Тест по изучению личности «Александра I» (8 класс)
Диагностика результатов изучения темы «Изучение личности Александра I»
Спецификация итоговой работы по данной теме
для учащихся 8 классов средних общеобразовательных учреждений
Назначение работы – выявить уровень подготовки учащихся 9 классов с целью итоговой аттестации по теме «Изучение личности Александра I в школьном курсе истории».
Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих нормативных документов:
– Александр I: pro et contra (Образ Александра I в культурной памяти об Отечественной войне 1812 года), антология / Сост., вступ. Статья., коммент. Е. В. Анисимова. – СПб.: РХГА, 2012. – 916 с. – (Русский путь)
- Багрятинский В. В. Царственный мистик. М.: Терра, 1997. – 146 с.
- Хартли Джанет. Александр I «След истории». Ростов – на – Дону.: Феникс, 1998. – с.320.
– Государственный образовательный стандарт основного общего образования по истории // ПИвШ. – 2004. – № 6. – С. 24. Утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.1
Апробация работы. Большинство заданий апробируется на уроках и корректируется по результатам проверки и с учетом отзывов экспертов (методистов, опытных преподавателей).
Условия применения. Работа рассчитана на учащихся 8 классов средних общеобразовательных учреждений, изучивших личность Александра I, в рамках Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Валидность и надежность работы. Содержательная валидность работы определяется соответствием содержания заданий Государственному образовательному стандарту основного общего образования по истории. Надежность работы обеспечивается надежностью включенных в неё проверочных заданий, по которым показаны достаточно стабильные результаты в рамках применения теста на уроке.
Требования к кадрам на этапах проведения и проверки работы. Использование инструкции по проведению работы должно позволить обеспечить соблюдение единых условий проведения контрольного тестирования без привлечения лиц со специальным образованием по истории.
Структура работы. Работа состоит из 7 заданий. Задания направлены в основном на проверку знаний о личности Александра I.
Задания 1 – 4 закрытого типа с выбором ответа (необходимо выбрать только один правильный ответ). Они направлены на проверку знания дат и фактов.
Задание 5 – вопрос, в котором необходимо написать правильный краткий ответ. Он направлен на проверку знания терминов.
Задание 6 требует установления хронологической последовательности.
Задание 7 – необходимо установить соответствие между элементами двух множеств.
8. Эквивалентность вариантов работы обеспечивается как на этапе ее разработки, так и на этапе обработки результатов ее выполнения.
На этапе разработки эквивалентность вариантов обеспечивается:
– формированием работы в соответствии с единой спецификацией;
– включением в разные варианты работы взаимозаменяемых заданий;
– отбором заданий определенного уровня трудности.
На этапе обработки результатов данные выполнения отдельных вариантов должны быть стандартизированы (приведены к единой шкале с одинаковой системой подсчета результатов для каждого варианта).
Число заданий в каждом варианте работы –7.
Типы заданий. В работе используются следующие типы заданий:
1) закрытого типа с выбором ответа;
2) с открытым кратким ответом;
3) на установление хронологической последовательности;
4) на установлении соответствия между множествами.
11. Вес заданий.
Критерий оценивания (1-4 вопросы): полный правильный ответ оценивается 1 баллом, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
Критерий оценивания (5 вопрос): полный правильный ответ на задание оценивается 2 баллами; если допущена 1 ошибка – 1 балл, если допущено две и более ошибок или ответ отсутствует – 0 баллов.
Критерий оценивания (6 вопрос): полный правильный ответ оценивается 2 баллами; если допущена 1 ошибка – 1 балл, если допущено две ошибки или ответ отсутствует – 0 баллов.
Критерий оценивания (7 вопрос): полный правильный ответ на задание оценивается 2 баллами; если допущена 1 ошибка – 1 балл, если допущено две и более ошибок или ответ отсутствует – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 10.
12. Общее время выполнения работы – 20 минут.
13. Оценка выполнения работы.
Для получения отметки <5> необходимо получить не менее 9 баллов, для отметки <4> – 7 – 8 баллов. Чтобы получить отметку <3> – надо набрать не менее 6 баллов.
Итоговое тестирование по теме «Изучение личности Александра I»
для учащихся 8 классов средних общеобразовательных учреждений
Инструкция для проводящего тестирование
Перед выполнением задания преподаватель должен раздать учащимся инструкции по выполнению теста.
Преподаватель отвечает за проведение теста после раздачи бланков ответов, однако, до раздачи заданий знакомит учащихся с целью тестирования, с характером подсчета, учета результатов. Демонстрирует правильность заполнения бланков ответа.
Говорит учащимся о количестве баллов, которые предусмотрены за то, или иное задание; о максимуме баллов за всю работу, а также, о том, сколько баллов следует набрать, чтобы получить отметку «3», «4» или «5».
Сообщает общее время выполнения заданий. По истечении половины времени, отведенного на выполнение задания, необходимо объявить учащимся о том, сколько времени им осталось на выполнение работы. Также это следует сделать и за 2 минуты до окончания выполнения заданий.
Инструкция по выполнению работы для учащихся
На выполнение работы отводится 20 минут. Работа состоит из 7 заданий.
Задания направлены в основном на проверку понимания личности Александра и его характера.
Задания 1 – 4 закрытого типа с выбором ответа (необходимо выбрать только один правильный ответ). Они направлены на проверку знания дат и фактов.
Задание 5 – вопрос, в котором необходимо написать правильный краткий ответ. Он направлен на проверку знания терминов.
Задание 6 требует установления хронологической последовательности.
Задание 7 – необходимо установить соответствие между двумя множествами.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Вариант I.
1. Воспитатель Александра I, прививший ему уважение к свободе личности:
А) Лагарп;
Б) Екатерина II;
В) Пален;
Г) Павел I
2. Александр I был преемником:
А) Петра I;
Б) Павла I;
В) Лагарп;
Г) Пален.
3. В ряду причин, побудивших Александра I приступить к разработке проектов либеральных реформ, было влияние:
А) теории «официальной народности»;
Б) теорий общинного социализма;
В) идей Просвещения;
Г) идей славянофильства.
4. Круг друзей-единомышленников, окружавших Александра I в первый период его правления, в котором разрабатывались проекты реформ, получил наименование:
А) Верховный Тайный совет;
Б) Тайная канцелярия;
В) Уложенная комиссия;
Г) Негласный комитет.:
5. Назовите определяемое слово.
_______________ – вера в загадочное, необъяснимое человеческому разуму.
Ответ:________________
6. Установите в правильной последовательности события произошедшие в годы царствования Александра I:
А) Отечественная война 1812 г.;
Б) создание Негласного комитета;
В) учреждение министерств;
Г) учреждение государственного совета.
7. Установите правильное соответствие между современниками Александра I и их высказываниями о нем:
Современники Александра I |
Высказывания о нем |
1. Н. И. Греч; |
А) «Мы примеряемся с его личностью, потому, что в источнике его недостатков находим не дурные наклонности, а недостаток воспитания воли»; |
2. Пыпин; |
Б) «Очень умен и образован, но ему нельзя доверять, о неискренен; это истинный византиец… тонкий, противоречивый, хитрый»; |
3. Наполеон; |
В) «Он все делает наполовину»; |
4. Сперанский. |
Г) «Он человек! Им властвует мгновенье, Он раб молвы, сомненья и страстей. Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, он основал Лицей»; |
Д) «Прекрасный младенец и отрок... сделался предметом неусыпных и нежных попечений Екатерины. Она составила для него план воспитания, писала и печатала учебные книги, сказки, истории, отыскивая ему лучших наставников... Она... пригласила швейцарца Лагарпа. Выбор был самый несчастный!... Такой человек не годился в воспитатели наследнику самодержавного престола. |
Вариант II.
Воспитал Александра I в духе просветительских идей:
А) Кутузов;
Б) Лагарп;
В) Аракчеев;
Г) Сперанский.
2. Идеологом заговора против Павла был:
А) Зубов;
Б) Пален;
В) Александр I;
Г) Беннигсен.
3. Причина отказа Александр I от введения конституции в России?
А) помешали крестьянские бунты;
Б) события 1812 г.;
В) присоединение России Финляндии
Г) мощное сопротивление дворянства реформаторскому курсу
4. В состав Негласного комитета не входил:
А) Сперанский;
Б) Чарторыйский;
В) Кочубей;
Г) Александр I.
5. Назовите определяемое слово.
__________________ – философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека.
Ответ:________________________
6. Установите правильную последовательность события произошедшие в годы царствования Александра I:
А) указ «О правах и обязанностях Сената»;
Б) Финансовая реформа;
В) «Введение к уложению государственных законов»;
Г) реформа в области образования.
7. Установите правильное соответствие между современниками Александра I и их высказываниями о нем:
Современники Александра I |
Высказывания о нем |
1. Тургенев А. И.; |
А) «Сфинкс, неразгаданный до гроба» |
2. Чарторыйский; |
Б) «Коронованный гамлет» |
3. Лагербильке; |
В) «Любил внешнюю форму свободы, как можно любить представление… но кроме форм внешности, он ничего не хотел и ничуть не был расположен терпеть, чтобы они обратились в действительность»»; |
4. Вяземский. |
Г) «Республиканец на словах и самодержавец на деле»; |
Д) «В политике тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская». |
Бланк заполнения ответов
Фамилия, имя учащегося_____________________________________________
Вариант 1
№ задания |
Правильный ответ |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
7. |
Бланк заполнения ответов
Фамилия, имя учащегося_____________________________________________
Вариант 2
№ задания |
Правильный ответ |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
7. |
Инструкция по проверке и оценке итогового тестирования по теме «Изучение личности Александра I» для учащихся 8 классов средних общеобразовательных учреждений
Вариант 1
№ п/п |
Правильный ответ |
Количество баллов |
1 |
А |
1 |
2 |
Б |
1 |
3 |
А |
1 |
4 |
Г |
1 |
5 |
Мистицизм |
1 |
6 |
Б, Г, В, А |
1 |
7 |
1 – Д, 2 – А, 3 – Б, 4 – В |
2(1) |
Вариант 2
№ п/п |
Правильный ответ |
Количество баллов |
1 |
Б |
1 |
2 |
Б |
1 |
3 |
Г |
1 |
4 |
А |
1 |
5 |
Либерализм |
1 |
6 |
А, В, Б, Г |
1 |
7 |
1 – Д, 2 – В, 3 – Г, 4 – А |
2(1) |
Список использованных источников и литературы
Научная
Александр I: pro et contra (Образ Александра I в культурной памяти об Отечественной войне 1812 года), антология / Сост., вступ. статья., коммент. Е. В. Анисимова. – СПб.: РХГА, 2012. – 916 с. – (Русский путь)
Анри Труайя. Александр I, или северный сфинкс. М.: Молодая гвардия; Студенческий меридиан, 1997. – 320 с., ил. – (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Выпуск 743)
Архангельский А. Н. Александр I. – М.: Молодая гвардия, 2012.
Безотосный В. Два императора // Родина. - 2002. № 8. С. 6 – 9.
Богданович М. И. История царствования Александра I и Россия в его время. – СПб., 1869 – 1871. – Т. 1 – 6.
А. Валлатон. Александр I: пер. с фр. / А. Валлоттон, Н.И. Казаков. СПб: Прогресс, 1991. – 398 с. (Века и люди)
Вандаль А. Александр I и Наполеон. – Ростов – на – Дону., 1995.
Е. В. Волков, А. И. Конюченко. Русские императоры XIX века в свидетельстве современников и потомков. Издательство: Челябинск: Аркаим, 2003. – 336 с.
Ю. В. Готье. Мемуары. Тайны истории в романах, повестях и документах. Издательство: Терра, 1997. – 591 с.
Кизеветтер А. А. Исторические силуэты: Биогр. Очерки. – Ростов – на – Дону: Феникс., 1997.
Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций. – Ростов – на Дону., 2002.
Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. – М., 1918.
С. Любош. Последние Романовы. Тернополь, 1994.
Мельгунов С. П. Дела и люди Александровского времени. – Берлин., 1923.
Надлер. В. К. Император Александр I и идея Священного союза. – Рига., 1886 – 1892. – Т. 1 - 5
Николай Михайлович, вел. князь. Александр I: опыт исторического исследования. – СПб., 1914Покровский М. Н. Русская история с древнейших времен. – СПб., 1912 – Т. 3.
Окунь С. Б. История СССР. Конец XVIII – XIX века. Лекции. – Л., 1974. - Ч. 1.
Орлик Е. В. «Европейская идея» Александра I // Новая и новейшая история. - 1997. № 4. С. 52
Палмер. Александр I: царь войны и мира. – Лондон., 1974
Предтеченский А. В. Очерки общественно – политической истории России в первой четверти XIX века. – М., 1957
А. Е. Пресняков. Российские самодержавцы. Издательство: Книга, 1990. – 464 с.
Пыпин А. Н. Общественное движение в России при Александре I. – СПб., 2001.
Сафонов Михаил. Господин Александр и Салтыковы // Родина. - 2005. № 3. С. 38 – 42.
Сахаров А. Н. Александр I. – М.: Наука, 1998. 287 с.
Соловьев. С. М. Император Александр I. Политика. Дипломатия. – М., 1995.
Троицкий Н. А. Александр I и Наполеон. – М.: Высшая школа, 1994.
Ульянов Н. И. «Северный Тальма»: Александр I – император, актер, человек. – Вашингтон., 1964.
Федоров В. А. Александр I // Вопросы истории. – 1990. № 1. С. 52 – 54.
Фирсов Н. Н. Император Александр I и его душевная драма. Историко - психологический этюд. – М., СПб., 1910.
Ханс – Йобст К. Александр I. – Ростов – на – Дону., 1997.
Хартли Д. Александр I. – Ростов – на – Дону., 1997.
Шильдер Н. К. Император Александр I его жизнь и царствование. – СПб., 1997 – 1998. – Т. – 1 – 4
Шиман Т. Александр Первый. – М., 1909.
Методическая
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.: Учебное пособие СПб.: Питер, 2008. - 304 с. ISВN 978-5-388-00006-4.
Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект пресс, 2001 – 460 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2004. – 256 с.
Шаповаленко И. В.. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология), М.: Гардарики, 2005 – 349 с.
1 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004. С. 136 – 137.