Тест по истории в формате ЕГЭ 2022 г
Вариант ЕГЭ по истории
(на основе демонстрационного варианта 2022 г)
Часть 1
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ |
| ГОДЫ |
А) Куликовская битва Б) Курская битва В) «битва народов» Г) битва на Калке |
| 1) 1223 г. 2) 1240 г. 3) 1813 г. 4) 1943 г. 5) 1917 г. 6) 1380 г. |
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) Съезд князей в Любече
2) Призвание варягов
3) Первый созыв английского парламента
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) |
| ФАКТЫ |
A) государственные преобразования Петра I Б) деятельность П. А. Столыпина B) правление Алексея Михайловича Г) княжение Ивана Калиты |
| 1) победа на Куликовом поле 2) принятие Соборного уложения 3) учреждение коллегий 4) издание Декрета о мире 5) создание хуторов и отрубов 6) подавление восстания в Твери |
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Географический объект | Событие (явление, процесс) | Время, когда произошло событие (явление, процесс) |
Москва | ____________ (А) | ____________ (Б) |
____________ (В) | Подписание мира по итогам Смоленской войны | ____________ (Г) |
с. Деулино | ____________ (Д) | 1618 г. |
____________ (Е) | заключение мира с Шведским королевством | 1721 г. |
Пропущенные элементы:
1) с. Семлево на р. Полянке
2) Принятие Соборного уложения
3) 1583 г.
4) 1649 г.
5) Нижний Новгород
6) заключение мира между Россией и Пруссией
7) Ништадт
8) заключение перемирия с Речью Посполитой
9) 1634 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Установите соответствие между фамилиями деятелей российской культуры XVII—XVIII вв. и их произведениями.
ФАМИЛИИ |
| ПРОИЗВЕДЕНИЯ |
A) В. Н. Татищев Б) А. Н. Радищев B) Д. Г. Левицкий Г) В. И. Баженов |
| 1) «Путешествие из Петербурга в Москву» 2) «История Российская с самых древнейших времён» 3) картина «Екатерина-законодательница» 4) комедия «Недоросль» 5) дом Пашкова в Москве |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
|
|
|
|
6. Прочтите отрывок из допроса бывшего командующего Черноморским флотом.
«Вечером я получил телеграмму от Родзянко, в которой он меня извещал, что правительство пало, что власть перешла к Комитету Государственной думы и что он просит меня соблюдать полное спокойствие, памятуя, что прежнее правительство, оказавшееся несостоятельным, будет заменено новым... Затем я получил телеграмму от Алексеева... В этой телеграмме они предлагали государю отречься от престола. Я сейчас же оповестил всех об этой телеграмме. Вслед за тем получилось извещение, что произошло отречение от верховной власти в лице государя и наследника. Предполагали, что верховную власть возьмет Михаил Александрович. Вскоре пришла телеграмма с сообщением об отказе Михаила Александровича. Затем была получена телеграмма от князя Львова об образовании первого министерства. Когда они собрались, я прочёл манифест и сказал, что в настоящее время прежней власти не существует, династия, по-видимому, кончила своё существование, наступает новая эпоха. При этом я обратился к ним и сказал, что каковы бы ни были у нас взгляды, каковы бы ни были наши убеждения, но мы ведём войну, и потому мы имеем обязательства не только перед правительством или той властью, которая существует, но мы имеем большие обязательства и перед нашей родиной. Какое бы правительство ни существовало у нас, оно будет продолжать войну, и мы будем выполнять свой долг так же, как и до того времени».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Описанные в документе события произошли в октябре 1917 г.
2) Правительство, которое пришло на смену прежнему, называлось Временное.
3) Автор телеграммы — сторонник продолжения войны с Германией.
4) Автор лояльно относится к новой власти.
5) Новое правительство поддержали все слои русского общества.
6) Россия выиграла эту войну.
7.Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ |
| ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) Софийский собор в Киеве Б) «Юности честное зерцало» В) «Бурлаки на Волге» Г) «Доктор Живаго» |
| 1) Автор данного произведения был вынужден покинуть СССР в 50-егг. 2) Автор данного творения являлся передвижником. 3) Автор данного произведения В Суриков. 4) Данные правила утверждены в XVIIIв. 5) Этот памятник культуры создан в честь победы над внешним врагом. 6) Автору данного творения была присуждена Нобелевская премия. |
8. Рассмотрите схему и выполните задание
Напишите название битвы, представленной на схеме.
9. Напишите имя полководца, который командовал войском, отмеченном на схеме цифрой «1».
10. Назовите имя полководца, командовавшего войском, отмеченном на схеме цифрой «2».
11. Какие суждения, относящиеся к событию, обозначенному на схеме, являются верными. Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) битва состоялась во время нашествия монголо-татар на юго-западные русские земли
2) один из полководцев, участвовавший в битве, в последствие был канонизирован русской Церковью
3) битва была примером междоусобных войн на Руси периода политической раздроб-ленности
4) в составе войска одной из сторон сражался отряд половцев
5) результаты битвы имели большое значение для укрепления внешнеполитического авторитета Московского княжества
6) земли, на которой состоялась битва, принадлежали Великому Новгороду
Часть 2
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12-13. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из исторического очерка:
«Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои населения и даже классы общества. Для боярства Романовы были свои — выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору... но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казненные и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ним связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине... заставляло и бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в своё время делегацию, которая пригласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё буду шее при Романовых».
12. Почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не менее трёх аргументов.
13. Какие обстоятельства предшествовали началу правления династии Романовых на русском престоле? Укажите не менее двух положений. Кто был первым представителем этой династии?
Рассмотрите изображение и выполните задания 14, 15.
14. Назовите человека, изображенного на иллюстрации.
Используя изображение, укажите и обоснуйте какой титул был у данного человека.
15. Какой из представленных ниже культурных объектов был создан в период жизни исторического деятеля, изображённого на иллюстрации? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот культурный объект. Назовите автора данного культурного объекта.
16. Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Между тем послал его царское величество… его светлость генерала князя Меншикова, … с некоторою частью кавалерии и инфантерии к Полтаве, дабы [в помощь] неприятелю идущие войска …атаковать и помянутый город от блокады … освободить. И [Меншиков] встретил на дороге неприятельский корпус резерва, состоящий в 3000 человек, …которых по кратком бою сбили и без остатку побили и в полон побрали. А потом его светлость… к главной армии возвратился…
Между тем же его величество… повелел тотчас двум линиям от нашей инфантерии (пехоты)… выступить, а третью позади оставил… Атака от наших войск с такою храбростью учинена, что вся неприятельская армия по получасном бою с малым уроном наших войск <...> опровергнута, так что шведская инфантерия не единожды потом не остановилась, но без остановки от наших шпагами, багинетами и пиками колота, и даже до обретающегося вблизи лесу … гнаны и биты»
Б) «Его королевское величество Свейское уступает сим за себя и своих потомков и наследников свейского престола и королевства Свейского его царскому величеству и его потомкам и наследникам Российского государства в совершенное неприкословное вечное впадение и собственность в сей войне, чрез его царское величество оружия от короны Свейской завоёванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии с дистриктом Выборгского лена.
…Против того же его царское величество обещает в 4 недели по размене ратификаций о сем мирном трактате или прежде, ежели возможно, его королевскому величеству и короне Свейской возвратить… Великое княжество Финляндское…»
Укажите название войны, к которой относятся оба представленных отрывка. Укажите название любого морского сражения, которое прошло в ходе данной войны. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на высокие боевые качества российских воинов.
17. В 1796 г. умерла Екатерина Великая. Укажите три позитивных для России итога внешней политики Екатерины II.
18. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «закупы». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
19. Реки были важным фактором формирования и развития государства как в Древнем Двуречии, так и в Древней Руси. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что оба указанных фактора повлияли на дальнейшую судьбу данных государств: один аргумент для России и один для Древнего Двуречья. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для России: _______________________________________________
Аргумент для Древнего Двуречья:__________________________________________
Используемые ресурсы: https://hist-ege.sdamgia.ru/