Урок по русскому языку в 6 классе на тему «Имя существительное. Повторение изученного»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
6 КЛАСС
Тема: «Имя существительное. Повторение изученного».
Цель: закрепление и обобщение сведений об имени существительном как части речи.
Задачи:
Обучающие:
- обобщение, систематизация материала по теме «Имя существительное»;
- формирование навыков правильного написания имен существительных;
- выработка умений нахождения и употребления имен существительных в тексте, правильного использования их в устной и письменной речи.
Развивающие:
- развитие речи учащихся, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- развитие умений видеть красоту в природе.
Воспитательные:
- воспитание сознательного отношения к языку как явление культуры, основному средству общения;
- воспитание стремления к самостоятельной работе по закреплению и обобщению знаний и умений по теме «Имя существительное»;
- воспитание любви к русскому языку .
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать роль языка в жизни человека, общества, функции русского языка, отличия письменного общения от устного; уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение, определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
Организационный момент. |
создается атмосфера доброжелательности и творческой активности -Добрый день! - тебе сказали. -Добрый день! – ответил ты. Нас две ниточки связали Доброты и теплоты. Давайте настроимся на работу, а чтобы она была продуктивной, улыбнёмся друг другу. Продолжаем работать по теме «Имя существительное», а работать мы будем под девизом: Знаешь – говори, не знаешь – слушай. |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку |
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия |
Целеполагание |
Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала. -Мы с вами на протяжение нескольких уроков изучали имя существительное. Мы повторили и узнали что-то новое про эту часть речи. Давайте попробуем с вами сформулировать тему сегодняшнего урока. - О чем мы будем говорить на уроке?(запись числа, темы в тетрадь) - Какие цели мы можем перед собой поставить? - Внимательно посмотрите на доску и отгадайте зашифрованное слово.
|
Совместное определение целей. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы |
Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность |
Актуализация знаний |
- Из данных слов вам нужно выбрать только имена существительные, записать их в тетрадь, вставив в них пропущенные буквы. Вел…колепный, б…нокль, пор…жать, б…гряный, пр…дмет, при…ти, тел…фон, пр…пятствие, пр…лежный, пр…зирать, пор…жение, к…мандир, профе…и я, с(э, и)кономить. - Зачитайте выписанные вами слова. Докажите, что это имена существительные. - Рюкзак собран. Отправляемся в путешествие. - Чтобы попасть на вершину горы, вам необходимо будет преодолеть препятствия на своём пути. Все готовы к испытаниям? Впереди Долина постоянных признаков. Б) Фронтальный опрос. Перечислите постоянные морфологические признаки существительного. Чем отличаются друг от друга слова лес, гора, озеро и Обь, Новосибирск, Петровка? Что вы можете сказать о словах люди, человек, кукла и здание, цветок, народ? Какой род могут иметь существительные? Назовите мне существительные общего рода? Сколько склонений у существительного? А что нового о склонении существительных вы узнали в 6 классе? ( разносклоняемые и несклоняемые) Как изменяются существительные? ( по падежам и числам) Какова синтаксическая роль имени существительного в предложении? |
Отвечают на вопросы, В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Отвечают на вопросы |
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий |
Работа по теме урока. |
1. Выпишите разносклоняемые имена существительные: Путь, стужа, племя, темя, вымя, ртуть, бремя, плакса. Почему они так называются? Вставьте пропущенные буквы. Нет сем..ни, много врем…ни, гореть синим плам…нем, назвать по им…ни. - Ну что ж двигаемся дальше берегом реки. 2. Запишите несклоняемые имена существительные, определите их род. Эскимо, Тбилиси, Сочи, мадам, конферансье, кафе, кофе, алиби, авеню, Конго. 3. Вставьте подходящие по смыслу имена существительные общего рода; вставьте пропущенные буквы. Серёжа – кргл… ____________. Петя - ужасн… ____________. Сосед – жутк.. __________.Вредн… ______________ Иришка. Моя сестра - незаметн… ___________. Слова для справок: рёва, зазнайка, сирота, ябеда, тихоня. 4. Дальше мы попадаем на синтаксическую поляну. Синтаксический разбор предложения. По горной поляне невидимый пастушок белых барашков гоняет. 5. Барашков возьмем с собой и выполним морфологический разбор этого слова. |
Отвечают на вопросы, В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Выполняют упражнения |
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий |
Физминутка. |
А вы, я вижу, немного устали. Без физ. минутки не обойтись. Давайте встанем! Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг, затем первую букву своего имени, закройте глаза, откройте, быстро поморгайте. А теперь дальше продолжаем путешествие. |
Выполняют элементарные физические упражнения |
Личностные: понимают значение здоровьесберегающих элементов урока |
Практическая деятельность. |
- Ветер усилился, поднялся ураган, посыпались орфографические камни. А чтобы ими вас не придавило, нужно вспомнить орфограммы и выполнить задания, спрятавшись в укромном месте. 1. Буквенный диктант: Хвост…к, шалаш…к, песоч…к, луж…к, зайч…нок, шкафч…к, рубаш…нка, лодч….нка, огонеч…к, пальч…к.
Не)годование, (не)воля, (не)был в школе, (не)задачливый ученик, (не)широкая дорога, а узкая, говорить (не)правду, (не)лепость, (не)погода, (не)уверенность, книга (не)большая, а маленькая, (не)друг, (не)забудка. 3.ЧИК- ЩИК? Запишите ответ на вопрос, выделите орфограмму. Кто ремонтирует фонари? Кто ходит в разведку? Кто работает в забое? Кто переписывает бумаги? Кто делает доклад? Кто кладет камни? Кто работает в бане? Кто ремонтирует водопровод? Кто работает на погрузке и выгрузке? 4. Вставьте пропущенные буквы и решите примеры. 1. Зайч…нок, пирож…к, бельч…нок, крюч…к, свеч…й. ? - ? = 4 2. Циркач…м, ключ…м, стриж…нок, флаж…к, полотенц…м. ? - ? = 4 3. Пуч…к, светляч…к, камыш…м, грач…м, прич…ска, сверч…к, крыж…вник ? - ? = 5 |
Выполняют задания |
Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом с озидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Самостоятельная работа с последующей проверкой по эталону. |
1 вариант 2 вариант 1 Найти разносклоняемое существительное: А. лекция А.. темечко Б. семечко Б. деревня В. драма В. панама Г. камыш Г. акация 2. Найти несклоняемое существительное: А. село А. поле Б. колибри Б. невезение В. отчаяние В. конферансье Г. растяпа Г. Невежа 3. Найти существительные 1 склонения: А. тряпкам А. бремя В. стремена В. ольхой Г. племя Г. знамена Д. выменем Д. племенем 4. Найти существительные общего рода: А. глупышка А. невежда Б. зазнайка Б. недотрога В. неженка В. дробилка 5. Найти существительные, пишущиеся с НЕ слитно: А. (не)вер А. (не)годность Б. (не)забудки Б. (не)приятель В. (не)воля В. (не)годование Г. (не)рыба Г. (не)вода, а кисель Д. (не)беда, а радость Д. (не)конфета 6. Указать слова с пропущенной буквой: 1 вар. - О 2 вар. - Е А. крючоч..к Е. шалаш..м Б. свеч..й Ж. пальц..в В. реч..нкой З. кабач..к Г. друж..чек И. болотц..м Д. невеж..й К. перц..м |
Принимают участие в работе, выполняют упражнения. |
|
Рефлексия |
Продолжите предложения: Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные…. Я вспомнил(а) о том, что существительные… Мне необходимо повторить материал о… Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что… |
- Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. - Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка). - Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка). |
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Домашнее задание. |
Подготовиться к диктанту, повторить морфологический разбор имени существительного |
Сафонова Елена Валерьевна