12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена2578
Опыт педагогической деятельности 27 лет. 12 лет работала заместителем директора по учебной работе. Работу свою люблю.Получаю огромное удовольствие от общения с детьми. Считаю физику самым важным и нужным предметом в жизни.
Россия, Нижегородская обл., Дзержинск

Физика 9 класс

Автор Борцова Елена Владимировна, учитель физики МБОУ Средняя школа №30 города Дзержинска Нижегородской области

Тема урока: Механические волны. Характеристики волн.

Цель урока: рассмотреть механизм распространения упругих колебаний, ввести понятие «механическая волна», рассмотреть виды волн, познакомиться с характеристиками упругих волн, научиться решать задачи на применение формул длины волны и скорости распространения волны.

Задачи:

а) образовательные: усвоить понятие механическая волна, характеристики волн, их связь, уметь различать продольные и поперечные волны, описывать механизм образования волн.

б) развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной постановки цели и задач урока, приобретения знаний о распространении упругих колебаний в газе, жидкости и твердом теле, умения работать с текстом учебника, воспринимать, перерабатывать, предъявлять информацию в словесной форме, систематизировать, выделять основное содержание прочитанного текста, учиться оценивать результаты своих действий, развивать монологическую и диалогическую речь, применять полученные знания в повседневной жизни;

в) воспитательные: развивать познавательный интерес к изучению механических волн и их видов, самостоятельность в приобретении новых знаний, ценностное отношение друг к другу, учителю, результатам обучения, развивать инициативу.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

Организационный момент.

Просмотр видео фрагмента. О чем он? Как его тема связана с темой урока? Определите цель и задачи урока. Слайд 3

Актуализация знаний

Вспомните:

Что называется механическими колебаниями?

Какие виды колебаний вы знаете? Приведите примеры.

Что такое колебательная система? Приведите примеры.

Как вы думаете: могут ли колебания распространяться в пространстве? Если да, то при каком условии? Слайд 4

Новый материал.

Выполнение заданий рабочей карты (РК) под руководством учителя.

Выполните задание 1 РК. Если ответы на задания РК вызывают затруднения, можно пользоваться § 31 учебника. Слайд 5

Проверим, какое определение вы дали?

Опишите механизм образования механических волн, опираясь на свои знания о колебаниях (задание 2 РК), вставляя недостающие слова в предложения.

Слайд 6

Проверим задание 2.

Просмотрите видео фрагменты, дайте определение поперечных и продольных волн. Определите возникающие виды деформации среды. Ответьте на вопрос о том, где возникают данные виды волн, вставляя недостающие слова в предложения задания 3 РК. При затруднении в выполнении задания можно пользоваться текстом §32 учебника. Слайд 7,8,9

Проверим задание 3.

Обсудите с соседом по парте и расскажите о своем мнении классу по вопросам задания 4 РК. Слайд 10.

Первичное закрепление.

Распределите волны по группам, указав номер правильного ответы. Учитывайте, что ответы могут повторяться и не все распределяются по заданным группам.

Слайд 11

Ответы к заданию : Слайд 12

Механические волны

Поперечные волны

Продольные волны

1

1 3 5 7

1 2 4

Исключен ответ 6

Проводится самопроверка задания с помощью презентации. Отметка выставляется с учетом правильности выполнения: 4-5 правильных ответов- «3», 6-7 правильных ответов- «4», без ошибок- «5». Слайд 13

Продолжение изучения нового материала.

Работа по заданию 6 РК с помощью § 33 учебника и просмотренного видео фрагмента. Слайд 14,15

Проверка задания 6 РК совместно с классом. Формулы проверяются с записью на доске.

Итоговое закрепление нового материала.

Выполнение задания 7 РК по самостоятельному решению задач по вариантам. Учитель дает пояснения к задачам и определяет время выполнения задания. Слайд 16

Рефлексия урока.

Учащимся предлагается оценить для себя итоги урока, отмечая уровень своей подготовки по теме урока значком, ответив на вопрос: где ты- на гребне или в впадине? (задание 8 РК) Слайд 17

Итог урока.

Домашнее задание. § 31-33, упр. 28. Комментарий домашнего задания учителем. Слайд 18

Приложение .

Рабочая карта к уроку

Урок по теме «Механические волны. Характеристики волн».

Дайте определение механических волн.

Механическая волна- это___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Механизм распространения колебаний: Вместе с ___________ переносится _____________, хотя ________________ среды с волной не переносятся. Волна является переносчиком _______________.

Виды волн:

Поперечные волны- это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Продольные волы- это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

При этом происходит деформация ___________. Поэтому поперечные волны распространяются только в _________________________ и на поверхности _______________.

При этом происходит деформация _____________________. Поэтому продольные волны распространяются в _____________________________________________________________ средах.

 

Как вы думаете: как движутся молекулы воздуха при распространении в нем звука? Продольными или поперечными являются волны, возбуждаемые смычком в струне? Обсуди вопросы с соседом по парте, расскажи о своем мнении классу.

Распределите волны по группам (механические, поперечные, продольные):

Волны переносят энергию

волны- это чередование сжатий и разрежений

эти волны распространяются только в твердых телах

музыка

колебания перпендикулярны направлению распространения волны

волны переносят вещество

Волны на поверхности воды

Составьте таблицу:

Характеристика, определение

Обозначение

Единицы измерения

Формула

 

λ

   
   

м/с

 
     

Т=1/ν, λ=υТ

Частота- это число колебаний , совершенных за единицу времени

     

Решите задачи:

1 вариант

2 вариант

Волна распространяется со скоростью 5 м/с при частоте колебаний 5 Гц. Какова длина волны?

По поверхности воды в озере волна распространяется со скоростью 6 м/с. Каковы период и частота колебаний бакена, если длина волны 3 м?

Рыбалов заметил, что за 10с поплавок совершил на волнах 20 колебаний, а расстояние между соседними гребнями волн 1,2 м. Какова скорость распространения волны?

2.Мимо неподвижного наблюдателя за 10с прошло 5 гребней волн, начиная с первого, со скоростью 4 м/с. Какова длина волны и частота колебаний?

Расстояние между ближайшими гребнями волн в море 10м. Какова частота ударов волн о корпус лодки, если их скорость 3 м/с?


 

Оцените для себя итоги урока:


 

Где вы на волне: на гребне или в впадине?

волновая машина
MP4 / 16.97 Мб

волны
MP4 / 11.5 Мб

поперечная волна
MP4 / 1.41 Мб

продольная волна
MP4 / 2.3 Мб

презентация к уроку Механические волны Характеристики волн
PPTX / 524.97 Кб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.