12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Петрова Наталья Васильевна349
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область

 Конспект урока по теме «Придаточные предложения и их виды» 9 класс.

Учитель русского языка и литературы Петрова Наталья Васильевна.

Цели урока.

Создать условия для повторения и систематизации знаний осложноподчиненных предложениях с разными видами придаточных, определять вид придаточных, средства связи; правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении;

определять структуру СПП с разными видами придаточных; составлять их схемы; анализировать текст;

работать с тестами.

Формировать регулятивные универсальные учебные действия целеполагания, контроля, коррекции, оценивания.

Развивать коммуникативные УУД.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: тетрадь, раздаточный материал.


 

ХОД УРОКА

 

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число. Скоро вам предстоит сделать выбор своей профессии. Эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание В. Пескова, который говорит: «Настоящий успех – это найти дело своей жизни в работе, которую ты любишь».

Мы будем вести разговор о профессии, которую выбираем на всю жизнь.

 

2. Словарная работа

- Используя приложение к учебнику, найдите толкование слов «профессия», «склонность».

Профессия (от латинского profitere – объявлять своим делом, говорить публично, заявлять) – род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования.

Склонность – эмоциональные предпочтения определенных занятий, к которым есть способности.

Задание: Составить словосочетания с этими словами. (Профессия врача, престижная профессия, склонность к науке.

 

3. Определение темы и целей урока.

 

Работа с текстом. Работа в парах.

 

Правильный выбор профессии

1. К сожалению, очень часто люди занимаются тем, что им не нравиться.

2.Это может быть результатом ошибочного профессионального выбора, когда человеку не подходит профессия, которой он владеет. 3. Нередко бывает так, что профессия вполне устраивает, но конкретное место работы не по душе. 4. На негативное отношение к работе может влиять и должность, которую человек занимает. 5. Например, сотрудник стремится к творческой работе, хочет проявить свои знания и способности, а ему приходится изо дня в день оформлять накладные. 6. Для выхода из подобных ситуаций есть выход. 7.Нужно еще в юности задуматься над тем, каким делом вы будете заниматься. 8. Любое ваше увлечение или склонность к чему–либо в будущем может стать любимой работой.

                           (Энциклопедия для детей «Правильный выбор профессии»)

Примечание: ученикам дан вариант без знаков препинания.

 

Задания.

Прочитайте текст выразительно.

Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Анализ текста.

Вопросы по 3 заданию.

- Ребята, вы согласны, что это текст? (Да, это текст, так как все предложения связаны по смыслу и грамматически, объединены одной темой).

Какова основная тема данного текста? (Тема уже сформулирована в заглавии текста).

- Найдите ключевые слова по этой теме. (Профессиональный выбор, профессия, склонность, стремление).

- Какую проблему решает автор? (Проблема, которую поднял автор, очень важна и актуальна. Она утверждается автором в последнем предложении).

- Автор предлагает развивать свои склонности и увлечения для того, чтобы вы смогли выбрать профессию по душе.

- Определите тип и стиль речи. (Композиция этого текста напоминает научное рассуждение. Это характерно для публицистического стиля).

- Что еще характерно для этого стиля? (В тексте публицистического стиля анализируются и оцениваются пути решения проблемы, даются выводы, текст напоминает диалог, где автор сам высказывает мысль, приводит аргументы).

4. Анализ предложений.

- Запишите номера простых предложений. (6, 8).

- Выпишите грамматические основы предложения с сочинительной связью. (5. Сотрудник стремится, хочет проявить, приходится оформлять).

- Запишите номер предложения с сочинительной и подчинительной связью. (3)

- Запишите номера СПП с разными видами придаточных. (2)

- Определите вид придаточных в предложениях 1, 4. (1. Изъяснительное. 4. Определительное).

Проверка. взаимооценка выполнения.

 

- Как бы вы сформулировали тему урока? (Виды придаточных предложений).

- Какие цели поставите перед собой? (Научиться различать виды придаточных предложений; правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении).

 

 4. Обобщение и систематизация знаний .          

 

1. Теоретическая разминка. Работа в группе.

 

1) Чем различаются ССП и СПП?  (Части СПП не равноправны по смыслу: главное предложение подчиняет себе придаточное).

2) Сколько придаточных предложений может быть в СПП? (В СПП может быть одно или несколько придаточных.)

3) Какие способы прикрепления придаточных вы знаете? (Придаточные предложения прикрепляются к главному с помощью подчинительных союзов или союзных слов).

4) Как отличить подчинительные союзы от союзных слов? (Союзное слово является членом предложения, к нему можно поставить вопрос, его можно заменить значимым словом, оно выделяется логически).

5) Каково место придаточного по отношению к главному? (В зависимости от смысла место придаточного предложения может быть постоянным, а может быть непостоянным).

6) От чего зависит вид придаточного предложения? (От вопроса).

7) На какой вопрос отвечает придаточное определительное? (Придаточное определительное отвечает на вопрос «Какой?»).

8) На какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное? (Придаточное изъяснительное отвечает на падежные вопросы).

9) Назовите виды придаточных обстоятельственных.

10) На какие вопросы отвечает придаточное места? (Где? Куда? Откуда?).

11) На какие вопросы отвечает придаточное времени? (Когда? Как долго? С каких пор? На сколько времени?).

12) На какие вопросы отвечает придаточное сравнения? (Как? Насколько?).

13) На какие вопросы отвечает придаточное образа действия, степени? (Как? Каким образом? В какой мере? До какой степени?).

14) На какие вопросы отвечает придаточное цели? (Зачем? С какой целью? Для чего?).

15) На какие вопросы отвечает придаточное условия? (При каком условии?).

16) На какие вопросы отвечает придаточное причины? (Почему? Отчего? По какой причине?).

17) На какие вопросы отвечает придаточное следствия? (Что из этого следует?).

18) На какие вопросы отвечает придаточное уступки? (Несмотря на что? Вопреки чему?).

Проверка выполнения. Самооценка.

2. Найдите соответствия  предложений с данными схемами, укажите вид придаточного предложения. Работа в парах.

1) Свое выступление докладчик начал с того, что задал нам несколько вопросов и предложил на них ответить.

2) Должность – это трудовой пост, который занимает человек в организации.

3) В наши дни нет ни одной государственной или коммерческой структуры, где бы не работали юристы.

4) Если человек не знает своего жизненного пути, для него ни один ветер не будет попутным. (Сенека)

5) Работа почтальона требует от человека выносливости, так как ему приходится в любую погоду разносить корреспонденцию по домам.

6) Даже если профессию выбирают несколько раз, каждый выбор должен быть осознанным и продуманным.

[…сущ.], (который…). (Предложение №2. Определительное).

[…сущ.], (где…). (Предложение №3. Определительное).

[…гл. + ук. сл.], (союз что…). (Предложение №1. Изъяснительное).

(Если…), [---  ----- и -----]. (Предложение №6. Условие).

 [           ], (союз так как). (Предложение №5. Причина).

 (Если…), [        ]. (Предложение №4.Условие)

Проверка выполнения работы.

3. Работа с тестами. Самостоятельная работа

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1.Психологи разработали научные методы (1) с помощью (2) которых (3) надеются определить степень нашего одиночества.

1) 1, 3              3) 1, 2

2) 1                  4) 2, 3

2. Художники (1) свободного времени (2) у которых (3) было много (4) охотно повели Остапа и Балаганова к Феофану Мухину.

     1) 1, 3              3) 2, 4

     2) 1, 4              4) 1, 2, 4

3.В номерах почище (1) заезжали куда (3) бильярдные короли и провинциальные драматические артисты (4) разместились заведующие секциями и их помощники.

1) 3, 4             3) 2, 4

2) 1, 3, 4         4) 1, 4

Найдите придаточные предложения и укажите их значение.

1) Было слышно, как Варвара Гавриловна бормотала за вязанием. (Изъяснительное).

2) Когда вернулся Вермель, Пахомов рассказал ему о телеграмме. (Обстоятельственное времени).

3) Тут кругом так мрачно и дико, что отдых не радует. (Обстоятельственное образа действия).

4) Потом там, где бежали ручьи, потекут золотые потоки лютиков. (Обстоятельственное места).

5) Петя отправился в каюту для того, чтобы первым известить тетю о виденном зрелище. (Обстоятельственное цели).

Самопроверка по шаблону

5. Итог урока.

-Напишите мини-сочинение на тему «Роль СПП с придаточными в речи».

Речь культурного, образованного человека должна быть правильной, точной и красивой. Для этого мы с вами не должны выражаться простыми, однообразными фразами. Используя сложные предложения в своей речи, мы делаем ее доступнее для понимания. Чем речь красивее и выразительнее, тем сильнее она воздействует на слушателя.

6. Домашнее задание.

- Написать сочинение-рассуждение по высказыванию В.Пескова, используя в тексте СПП с придаточными предложениями.

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.