics), а со второго класса окружающий мир (Science). Наши учебные пособия издательства Кембридж содержат странички, на которых дети знакомятся с материалом по химии, географии, литературе, биологии, информатике и даже искусствознанию на английском языке. Такой подход делает наши занятия более увлекательными, ребята ждут новых страниц и с удовольствием осваивают новые темы на английском языке. Метод предметно-языкового интегрированного обучения позволяет добиться следующих результатов:

- Изучение языка перестает быть самоцелью, а становится средством изучения и познания окружающего детей мира. Через язык и процесс познания они растут и развиваются, как личности, учатся быть ответственными гражданами, расширяют свой кругозор и становятся всесторонне-развитыми личностями.

- Занятия проходят в необычном формате: групповая и индивидуальная работа, подготовка и защита проектов, составление таблиц и графиков, проведение опытов и экспериментов, что дополнительно повышает мотивацию учащихся.

Другой важной темой современного образования является тема домашнего задания и постоянно увеличивающиеся нагрузки на учеников. Необходимо ли домашнее задание? Как не нарушить баланс и не переложить всю ответственность за обучение детей на плечи родителей? В своей статье я не буду поднимать вопрос объема домашнего задания. Все нормы прописаны в СанПиН и учителя, хотят они того или нет, придерживаются их. Мне хотелось бы затронуть вопрос качества задаваемых домашних заданий. Количество не всегда переходит в качество. Давайте попробуем разобраться почему так происходит. В современной образовательной среде у учителя есть множество разных помощников: интернет-сайты на которых можно найти любые видео, презентации, интерактивные игры и тренажёры, которые должны помочь ребятам в изучении сложных тем школьной программы. Добавим к этому различные печатные издания: методички к учебникам, сборники, темы, правила – всё это призвано помочь учителю и ученику. Так ли всё это полезно? Мой ответ – да! Но только если всё это используется разумно, в системе и не заменяет «живого» общения на уроке. Я считаю, что домашнее задание не должно быть большим, оно должно быть посильным (ребёнок должен справиться с ним без помощи родителей или репетитора), четко сформулированным и обязательно объясненным детям, содержать только ранее изученный материал и быть направленным на углубление полученных на уроке знаний. Конечно, есть задания, которые требуют больше времени (например, подготовка устного высказывания по теме) или помощи взрослых (при подготовке проектов, не все дети умеют и любят рисовать, вырезать или лепить), но они не должны случаться каждую неделю и должны проходить под постоянным контролем учителя. Когда ребята готовятся к какому-то проекту, предположим, по предмету Science, я их об этом предупреждаю в начале темы. В сентябре и октябре с моими 3 классами мы работали по теме Растения. Ребята узнали, что в конце темы (на последней неделе первой четверти) они будут представлять свои проекты и рассказывать о растении, которое они выбрали. Сентябрь мы посвятили изучения новой лексики и языкового материала, который поможет ребятам в подготовке собственного проекта. Начиная с октября, дети стали каждую неделю получать мини-задания: 1) Выбрать растение 2) Найти о нем основную информацию (где растет, какие части имеет, чем интересно) 3) Найти, чем это растение полезно для человека или окружающей среды, как его можно использовать. 4) Нарисовать (или распечатать) свое растение и рассказать о нем по плану. На последнем этапе подготовки ребята получают план, по которому рассказывают и растении (в плане вся информация, которую мы изучали в теме, знакомая детям). Разбивая одно большое задание на несколько маленьких я достигаю следующих целей: 1) Дети постоянно работают над темой, повторяют лексику. 2) Дети запоминают информацию небольшими блоками, что позволяет запоминать более осознанно и качественно. 3) Дети имеют план и визуальную опору, которые помогают им при выступлении. 4) Снимается тревожность. Ребята понимают, что они всё успеют выучить, тем самым создается ситуация успеха. 5) Я контролирую и направляю ребят в процессе подготовке к защите проектов, тем самым имея возможность уделить больше внимания ученикам, которым это необходимо. Как показывает практика, 100 процентов ребят справляются с такими заданиями. 90 % из них получают наивысший балл, что добавляет им уверенности в своих силах.

И, в заключении, я хотела бы поделиться своими мыслями о опытом о дистанционном обучении. Такой формат дался нам всем нелегко, но как из любого опыта, я сделала выводы и взяла для себя самое интересное и полезное.

Для проведения онлайн-уроков я пользовалась платформой Zoom.

Преимущества: 1. Понятный интерфейс, простота использования (для учителя). 2. Наличие большого спектра специальных средств и возможностей (демонстрация экрана, совместное использование доски, включение / отключение звука / видео во время конференции, возможность создавать сессионные залы для работы в парах и малых группах).

Недостатки: 1. Проблемы с безопасностью подключения (часть проблем уже была исправлена). 2. Проблемы со связью: сбои, плохое качество звука и картинки видео (это не проблема конкретной платформы, а российского интернета и его неготовности к таким нагрузкам в целом).

Недостатки для работы с детьми 2 классов: 1) Невозможность самостоятельного подключения (дети 7-8 лет не обладают такими навыками), необходим постоянный контроль родителей.

Для закрепления полученных навыков я пользовалась образовательной платформой Кембридж (CLMS).

Преимущества: 1. На данной платформе выбирается курс, с которым работает класс, и можно проверять именно изученный материал. 2. Детям можно выдавать задания на платформе, есть форма обратной связи. 3. Наличие большого спектра инструментов: можно скрывать ещё неизученные темы, настраивать критерии оценки и комментировать выполненные задания каждому ученику, видеть, как прогресс отдельного ученика, так и целого класса по всему курсу и по отдельно взятым темам. 4. Для меня данная система полностью заменила работу в печатной рабочей тетради, что сэкономило много времени на проверку присланных фото с заданиями. 5. По отзывам детей, им в этой системе нравится работать. 6. Большое разнообразие заданий, позволяющих проверять навыки аудирования, письма (печатания) и чтения.

Недостатки: 1) Сложная система регистрации (как для учителя, так и для родителей учеников). 2) Ввиду огромного наплыва желающих заниматься, постоянные сбои в работе.

Недостатки для работы с детьми 2 классов: 1) Невозможность самостоятельного входа в систему (дети 7-8 лет не обладают такими навыками), необходима постоянная помощь родителей.

Для проверки сформированности навыков я пользовалась конструктором тестов flexiquiz.

Преимущества: 1. Понятный интерфейс. 2. Простота использования. 3. Хороший набор средств для редактирования. 4. Возможность настраивания критериев оценки и автоматической проверки тестов.

Недостатки: 1. Требуется большое количество времени на создание одного теста (около 2 часов). 2. Бесплатная версия не дает право доступа ко всем инструментам, а платная версия имеет высокую стоимость. 3. Для прохождения теста нужно подключение к интернету.

Недостатки для работы с детьми 2 классов: 1. Необходима помощь родителей, т.к. не все дети во 2 классе хорошо печатают.

В дистанционном обучении я использовала следующие формы работы: онлайн уроки, уроки работы на платформе Кембридж, самоподготовка к тесту. Домашние задания проверялись в виде: фото, аудио записей (чтение отрывка книги), видео (пересказы, проекты), работы на платформе Кембридж.

По результатам проведенной работы я могу сделать вывод, что Российская система образования не готова к переходу на постоянное дистанционное обучение из-за отсутствия стабильного и качественного подключения в интернету, достойных и качественных российских интернет-платформ со значимым и качественным наполнением, способные выдержать большой наплыв учащихся (как например платформа canvas, на которой сейчас обучаются американские школьники) отсутствия технических средств как у детей, так и у учителей.

Процесс обучения и воспитания сложен, многогранен и динамичен. Невозможно его познать и понять на 100 %, но можно к этому приблизиться, если мы будем постоянно работать над собой, познавать новое и делиться своими находками и достижениями.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации