Теория и практика в учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения
Теория и практика современной учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении
Образовательный процесс направлен на обучение и воспитание всесторонне развитой личности гражданина-патриота в условиях внедрения новых образовательных стандартов. В теории предполагается, что учащийся, освоивший полный курс среднего общего образования, готов к обучению в высшем учебном заведении и с легкостью справляется со всеми поставленными задачами.
Имея опыт работы в школе 15 лет, 11 из которых в одном учреждении, могу сказать, что условия обучения, стандарты, требования в нашей стране менялись намного чаще, чем это позволено. На сегодняшний день мы работаем в Донецкой Народной Республике, где в 2020 году утверждены новые образовательные стандарты. К слову, сменили они стандарты 2018 года. До 2014 года в стране Украине, в которой мы работали и учились, обучение происходило на украинском языке, где была совершенно другая система оценивания.
Конечно, педагоги и учащиеся вынуждены перестраиваться и адаптироваться под условия государства, в котором проживают. Только вот изменения происходят настолько быстро, что сложно выработать четкую систему работы. Необходимо быть гибким, в том числе и учащимся. На мой взгляд, теория и практика все же отличаются в сущности своей. Примером может послужить государственная итоговая аттестация. Учащиеся не усваивают знания по предметам, которые им пригодятся в жизни и в дальнейшем обучении, а готовятся к успешной сдаче экзамена. А как сдают? Их практически обыскивают при входе в пункт проведения экзамена, “глаз не спускают”, так сказать. Психологически довольно-таки сложно преодолеть барьер и успешно справиться с заданиями. Пугает не объем подготовки материала, а его уровень. Государственная итоговая аттестация, предположим по биологии, содержит задания, которые учащиеся не изучают в программе среднего общего образования, а только на 1-2 курсе медицинского института. Конечно, работаем на опережение. Почему нельзя научить детей, а потом просто проверить их знания согласно программе обучения? Поверьте, это тоже нелегко.
Теория и практика невозможны друг без друга, но в то же время между ними пропасть. Наша задача, как педагогов, донести до детей значимость теории в применении ее на практике. Обогащать преподаваемый теоретический материал, примерами из жизни, демонстрировать, давать попробовать, ощутить, повторить. Для этого мы используем всевозможные образовательные технологии. Особенной популярностью сейчас пользуется ИКТ, метапредметные связи, мультимедийные технологии.
Если обучение-это прямая обязанность учителя, то в процессе воспитания он играет не ключевую роль. Семья, общество, окружение, СМИ, Интернет, школа -все это оказывает непосредственное влияние на учащегося. Однако, не исключается воспитание на собственном примере, включая пример учителя.
Современный образовательный процесс развивается, совершенствуются педагогические технологии. Надеюсь, что теория и практика будут дополнять друг друга и дальше, чтобы получился высокий результат-образование.А оно, как известно, остается с человеком на всю жизнь.