Статья на тему «Теория и практика современной воспитательной работы в коррекционной школе»
Алексеева А.В.
воспитатель
ГБОУ «Новобрянская СКОШИ»
Теория и практика современной воспитательной работы в коррекционной школе
«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».
Макаренко А.С.
Понятие воспитание имеет множество определений. Каждое раскрывает свой особый контекст.
Воспитание в широком смысле – передача накопленного социального опыта, норм, ценностей от старших поколений младшим.
Воспитание в узком смысле – специально организованное воздействие на человека со стороны общественных институтов (педагога) с целью формирования у него определенных качеств личности, ценностей, норм, взглядов и т.д.
Воспитание как общественное явление – сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества; в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений (Лихачев Б.Т.).
Воспитание – есть управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий. Авторы этого определения Х.Й.Лийметс и Л.И.Новикова, точно и коротко сформировали главную цель воспитания – развитие личности.
Цель воспитания – это те изменения в личности детей, которые педагоги стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Это ожидаемый,
планируемый результат воспитательной деятельности.
Результат воспитания – это те изменения в личностном развитии детей, которые взрослые (родители или педагоги) получили в процессе их воспитания.
В коррекционной школе система воспитательной работы подразумевает работу по всем необходимым направлениям. Важно их перечислить:
- Личностное развитие, основы социализации и общения;
- Охрана здоровья и физическое развитие;
- Основы профессионального самоопределения и трудового воспитания;
- Развитие творческого воображения;
- Основы гражданского самосознания;
- Основы безопасности и жизнедеятельности;
- Эстетическое воспитание;
- Экологическое воспитание;
- Духовно-нравственное воспитание;
- Патриотическое воспитание.
Кроме этих важных направлений развития личности, нельзя забывать и о
профилактике различных явлений. В современные воспитательные программы важно включать такие направления как:
- Изучение правил дорожного движения;
- Гендерное воспитание;
- Профилактика агрессии;
- Профилактика суицидов;
- Профилактика конфликтов;
- Профилактика употребления ПАВ;
- Профилактика интернет зависимости;
- Формирование ЗОЖ.
При проведении занятий важно использовать такие методы как: беседы-дискуссии, откровенный разговор, аналитическая беседа, тестирование, работа с анкетой, создание игровых ситуаций, их последующий анализ, игры, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, шуточные олимпиады, спортивные состязания, моделирование ситуаций, инструктажи. Нельзя и забывать о практике, важно прививать навыки самообслуживания, личной гигиены, ухода за собой и за своим жилищем.
Плановая систематическая работа по всем направлениям с использованием
педагогических технологий способствует формированию всестороннеразвитой личности, способной ориентироваться во взрослой жизни.