Теория вероятности в задачах авиации
Теория вероятностей в задачах авиации.
Образовательное учреждение: ГБОУ РО «Неклиновская ОШИ с ПЛП имени 4-ой КВА».
Предмет: алгебра и начала математического анализа.
Учитель: Франк М.В. – учитель математики ГБОУ РО «Неклиновская ОШИ с ПЛП имени Четвёртой КВА».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (бортовой журнал).
Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими следующих результатов.
Личностных:
умение ставить перед собой цель, планировать деятельность;
обретение веры в себя, в свои потенциальные возможности;
реализация конкретных индивидуальных способностей;
приобретение опыта по принятию ответственности за свои решения.
Метапредметных:
- познавательная деятельность:
- изложение информации, интерпретируя факты, разъясняя значение и смысл теории;
- умение перефразировать мысль или условие задачи (объяснить «иными» словами);
- использование различных методов (опыт, наблюдение);
- осуществление переноса знаний в изменённую ситуацию, умение видеть задачу в контексте проблемной ситуации;
- информационно – коммуникативная:
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, признавать право на иное мнение;
- отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
- проведение информационно – смыслового анализа задания (текста).
рефлексивная:
- умение самостоятельно определять цель учебной деятельности;
- овладение навыками самоконтроля и оценки своей деятельности;
- совершенствование умения совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками.
Предметных:
- осмысление и правильное употребление терминов: теория вероятностей, опыт, событие (исход), случайные, несовместные и независимые события;
- знание и применение теорем вероятностей (базовый и повышенный уровень);
- умение формулировать учебную тему и учебные задачи, используя математическую терминологию.
- подготовка к ЕГЭ.
Ход урока.
I. Организационно – мотивационный этап.
Учитель: Добрый день! Человек ежедневно в своей практической деятельности сталкивается со случайными явлениями. Например, полет самолета на заданной высоте. Теоретически он летит горизонтально, равномерно и прямолинейно. Фактически полет сопровождается отклонением центра массы самолёта от теоретической траектории и колебаниями самолета около центра массы. Эти отклонения и колебания случайны и обусловлены множеством факторов.
Рабочие процессы в бортовых системах летательных аппаратов, как правило, описывается случайными характеристиками и функциями.
Вы уже догадались, что сегодня на уроке продолжим изучать теорию вероятностей. Для этого отправимся в полет в качестве лётчиков – наблюдателей на военном самолёте Су-35. Внимание на экран!
Ученик (презентация): Самолет СУ-35 известен как многоцелевой истребитель, имеющий возможность проявить лучшие свои качества в противостоянии с воздушным противником. Он также может наносить мощные удары высокой точности с дальних расстояний по целям на земле, на море и в воздухе.
Этот самолет, разработанный в ОКБ имени Сухого, относится к поколению 4++ и обладает техническими и боевыми характеристиками почти на уровне самолета пятого поколения.
Основные характеристики самолета Су-35:
Размер крыла - 14,70 м.
Длина самолета – 22,18 м
Высота самолета – 6,35 м
Площадь крыла - 62,00 м2.
Пустой самолет имеет массу 19 т, рабочая взлётная масса – 25 т, максимальная масса – 34 т, загрузка топлива – 11 т.
Тип двигателя - 2 ТРДДФ АЛ-31ФМ.
Максимальная скорость:
- у земли – 1400;
- на большой высоте – 2440 км/ч.
Учитель: Воспитанники, к полёту готовы? Экипажи, получите задание: «Теория вероятностей в задачах авиации». (Тема урока).
- Доложите о намерениях (учащиеся формулируют цель и задачи полёта).
В ходе полёта будете вести бортовой журнал лётчика – наблюдателя. Возьмите бортовой журнал, и как настоящие летчики, запишите свои ФИ и внимательно изучите маршрут. Во время выполнения «боевого» задания, не забывайте записывать результаты в бортовой журнал.
II. Этап систематизации и актуализации знаний.
Учитель: Проверяем готовность к полёту.
Фронтальный опрос.
Задание 1.
Продолжите определение:
1) Теория вероятностей – математическая наука, изучающая закономерности … (случайных событий и случайных величин при массовом их появлении).
2) Случайное событие – любое событие, которое может … (произойти или не произойти в результате опыта). Приведите пример.
3) Опыт (испытание) – действие, которое можно повторить большое число раз в одинаковых условиях и результат которого … (нельзя предугадать заранее). Приведите пример.
4) Событие (исход) – возможный … (результат опыта (испытания)). Приведите пример.
5) События называются несовместными, если в одном испытании … (появление одного события исключает появление другого). Приведите пример.
6) События называются совместными, если в одном испытании … (появление одного из событий не исключает появление и другого). Приведите пример.
7) Событие А называется зависимым от события В, если вероятность события А … (зависит от того, произошло событие В или нет). Приведите пример.
8) Вероятность события p равна отношению … (числа благоприятных исходов m к числу всевозможных исходов n).
9) Вероятность события А, вычисленная при условии, что имело место другое событие В называется … (условной вероятностью события А и обозначается Р (А\В)).
Задание 2.
Очевидно, что каждое из этих событий обладает какой-то степенью возможности. Для того, чтобы количественно сравнивать между собой события по степени возможности, нужно с каждым событием связать определенное число.
- Чему равна вероятность достоверного события?
- Чему равна вероятность невозможного события?
- В каком диапазоне изменяется вероятность любого случайного события?
Учитель: Молодцы! Отлично выполнили задание. Внимание! "Режим взлетный, экипажу - взлетаем".
Первое задание.
Для беспрепятственного полета над некоторой территорией самолет, приближаясь к ней, обязан послать по радио парольную кодовую группу из пяти элементов (точек, тире). Какова вероятность того, что радист, не знающий парольной группы, угадает ее, передав какую-то группу наугад?
Решение. Общее число исходов n - это количество парольных кодовых групп, то есть комбинаций из 5 элементов (точек, тире). Первым символом кода может быть точка или тире (2 варианта), вторым - тоже точка или тире (2 варианта), для третьего, четвертого и пятого символов тоже два варианта выбора (для каждого).
Всего способов составить код существует n = 2•2•2•2•2 = 32.
Количество благоприятных исходов m = 1 (верный пароль всего один). Тогда искомая вероятность верно угадать пароль равна:
Ответ: 0,03125.
Второе задание.
По самолету производится три выстрела. Вероятность попадания при первом выстреле равна 0.6, при втором – 0.7, при третьем – 0.8. При одном попадании, самолет сбит с вероятностью 0,3, при двух – с вероятностью 0.5, при трех – самолет будет сбит наверняка. Какова вероятность того, что самолет будет сбит?
Решение:
Событие А1 – при первом выстреле было попадание. Р (А1) = 0,6
Событие А2 – при втором выстреле было попадание. Р (А2) = 0,7
Событие А3 – при третьем выстреле было попадание. Р (А3) = 0,8
Событие В0- было 0 попаданий,
Событие В1 - одно попадание,
Событие В2 - два попадания,
Событие В3- три попадания.
Найдем вероятности этих событий.
Р(В0) = (1- Р (А1))( 1- Р (А2))(1 - Р (А3)) = 0,4•0,3•0,2 = 0,024
Р(В1) = Р(А1 3) + Р( А2 ) + Р( А3) = 0,6•0,3•0,2 + 0,4•0,7•0,2 + 0,4•0,3•0,8 = 0,188
Р(В3) = Р (А1) Р (А2) Р (А3) = 0,6•0,7•0,8 = 0,336
Р(В2) = 1- (Р (В0)+ Р (В1) + Р (В3)) = 1 – 0,548 = 0,452.
Пусть событие С - самолет сбит. Заданы условные вероятности:
Р(С/В0) = 0; Р(С/В1) = 0,3; Р(С/В2) = 0,5; Р (С\В3)= 1.
Найдем вероятность того, что самолет сбит, по формуле полной вероятности:
Р(С) = Р(В0) Р(С/В0) + Р(В1) Р(С/В1) + Р(В2) (С/В2) + Р(В3) Р(С/В3) = 0+ 0,188•0,3 + 0,452•05 + 0,336•1 = 0,6184.
Ответ: 0,6184.
Третье задание.
Самолет, вылетающий на задание, создает радиопомехи, которые с вероятностью 0.3 "забивают" радиосредства системы ПВО. Если радиосредства "забиты", то самолет проходит к объекту необстрелянным, сбрасывает бомбы и поражает объект с вероятностью 0.9. Если радиосредства системы ПВО "не забиты", то самолет подвергается обстрелу и сбивается с вероятностью 0.6. Найти вероятность того, что объект будет разрушен.
Решение.
Обозначим события: А - радиосредства ПВО "забиты", В - самолет поражает объект. Заданы вероятности:
Р(А) = 0,3; Р(В\А) = 0.9; Р(/) = 0,6.
Р(В) = Р(А)• Р(В\А) + Р()• Р(В\) = 0,3•0,9 + 0,7 •0,4 = 0,55.
Ответ: 0,55.
III. Подведение итогов.
Учитель: Полёт подходит к концу. Экипажи отлично справились с поставленными «боевыми» задачами. Сегодня все очень хорошо поработали. Для кого-то эта тема была повторением или обобщением, а кто-то для себя открыл что-то новое. Оцените свой полёт в бортовом журнале лётчика – наблюдателя.
Домашнее задание.
- Повторить теорию.
- Составьте задачи по теории вероятностей для экипажа боевого самолёта.
Рефлексия.
Вернитесь в начало урока, вспомните цель и задачи урока.
- Достигли? Кто хочет поделиться своими результатами.
- Поделитесь фактом из урока, который Вас удивил.
- Какие вопросы остались без ответа?
Очень хочется, чтобы сегодняшнее занятие вам пригодилось в жизни, и помогло при подготовке к сдаче экзамена. Спасибо за урок! До новых встреч.
Источники информации.
1. https://fb.ru/article/219112/su--tehnicheskie-harakteristiki-istrebitel-vvs-rossii
2. https://vesdoloi.ru/teoriya-veroyatnosti-v-povsednevnoy-zhizni
3. С.С. Тарасова «Теория вероятностей в задачах авиационно-космической техники». Учебное пособие. Макс – Пресс. М:2018
Приложение.
Бортовой журнал лётчика – наблюдателя СУ-35
К полёту готов ФИ
Маршрут «Теория вероятностей в задачах авиации».
Цель:
Задачи:
Взлёт. | Время |
Теория. | |
Практика (боевое задание) | |
Первое задание. Для беспрепятственного полета над некоторой территорией самолет, приближаясь к ней, обязан послать по радио парольную кодовую группу из пяти элементов (точек, тире). Какова вероятность того, что радист, не знающий парольной группы, угадает ее, передав какую-то группу наугад? | |
Второе задание. По самолету производится три выстрела. Вероятность попадания при первом выстреле равна 0.6, при втором – 0.7, при третьем – 0.8. При одном попадании, самолет сбит с вероятностью 0,3, при двух – с вероятностью 0.5, при трех – самолет будет сбит наверняка. Какова вероятность того, что самолет будет сбит? | |
Третье задание. Самолет, вылетающий на задание, создает радиопомехи, которые с вероятностью 0.3 "забивают" радиосредства системы ПВО. Если радиосредства "забиты", то самолет проходит к объекту необстрелянным, сбрасывает бомбы и поражает объект с вероятностью 0.9. Если радиосредства системы ПВО "не забиты", то самолет подвергается обстрелу и сбивается с вероятностью 0.6. Найти вероятность того, что объект будет разрушен. | |
Посадка | |
Общая продолжительность полёта ч. мин.
Резерв горючего на 1 час 30 мин
Безопасная высота полёта по прибору 950 м.
Оценка полёта: