Анкета для определения школьной мотивации (разработана Н.Г.Лускановой).
1 |
Тебе нравится в школе? |
да; нет; не очень |
2 |
Утром ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома? |
иду с радостью; бывает по-разному; чаще хочется остаться дома |
3 |
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы или остался дома? |
пошёл бы в школу; не знаю; остался бы дома |
4 |
Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки? |
не нравится; бывает по-разному; нравится |
5 |
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? |
не хотел бы; не знаю; хотел бы |
6 |
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? |
нет; не знаю; хотел бы |
7 |
Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям? |
часто; редко; не рассказываю |
8 |
Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель? |
мне нравится наш учитель; точно не знаю; хотел бы |
9 |
У тебя в классе много друзей? |
много; мало; нет друзей |
10 |
Тебе нравятся твои одноклассники? |
нравятся; не очень; не нравятся |
Анализ результатов. За каждый первый ответ – 3 балла, за промежуточный – 1 балл, последний – 0 баллов.
Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.
25 – 30 баллов: сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность.
20 – 24 балла: отношение к себе как к школьнику практически сформировано (средняя норма мотивации).
15 – 19 баллов: положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация).
10 – 14 баллов: отношение к себе как к школьнику не сформировано (низкий уровень мотивации).
Ниже 10 баллов: негативное отношение к школе (школьная дезадаптация).
Анкетирование может проводиться неоднократно, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить показателем школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение – признаком положительной динамики в обучении и развитии ребёнка, что соответствует более лёгкой адаптации.
Методика «Кружки» для определения самооценки.
Детям показывают лист бумаги с изображёнными на нём четырьмя пронумерованными кругами и дают следующую инструкцию.
1 2 3 4
“Посмотри на эти кружки. Представь, что все дети из твоего класса встали внутрь этих кругов.
В первый круг встали дети, у которых в школе всё получается. Они знают всё, что спрашивает учитель, отвечают на все вопросы, никогда не делают ошибок, всегда правильно себя ведут, им не делают ни одного замечания.
Во второй круг встали дети, у которых в школе почти всё получается: они отвечают почти на все вопросы учителя, но на некоторые ответить не могут, они почти всегда всё правильно решают, но иногда делают ошибки. Они себя правильно ведут почти всегда, но иногда забывают, и им делают замечания.
В третий круг встали дети, у которых в школе многое не получается: они отвечают только на самые лёгкие вопросы учителя, часто делают ошибки. Они часто плохо ведут себя, и учитель много раз делает им замечания.
В четвёртый круг встали дети, у которых в школе почти ничего не получается. Они не могут дать ответа почти ни на один вопрос учителя, у них очень много ошибок. Они не умеют себя вести, и учитель постоянно делает им замечания.
Покажи, в какой кружок встанешь ты. Почему?”
Показателями дезадаптации являются попадание в четвёртый круг (заниженная самооценка) и в первый (завышенная).
Определение различий в развитии интеллектуальной рефлексии у детей 7–10 лет.
Групповое занятие для определения различий в развитии рефлексии у младших школьников строится следующим образом.
1. Учитель, проводящий занятие приходит в класс с комплектом бланков, где имеются условия задач, и чистыми листами бумаги для записи решения.
2. После того, как дети подпишут листы, им говорится: "Сегодня будем решать интересные задачи. Посмотрите на доску", — до начала занятия или в то время, пока дети пишут фамилии на чистых листах бумаги, учитель чертит на доске игровое поле для решения задач методики "почтальон" (рис.).
3. На доске нарисованы девять кругов. Это домики. В них живут жители — буква и цифра. Между кругами есть линии. Это дорожки. По ним ходит почтальон и разносит письма. При этом почтальон соблюдает правило своего движения: если дорожка соединяет домики, где есть одинаковый житель, то по такой дорожке можно идти. Если дорожка соединяет домики, где разные жители, то по такой дорожке идти нельзя. Давайте решать задачи, где почтальон ходит по дорожкам. Куда может пойти почтальон из В1?... Этот домик в самом низу, в углу. Кто догадался?... Верно, он может пойти только в домик В2, потому что в домики А2 и ГЗ ему нельзя идти — домики В1 и А2, В1 и ГЗ не имеют одинаковых жителей.
Подумайте еще: куда может пойти почтальон и A3?... Верно, только в ГЗ, потому что в ГЗ и A3 есть одинаковый житель.
Теперь давайте решим другую задачу: почтальон был в А1, затем пошел по дорожке и попал в неизвестный домик, оттуда снова вошел по дорожке и попал в Б2. Нужно узнать, кто живет в неизвестном домике?... Кто скажет?... Домик Г1?... Неверно, потому что почтальон может по своему правилу попасть по дорожке из А1 в Г1, но из Г1 он не может по дорожке сразу попасть в Б2, потому что у Г1 и Б2 нет одинакового жителя.
Кто придумал?... Правильно, неизвестный домик — А2, потому что почтальон может из А1 сразу попасть в А2 и из А2 сразу попасть в Б2.
4. Еще одна задача, где нужно узнать один промежуточный домик", — учитель записывает на доске условие новой задачи:
ГЗ — ? — Б2
"Здесь записано, что из ГЗ почтальон попал в неизвестный домик (он обозначается знаком вопроса) и далее в Б2... Кто скажет ответ?... Верно, неизвестный, промежуточный домик — Г2. Ответ к задачам "почтальон" записывает радом с условием задачи в круге: вот так", — учитель записывает ответ на доске:
ГЗ — ? — Б2 Г2
5. "Теперь одну задачу с двумя дорожками и одним неизвестным домиком решите сами. У себя на листах с фамилиями запишите такое условие задачи", — учитель записывает на доске:
A3 — ? — В2
"Подумайте и напишите рядом ответ — название неизвестного промежуточного домика в круге".
6. Дети решают задачу, а учитель проходит по классу и контролирует работу детей, помогая тем, кому трудно.
7. "Проверим задачу.... Кто скажет?... Верно, промежуточный домик — А2, потому что из A3 сразу можно попасть в А2 и из А2 сразу попасть в В2. Запишем ответ в круге", — учитель записывает ответ на доске:
A3 — ? — В2 А2
8. "Вот так решаются задачи "почтальон", где нужно найти промежуточные домики. Если один домик нужно найти, то один ответ пишется в круге, а если два промежуточных домика, то рисуют два круга и два ответа.
9. Теперь я раздам вам листы, где есть задачи "почтальон", которые вы будете сегодня решать", — учитель раздает бланки (см. приложение, где приведены 4 равноценных варианта диагностического задания).
10. "Посмотрите на лист с задачами. На верху листа имеются две задачи: № 1 и № 2. В середине листа одна задача — № 3. В каждой задаче нужно найти два неизвестных промежуточных домика и написать их названия в кругах. Для этого на листе с фамилией нужно написать номер задачи и рядом названия неизвестных домиков в кругах, — так, как мы это делали на доске.
Для каждой задачи нужно использовать свои домики. Приступайте к решению задач. Это — первая часть нашей работы".
11. Дети решают три задачи, а учитель проходит по классу и помогает записывать ответы (но не решать задачи).
12. Спустя некоторое время, (обычно это 10–15 минут), когда большинство детей уже решило три задачи, учитель снова обращается к детям: "Теперь посмотрите, что написано в нижней части листа с задачами. Там написаны пять мнений об этих трех задачах. Прочитайте эти мнения, подумайте и выберите одно мнение, которое вы считаете самым правильным. После этого укажите номер этого мнения на листе с фамилией и коротко напишите, почему это мнение самое правильное. Выбирайте мнение самостоятельно, потому что у всех задачи разные".
Бланки с задачами собираются. Проведение изложенного диагностического занятия занимает обычно 40–45 минут.
Обработка результатов
Результаты решения задач, находящиеся на листах с фамилиями, можно обрабатывать, сверяясь с КЛЮЧОМ, в котором представлено правильное решение трех задач каждого из четырех вариантов бланка (см. приложение). Относительно выбора мнений, представленных на каждом бланке, следует отметить, что правильным мнение 4, поскольку задачи 1 и 3 относятся по построению маршрута передвижений почтальона к одному типу задач, где прямой путь от начального пункта к конечному блокирован. В то же время в задаче 2 от начального пункта к конечному возможен именно прямой путь.
Истолкование результатов
В методике "почтальон" используются три задачи двух типов. К первому типу относятся задачи № 1 и № 3, а ко второму № 2. В задачах № 1 и № 3 почтальон от начального домика к конечному движется по ломаной линии, а в задаче № 2 по прямой. Переход от решения задачи № 1 к задаче № 2 и далее к задаче № 3 создает благоприятные возможности для обращения детей к собственным действиям по решению задач, к рассмотрению особенностей перемещения почтальона в каждой задаче и, следовательно, для обобщения способа решения задач № 1 и № 3, для узнавания в способе решения задачи № 3 способа решения задачи № 1.
Если ребенок после успешного решения трех задач выбрал мнение № 4, считая его правильным, "... потому что там и там почтальон ходит углами...", или "...потому что в этих задачах почтальон идет по извилистой линии...", то можно полагать, что при решении задач он обобщенно рассматривал способы своих действий, осуществлял содержательную рефлексию.
Если ребенок успешно решил три задачи, но после этого выбрал мнения № 1, № 2, № 3 и № 5, (считая, например, эти три задачи похожими или разными), то можно полагать, что при решении задач он не соотносил способы своих действий в разных условиях (т.е. при решении разных задач), не обобщал эти способы, рассматривал их как отдельные, никак не связанные, осуществляя, тем самым, формальную рефлексию.
В целом, таким образом, проведение диагностического занятия на материале методики "почтальон" позволяет среди младших школьников выделить детей, осуществляющих при решении задач либо формальную рефлексию, либо содержательную.
ИГРА «УЗНАЙ СЕБЯ»
Цель: выявить в коллективе типы личности детей для формирования учебных групп с учетом психологических особенностей личности.
Ход игры: Дать детям несколько заданий на определение психологических функций.
1.Нарисовать: дом; 5 предметов или живых существ; портреты своих друзей и свой собственный; несуществующее фантастическое животное и придумать его название. Желательно, чтобы придуманное животное и его название не были похожи на уже существующие в природе.
У интуитивных детей в рисунках много фантазии, выдумки, творчества. Изображаемые предметы очень образны, без тщательной проработки деталей.
Сенсорики тщательно вырисовывают отдельные детали и предметы, они обычно копируют то, что им хорошо известно из личного опыта.
Логики любят порядок и симметрию в расположении предметов, предпочитая прямые линии и угловатость очертаний.
Этики любят рисовать предметы с округлыми формами, цветы, солнышко. Люди и животные на рисунках обычно улыбаются или держатся за руки.
2. Придумать: известны первая и последняя буквы неизвестного слова. Нужно заполнить пропущенные буквы, чтобы получилось это слово. Составить рассказ из слов: поле, лес, солнце, птицы, трава, звери (5-10 предложений).
Раздать листки с кляксами каждому участнику игры. Каждый должен написать на листке, что он видит в кляксе. (Чем больше названий, тем лучше).
Хорошие литературные способности, как правило, заложены в детях с развитой интуицией, которая способствует богатому воображению. Любимой темой в рассказах и определениях детей-этиков будут люди и их отношения. Логики отдадут предпочтение описанию каких-либо предметов или явлений.
3.Сыграть: предлагается подвижная игра «Постройте самолет». Каждая микрогруппа должна построить самолет из числа участников. Фигура самолета может быть любой по желанию составляющих его детей (с крыльями, без крыльев, с одним или несколькими моторами, с хвостом или без него). Дается полный простор фантазии.
В детских играх роль лидеров и организаторов обычно берут на себя экстравертные дети, а в качестве исполнителей выступают интроверты — сдержанные и недемонстративные. Наиболее оригинальные и разнообразные предложения выдвигают дети с развитой интуицией.
4. Выбрать понравившуюся фигурку: каждый игрок должен выбрать одну фигурку из четырех предложенных: квадрат, треугольник, круг и зигзаг.
В игре с геометрическими фигурками треугольник обычно выбирают сенсорные дети - с лидерскими задатками, властные и уверенные в себе; квадрат - логически мыслящие дети, уважающие порядок и дисциплину, подвергающие все строгому анализу, сдержанные в чувствах, рассудочные; круг - дети с этическим типом характера — ласковые, открытые, легко входящие в контакт с окружающими, первыми идущие к примирению; зигзаг - интуитивные дети с творческим, неординарным мышлением, поступки которых часто непредсказуемы для окружающих.
5. Перечислить как можно больше любимых блюд.
Еда и ее вкусовые качества очень интересуют сенсориков и часто бывают главной темой их разговоров. Они лучше ориентируются в качестве продуктов и их разнообразном ассортименте.
О рациональности детей можно судить, наблюдая их склонность во всех занятиях доводить начатое до конца. Иррациональные дети чаще склонны переключать внимание и отвлекаться на новые занятия, не закончив прежних. Рационального ребенка трудно переубедить в чем-то, заставить изменить свое мнение.
Иррационалы могут сами легко менять свои убеждения по ходу игры или занятий.
Тест школьной тревожности Филипса.
Эта методика поможет вам определить уровень и характер тревожности у детей младшего и среднего школьного возраста.
Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения.
Инструкция. Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ "+", если Вы согласны с ним, или "-", если не согласны.
Опросник
Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
Похож ли ты на своих одноклассников?
Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
Боишься ли ты временами вступать в спор?
Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Обработка результатов и интерпретация
Ответы, не совпадающие с ключом, свидетельствуют о наличии у ребенка проявлений тревожности. При обработке результатов подсчитывается:
1) Общее число несовпадений по всему тесту: если она больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если более 75% от общего числа вопросов теста - о высокой тревожности.
2) Число совпадений по каждому из 8 факторов, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется по той же схеме, что и в первом случае.
Ключ
1- |
11+ |
21- |
31- |
41+ |
5- |
2- |
12- |
22+ |
32- |
42- |
5- |
3- |
13- |
23- |
33- |
43+ |
5- |
4- |
14- |
24+ |
34- |
44+ |
5- |
5- |
15- |
25+ |
35+ |
45 |
5- |
6- |
16- |
26- |
36+ |
46- |
5- |
7- |
17- |
27- |
37- |
47- |
5- |
8- |
18- |
28- |
38+ |
48- |
5- |
9- |
19- |
29- |
39+ |
49- |
|
10- |
20+ |
30+ |
40- |
50- |
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).
1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Факторы |
№ вопросов |
1. Общая тревожность в школе |
2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; сумма = 22 |
2. Переживание социального стресса |
5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44; сумма = 11 |
3. Фрустрация потребности в достижение успеха |
1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13 |
4. Страх самовыражения |
27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6 |
5. Страх ситуации проверки знаний |
2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих |
3, 8, 13, 17, 22; сумма = 5 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу |
9, 14, 18, 23, 28; сумма = 5 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47; сумма = 8 |
Графическая методика "Кактус"
Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка.
При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми "люшеровских" цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Инструкция: "На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь".
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: пространственное положение, размер рисунка, характеристики линий, сила нажима на карандаш. Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
1. характеристика "образа кактуса" (дикий, домашний, женственный и т.д.)
2. характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)
3. характеристика иголок (размер, расположение, количество)
По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка.
Агрессивность - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, расположенный в центре листа.
Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа.
Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм - изображение "радостных" кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
Тревожность - преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.
Женственность - наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.
Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интровертированность - на рисунке изображен только один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - изображение дикорастущего, пустынного кактуса.Таким образом, треовжность у детей выражается в неблагоприятном эмоциональном фоне, который можно определить по внешним признакам (если внимательно наблюдать за ребенком) и при диагностике.
Амина Ю.