Урок русского языка в 9 классе по теме «Виды придаточных предложений»
Урок русского языка в 9 классе по теме
«Виды придаточных предложений»
Учитель: Грибанова Ирина Эдуардовна
Цели урока:
метапредметная: формирование понимания и владения социальными понятиями: «патриотизм», «патриот», «родина».
1) знакомство с видами придаточных предложений; отработка навыков использования в речи и на письме конструкций сложноподчиненных предложений; подготовка к ОГЭ;
2) воспитание у учащихся чувств патриотизма;
3) развитие у учащихся внимания к слову как выразительному средству языка.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, раздаточный материал.
Земля – родина человечества.
А что для человека может быть дороже Родины!
Ведь Родина – это не только
точка на географической карте...
Г. Титов
Для граждан России особенно важны моральные устои.
Именно они составляют стержень патриотизма,
без этого России пришлось бы забыть
и о национальном суверенитете…
В.В. Путин
Ход урока:
Оргмомент.
- Какую основную мысль в эпиграфах нашего урока вы бы выделили?
Ответы учащихся.
- Да, правильно. Тема высказывания нашего урока – патриотизм.
- Что такое патриотизм?
Ответы учащихся.
- Словари дают следующее толкование данного слова:
==Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
==Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу.
Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям.
- Итак, цели нашего урока: отработка навыков использования в речи и на письме конструкций сложноподчиненных предложений; мы с вами выясним сущность понятий «патриотизм», «патриот», «родина»; потренируемся в решении задания В7 вариантов ГИА-2013.
Вернёмся к одному из наших эпиграфов. Прочтите первый эпиграф и подумайте:
- Как понимает космонавт Г.Титов слово «Родина»? Согласны ли вы с ним?
(Герман Титов считает планету Земля Родиной всего человечества. И он прав, ведь в широком смысле под словом «родина» мы понимаем место, где мы родились и живём. Все мы – люди. Мы родились и живём на планете Земля. Значит, это наша Родина.)
(Я согласен с Германом Титовым в том, что Родина – это не только точка на географической карте. Родина – она в нашей душе, в нашем сердце. Для человека не может быть ничего дороже Родины. Недаром ведь множество художников, писателей, композиторов и поэтов, выражая свои лучшие чувства по отношению к Родине, во все времена создавали шедевры мирового искусства и литературы.)
Синтаксическая пятиминутка.
Для настоящих поэтов нет избитых тем. Пока люди способны любить – они будут писать стихи о любви, пока люди любят свою Родину – они будут писать стихи о Родине.
Тема Отчизны в русской поэзии одна из самых многогранных, сложных, противоречивых и одновременно богатых. Талантливейший поэт ХХ века Юрий Кузнецов попытался объяснить, почему его коллеги-соотечественники не могли не писать о России:
Бывает у русского в жизни
Такая минута, когда
Раздумье его об отчизне
Сияет в душе, как звезда.
Объяснение нового материала.
Виды придаточных предложений:
Определительные
Изъяснительные
Обстоятельственные
Соотнесите предложения с типом придаточного.
== Любовь к Родине у каждого из нас начинается с любви к родным местам, где ты родился и живешь…
== Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя. /Сенека/
== Нет ничего худшего, чем блуждать в чужих краях. /Гомер/
== Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм. /Блок А. А./
== Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может. /Байрон Д./
== Найди, где твои корни, и не суетись насчет других миров. /Торо Г./
== Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. /В.Сухомлинский/
== Для всякого изгнанника родина — это язык, на котором он не перестает говорить.
/Мирче Элиаде/
== Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов. /Монтескье/
== Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! /А. Пушкин/
== В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки. /Т.Г. Шевченко /
== Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей родины. /Джон Кеннеди/
Составление схемы предложения.
12 декабря Россия отмечает День Конституции.
Этот праздник близок каждому гражданину страны, кому небезразличны судьба Родины, кто хочет, чтобы все поколения россиян испытывали гордость за свою великую державу.
Процветает пусть Россия вновь,
Соблюдая граждан всех права,
Чтобы радость наполняла дух,
Чтобы жизнь у нас прекрасною была!
Цифровой диктант.
Отметить номера сложноподчинённых предложений.
1.Для того чтобы понять, кто же такой патриот следует вспомнить о том, что же такое патриотизм. 2.После этих слов было бы уместно заглянуть в словарь и посмотреть там определения данных понятий, но почему - то не хочется этого делать. 3.Хочется говорить не от имени составителя словаря, а от имени простого русского народа. 4.Хотя уже давно замечено, что наш народ при всей своей любви поругать своё государство, всё равно ни смотря, ни на что продолжает любить свою Родину.5. А что значит любить Родину? 6.Это значит верить в лучшее будущее для своего народа, ведь без него не было бы ничего.
7.Конституция Российской федерации эти слова полностью подтверждает с помощью 59 статьи, в которой написано следующее: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». 8.Являться гражданином значит быть частью своего народа и отечества, быть соотечественником, значит быть патриотом.
9.Но это не значит, что патриот это лишь тот, кто служит Родине, защищает её границы, например, являясь пограничником или солдатом. 10.Патриотом можно быть и в мирное время. 11.Ведь ещё в 1856 году Николай Некрасов в своём стихотворении «Поэт и гражданин» пишет следующее изречение: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».
12.Человека нельзя заставить любить свою Родину, но и нельзя заставить Её разлюбить. 13.Поэтому многие люди, находясь (по тем или иным причинам) вдали от своей Родины, чувствуют щемящую душевную тоску по Ней. 14.И успокаиваются лишь тогда, когда им удаётся вернуться назад. 15.Поэтому Родину не зря называют Матерью, Отчизной, ведь Родина – это начало пути для человека, как и его отчий дом, род, семья. 16.Не стоит забывать о том, что дословно слово Родина переводится как "земля отцов, предков". 17.Поэтому можно также сделать следующий вывод: любить Отчизну, быть патриотом, значит помнить прошлое, своих предков, их заветы и воспоминания и бережно хранить их для будущих поколений, передавая всё, что удалось запомнить и сохранить из уст в уста, из поколение в поколение.
Ответ:1,4,7,9,14,16.
Решение задания 12 вариантов ОГЭ-2015.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.
Добрая, (1) ласковая Земля неожиданно становится жестокой и безжалостной в отношении людей, (2) ее населяющих. Что заставляет ее, (3) прекрасную нашу планету, (4) становиться такой злой и беспощадной? Об этом давно задумывались люди, замечая, (5) что неистовство природных сил совпадает с крупными социальными катастрофами, (6) возникающими в человеческом обществе: войнами, (7) революциями, (8) религиозными распрями, (9) душевными потрясениями. 5
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.
В древних культурах мы видим не просто «объект археологической науки», а свои корни, (1) свои традиции, (2) пережившие века. Раскопки и исследования на территории нашей страны показывают, (3) что во все времена на её огромной территории обитало множество разных народов с различными языками, (4) религиями, (5) культурами, (6) антропологическим обликом. 3
Продолжить предложения, используя придаточные.
Добавьте по вопросам придаточные предложения, определите их тип, объясните постановку знаков препинания.
Родина – это страна, (какая?)…
Малая Родина – это место, (где?)…
Патриотом мы называем того, (кого?)…
Подведение итогов урока. Оценки.
== С чего начинается любовь к большой Родине?
Ответы учащихся.
== В заключение хочется прочитать такие строки:
« Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины…»
Делайте все возможное, чтобы наша Родина процветала и была самой лучшей.
Домашнее задание: П.10, упр.88.