12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Васильевна Воробьева3601
Россия, Вологодская обл., Череповец
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Тест по теме

«СПП с одним придаточным. Виды придаточных предложений»

(9 класс)


   При составлении теста использованы предложения из повестей «Безумная Евдокия» и «Мой брат играет на кларнете» Анатолия Алексина, русского советского и израильского писателя, сценариста и драматурга, автора книг для детей и юношества.


1) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

1. Алина, отбиваясь от мальчишек, которые приглашали её, сама подошла к Леве.

2. Меня снова толкали и спрашивали, как я пробралась на этот вечер.

3. Когда Алина спрыгнула в зал, Лёва поблагодарил её.

4. Вид у мужчины был такой, будто он являлся главным участником концерта.


2) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

1. Хлопали не очень сильно, как всегда бывает после первого номера.

2. Все и так знали, что Лева будет играть ещё.

3. Да есть ли на свете хоть один нормальный человек, для которого кларнет был бы самым любимым инструментом?

4. И неужели ты думаешь, что она в самом деле знает польский язык?


3) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

1. Мама ещё до концерта успела мне сообщить, что сзади сидели Левины профессора.

2. Она улыбалась мне своим длинным и красивым глазом, который почему-то напоминал мне вытянутую голубую раковину.

3. Я сразу сообразила, что никогда в жизни не будет больше такого прекрасного случая прославиться на всю школу.

4. Для меня будет большим подарком, если вы придёте на этот концерт.


4) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным времени.

1. Слова, которые она шепотом произносит в микрофон, кажется, состоят от начала до конца почти из одних шипящих, а получается довольно-таки красиво и задушевно.

2. Когда Алина кончила петь, она решила прямо со сцены спрыгнуть в зрительный зал. 

3. Математичка терпеть не может, когда отвлекаются.

4. Они превращают в свои жертвы тех, ради которых хотят всем на свете пожертвовать.


5) Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.

1. Эта фраза перекинула мост и в тот страшный день, который разлучил нас с Надюшей.

2. Но сами-то десятиклассники не догадываются о том, что они абсолютные дети.

3. Встречаясь, мы говорили друг другу «здрасьте!», не называя имён, потому что не знали их.

4. А ранней весной я увидел её в белой панаме с такими же печально обвислыми полями, как будто на улице стояла жара.


6) Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

1. Оленька ещё изучала итальянский, чтобы прочитать о гениях Возрождения на их родном языке.

2. То же самое она говорила, если кто-нибудь залеживался дома из-за простуды или ангины.

3. Классная руководительница очень любила, чтобы все были вместе.

4. Когда у Левы появятся такие странности, я их сразу буду прощать!


7) Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.

1. Я была уверена, что она не придёт…

2. Все подбегали к ней, потому что она у нас прима, она вне конкурса.

3. И поддакивала ей, когда мы её провожали.

4. И костюм его опять казался не новым, а мятым, хотя я вчера полдня чистила и отглаживала его.


8) Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.

1. Я давно заметила, что о самых простых вещах они почему-то любят говорить шепотом и с таинственным видом.

2. А Лёва вновь по-домашнему улыбнулся, будто в зале сидели его родственники.

3. Она заставила Лёву бросить сестру, которая решила посвятить ему всю  свою жизнь.

4. Я впервые заметила, что великие композиторы ужасно затягивали свои музыкальные произведения.


9) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.

1. Я презирала этих напудренных и надушенных девиц, которые не обращали на нас с Лёвой никакого внимания.

2. Кажется, он не верил, что может стать сюрпризом для наших десятиклассниц.

3. Седой, усталый мужчина произнёс и нашу фамилию так, будто это была чужая фамилия.

4. Они ведь тех, кто плохо танцует, вообще за людей не считают.


10) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.

1. Она просто решила, что любовь отбирает у людей гордость и самолюбие. 

2. Мы возвращались из того дома, где осталась Надюша.

3. Но чтили его [художника] и все остальные, так что  школьный зал был переполнен. 

4. Она побежала на кухню и примчалась назад с пузырьком и чашкой, в которой была вода.


11) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным местоименно-определительным.

1. Я понял, что наша дочь впервые столкнулась с предательством.

2. В классе она прежде всего замечала незаметных и выделяла тех, кто ничем абсолютно не выделялся.

3. Вытащил пять фотографий и разложил их на столе с такой осторожностью, будто они еще не высохли.

4. Когда же меня вместе с чертежной доской решили переселить в Надину комнату, некоторые из её коллег запротестовали…


12) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

1. Я стояла одна и прижималась спиной к холодной стене, чтобы не мешать танцующим.

2. И Лёва пошёл танцевать твист, который он танцевать не умел.

3. Нормальные люди выставляют напоказ то, что им выгодно выставлять. А то, что невыгодно, прячут подальше.

4. Но он [оркестр] не умолкал до тех пор, пока снизу не пришла гардеробщица…


13) Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. 

1. Но я заметила, что, аплодируя Алине, многие тайком поглядывали на Леву. 

2. И фамилии знаменитых композиторов он выговаривал так, что я не сразу их узнавала.

3. Когда я вошла в зал, он уже был абсолютно полон.

4. Я мечтала о том дне, когда Лева будет выступать не в общем концерте, а один…


14) Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели

1. Я думаю, что артист должен казаться со сцены недоступным и загадочным.

2. Наш Лева весь покрылся красными пятнами, будто кто-то надавал ему по физиономии.

3. Я ведь нарочно развлекаю себя разными посторонними мыслями, чтобы забыться.

4. Если заметит, тут же вызывает.


15) Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным условия. 

1.Мне казалось, что никогда не дойдет очередь до нашего Левы.

2. Когда аплодисменты затихли, я услышала сзади глухой мужской голос.

3. Я надеялась, что ты станешь первым в мире великим кларнетистом!

4. Раз ты просишь, я подожду!


16) Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным причины. 

1. Мне казалось, что никогда не дойдет очередь до нашего Левы.

2. Но я не могла ее успокоить, потому что она ничего не слышала и не воспринимала.

3. Он умер, когда мне было всего два года. 

4. Когда нечего сказать, легче всего разводить руками.


17) Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.                                                                                                                         

1. Не могу же я всем без исключения сообщить, что мой брат учится в Консерватории.

2. Когда я пришла домой, Лева играл на кларнете. 

3. Когда кто-нибудь входит в комнату, Лева не прекращает играть. 

4. И все же Лева иногда подчиняется мне, хоть и старше на целых пять лет.


18) Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным времени. 

1. Когда Оле было семь лет, у нее обнаружили искривление позвоночника.

2. Про Оленьку нельзя было сказать, что она «как все». 

3. В один миг я вспомнил всё это, глядя на шляпу «безумной Евдокии», которая скрывала ее лицо. 

4. Всем соседям я уже рассказала, что Лева готовится к конкурсу. 


19) Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

1. И назову такое произведение, какого никто из старшеклассников никогда в жизни не слышал. 

2. Чтобы не осрамиться, танцуй только со мной.

3. Я не знаю, как полководцы планируют свои военные операции.

4. Иногда женщины выходят грустные из кино после картины, где главную роль играет красавица.


20) Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.

1. Мне было обидно, что Левина рука как-то затерялась в толпе других рук и ничем от них не отличалась. 

2. Я увидела, что из-за кулис выглядывает наш Лева.

3. Мне казалось, что никогда не дойдет очередь до нашего Левы.

4. Никто приемник не выключал, потому что никто не хотел тишины.


21) Найдите сложноподчинённое предложение с пунктуационной ошибкой.

1. А я пришёл сообщить, что Оленька готовится к выставке юных скульпторов и попросил освободить её от экскурсии.

2. Надя вместе с картошкой, которую она чистила, переместилась поближе к приёмнику.

3. А этот Лева, которым они гордились, прыгал на одном месте, как воробей.

4. Даже в холод я распахиваю окна, чтобы жильцы не отвыкали от Левиного кларнета.


22) Укажите сложноподчинённое предложение, в котором придаточное предложение находится внутри главного. (Знаки препинания не расставлены)

1. Я объяснила что это играет мой брат.

2. Вот она и смотрела в упор будто старалась его заворожить. 

3. Папа когда волнуется всегда начинает шутить. 

4. … он держался за палку чтобы нечаянно ветер не опрокинул его не свалил с ног.


23) Укажите сложноподчинённое предложение, в котором придаточное предложение находится перед главным. (Знаки препинания не расставлены)

1. Несколько раз когда Оля заболевала Боря Антохин приходил к нам домой.

2. Когда аплодисменты затихли я услышала сзади глухой мужской голос

3. Я надеялась что ты станешь первым в мире великим кларнетистом!

4. Он не останавливает не берёт за руку того кто ему нужен а именно хватает.


24) Укажите сложноподчинённое предложение, в котором придаточное предложение стоит после главного предложения. (Знаки препинания не расставлены)

1. Если бы мы не приехали утром не подняли шума ваша жена была бы здорова.   

2. Когда цельный человек влюбляется с ним ничего невозможно поделать. 

3. Он прошёл этот путь чтобы спасти людей.

4. Если нет времени разобраться лучше и не берись.






Шкала оценивания работ

    Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Уровень

низкий

базовый

повышенный

высокий

% выполнения работы

 ФГОС ООО

(5-8 классы)

35 – 49 %

50 – 64 %

65 – 86 %

87 – 100 %


11б. и менее

12 – 15 б.

16 – 20 б.

21 – 24 б.





КЛЮЧ



1. 2

2. 3

3. 4

4. 2

5. 3

6. 1

7. 4

8. 2

9. 3

10.3

11. 2

12. 2

13. 1

14. 3

15. 4

16. 2

17. 4

18. 1

19. 2

20. 4

21. 1

22. 3

23. 2

24. 3






 Использованные ресурсы:

  1. https://www.bookol.ru/detskoe/detskaya_proza/1046/fulltext.htm
Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Ахметшина Наталья Юрьевна, 08.07.20 в 22:03 2Ответить Пожаловаться
Ух ты, вопросов сколько) Спасибо, Юлия Васильевна!
Юлия Васильевна Воробьева, 08.07.20 в 22:09 1Ответить Пожаловаться
Спасибо большое за Ваше внимание, Наталья Юрьевна!

Ирина Владимировна Казарцева, 08.07.20 в 22:46 2Ответить Пожаловаться
Юлия Васильевна, отличная подборка по теме, большое спасибо!
Юлия Васильевна Воробьева, 09.07.20 в 10:00 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Владимировна!

Горбачёва Марина Юрьевна, 09.07.20 в 05:11 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за серьёзную работу!
Юлия Васильевна Воробьева, 09.07.20 в 10:02 1Ответить Пожаловаться
Марина Юрьевна, спасибо Вам!

Максакова Наталья Михайловна, 09.07.20 в 08:50 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный материал!
Юлия Васильевна Воробьева, 09.07.20 в 10:03 1Ответить Пожаловаться
Наталья Михайловна,

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.