12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кряжевских Ольга Владиславовна8602
Начните действовать с того, что необходимо, затем сделайте то, что возможно, и неожиданно вы сможете сделать невозможное.
Россия, Пермский край, Кизел

   В нашей педагогической деятельности контроль знаний обучающегося - это неотъемлемый элемент нашей работы. Как правило проверка знаний осуществляется через различные формы контроля контрольные/самостоятельные работы, практические/лабораторные работы. Также нами используются различного рода тесты.

       Тема моего самообразования звучит так: «Компьютерное тестирование как форма проверки знаний, умений и навыков учащихся на уроках информатики в базовом курсе»

Мною была выдвинута гипотеза: «использование компьютерного тестирования учащихся на уроках информатики в базовом курсе позволит более эффективно проверить ЗУН учащихся по предмету».

Проведены несколько экспериментов и подведены результаты.

Формирующий эксперимент

Цель: разработать и апробировать авторские компьютерные тесты на уроках информатики, сформировать у учащихся умения и навыки работы с электронными тестами.

При создании тестовых заданий опиралась на программу базового курса «Информатика и ИКТ» основной школы (новая версия).

Содержание данной Программы согласовано с содержанием примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в данной программе нет отдельного раздела «Представление информации». Однако все вопросы этого раздела раскрываются в других разделах базового курса. Представление различных типов данных излагается в разделах, относящихся к тем видам ИКТ, в которых эти данные используются. Такое расположение материала способствует лучшему формированию в сознании учеников связи между принципами представления данных разного типа в компьютерной памяти и технологиями работы с ними.

В данной программе интересующая нас тема: «Текстовая информация и компьютер» рассматривается на протяжении 9 часов (3+6) при изучении содержательной линии «Информационные технологии».

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание, словари и системы перевода).

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков и формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.

Учащиеся должны:

Знать:

Уметь:

  • Способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы кодировки, текстовые файлы);
  • Назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
  • Основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
  • Набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
  • Выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
  • Сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

При создании тестов опиралась на учебное издание «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» Базовый курс: Учебник для 8-го класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.

 

Разработанные тесты состоят из трех частей:

 

  • часть А - 10 заданий закрытого типа (в задании может быть несколько правильных ответов),
  • часть B - 5 заданий открытого типа (необходимо дать определение понятиям, вставить пропущенное слово, выполнить задание на соотнесение и т.д.),
  • часть С – задание творческого характера.

За каждый правильный ответ учащиеся получают баллы. В соответствии с суммой набранных баллов выставляется оценка. Инструкция для ученика присутствует до формулировки задания.

Для обработки результатов использовали следующую шкалу:

85% - 100% - “5”, 65% - 85% - “4”, 51% - 65% - “3”, 0% - 50% - “2”. (24, 18)

Тесты были в двух вариантах: бумажном (тесты приведены в приложении 5) и электронном (тесты приведены в приложении 6).

В 8 «А» классе (11 человек I подгруппа и 12 человек вторая) – тестирование проходило с использованием бумажного варианта тестов, поэтому у учащихся не возникло трудностей при тестировании, так как для них эта процедура является стандартной и привычной. К недостатку можно отнести то, что тесты, выполненные в бумажном варианте, могут применяться ограниченное количество раз, так как в процессе решения учащиеся могут начеркать на них, листочки могут помяться и у них будет не эстетический вид.

В 8 «Б» классе (12 человек I подгруппа и 12 человек вторая) – тестирование проходило с использованием электронного варианта тестов в оболочке АСТ. Для учащихся эта процедура являлась новой, поэтому предварительно была проведена инструкция по выполнению тестирования. К достоинству можно отнести то, что тесты, разработанные в электронном варианте, могут применяться не ограниченно количество раз.

Контрольный эксперимент

Цель: доказать эффективность использования компьютерных тестов на уроках информатики.

Было организовано наблюдение за работой учащихся во время проведения тестирования.

В ходе проведения тестирования с использованием тестов в бумажном виде в 8 «А» классе, можно сказать следующее: учащиеся выполняют задания без особой инициативы, если не знают ответа или сомневаются, начинают вертеться и отвлекать других, «собирают» ошибки переспрашивая,

В ходе проведения компьютерного тестирования: дети активны, заинтересованы процедурой тестирования, мгновенно получают результат своей работы, имеют возможность просмотреть допущенные в тесте ошибки, имеют возможность сравнить свои результаты с результатами других учащихся и т.п. Также можно отметить следующее:

  • повышение скорости проверки качества усвоения знаний и умений учащимися;
  • осуществление хотя и поверхностного, но полного охвата всего учебного материала;
  • снижение воздействия негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации, характеристики конкретного учителя, т.е. минимизация субъективного фактора при оценивании ответов и др.;
  • высокая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося;
  • ориентированность на современные технические средства, на использование в среде компьютерных обучающих и контролирующих систем;
  • возможность математико-статистической обработки результатов контроля, и как следствие, повышение объективности педагогического контроля;
  • осуществление принципа индивидуализации и дифференциации обучения благодаря использованию адаптивных тестов;
  • возможность увеличить частоту и регулярность контроля за счет уменьшения времени выполнения заданий и автоматизации проверки.

Также была проведена беседа с учащимися об использовании компьютерного тестирования, детям понравилась такая форма контроля как компьютерное тестирование.

 

Образец работы с тестом в «Адаптивной среде тестирования»

1. Запускаем программу

2. Выбираем тест

Пример вопроса, когда ответ вносится самим участником тестирования

Пример вопроса на соотнесение

Пример вопроса с выбором ответа из предложенных

Результат тестирования выводится на экран

Также можно воспользоваться функцией «Протокол» для того, чтобы посмотреть вопросы с ошибкой участника тестирования

 Мной на конкурс предоставлены следующие документы:

1. Пояснительная записка с гипотезой и описанием двух экспериментов./data/files/q1486722992.doc (Пояснительная записка)

2. Образец работы с тестом в «Адаптивной среде тестирования» (ссылка на документ №1)

3. Приложение 1 – Особенности адаптивной среды тестирования (АСТ) /data/files/e1486722909.doc (Особенности АСТ (адаптивная система тестирования))

4. Приложение 2 - Рекомендации по использованию АСТ /data/files/y1486722941.doc (Рекомендации по использованию АСТ)

5. Приложение 3 - Печатный вариант тестов /data/files/g1486723079.rar (Печатный вариант тестов)

6. Приложение 4 - Программа "Адаптивная среда тестирования" в архиве, запускаемый файл под именем: "KT_ATE-12" /data/files/w1486723296.rar (Программа «Адаптивная среда тестирования»)

7.  Приложение 5 - Электронный вариант тестов (файлы для работы в АСТ) /data/files/r1486723385.rar (Электронный вариант тестов (файлы для работы в АСТ) )

Опубликовано в группе «УРОКИ, КИМы, ИГРЫ, практикумы, творческие задания по ИНФОРМАТИКЕ, МАТЕМАТИКЕ и другим дисциплинам.»


Комментарии (2)

Елена Сергеевна, 13.02.17 в 20:52 1Ответить Пожаловаться
ОГРОМНОЕ спасибо!!! Как раз мне нужен был тест по этой теме. Воспользуюсь Вашим. Только в свою программку запишу
Кряжевских Ольга Владиславовна, 13.02.17 в 21:39 0Ответить Пожаловаться
Здравствуйте! Пожалуйста. Это же хорошо, что есть от чего отталкиваться.
Тестовые оболочки учителя предпочитают разнообразнейшие. На свой "вкус и цвет", так сказать. Мне удобно работать в АСТ.
А вы в какой программе работаете, если не секрет?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.