12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пастухова Т.Н.52

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

6 КЛАСС

Тема: «Имя существительное. Повторение изученного».

Цель: закрепление и обобщение сведений об имени существительном как части речи.

Задачи:

Обучающие:

- обобщение, систематизация материала по теме «Имя существительное»;

- формирование навыков правильного написания имен существительных;

- выработка умений нахождения и употребления имен существительных в тексте, правильного использования их в устной и письменной речи.

Развивающие:

- развитие речи учащихся, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

- развитие умений видеть красоту в природе.

Воспитательные:

- воспитание сознательного отношения к языку как явление культуры, основному средству общения;

- воспитание стремления к самостоятельной работе по закреплению и обобщению знаний и умений по теме «Имя существительное»;

- воспитание любви к русскому языку .

Планируемые образова­тельные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать роль языка в жизни человека, общества, функции русского языка, отличия письменного общения от устного; уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение, определять тему текста, границы пред­ложений на основе смысла и интонации.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать род­ной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потреб­ность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Этапы

урока

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Организационный момент.

создается атмосфера  доброжелательности и творческой активности

-Добрый день! - тебе сказали.

-Добрый день! – ответил ты.

Нас две ниточки связали

Доброты и теплоты.

Давайте настроимся на работу, а чтобы она была продуктивной, улыбнёмся друг другу.

Продолжаем работать по теме «Имя существительное», а работать мы будем под девизом:

 Знаешь – говори, не знаешь – слушай.

Слушают учителя, участвуют в диа­логе с учителем. Размещают учеб­ные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Личностные: положитель­но относятся к учению, познавательной деятельно­сти, желают приобретать новые знания, умения, со­вершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную за­дачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учите­лем, одноклассниками или самостоятельно необходи­мые действия

Целеполагание

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

-Мы с вами на протяжение нескольких уроков изучали имя существительное. Мы повторили и узнали что-то новое про эту часть речи. Давайте попробуем с вами сформулировать тему сегодняшнего урока.

- О чем мы будем говорить на уроке?(запись числа, темы в тетрадь)

- Какие цели мы можем перед собой поставить?

- Внимательно посмотрите на доску и отгадайте зашифрованное слово.


Т Е С И Т П Е В У Ш Е
8 6 7 10 3 1 11 9 2 5 4
- - Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие на вершину горы «Имя существительное». Нам предстоит повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль и орфограммы, которые изучали по теме « Имя существительное». Путешествие –дело довольно трудное. Прежде чем в него отправиться, вам что нужно собрать? Конечно, РЮКЗАК

Совместное определение целей.

Формулируют цель учебной дея­тельности в диа­логе с учителем. Выполняют уп­ражнения, отве­чают на вопросы

Познавательные: извлека­ют необходимую информа­цию из объяснения, выска­зываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: строят монологические высказы­вания, осуществляют со­вместную деятельность

Актуализация знаний

- Из данных слов вам нужно выбрать только имена существительные, записать их в тетрадь, вставив в них пропущенные буквы.

Вел…колепный, б…нокль, пор…жать, б…гряный, пр…дмет, при…ти, тел…фон, пр…пятствие, пр…лежный, пр…зирать, пор…жение, к…мандир, профе…и я, с(э, и)кономить.

- Зачитайте выписанные вами слова. Докажите, что это имена существительные.

- Рюкзак собран. Отправляемся в путешествие.

- Чтобы попасть на вершину горы, вам необходимо будет преодолеть препятствия на своём пути. Все готовы к испытаниям? Впереди Долина постоянных признаков.

Б) Фронтальный опрос.

Перечислите постоянные морфологические признаки существительного.

Чем отличаются друг от друга слова лес, гора, озеро и Обь, Новосибирск, Петровка?

Что вы можете сказать о словах люди, человек, кукла и здание, цветок, народ?

Какой род могут иметь существительные?

Назовите мне существительные общего рода?

Сколько склонений у существительного? А что нового о склонении существительных вы узнали в 6 классе? ( разносклоняемые и несклоняемые)

Как изменяются существительные? ( по падежам и числам)

Какова синтаксическая роль имени существительного в предложении?

Отвечают на вопросы,

В сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками делают вывод.

Формулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Отвечают на вопросы

Коммуникативные: фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Личностные: приобретают мотивацию процесса обра­зования; стремятся к приоб­ретению новых знаний.

Познавательные: устанав­ливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналити­ческих умений как интегри­рованных, сложных действий

Работа по теме урока.

1. Выпишите разносклоняемые имена существительные:

Путь, стужа, племя, темя, вымя, ртуть, бремя, плакса.

Почему они так называются?

Вставьте пропущенные буквы.

Нет сем..ни, много врем…ни, гореть синим плам…нем, назвать по им…ни.

- Ну что ж двигаемся дальше берегом реки.

2. Запишите несклоняемые имена существительные, определите их род.

Эскимо, Тбилиси, Сочи, мадам, конферансье, кафе, кофе, алиби, авеню, Конго.

3. Вставьте подходящие по смыслу имена существительные общего рода; вставьте пропущенные буквы.

Серёжа – кргл… ____________. Петя - ужасн… ____________. Сосед – жутк.. __________.Вредн… ______________ Иришка. Моя сестра - незаметн… ___________.

Слова для справок: рёва, зазнайка, сирота, ябеда, тихоня.

4. Дальше мы попадаем на синтаксическую поляну. Синтаксический разбор предложения.

По горной поляне невидимый пастушок белых барашков гоняет.

5. Барашков возьмем с собой и выполним морфологический разбор этого слова.

Отвечают на вопросы,

В сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками делают вывод.

Формулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Выполняют уп­ражнения

Коммуникативные: фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Личностные: приобретают мотивацию процесса обра­зования; стремятся к приоб­ретению новых знаний.

Познавательные: устанав­ливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналити­ческих умений как интегри­рованных, сложных действий

Физминутка.

А вы, я вижу, немного устали. Без физ. минутки не обойтись.

Давайте встанем! Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг, затем первую букву своего имени, закройте глаза, откройте, быстро поморгайте. А теперь дальше продолжаем путешествие.

Выполняют эле­ментарные физи­ческие упражне­ния

Личностные: понимают значение здоровьесбере­гающих элементов урока

Практическая деятельность.

- Ветер усилился, поднялся ураган, посыпались орфографические камни. А чтобы ими вас не придавило, нужно вспомнить орфограммы и выполнить задания, спрятавшись в укромном месте.

1. Буквенный диктант:

Хвост…к, шалаш…к, песоч…к, луж…к, зайч…нок, шкафч…к, рубаш…нка, лодч….нка, огонеч…к, пальч…к.


2. Объяснительный диктант.

Не)годование, (не)воля, (не)был в школе, (не)задачливый ученик, (не)широкая дорога, а узкая, говорить (не)правду, (не)лепость, (не)погода, (не)уверенность, книга (не)большая, а маленькая, (не)друг, (не)забудка.

3.ЧИК- ЩИК? Запишите ответ на вопрос, выделите орфограмму. Кто ремонтирует фонари?

Кто ходит в разведку?

Кто работает в забое?

Кто переписывает бумаги?

Кто делает доклад?

Кто кладет камни?

Кто работает в бане?

Кто ремонтирует водопровод?

Кто работает на погрузке и выгрузке?

4. Вставьте пропущенные буквы и решите примеры.

1. Зайч…нок, пирож…к, бельч…нок, крюч…к, свеч…й. ? - ? = 4

2. Циркач…м, ключ…м, стриж…нок, флаж…к, полотенц…м. ? - ? = 4

3. Пуч…к, светляч…к, камыш…м, грач…м, прич…ска, сверч…к, крыж…вник ? - ? = 5

Выполняют задания

Личностные: имеют жела­ние осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом с

озидатель­ном процессе. Познавательные: выпол­няют учебно-познаватель­ные действия в материали­зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач

операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причи­ны и пути преодоления. Коммуникативные: выска­зывают и обосновывают свою точку зрения

Самостоятельная работа с последующей проверкой по эталону.

1 вариант 2 вариант

1 Найти разносклоняемое существительное:

А. лекция А.. темечко

Б. семечко Б. деревня

В. драма В. панама

Г. камыш Г. акация

2. Найти несклоняемое существительное:

А. село А. поле

Б. колибри Б. невезение

В. отчаяние В. конферансье

Г. растяпа Г. Невежа

3. Найти существительные 1 склонения:

А. тряпкам А. бремя

В. стремена В. ольхой

Г. племя Г. знамена

Д. выменем Д. племенем

4. Найти существительные общего рода:

А. глупышка А. невежда

Б. зазнайка Б. недотрога

В. неженка В. дробилка

5. Найти существительные, пишущиеся с НЕ слитно:

А. (не)вер А. (не)годность

Б. (не)забудки Б. (не)приятель

В. (не)воля В. (не)годование

Г. (не)рыба Г. (не)вода, а кисель

Д. (не)беда, а радость Д. (не)конфета

6. Указать слова с пропущенной буквой:

1 вар. - О 2 вар. - Е

А. крючоч..к Е. шалаш..м

Б. свеч..й Ж. пальц..в

В. реч..нкой З. кабач..к

Г. друж..чек И. болотц..м

Д. невеж..й К. перц..м

Принимают уча­стие в работе, вы­полняют упраж­нения.

Рефлексия

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….

Я вспомнил(а) о том, что существительные…

Мне необходимо повторить материал о…

Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…

- Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

- Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

- Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка).

Познавательные: приобре­тают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельно­сти и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: выска­зывают и обосновывают свою точку зрения

Домашнее задание.

Подготовиться к диктанту, повторить морфологический разбор имени существительного

   


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Сафонова Елена Валерьевна, 30.03.18 в 12:24 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, интересная разработка
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.