12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Андрюшкевич Юлия Васильевна801
учитель истории и обществознания МБОУ Кыштовская средняя общеобразовательная школа №1
Россия, Новосибирская обл.
2

Методическая разработка урока по теме: «Общественное движение при Александре I»

Методическая разработка урока по теме:
«Общественное движение при Александре
I»


 

Цель урока:
изучить причины возникновения и характерные черты тайных обществ в Российской империи
Задачи урока:
1. Охарактеризовать причины возникновения общественного движения при Александре I
2. Проанализировать программные документы первых тайных обществ в Российской империи
3. Изучить позицию власти к первым тайным обществам в Российской империи

Планируемые результаты:
Познавательные

1. Продолжить формирование умений работать с различными видами исторических источников
2. Уметь сравнивать различные позиции, обобщать
3. Умение составлять сравнительные таблицы

Регулятивные
1. Умение ставить учебную задачу
2. Определять средства и методы ее достижения
3. Определять уровень усвоения знаний по теме

Коммуникативные
1. Развитие умений работать в группе, распределять роли
2. Развитие умений презентовать своё выступление, аргументировать свой ответ
3. Развитие умений оценивать своё выступление, определять сильные и слабые стороны
4. Развитие умений вступать в диалог в ходе решения учебной задачи

Личностные
1. Формирование гражданской идентичности
2. Умение давать нравственную оценку программным положениям тайных обществ Российской империи


 

 

Технологическая карта занятия

 

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые способы действия

Стадия вызова (мотивация учебной деятельности)

Учитель предлагает для обсуждения следующие высказывания:
«Довольно ребячиться. Ступайте царствовать»

«При мне всё будет как при бабушке»
«Дней Александровых прекрасное начало»

«Сфинкс, неразгаданный до гроба»

О ком данные высказывания? Кто их автор? Какова позиция автора по отношению к императору?
Предлагает, работая в паре, решить кроссворд «Государственные и военные деятели эпохи правления Александра
I» (Приложение №1).
Организует презентацию работы обучающихся.
Осуществляет переход к новой теме.

Участвуют в обсуждении, работая в паре, решают кроссворд

Формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока.
План урока.
1. Зарождение организованного общественного движения
2. Тайные общества
3. Северное и Южное общество

Работа в паре

Индивидуальная работа

Стадия (изучение нового учебного материала)

Зарождение организованного общественного движения.

Учитель объясняет причины появления общественных движений и предлагает зафиксировать в тетради характерные признаки общественного движения:
1. Организованная форма
2. Главные идеи – либеральные
3. Одна из главных причин появления и распространения – Заграничные походы
4. Реформаторская деятельность Александра
I

Тайные общества.
На основе работы с текстом предлагает ответить на вопросы:
1. Когда появились первые тайные общества?
2. Кто входил в масонские организации?
3. Какова динамика численности масонских организаций?
Предлагает в тексте отметить знаками, что они уже знали, что для них стало новым, что показалось интересным.

Первое тайное общество «Союз спасения»
Цели общества:
уничтожение крепостного права и ограничение самодержавия.
Учитель предлагает вопросы для обсуждения:

Могло ли возникновение тайного общества вызвать опасения правительства?

Мог ли Александр I идеи данного общества?

Для изучения основных тайных обществ, класс делится на группы:
Союз спасения
Южное общество
Северное общество
Учитель предлагает каждой группе составить часть характеристики тайных обществ в России, в завершении объединить на едином ватмане.
Алгоритм составления характеристики:
1. Наименование тайных обществ
2. Место и дата создания
3. Лидеры
4. Цели общества
5. Политическое устройство страны
6. Решение крестьянского вопроса

Учитель организует представление учащимися результатов их работы.

Фиксируют в тетради признаки первых тайных организаций

Работают с текстом учебника, дополнительным материалом ст. 58, участвует в обсуждении вопросов.

Презентуют результаты работы с текстом, организуют обсуждение текста.

Участвуют в обсуждении

Формируют группы, составляют характеристику общества по заданному алгоритму.

Представляют итоги своей работы, после обсуждения оформляют в виде таблицы (Приложение №2)

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Работа в парах

Участвуют в обсуждении

Групповая работа

Групповая работа

Этап рефлексии

Оцените приобретенные вами знания.
Как вы оцениваете замыслы тайных обществ?
Как вы думаете был ли у них шанс воплотить свои идеи в жизнь?

Участвуют в обсуждении, фиксируют домашнее задание

 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение №3


 


 

                     

7

         
                         

9

     
   

1

     

3

                   
                 

8

             
         

5

                     
                                 
   

2

 

6

                       
 

4

                             
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 

10

                               


 

По горизонтали:
1. Предводитель крестьянского партизанского отряда, действовавшего во время Отечественной войны в Вохонской губернии
4. Государственный деятель, дипломат, почетный член Петербургской академии наук, член Негласного комитета. Первый министр внутренних дел Российской империи
5. Государственный деятель, реформатор, законотворец. Автор многочисленных работ по праву и юриспруденции, законопроектов и реформ.
10. Русский поэт, мемуарист, генерал – лейтенант. Один из командиров партизанского движения в годы Отечественной войны 1812 года

По вертикали:
2. Автор проекта конституции «Уставная грамота Российской империи»
3. Император Франции, участник Отечественной войны 1812 года
6. Главнокомандующий русскими войсками с осени 1812 года
7. Русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года, борьба за его батарею явилась одним из ключевых моментов Бородинской битвы
8. Отечественный историк, представитель консервативной идеологии, оппозиционер реформам М.М. Сперанского
9. Русская крестьянка, участница Отечественной войны, участница партизанских отрядов


Приложение №2

 

Линии сравнения

Союз благоденствия

Южное общество

Северное общество

Дата создания, место создания

1818 – 1821, Москва
 

1821 – 1825, Киев

1821 – 1825, Санкт - Петербург

Лидеры

А.Н. Муравьев, С.П. Трубецкой, С.И. и М.И. Муравьевы - Апостолы

П.И. Пестель, С.Г. Волконский, С.И. Муравьев – Апостол, М.П. Бестужев - Рюмин

Н.И. Муравьев, М.С. Лунин, С.П. Трубецкой

Программные документы

Зеленая книга

Русская Правда

Конституция

Цели общества

Помощь правительству при осуществлении реформ

Установление республики

Установление ограниченной монархии

Крестьянский вопрос

Ликвидация крепостного права

Отмена крепостного права, деление земельного фонда страны на общественный и частный

Отмена крепостного права, земля – собственность помещиков

Форма правления

Ограниченная монархия

Республика

Конституционная монархия, федеративное устройство страны (15 держав)

Политическое устройство страны

-

Разделение властей.
Законодательная:
Парламент (Народное вече),
исполнительная:
Державная дума
Право участия в выборах – все мужское население

 

Двухпалатный парламент (народное вече): Верхняя дума и палата народных представителей.
Право участия в выборах ограничено имущественным цензом


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.