12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петренко Наталья Борисовна2007
14 лет преподавала в средней школе русский язык и литературу. С 2002 года работаю в адаптированной школе-интернате. Преподаю русский язык, чтение, являюсь классным руководителем. Высшая квалификационная категория с 2000г.
Россия, Новгородская обл., пос.Кулотино

Тест по русскому языку для учащихся 9 класса

Итоговая проверка знаний в конце учебного года

Автор-составитель: Петренко Наталья Борисовна, учитель русского языка и чтения Государственного областного бюджетного общеобразовательного учреждения «Адаптированной школы-интерната №5» п.Кулотино Окуловского района Новгородской области


Цель: проверить и оценить качество усвоения изученного в 9 классе материала по русскому языку.


Краткое описание: в тесте представлены разноуровневые задания по темам, изученным в 9 классе по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М.Бгажноковой. Авторы программы по русскому языку: А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова).

Учебник: Русский язык. 9 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений вида/Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова. - М.: Просвещение, 2013.

Тест составлен в соответствии с методическими рекомендациями и требованиями к дидактическому тесту А.Н.Майорова и позволяет проверить качество усвоения изученного материала по основным темам 9 класса.

Пояснительная записка

Тестовые задания разработаны с целью итоговой проверки и оценки знаний обучающихся 9 класса. Т.к. программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М.Бгажноковой, по которым осуществляется обучение, построены по концентрическому принципу, и к окончанию 9 класса образовательная область «Язык и речь», формируемая Федеральным компонентом учебного плана, уже изучена полностью, данный тест позволяет проверить и оценить знания обучающихся не только за текущий учебный год, но и за предыдущие годы обучения.

Тест состоит из 23 вопросов. Задания теста охватывают следующие изученные темы: состав слова (1-4 задание); имя существительное (5-8); имя прилагательное (9-11); местоимение (12-13); глагол (14-18); наречие (19-20); имя числительное (21); предложение (22-23).

Каждое задание предваряется инструкцией для обучающихся, в которой содержится указание на конкретное действие для выполнения задания (обведи кружком, соедини линиями, допиши ответ и т.п.)

В тест включены разноуровневые задания закрытого и открытого типа.

К заданиям закрытого типа множественного выбора относятся задания №I, II, III, V, VI, VIII, IX, X, XI, XII, XIV, XV, XVIII, XXII, XXIII.

Задания с альтернативным ответом – XVI, XX.

Задания на установление соответствия - IV, XIII, XIX.

Задания №VII, XVII, XXI являются заданиями открытого типа на дополнение и предполагают самостоятельную формулировку учащимися ответов с учетом предусмотренных ограничений.

Оценка выполненных заданий осуществляется исходя из уровня сложности:

1 уровень - лёгкие – 1 балл;

2 уровень – задания средней трудности – 2 балла;

3 уровень – трудные – 3 балла.

Уровень сложности заданий и рейтинговая оценка каждого задания в баллах определены с учетом психофизических особенностей умственно отсталых школьников исходя из личного опыта и многолетних наблюдений.

Так, задания закрытого типа с множественным ответом оцениваются в 1 балл. Задания №VI, VIII, XII, XVIII подразумевают обработку нескольких рядов данных и требуют более сложных мыслительных операций, чем другие задания того же типа, поэтому их можно оценить в 2 балла.

Так же в 2 балла можно оценить задания с альтернативным ответом (XVI, XX).

По нашим наблюдениям изучение синтаксических конструкций и пунктуации в адаптированных школах часто вызывает серьёзные затруднения, поэтому задания закрытого типа с множественным ответом №XXII и №XXIII оценены в 3 балла.

Задания на установление соответствия (IV, XIII, XIX) также являются достаточно сложными для школьников с нарушениями интеллекта и оцениваются в 3 балла.

Самыми сложными общепризнано считаются задания открытого типа (в тесте - №VII, XVII, XXI), их максимальная оценка – 3 балла, но на наш взгляд, оценивать эти задания необходимо дифференцированно:

- за правильный ответ и записи без ошибок - 3 балла;
- за правильный ответ, но записи с ошибками – 2 балла; 
- за частичный ответ (за каждую правильную запись) - 1 балл.

В остальных случаях выставляется 0 баллов.

В данном тексте легкие задания составляют 52% (12 заданий) - макс. 12 баллов; задания средней трудности – 26% (6 заданий) – макс. 12 баллов; трудные – 22% (5 заданий) – макс. 15 баллов. За правильное безошибочное выполнение теста можно максимально получить 39 баллов.

При выставлении оценки используются следующие критерии:

оценка «5» выставляется за 80 – 100 % от общего числа баллов (от 31 до 39 баллов);

«4»: 70 – 79 % (от 27 до 30 баллов);

«3»: 50 – 69 % (от 20 до 29 баллов);

«2»: менее 49 % (менее 19 баллов).

Таким образом, тест можно считать достаточно сложным: чтобы получить положительную оценку, испытуемому недостаточно выполнить только лёгкие задания, он должен попробовать справиться с заданиями и более сложного уровня. Это позволяет проверить и объективно оценить знания учащихся по русскому языку на выпуске из 9 класса.

Максимальное время на выполнение теста – 60 минут (из расчета: легкие задания – 1-2 минуты; задания средней трудности – 2-3 минуты, трудные – 3-4 минуты), но практика показывает, что на выполнение подобного теста хватает 40 минут, что соответствует продолжительности урока в адаптированных школах и коррекционных классах VIII вида.

Тестовые задания

Обведи кружком номер правильного ответа

I. Общая часть родственных слов называется

1. Приставкой;

2. Суффиксом;

3. Корнем;

4. Окончанием.

Обведи кружком номер правильного ответа

II. Укажи лишнее слово:

1. Лесник;

2. Леший;

3. Лисий;

4. Лесничий.

Обведи кружком номер правильного ответа

III. К сложным словам не относится:

1. Смородина;

2. Водопровод;

3. Утконос;

4. Жизнерадостный.

Соедини линиями

IV. Соотнесите сложносокращённое слово с его значением:

1. СМИ             а) Министерство по чрезвычайным ситуациям

2. ООН             б) Правила дорожного движения

3. МЧС             в) Средства массовой информации

4. ПДД             г) Организация Объединенных Наций

Обведи кружком номер правильного ответа

V. Укажите ошибку в употреблении множественного числа имен существительных:

        1. Бухгалтер – бухгалтеры;

        2. Учитель – учителя;

        3. Адвокат - адвокаты;

        4. Слесарь – слесаря.

Обведи кружком номер правильного ответа

VI. Укажите вариант, в котором пишется буква Е:

1. Узор на ткан…

2. Прочитал в книг…

3. Сорвал с ветк…

4. Цветы сирен…

Допиши ответ

VII. Впишите род несклоняемых существительных:

      Широкая авеню – …………………

      Просторное фойе - ………………..

      Серый кенгуру - …………………..

      Анна Федорчук - ………………….

Обведи кружком номер правильного ответа

VIII. Выбери из предложения существительное нарицательное, 1 склонения: На планете Земля всегда должны быть мир и согласие!

1. На планете;

2. Земля;

3. Мир;

4. Согласие.

Обведи кружком номер правильного ответа

IX. Укажи имя прилагательное:

1. Столовая;

2. Твой;

3. Чудесный;

4. Двадцатый.

Обведи кружком номер правильного ответа

X. Признак по принадлежности обозначает прилагательное:

       1. Золотой;

       2. Молодой;

       3. Осенний;

       4. Заячий.

Обведи кружком номер правильного ответа

XI. Укажи ошибку в окончании прилагательного:

1. Дремучий лес;

2. В дремучим лесу;

3. За дремучим лесом;

4. Дремучего леса.

Обведи кружком номер правильного ответа

XII. Укажи начальную форму выделенного местоимения:

Грамота давалась мне легко, дедушка смотрел на меня всё внимательнее и реже сёк меня.

1. Мы;

2. Я;

3. Ты;

4. Он.

Соедини линиями

XIII. Определите падеж данных местоимений:

1. Тобой            а) Р.п.

2.  Вы                б) Д.п.

3.  Ему               в) Т.п.

4.  Её                 г) И.п.

Обведи кружком номер правильного ответа

XIV. Укажите глагол в прошедшем времени:

1. Грустит;

2. Радовался;

3. Удивится;

4. Будет веселиться.

Обведи кружком номер правильного ответа

XV. В неопределённой форме стоит глагол:

1. Помирится;

2. Помиритесь;

3. Помириться;

4. Помиришься.

Обведите кружком вариант ответа «Да» или «Нет», который вы считаете правильным

XVI. Определите морфологические признаки глагола:

          Мы радуемся хорошему тёплому дню.

          Является неопределённой формой глагола

                  Да           нет

         Стоит в прошедшем времени

                 Да             нет

         Относится к 1 лицу

                 Да            нет

        Стоит во множественном числе

                 Да             нет

 

 

Допиши ответ

XVII. Образуйте повелительную форму от данных глаголов:

      Доверить – …………..

      Спрятать – ……………

      Вернуть – ……………

      Улыбнуться – …………

Обведи кружком номер правильного ответа

XVIII. Укажите слово, в котором нужно вставить Ь:

По лесенке знаний вы сможете скоро

Достичь недоступной морской глубины,

Спустит(?)ся под землю, взобрат(?)ся на горы

И даже добрат(?)ся до звёзд и луны.

1. Во всех словах;

2. Спустит(?)ся;

3. Взобрат(?)ся;

4. Добрат(?)ся.

Соедини линиями

XIX. Соотнеси слово с частью речи, которой оно выражено:

Жители русского села Палех издавна занимались росписью по дереву.

1. Русского;             а) имя существительное

2. Издавна;              б) глагол;

3. Росписью;            в) наречие;

4. Занимались          г) имя прилагательное.

Обведите кружком букву

XX. Обведите кружком букву «а» или «о», которую нужно вставить в слово:

         Сгоряч(?)                              а или о

         Начист(?)                              а или о

         Слев(?)                                 а или о

         Направ(?)                              а или о

Допиши ответ

XXI. Запиши словами числительные:

      51 -

      17 -

      614 –

      172 –

Обведи кружком номер правильного ответа

XXII. Объясни постановку запятой в предложении:

Никогда нельзя с точностью указать минуту, когда пришла к тебе любовь.

1. Предложение с однородными членами;

2. В предложении используется обращение;

3. Запятая разделяет части сложного предложения;

4. Запятая не нужна.

Обведи кружком номер правильного ответа

XXIII. Найди сложное предложение:

1. Из-за горизонта надвигались облака и постепенно закрывали всё небо.

2. Желаю вам цвести, расти, копить, крепить здоровье.

3. Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лёг первый мороз.

4. Широко ты, Русь, по лицу земли в красе царственной развернулася.

Правильные ответы:

I. – 3

II. - 3

III. – 1

IV. СМИ - средства массовой информации

ООН - Организация Объединенных Наций

МЧС - министерство по чрезвычайным ситуациям

ПДД - правила дорожного движения

V. - 4

VI. – 2

VII. Широкая авеню – ж.р.

Просторное фойе – с.р.

Серый кенгуру – м.р.

Анна Федорчук – ж.р.

VIII. - 1

IX. – 3

X. – 4

XI. - 2

XII. – 2

XIII. Определите падеж данных местоимений:

Тобой - Т.п.

Вы - И.п.

Ему - Д.п.

Её - Р.п.

XIV. - 2

XV. – 3

XVI. нет; нет; да; да

XVII. Доверить – доверь(те)

Спрятать – спрячь(те)

Вернуть – верни(те)

Улыбнуться –улыбни(те)сь

XVIII. – 1

XIX. Русского - имя прилагательное

Издавна - наречие

Росписью - имя существительное

Занимались - глагол

XX. а; о; а; о

XXI. 51 – пятьдесят один

17 - семнадцать

614 – шестьсот четырнадцать

172 – сто семьдесят два

XXII. - 3

XXIII. - 3

Источники:

В тесте использованы предложения из текстов русских писателей и поэтов: Ю.Казакова, И.Никитина, М.Пришвина, С.Маршака, И.Тургенева, М.Горького, К.Ибряева.

Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). – М., «Интеллект-центр», 2001. – 296 с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.