Алгоритм работы по изучению личности учащегося
Приложение 7
ЗАДАНИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ
АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯПсихолого-педагогическая характеристика является результатом изучения личности учащегося или учебной группы. Для их исследования применяют следующие методы: изучение документов, наблюдение, беседа, тестирование.
Исследование учащегося включает следующие этапы, последовательность которых представлена в таблице.
Таблица
Алгоритм исследования учащегося и учебной группы
№ п/п |
Наименование этапа |
Содержание этапа |
1 |
2 |
3 |
1. |
Выбор учащегося |
Необходимо выбрать учащегося, на которого будет представлена характеристика. Выбор осуществляется по желанию студента-практиканта, по желанию самого испытуемого, по рекомендации педагогов, классного руководителя |
2 |
Изучение документов |
После того, как определён испытуемый, необходимо приступить к изучению документов: классный журнал, учётные карточки, личное дело и др. На данном этапе анализируется информация об успеваемости учащегося, о составе и статусе семьи, о внеучебной занятости учащегося |
3. |
Беседа, наблюдение |
Документальные данные уточняются и конкретизируются в ходе бесед с учащимся, его учителями, родителями, а также в ходе наблюдения за учащимся во время уроков |
4. |
Проведение психодиагностики |
Результаты, полученные в ходе бесед и наблюдений, необходимо дополнять результатами психодиагностики |
5. |
Выбор методики исследования |
Психодиагностическая методика выбирается в соответствии с целями исследования |
6. |
Подготовка процедуры исследования |
• Подготовка условий и места для проведения исследований • Подготовка инструкции, бланка ответов, стимульного материала (перечня вопросов (утверждений), карточек с математическими, графическими задачами и т.д.), ключ обработки результатов |
7. |
Проведение исследования |
• Инструктирование, мотивирование испытуемого • Непосредственное предъявление тестовых заданий |
8. |
Обработка результатов исследования |
Этот этап включает количественный и качественный анализ данных исследования. Получение количественного показателя, построение таблиц, диаграмм, графиков, профилей |
9. |
Интерпретация результатов |
Описание результатов исследования и формулировка выводов |
10. |
Написание психолого-педагогической характеристики |
Оформление результатов изучения учащегося или учебной группы (см. следующие разделы методических рекомендаций) |
Отчёт по составлению психолого-педагогических характеристик, структура которого представлена на рисунке, должен содержать обязательные элементы: титульный лист, содержание отчёта, основная часть (психолого-педагогическая характеристика учащегося или учебной группы), список использованных источников, приложения.
Рис. Структура отчётной документации по составлению психолого-педагогических
характеристик
3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЁТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИСоставные части отчёта должны отвечать следующим требованиям:
На титульном листе должно быть отражено:
-
полное название министерства, вуза, кафедры;
название вида документа: отчёт;
название выполненной работы: психолого-педагогическая характеристика учащегося;
сведения о студенте, подготовившем отчёт (Ф.И.О. и номер группы);
Ф.И.О. руководителя от кафедры психологии, у которого студент проходит защиту отчёта, строки для выставления оценки и подписи.
Титульный лист оформляется на основе образца, предложенного в приложении 1.
В оглавлении должны быть представлены:
основная часть;
список литературы;
приложения.
В оглавлении обязательно должны быть указаны номера страниц. Образец оформления оглавления предложен в приложении 2.
Основная часть содержит саму психолого-педагогическую характеристику учащегося или учебной группы. Характеристика должна представлять всестороннее
описание учащегося (учебной группы) в соответствие с ориентировочной схемой.
Ориентировочные схемы составления психолого-педагогической характеристики
учащегося и учебной группы приведены ниже. Образец описания и оформления
психолого-педагогической характеристики учащегося представлен в приложении 3.
Также в основной части должны быть кратко описаны первые 4 этапа исследования: каким образом осуществлялся выбор учащегося и учебной группы, какие документы изучались, с кем были проведены беседы, какие психодиагностические методики выбраны для дальнейшего исследования (см. табл. "Алгоритм исследования учащегося и учебной группы").
В тексте характеристики и описании этапов исследования должны быть сноски на те приложения, в которых представлены соответствующие особенности личности или учебной группы, полученные в результате диагностики.
Приложения являются обязательным элементом отчёта как дополнение и
обоснование описываемых в характеристике особенностей личности или учебной
группы. Приложение отражает сжатое описание хода работы студента с той или
иной психодиагностической методикой. Каждое приложение представляет собой
описание одной методики, использованной для написания психолого-
педагогической характеристики (т.е. количество приложений должно
соответствовать количеству использованных методик). Каждое приложение
отражает 5-10 этапы исследования. В приложении необходимо указать:
название использованной методики;
авторы методики;
литературный источник, из которого была взята методика (делается сноска,
номер которой соответствует порядковому номеру этого источника в списке
литературы);
назначение, цель методики (какие качества, свойства изучаются);
краткое изложение процедуры исследования: время, условия и место
проведения исследования; инструкция, бланк ответов, характер заданий
испытуемому (какой предлагается стимульный материал: перечень вопросов (утверждений), решение математических задач, графические задания и т.д.), ключ обработки результатов;
краткое описание процедуры обработки результатов исследования и их
краткая интерпретация, а также прилагаются бланки с ответами испытуемых (см.
табл. "Алгоритм исследования учащегося и учебной группы").
При составлении психолого-педагогической характеристики использовать не менее двух психодиагностических методик.
Правила представления приложений:
приложения размещаются после списка литературы;
каждое приложение должно начинаться с новой страницы;
приложения должны иметь общую с остальной частью отчёта нумерацию
страниц;
на все приложения в психолого-педагогической характеристике должны
быть ссылки;
все приложения должны быть указаны в оглавлении с указанием его
названия (см. приложение 2).
В списке литературы указывается только те источники, которые были использованы при составлении психолого-педагогических характеристик, и из которых были взяты психодиагностические методики. Литературные источники располагаются в алфавитном порядке и нумеруются. В качестве образца оформления списка литературы см. последний раздел методических рекомендаций "Рекомендуемая литература".
Каждый элемент отчёта должен начинаться с новой страницы и иметь заголовок. Текст заголовка располагается по середине строки без точки в конце. Все страницы отчёта, включая титульный лист и оглавление, нумеруются (но номера на них не проставляются). Отчёт должен быть представлен на листах формата А4 в рукописном варианте или распечатан на принтере.
Все поля по 20 мм.
4. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩЕГОСЯ И УЧЕБНОЙ ГРУППЫОценка "отлично" ставится, если:
психолого-педагогическая характеристика полностью отвечает
требованиям, и отчёт по её составлению содержит все структурные элементы (см.
раздел "Отчётная документация и требования по составлению психолого-
педагогической характеристики учащегося и учебной группы);
в психолого-педагогической характеристике представлено всестороннее
описание учащегося (учебной группы) в соответствие с ориентировочной схемой;
психодиагностические методики подобраны студентом адекватно;
представлены общие выводы и конкретные рекомендации по работе с
учащимся (учебной группой).
Оценка "хорошо" ставится, если:
выполнены все перечисленные выше условия, но допущены пропуски при
составлении психолого-педагогической характеристики, незначительные ошибки в
интерпретации результатов исследования, выводах, рекомендациях.
Оценка "удовлетворительно" ставится, если:
оформление отчёта не соответствует требованиям;
при составлении психолого-педагогической характеристики делаются
выводы, не имеющие научного обоснования;
отсутствуют приложения с описанием процедуры исследования учащегося
или учебной группы;
при интерпретации результатов исследования допущены грубые ошибки;
отсутствуют выводы и рекомендации;
представлена не характеристика учащегося (учебной группы), а описаны
собственные впечатления студента.
1. Общие сведения об учащемся:
Ф.И.О., возраст;
место обучения, профессия, специальность;
состояние здоровья;
состав семьи, социальное положение семьи, родители, жилищные и материальные условия, взаимоотношения в семье, отношение к учащемуся со стороны родителей и других родственников.
Методы: изучение документов, беседа, наблюдение.
2. Направленность личности учащегося:
интересы учащегося вне учебного заведения: посещение театров, музеев, выставок, спортивных секций и т.д.;
ценностные ориентации (духовное удовлетворение, материальное благополучие, социальные контакты, собственная индивидуальность, престиж, достижения, саморазвитие, обучение и образование, профессиональная жизнь,
семья, увлечения, общественная жизнь);
независимость, самостоятельность и активность в достижении своих целей (локус контроля);
профессиональная направленность: уровень сформированности профессиональной направленности; мотивы выбора профессии (самостоятельное решение, советы друзей, родственников, родителей, нежелание учиться в общеобразовательной школе и т.д.), отношение родителей к избранной учащимся профессии; склонности, интересы, их структура, мотивы, предпочтения, профессиональный тип личности;
• самооценка, уровень притязаний.
Методы: беседа, тестирование.
3. Индивидуальная культура учащегося (опыт):
уровень сформированности профессиональных умений и навыков, наличие развития разносторонних умений и навыков;
успеваемость по различным предметам;
отношение к учёбе: дисциплинированность, отношение к различным предметам; систематичность, добросовестность, аккуратность выполнения домашних заданий.
Методы: беседа, наблюдение, изучение продуктов деятельности.
4. Характеристика психических процессов учащегося:
внимание — свойства: объём, распределяемость, переключаемость, избирательность, устойчивость, сосредоточенность (концентрация);
память — преобладающий вид: образная, словесно-логическая, эмоциональная, двигательная; механическая, смысловая; характеристики продуктивности: объём, точность, скорость запоминания, длительность сохранения информации, лабильность, помехоустойчивость;
мышление — особенности мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация, абстрагирование, конкретизация; преобладающий вид: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно- логическое; репродуктивное, продуктивное; особенности: аналитичность,
рефлексивность, критичность, самостоятельность, гибкость, подвижность, активность;
воля — выраженность и генерализованность волевых качеств личности: сила, целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, выдержка, самообладание, решительность, настойчивость;
эмоции — преобладающий фон настроения, эмоциональная сдержанность, тревожность (ситуативная, личностная) и т. д.;
• воображение — яркость представлений, пространственные представления.
Методы: тестирование, эксперимент, наблюдение.
5. Особенности темперамента, характера, способностей учащегося:
темперамент (экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакций, активность; уравновешенность, сила нервной системы; тревожность), сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность нервных процессов);
характер (организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие), акцентуации характера;
• способности (интеллектуальные, творческие).
Методы: тестирование, наблюдение.
6. Учащийся в структуре межличностных отношений:
особенности восприятия группы (индивидуалистический, коллективистический, прагматический);
ориентация на задачу, на взаимоотношения в группе, на себя;
особенности поведения в конфликтных ситуациях;
положение учащегося в группе, его социометрический статус;
способность к эмпатии;
уровень агрессивности;
коммуникативные и организаторские склонности;
характер взаимоотношений с окружающими: с родителями, преподавателями, друзьями;
участие в общественной жизни коллектива: отношение к общественным поручениям, качество их выполнения, активность и самостоятельность учащегося в
коллективной деятельности;
Методы: тестирование, беседа, наблюдение.
7. Общие выводы и рекомендации по работе с учащимся:
какие особенности личности учащегося можно охарактеризовать как сильные, а какие требуют коррекционного воздействия;
насколько соответствуют профессиональные интересы и склонности учащегося выбранной профессиональной деятельности;
какие свойства личности учащегося способствуют построению положительных межличностных отношений в группе, развитию каких следует воспрепятствовать;
на какие сильные стороны личности учащегося следует опираться при организации учебной деятельности, какие затрудняют процесс обучения;
какие характеристики познавательных процессов требуют развивающего воздействия.
Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков: Изд-во Псков, областного ин-та усовершенствования учителей, 1994.
Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов вузов: В 3 кн. М.: Изд-во "Просвещение", 1995. — Кн. 3.: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика.
Психологические основы педагогической практики студентов / Под ред. А. С. Чернышёва. М.: Изд-во "Педагогическое общество России", 2000.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие. СПб: Изд-во "Питер", 2000.
Семёнова С. Л., Дьяченко Е. В. Практикум по общей психологии: Учеб.пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000.
Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 1997.
Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учеб, пособие. Самара: Издательский дом "БАХРАХ", 1998.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: Изд-во "Просвещение", "Владос", 1995.
Н.Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. М., 1988.
Приложение 1
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТАфедеральное агентство по образованию российской федерации
российский государственный профессионально-педагогический университет
Кафедра теоретической и экспериментальной психологии
ОТЧЁТ
психолого-педагогическая характеристика
учащегося
Студент
(Фамилия И. О., группа)
Руководитель
от образовательного учреждения Фамилия И. О
_______________________
(оценка)
_______________________
(подпись)
Руководитель
от кафедры теоретической
и экспериментальной психологии Фамилия И. О.
_______________________
(оценка)
_______________________
(подпись)
Екатеринбург 2006
Приложение 2
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ОГЛАВЛЕНИЯ ОТЧЁТАОглавление
1. Организация и проведение исследования учащегося
Выбор учащегося
Результаты изучения документов учащегося...............................
Результаты проведения бесед и наблюдений за учащимся..............
Проведение психодиагностики личности учащегося..................
2. Психолого-педагогическая характеристика учащегося...........................
.
Список литературы 12
Приложение 1. Результаты исследования локуса контроля учащегося "Шкала интернальности-экстернальности" Д. Б. Роттера .............................................................................................
Приложение 2. Результаты исследования профессиональных интересов учащегося. Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова ……………………………………………………………………..………………..
Приложение 3. Результаты исследования кратковременной зритель
ной памяти учащегося. "Память на числа" ………………………………….…..
Приложение 4. Результаты исследования переключаемости внимания учащегося. Таблица Э. Шульте …………………………………………………
Приложение 5. Результаты исследования коммуникативных и органи
заторских склонностей учащегося. Методика В. В. Синявского и Б. А. Федоришина …………………………………………………………………
Приложение 6. Результаты исследования темперамента учащегося.
Методика Я. Стреляу ……………………………………………………………
Приложение 3
ОБРАЗЕЦ ОПИСАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩЕГОСЯ
1. Общие сведения об учащемся:
Бобылев Л. Н., 15 лет;
-
обучается в Колледже предпринимательства и социального управления по специальности "Экономика, бухгалтерский учёт и контроль";
состояние здоровья хорошее, каких-либо ограничений по выполнению профессионально-трудовых функций не предусмотрено;
проживает в полной обеспеченной семье; родители, имеющие высшее образование (мать — экономист, отец — юрист), занимаются семейным бизнесом; жилищные условия хорошие; взаимоотношения в семье доброжелательные, доверительные, более тесный эмоциональный контакт учащийся имеет с отцом; конфликты в семье возникают очень редко и разрешаются конструктивно, отношения с другими родственниками дружественные, построены на взаимопомощи.
2. Направленность личности учащегося:
-
-
кроме учёбы в колледже Леонид имеет разносторонние интересы: занимается большим теннисом с 7 лет, неоднократно занимал призовые места на соревнованиях разного уровня, изучает немецкий и английский язык;
главным образом, ориентируется на познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей, самосовершенствование, а также стремится к внесению изменений в свою жизнь, к разнообразию контактов и увлечений, реализации своих творческих возможностей, прежде всего посредством повышения уровня своей образованности, расширения кругозора и погружению в свободное время в своё хобби;
профессиональная направленность учащегося чётко выражена; профессию и учебное заведение было выбрано Леонидом самостоятельно и обусловлено интересом к этой сфере деятельности, родители поддержали его выбор; в структуре интересов преобладающими являются следующие сферы: экономика, спорт; по профессиональному типу учащийся соответствует профессии типа "человек — знаковая
система" — это все профессии, связанные с обсчётом, цифровыми и буквенными знаками; из профессиональных склонностей можно отметить следующие: отдаёт предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определённым алгоритмам, способности к переработке конкретной рутинной (цифровой) информации, в связи с этим можно отметить, что подход учащегося к проблеме носит стереотипный характер, он слабый организатор и руководитель, черты характера — консерватизм, подчинённость, зависимость, преобладают невербальные (особенно счётные) способности;самооценка высокая адекватная, уверен в своих силах и способностях, реально их оценивает, уровень притязаний также на высоком уровне, что характерно для людей, занимающихся спортом в течение длительного времени и стремящихся достигать высоких результатов.
-
3. Индивидуальная культура (опыт) учащегося:
• в учёбе дисциплинирован, систематично, добросовестно и аккуратно выполняет домашние задания;
• отдаёт предпочтение математике (алгебре), физике, химии, иностранному языку, по которым прослеживается отличная успеваемость; на уровне "удовлетворительно" и "хорошо" успеваемость по гуманитарным предметам, а также геометрии, черчению.
4. Характеристика психических процессов учащихся:
воображение характеризуется недостаточной яркостью и чёткостью представлений; пространственные представления развиты плохо;
объём кратковременной памяти средний (7 баллов), продуктивность непроизвольного запоминания на среднем уровне — информация, участвующая в решении и анализе каких-либо задач, на которую не направлено запоминание, сохраняется в памяти частично;
уровень выраженности рефлексивности мышления высокий: всестороннее оценивание и выбор адекватного из множества существующих вариантов решения конкретной проблемы; очень высокий уровень аналитичности мышления: хорошо развита способность анализировать, сравнивать и находить существенное, оперировать информацией; средний уровень выраженности мыслительной операции обобщения; мыслительные процессы лабильны, подвижны; преобладание абстрактного мышления, средний уровень развития понятийного мышления;
высокий уровень выраженности и генерализованности волевых качеств: учащийся умеет ставить ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения, способен работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственной инициативе, умение не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений, способен постоянно контролировать своё поведение, выбирает уровень активности, соответствующий условиям и оправданный обстоятельствами, способен сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешено в сложных жизненных ситуациях, не останавливается перед неудачами, не поддаётся сомнениям, не обращает внимания на упрёки или противодействие других людей;
объём внимания хороший — способен воспринимать такое количество объектов, которое является достаточным для успешного выполнения деятельности; высокий уровень избирательности внимания — способен сосредотачиваться на наиболее важных объектах; средний уровень распределения и переключения внимания — способен поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для данной деятельности, а также способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе, хорошо переключается с одного объекта на другой; высокий уровень развития устойчивости и концентрации внимания — способность не отклоняться от направленности психической активности и сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех.
5. Особенности темперамента, характера, способностей:
темперамент характеризуется интроверсией (часто погружён в себя, спокоен, внешне сдержан, уравновешен, миролюбив, хорошо контролирует свои чувства), средней пластичностью (требуется усилие, чтобы переключиться с одного дела на
другое), низким уровнем нейротизма (эмоционально стабилен, спокойный, уравновешенный, уверенный, решительный); сильная нервная система, средний темп реакций (быстро реагирует на изменения в окружающей среде);
низкий уровень ситуативной и личностной тревожности: Леонид не склонен испытывать тревогу вне ситуации опасности, беспомощность, редко бывает нерешительным, неуверенным в себе;
в характере можно выделить такие наиболее яркие свойства, как организованность (целеустремлённость, планомерность деятельности, способность к волевому усилию в различных видах деятельности, выдержка, самоконтроль), любознательность (тяга к знанию и пониманию: активность в поиске информации, выявлении новых проблем, внимательность, наблюдательность; широта и устойчивость интересов, самостоятельность в познавательной деятельности);
склонен считать себя ответственным за все события, происходящие в его жизни, объясняя это своим характером, поведением и способностями; вынослив, последователен при достижении цели, склонен к самообразованию и самосовершенствованию;
в структуре способностей можно отметить способности к математическому анализу и синтезу, логическому умозаключению, математическому обобщению, на среднем уровне развиты вербальные способности, недостаточно развито пространственное воображение, хорошо развиты креативные способность, гибкость мышления и продуктивность.
6. Учащийся в структуре межличностных отношений:
в группе учащийся занимает статус предпочитаемого по ролевому, функциональному и деловому критериям: его мнение является значимым в группе и к нему прислушиваются лидеры группы; по эмоциональному и коммуникативному критериям относится к пренебрегаемым, вследствие недостаточной заинтересованности в психологическом климате и взаимоотношениях в коллективе, а большей ориентации на интересы дела, на самого себя;
низкий уровень эмпатии — недостаточно развито умение сопереживать, сочувствовать другому человеку, вживаться в его эмоциональное состояние;
группа воспринимается и оценивается учащимся с точки зрения её ''полезности"; отдаёт предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником информации (прагматический тип восприятия группы);
при выборе стратегии поведения в конфликтной ситуации отдаёт предпочтение стратегии сотрудничества, предполагающей совместное решение проблемы, отсутствием стремления добиться своей цели за счёт других, а также стратегии соперничества — в некоторых ситуациях склонен настойчиво добиваться своей цели;
низкий уровень агрессивности: не склонен выражать свои негативные чувства, не склонен к взрывам ярости, раздражению, вспыльчивости, резкости, грубости, ненависти, зависти, гнева;
• уровень проявления организаторских склонностей высокий: с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации; всё делает не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям; уровень проявления коммуникативных склонностей средний: в новой обстановке не теряется, не чувствуют себя скованно в новой компании, быстро находит друзей, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, но не стремится расширить круг своих знакомых, не проявляет инициативу в общении, не склонен переживать из-за того, что приходится долгое время находиться одному.
7. Общие выводы и рекомендации по работе с учащимся:
в структуре личности учащегося не требует коррекционного воздействия подструктура профессиональной направленности: профессиональные интересы, склонности и профессиональный тип личности учащегося хорошо соответствует выбранной профессии, а также соответствует интересу к изучению иностранных
языков, можно сказать об определённости и чёткости дифференциации интересов;
хорошо развиты мыслительные, волевые процессы, процессы внимания, коррекционное воздействие требуется для процессов памяти и воображения;
по типу темперамента — флегматик; отличается некоторой категоричностью и может быть недостаточно восприимчив к новой информации, к изменениям в окружающей среде, в связи с этим необходимо смягчать его категоричность, формировать социальную восприимчивость, то есть внимание к людям, их оценкам, к изменениям в среде;
в межличностных отношениях проявлениями сильных сторон личности можно обозначить высокую значимость собственных целей и ценностей в решении спорных вопросов, эмоциональную уравновешенность и сдержанность при взаимоотношениях с окружающими, хорошо себя может показать в деловых ситуациях, при решении сложных проблем, может проявить хорошие организаторские способности, как человек, ориентированный на цели дела, задачи, но это в свою очередь может и препятствовать построению положительных межличностных отношений: неумение сопереживать, невнимание к эмоциональному состоянию собеседника, не значимость психологической атмосферы в коллективе.