Тест по русскому языку на тему «Три склонения имен существительных» (4 класс)
Краева Светлана Владимировна,
учитель начальных классов МБОУ «Сосьвинская СОШ»
Класс: 4
Тип теста: контролирующий
Предмет: русский язык
Тема урока: «Три склонения имен существительных».
Уровень сложности: базовый
На выполнение отводится 60 минут.
Оцениваемые УУД:
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и с условиями её реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- оценивать правильность выполнения действия;
- вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- осуществление анализа объектов с выделением существенной и несущественной информации;
- умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- умение устанавливать причинно - следственные связи, выведение следствий;
- умение самостоятельно находить эффективные способы решения конкретных задач в определенных условиях;
Коммуникативные УУД:
- умение отвечать на вопросы кратким или развернутым ответом;
- умение выражать свои мысли в письменной речи;
- выполнение тестовых заданий с последующей самопроверкой;
- умение аргументировать собственное мнение и позицию, выбор;
.
Личностные УУД:
- испытывать личную ответственность за результат выполненной работы.
Инструкция: перед вами бланк с заданиями для проверки знаний по русскому языку.
Внимательно прочитайте инструкцию по выполнению каждого задания, а затем текст самого задания. Если инструкция непонятна, поднимите руку.
Советуем выполнять задания по порядку. Если задание кажется вам сложным, пропустите его и делайте следующее. За правильное выполнение каждого задания начисляются баллы. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Не забудьте выполнить пропущенные задания.
Если при проверке выполненных заданий вы обнаружили ошибку и решили ее исправить, то зачеркните неверный ответ, рядом напишите правильный.
Желаем успеха!
1.Задание с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов.
Инструкция: Выберите правильный вариант ответа, который вы считаете правильным.
Задание. Склонение – это изменение имен существительных по:
временам
падежам
числам
родам
Правильный ответ: 2) 2) падежам
Критерии оценивания. Выбран правильный ответ – 1 балл, за неправильный – 0 баллов.
2.Задание с выбором правильных ответов из фиксированного набора вариантов.
Инструкция: Выберите правильные варианты ответа, которые вы считаете правильными.
Задание. Укажите вариант, в котором имена существительные только 3-го скл
а) в реке, на площади в) к пристани, в тетради
б) на окне, в речи г) о корабле, ночью
Правильный ответ: в)
Критерии оценивания. При указании правильного ответа – 1 балл, неправильный ответ – 0 баллов.
3.Задание с выбором наиболее правильного ответа из предложенных вариантов.
Инструкция: Выберите правильный ответ:
Задание. Укажите пример, в котором дано верное объяснение написания падежных окончаний имен существительных.
а) разложить на блюдце (Д.п., 2-е скл)
б) выступать на сцене (П.п., 1-е скл)
в) подойти к пристани (В.п., 3-е скл)
г) найти в посылке (П.п., 2-е скл)
Правильный ответ: б)
Критерии оценивания. Правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.
4.Задания с альтернативным ответом.
Инструкция: Если вы согласны с утверждением, поставь «+», если не согласны – «-».
Задание: Однокоренные слова имеют следующие признаки:
+ или - | Утверждение |
- | Имя существительное изменяется по родам |
+ | Имя существительное изменяется по числам и падежам |
- | В русском языке 5 падежей |
- | Имя существительное в П.п. всегда употребляется без предлога |
+ | Имя существительное в Д.п. употребляется с предлогами к, по |
- | Имя существительное в И.п. всегда употребляется с предлогами. |
+ | Все падежи, кроме И.п. косвенные. |
Правильные ответы: - 2, 5,7 – +; 1, 3, 4, 6, – -.
Модельный ответ:
+ или - | Утверждение |
- | Имя существительное изменяется по родам |
+ | Имя существительное изменяется по числам и падежам |
- | В русском языке 5 падежей |
- | Имя существительное в П.п. всегда употребляется без предлога |
+ | Имя существительное в Д.п. употребляется с предлогами к, по |
- | Имя существительное в И.п. всегда употребляется с предлогами. |
+ | Все падежи, кроме И.п. косвенные. |
Критерии оценивания. Все правильно – 2 балла, если допущена одна ошибка – 1 балл, если 2 ошибки – 0 баллов.
5.Задание на установление соответствия.
Инструкция. Установите соответствие.
Задание. Определи падеж, укажи стрелками
1.Вижу Москву
2.Сижу на крыше
3.Пишу ручкой
4.Сижу около двери
5.Озеро разлилось
6.Мчится по улице
И.п
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п
Правильный ответ: 1 – В.п, 2 – П.п., 3 –Т.п, 4 – Р.п, 5 – И.п.,6 –Д.п
Критерии оценивания: задание выполнено правильно – 2 балла, допущена ошибка – 1 балл, 2 и более ошибки – 0 баллов.
6.Задание на установление правильной последовательности.
Инструкция. Расположите в правильной последовательности действия по алгоритму
«Как определить склонение имени существительного».
1.Определю склонение
2. Найду имя существительное.
3.Поставлю в начальную форму.
4.Определю род
5. Найду и выделю окончание
Правильный ответ: 2,3,4,5,6
Критерии оценивания. Все правильно – 2 балла, допущена 1 ошибка – 1 балл, допущено 2 ошибки – 0 баллов.
7.Задания на сортировку (ранжирование).
Инструкция. Проранжируйте информацию, предложенную в задании.
Задание. Распределите имена существительные по склонениям:
Папа, отец, дочь, тетрадь, тетрадка, альбом, храбрость, отвага, снег, рысь, снежинка, машинист, машина, рожь, пальто, гора, совесть
1-е скл:
2-е скл:
3-е скл:
Правильный ответ.
1-е скл: папа, тетрадка, отвага, снежинка, машина, гора
2-е скл: отец, альбом, снег, машинист, пальто
3-е скл: дочь, тетрадь, храбрость, рысь, рожь, совесть
Критерии оценки задания. Если все верно – 3 балла, 1-2 ошибки - 1 балл, не правильно – 0 баллов.
8.Задание на исключение лишнего.
Инструкция. Укажите лишнее слово.
Задание: исключите из цепочки лишние слова, по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.
Степь, человек, школа, объехал, тетради, какао
Правильный ответ: школа или степь
Объехал – лишнее слово, это глагол, а остальные слова – существительные
Какао - лишнее слово, это несклоняемое сущ, а остальные – склоняемые
Тетради – лишнее слово, это сущ во мн.числе, а остальные – в единственном
Человек – лишнее слово, это сущ м.р, а остальные – женского
Степь – лишнее слово, это сущ. 3-го скл, а сущ. школа – 1-го скл или
Школа – лишнее слово, это сущ 1-го скл, а сущ степь – 3-го скл
Критерии оценивания. Если правильно – 1 балл, если нет – 0 баллов.
9.Задание на продолжение цепочки.
Инструкция. Продолжите строчку
Задание. Продолжи каждую строчку до 4 слов, подбирая их по трем признакам одновременно. Признаки подбора слов определите самостоятельно. Укажите склонение существительных
Стриж, душ,…., ……(….скл)
Слежка, пробка, ….., ……(……скл)
Яйцо, лицо,…., …… (….скл)
Дичь, рожь, …., ……(…..скл)
Модельный ответ:
Стриж, душ, камыш, жираф ( 2 скл)
Слежка, пробка, книжка, тетрадка ( 1 скл)
Яйцо, лицо, крыльцо, кольцо ( 2 скл)
Дичь, рожь, печь, мышь (3 скл)
Критерии оценки. Продолжили ряд, определили склонение – 4б, продолжили ряд, но не определили склонение – 2, неправильно – 0 баллов.
10.Задание на дополнение.
Задание. Определи тип склонения по его признакам:
Ж.р., нулевое окончание - ___склонение
Ж.р., м.р., окончания –а,-я - ____склонение
М.р., нелевое окончание; ср. р., окончание –о, -е - _______склонение
Правильный ответ:
Ж.р., нулевое окончание - __3_склонение
Ж.р., м.р., окончания –а,-я - __1__склонение
М.р., нулевое окончание; ср. р., окончание –о, -е - ___2____склонение
Критерии оценки: если все правильно – 2 балла, если допущена одна ошибка – 1 балл, если 2 ошибки – 0 баллов.
11.Задание с неструктурированным ответом.
Инструкция. Образуйте от данных слов однокоренные имена существительные 3 склонения:
Задание. Запиши однокоренные слова.
Тенёчек - ____________
Площадка - ___________
Лошадка - __________
Метелица - _______________
Правильный ответ:
1. Тенёчек - тень
2. Площадка - площадь
3. Лошадка - лошадь
4. Метелица - метель
Критерии оценки: за правильный ответ – 2 балла, если допущена одна ошибка – 1 балл, допущено более 1 ошибки – 0 баллов.
12.Задание с кратким ответом.
Инструкция. Напишите в данном поле ответ.
Задание. Запишите слово, которое не склоняется
Правильный ответ (Могут быть разные варианты)
Критерии оценивания задания: Если правильно, – 1 балл, неправильный – 0 баллов.
13. Задание с комбинированное
Инструкция. Расположите в правильной последовательности
Задание. Запишите пословицы в следующем порядке:
1.Пословицы, в которых нет существительных 1-го скл
2.Пословицы, в которых нет существительных 3-го скл
3.Пословицы, в которых нет существительных 1-го скл и 3-го скл
1.Хлеб – батюшка, водица – матушка.
2.Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
3.Худ обед, когда хлеба нет
4.На печи заседать – хлеба не видать.
Правильный ответ: 1-2,34; 2 -1,2; 3 - 3
Критерии оценивания. 2 балла, если задание выполнено верно; 1 балл- допущена одна ошибка; 0 баллов – допущено более 2-х ошибок.
14.Расчетные задания закрытой формы с выбором ответа
Инструкция. Выберите правильный ответ.
Задание. Укажи словосочетание с именем существительным в П.п., ж.р..
а) мечтать о лете в) стихи о весне
б) идти по улице г) сидеть на берегу
Правильный ответ: в)
Критерии оценки: за правильный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов.
15.Мини – кейс с вариантами ответа.
Инструкция. Изучите кейс и выберите правильные, на ваш взгляд, варианты ответа.
Задание: Петя выписывал из текста имена существительные 2-го склонения и допустил ошибки.
папа
отец
дед
дедушка
сын
Варианты ответа:
А) неверно определено склонение в 1, 2,3
Б) с ошибками написаны слова 3, 4, 5
В) с ошибками написаны слова 1, 4
Правильный ответ: в).
2. Определи, какое правило ему следует повторить:
1) проверяемые безударные гласные в корне слова
2) род и число имен существительных
3) алгоритм определения склонения имен существительных
Правильный ответ: 3.
Правильный ответ: 2.
Критерии оценивания задания: за каждый правильный ответ по 1 баллу (всего максимально 2 балла).
Задание 16. Творческое задание.
Инструкция. Выполните творческое задание.
Задание. Составь предложение со словом озеро так, чтобы в одном предложении это слово было в И.п., а в другом – в Д.п.
Критерии оценивания задания: за каждый правильный ответ по 1 баллу (всего максимально 2 балла).
Задание 17. Задание со свободно конструируемым ответом.
Инструкция. Ответьте на вопрос «Почему в русском языке три склонения», записав его в виде текста
Задание. Запиши составленный текст.
Критерии оценивания ответа на задание | Баллы |
Правильно составлены предложения | 2 |
Незначительно нарушена последовательность слов в предложениях | 1 |
Нарушена последовательность | 0 |
Текст соответствует теме | 2 |
Тема не совсем раскрыта | 1 |
Текст не получился | 0 |
Максимальный балл | 4 |
4 балла – «отлично»; 3 балла – «хорошо»; 2 балла – «удовлетворительно»; 1 балл – «плохо»
Шкала перевода баллов в оценку
Количественная | Количественная | Уровень овладения | Итоговый балл |
95–100 % правильно выполненных ТЗ | от 39 до 41 балла | соответствует «высокому» уровню овладения УУД | «5» |
75–95 % правильно выполненных ТЗ | от 38 до 31 балла | соответствует «повышенному» уровню овладения УУД | «4» |
50–65 % правильно выполненных ТЗ | от 30 до 21 балла | соответствует «базовому» уровню овладения УУД | «3» |
менее 50 % правильно выполненных ТЗ | от 20 баллов и ниже | соответствует «низкому» уровню овладения УУД | «2» |
Спецификация оценивания УУД
№ задания | Планируемый результат | Тип задания | Уровень сложности |
1 | Познавательные УУД: - осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков Знать: признаки имени существительного. Регулятивные УУД - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, учитывать установленные правила | Задание с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов. | базовый |
2 | Познавательные УУД: - поиск необходимой информации (выявление знания); - анализ предложенных ответов. Знать: признаки имен существительных Регулятивные УУД - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, учитывать установленные правила | Задание с выбором нескольких правильных ответов из фиксированного набора вариантов. | базовый |
3 | Познавательные УУД: - выбор правильного ответа из нескольких вариантов (анализ и выделение и определение достоверной информации. Знать: падежные окончания имен существительных Регулятивные УУД - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, учитывать установленные правила | Задание с выбором наиболее правильного ответа из предложенных вариантов | базовый |
4 | Познавательные УУД: - выбор правильного ответа из нескольких вариантов (определять достоверную информацию); работа с информацией Знать: признаки существительного Регулятивные УУД - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, учитывать установленные правила | Задания с альтернативным ответом | базовый |
5 | Познавательные УУД: - установление соответствия (определять достоверную информацию) - определение взаимосвязи между определениями и фактами. Знать: падежи и падежные вопросы Регулятивные УУД - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, учитывать установленные правила | Задания на установление соответствия | базовый |
6 | Познавательные УУД: - понимать, устанавливать четкий алгоритм действия или строгую последовательность различных действий Уметь определять склонение имен существительных по алгоритму Регулятивные УУД - контроль способа решения - различать способ и результат действия | Задания на установление правильной последовательности. | базовый |
7 | Познавательные УУД: -установление последовательности по заданному правилу Знать: признаки существительных | Задания на сортировку (ранжирование). | базовый |
8 | Познавательные УУД: -установление соответствия -анализ, синтез, сравнение, классификация по заданным критериям - обнаруживать общие признаки группы слов Знать: признаки имен существительных | Задание на исключение лишнего. | базовый |
9 | Познавательные УУД: - выбор ответа Знать: признаки имен существительных Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение Регулятивные УУД - умение вносить необходимые дополнения | Задание на завершение цепочки слов. | базовый |
10 | Познавательные УУД: Задание со свободным кратким однозначным ответом. - самостоятельно формулировать ответ; - выделять существенную информацию Знать: род и окончания имен существительных Регулятивные УУД - умение вносить необходимые дополнения | Задание на дополнение | базовый |
11 | Познавательные УУД: -установление последовательности Регулятивные УУД - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, учитывать установленные правила | Задание с неструктурированным ответом | базовый |
12 | Познавательные УУД: Задание со свободным кратким ответом Работа с информацией: Знать: признаки существительных Регулятивные УУД - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, учитывать установленные правила | Задание с кратким ответом. | базовый |
13 | Познавательные УУД: Выбор правильного ответа из нескольких вариантов (определять достоверную информацию) Уметь: различать главные и второстепенные члены предложения | Задание с противоречивыми данными | повышенный |
14 | Познавательные УУД: Выбор правильного ответа из нескольких вариантов: сравнение, прогнозирование, аналогия Уметь: задавать вопрос, определять падеж Регулятивные УУД - различать способ и результат действия | Расчетные задания закрытой формы с выбором ответа | базовый |
15 | Познавательные УУД: - анализ с выделением существенных и несущественных признаков; - составление план решения (определить последовательность действий) ; - умение видеть и выделять окончание и определять род существительных Регулятивные УУД - преобразовывать практическую задачу в познавательную; оценивать правильность выполнения действия; учитывать правило в планировании и контроле Коммуникативные УУД - формулировать свое мнение и позицию; - строить речевое высказывание в письменной форме | Мини-кейс с вариантами ответа. | базовый |
17 | Познавательные УУД: - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей - составлять развернутый ответ в виде микросочинения. Коммуникативые УУД: - умение строить свободное высказывание с учетом коммуникативных задач ( в письменной форме) Личностные УУД: высказывать оценочное суждение и свою точку зрения | Задание со свободно конструируемым ответом | повышенный |