Урок по физике для 9 класса по теме «Механические волны. Характеристики волн»
Физика 9 класс
Автор Борцова Елена Владимировна, учитель физики МБОУ Средняя школа №30 города Дзержинска Нижегородской области
Тема урока: Механические волны. Характеристики волн.
Цель урока: рассмотреть механизм распространения упругих колебаний, ввести понятие «механическая волна», рассмотреть виды волн, познакомиться с характеристиками упругих волн, научиться решать задачи на применение формул длины волны и скорости распространения волны.
Задачи:
а) образовательные: усвоить понятие механическая волна, характеристики волн, их связь, уметь различать продольные и поперечные волны, описывать механизм образования волн.
б) развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной постановки цели и задач урока, приобретения знаний о распространении упругих колебаний в газе, жидкости и твердом теле, умения работать с текстом учебника, воспринимать, перерабатывать, предъявлять информацию в словесной форме, систематизировать, выделять основное содержание прочитанного текста, учиться оценивать результаты своих действий, развивать монологическую и диалогическую речь, применять полученные знания в повседневной жизни;
в) воспитательные: развивать познавательный интерес к изучению механических волн и их видов, самостоятельность в приобретении новых знаний, ценностное отношение друг к другу, учителю, результатам обучения, развивать инициативу.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
Организационный момент.
Просмотр видео фрагмента. О чем он? Как его тема связана с темой урока? Определите цель и задачи урока. Слайд 3
Актуализация знаний
Вспомните:
Что называется механическими колебаниями?
Какие виды колебаний вы знаете? Приведите примеры.
Что такое колебательная система? Приведите примеры.
Как вы думаете: могут ли колебания распространяться в пространстве? Если да, то при каком условии? Слайд 4
Новый материал.
Выполнение заданий рабочей карты (РК) под руководством учителя.
Выполните задание 1 РК. Если ответы на задания РК вызывают затруднения, можно пользоваться § 31 учебника. Слайд 5
Проверим, какое определение вы дали?
Опишите механизм образования механических волн, опираясь на свои знания о колебаниях (задание 2 РК), вставляя недостающие слова в предложения.
Слайд 6
Проверим задание 2.
Просмотрите видео фрагменты, дайте определение поперечных и продольных волн. Определите возникающие виды деформации среды. Ответьте на вопрос о том, где возникают данные виды волн, вставляя недостающие слова в предложения задания 3 РК. При затруднении в выполнении задания можно пользоваться текстом §32 учебника. Слайд 7,8,9
Проверим задание 3.
Обсудите с соседом по парте и расскажите о своем мнении классу по вопросам задания 4 РК. Слайд 10.
Первичное закрепление.
Распределите волны по группам, указав номер правильного ответы. Учитывайте, что ответы могут повторяться и не все распределяются по заданным группам.
Слайд 11
Ответы к заданию : Слайд 12
Механические волны |
Поперечные волны |
Продольные волны |
1 |
1 3 5 7 |
1 2 4 |
Исключен ответ 6 |
Проводится самопроверка задания с помощью презентации. Отметка выставляется с учетом правильности выполнения: 4-5 правильных ответов- «3», 6-7 правильных ответов- «4», без ошибок- «5». Слайд 13
Продолжение изучения нового материала.
Работа по заданию 6 РК с помощью § 33 учебника и просмотренного видео фрагмента. Слайд 14,15
Проверка задания 6 РК совместно с классом. Формулы проверяются с записью на доске.
Итоговое закрепление нового материала.
Выполнение задания 7 РК по самостоятельному решению задач по вариантам. Учитель дает пояснения к задачам и определяет время выполнения задания. Слайд 16
Рефлексия урока.
Учащимся предлагается оценить для себя итоги урока, отмечая уровень своей подготовки по теме урока значком, ответив на вопрос: где ты- на гребне или в впадине? (задание 8 РК) Слайд 17
Итог урока.
Домашнее задание. § 31-33, упр. 28. Комментарий домашнего задания учителем. Слайд 18
Рабочая карта к уроку
Урок по теме «Механические волны. Характеристики волн».
Дайте определение механических волн.
Механическая волна- это___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Механизм распространения колебаний: Вместе с ___________ переносится _____________, хотя ________________ среды с волной не переносятся. Волна является переносчиком _______________.
Виды волн:
Поперечные волны- это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Продольные волы- это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________. |
При этом происходит деформация ___________. Поэтому поперечные волны распространяются только в _________________________ и на поверхности _______________. |
При этом происходит деформация _____________________. Поэтому продольные волны распространяются в _____________________________________________________________ средах. |
Как вы думаете: как движутся молекулы воздуха при распространении в нем звука? Продольными или поперечными являются волны, возбуждаемые смычком в струне? Обсуди вопросы с соседом по парте, расскажи о своем мнении классу.
Распределите волны по группам (механические, поперечные, продольные):
Волны переносят энергию
волны- это чередование сжатий и разрежений
эти волны распространяются только в твердых телах
музыка
колебания перпендикулярны направлению распространения волны
волны переносят вещество
Волны на поверхности воды
Составьте таблицу:
Характеристика, определение |
Обозначение |
Единицы измерения |
Формула |
λ |
|||
м/с |
|||
Т=1/ν, λ=υТ |
|||
Частота- это число колебаний , совершенных за единицу времени |
Решите задачи:
1 вариант |
2 вариант |
Волна распространяется со скоростью 5 м/с при частоте колебаний 5 Гц. Какова длина волны? |
По поверхности воды в озере волна распространяется со скоростью 6 м/с. Каковы период и частота колебаний бакена, если длина волны 3 м? |
Рыбалов заметил, что за 10с поплавок совершил на волнах 20 колебаний, а расстояние между соседними гребнями волн 1,2 м. Какова скорость распространения волны? |
2.Мимо неподвижного наблюдателя за 10с прошло 5 гребней волн, начиная с первого, со скоростью 4 м/с. Какова длина волны и частота колебаний? |
Расстояние между ближайшими гребнями волн в море 10м. Какова частота ударов волн о корпус лодки, если их скорость 3 м/с? |
Оцените для себя итоги урока:
Где вы на волне: на гребне или в впадине?
волновая машинаMP4 / 16.97 Мб
волны
MP4 / 11.5 Мб
поперечная волна
MP4 / 1.41 Мб
продольная волна
MP4 / 2.3 Мб
презентация к уроку Механические волны Характеристики волн
PPTX / 524.97 Кб