Тестовые задания по обществознанию к уроку «Типы экономических систем», 8 класс

4
0
Материал опубликован 19 March 2017 в группе

Тестовые задания по обществознанию к уроку «Типы экономических систем» 8 класс

УМК Боголюбова Л.Н.

Тип урока: Изучение нового материала с отработкой навыков решения тестовых заданий из вариантов ОГЭ по данной теме.

Цель урока: усвоить ключевые признаки, отличающие одну экономическую систему от другой, сформировать умение находить эти признаки и выделять их среди других.

Задачи урока:

воспитательные:

развивающие:

  • закрепить умение применять навыки решения тестовых заданий, используя новый теоретический материал.

    вовлечь в активную деятельность всех учащихся класса;

    воспитывать у учащихся любознательность;

    воспитывать коммуникативную культуру общения.

    развивать познавательный интерес и логическое мышление;

    развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельным умением анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы;

    развивать умение выступать и защищать свою точку зрения.

Этапы урока:

1.Мотивационная беседа, целеполагание. (3 мин.)

Учитель сообщает тему урока, её место в разделе «Экономика», связь с предыдущей темой «Главные вопросы экономики», связь с ОГЭ и предлагает обучающимся определить цели и задачи, которые они ставят перед собой на уроке.

Учитель выслушивает мнения и резюмирует данную часть урока, сообщая цели и задачи, которых планирует достичь он:

« Я бы хотела, чтобы каждый из вас усвоил ключевые признаки, отличающие одну экономическую систему от другой, умел находить эти признаки и выделять их среди других, решая как тестовые задания с выбором ответа, так и тестовые задания на анализ конкретной социально-экономической информации».

2. Работа по изучению нового материала.(22 мин.)

2.1.Вводное слово учителя: (2 мин.)

«Экономическая система – это совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики: что, как и для кого производить? Экономисты выделяют три основных типа экономических систем: традиционную экономику, государственную (централизованную, клановую, командно – административную – учитель обязательно отмечает, что допускаются разные названия для этого типа экономики, но все они соответствуют одному варианту) и рыночную. Однако в реальной жизни трудно найти государство с чисто выраженным типом экономики, поэтому экономисты вводят ещё понятие смешанной экономики. В современном мире смешанная экономика чаще всего сочетает черты государственной и рыночной, но могут быть и иные варианты, например, рыночной и традиционной, государственной и традиционной. Чем же отличается один тип от другого?»

2.2.Работа с учебником, выделение ключевых признаков для каждого типа экономики(10 мин.)

Читают вслух, предлагают формулировку главного признака, записывают в тетрадь.

Возможный вариант опорного конспекта:

Традиционная экономика:

1)Что, как и для кого производить решает опыт предков, традиция или обычай;

2)ручной труд, отсталые технологии, общинное ведение хозяйства (земледелие и ремесло);

3)натуральное хозяйство.

Рыночная экономика:

1)Что, как и для кого производить решает производитель самостоятельно (самостоятельность, свобода производителя);

2)многообразие форм собственности, хотя преобладает частная»;

3)рынок, где цены устанавливаются в зависимости от спроса, предложения и конкуренции.

Государственная (командная или плановая экономика):

1)Что, как и для кого производить решает государство, оно командует и производителем и потребителем, составляет планы (планирует), что сколько и для кого производить;

2)существует государственная собственность на все экономические ресурсы;

3)государство устанавливает цены на рынке.

2.3. Закрепление теоретических знаний: (10 мин.)

А) выполнение тестовых заданий устно (задания на слайдах презентации или на интерактивной доске). Учитель выслушивает ответы обучающихся и их аргументы в пользу своего выбора.

Примеры тестовых заданий:

1. Какой при­знак от­ли­ча­ет тра­ди­ци­он­ную эко­но­ми­ку?

 1) про­цве­та­ние фаб­рич­но­го про­из­вод­ства 2) цен­тра­ли­зо­ван­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние 3) ре­гу­ли­ро­ва­ние про­из­вод­ства при по­мо­щи обы­ча­ев 4) пре­об­ла­да­ние част­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства

2. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­те­ри­зу­ет ко­манд­ную эко­но­ми­ку?

 1) сле­до­ва­ние в про­цес­се про­из­вод­ства ве­ко­вым тра­ди­ци­ям пред­ков 2) част­ная соб­ствен­ность на сред­ства про­из­вод­ства 3) не­ре­гу­ли­ру­е­мые цены 4) цен­тра­ли­зо­ван­ное пла­ни­ро­ва­ние про­из­вод­ства

3. Ры­ноч­ную эко­но­ми­ку от­ли­ча­ет от дру­гих типов эко­но­ми­че­ских си­стем

1) гос­под­ство го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства 2) пла­но­вое ве­де­ние хо­зяй­ства

3) цен­тра­ли­зо­ван­ное рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов 4) сво­бод­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние

4. Для эко­но­ми­ки го­су­дар­ства М. ха­рак­тер­но гос­под­ство го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства, от­сут­ствие кон­ку­рен­ции и цен­тра­ли­зо­ван­ное рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов. К ка­ко­му типу от­но­сит­ся эко­но­ми­ка го­су­дар­ства М.? 1) ры­ноч­ная 2) сме­шан­ная 3) тра­ди­ци­он­ная 4) ко­манд­ная

5. В стра­не Z пред­при­я­тия са­мо­сто­я­тель­но ре­ша­ют, что и сколь­ко про­из­во­дить, ори­ен­ти­ру­ясь на по­ве­де­ние и при­стра­стия по­тре­би­те­лей. К ка­ко­му типу хо­зяй­ствен­ных си­стем можно от­не­сти эко­но­ми­ку стра­ны Z?

 1) ко­манд­но­му 2) ры­ноч­но­му 3) пла­но­во­му 4) тра­ди­ци­он­но­му

6. Какой при­мер сви­де­тель­ству­ет о со­хра­не­нии в сме­шан­ной эко­но­ми­ке эле­мен­тов тра­ди­ци­он­ной эко­но­ми­че­ской си­сте­мы?  1) Раз­ра­бот­ка тек­стиль­ным пред­при­я­ти­ем новой кол­лек­ции тка­ней со ста­рин­ным ор­на­мен­том.

2) Раз­ви­тие руч­но­го ре­мес­лен­но­го про­мыс­ла – из­го­тов­ле­ние гли­ня­ных иг­ру­шек и ху­до­же­ствен­ных из­раз­цов.

3) Из­го­тов­ле­ние фар для ав­то­мо­би­лей не­боль­шой фир­мой-партнёром круп­но­го ав­то­ги­ган­та.

4) Ис­поль­зо­ва­ние про­мыш­лен­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми элек­тро­энер­гии, про­из­ведённой вет­ря­ны­ми элек­тро­стан­ци­я­ми.


 

Б) задания 3 на с.100 в учебнике (Учебник: Обществознание 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М. «Просвещение», 2014) письменно. Задание: заполнить в тетради таблицу, распределив перечисленные ниже признаки в соответствующую графу таблицы.

Таблица:

Рыночная экономика

Командная экономика

Традиционная экономика.

     

Признаки: господство натурального хозяйства; экономическая самостоятельность производителей; контроль над распределением благ со стороны государства; преобладание государственной собственности; «простой труд» как основа хозяйства; равные права для всех форм собственности; принятие государственных планов, обязательных для производителей; производство продукции преимущественно для собственного потребления; поддержка государством стабильного уровня цен; замкнутость хозяйства; централизованное перераспределение хозяйственных ресурсов, использование производственных ресурсов на основе обычаев.

Проверка письменного задания по желанию на оценку.

3. Тестирование и взаимопроверка по ключам. Анализ ошибок (20 мин.)

Тест по теме «Типы экономических систем»

1. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­те­ри­зу­ет ры­ноч­ную эко­но­ми­ку?

1) го­су­дар­ствен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние це­но­об­ра­зо­ва­ния

2) дик­тат хо­зяй­ствен­но­го опыта пред­ков

3) пла­но­вая ор­га­ни­за­ция про­из­вод­ства

4) мно­го­об­ра­зие форм соб­ствен­но­сти

2. Что из пе­ре­чис­лен­но­го ха­рак­те­ри­зу­ет ко­манд­ную эко­но­ми­ку?

1) сле­до­ва­ние в про­цес­се про­из­вод­ства ве­ко­вым тра­ди­ци­ям пред­ков

2) част­ная соб­ствен­ность на сред­ства про­из­вод­ства

3) не­ре­гу­ли­ру­е­мые цены

4) цен­тра­ли­зо­ван­ное пла­ни­ро­ва­ние про­из­вод­ства

3. Традицион­ную эко­но­ми­ку от­ли­ча­ет от дру­гих типов эко­но­ми­че­ских си­стем

1) гос­под­ство го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства

2) пла­но­вое ве­де­ние хо­зяй­ства

3) натуральный характер хозяйства

4) сво­бод­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние

4. Какой при­знак ха­рак­те­ри­зу­ет ры­ноч­ную эко­но­ми­ку?

 1) цен­тра­ли­зо­ван­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние

2) зна­чи­тель­ная роль про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства

3) мно­го­об­ра­зие форм соб­ствен­но­сти

4) урав­ни­тель­ное рас­пре­де­ле­ние про­из­во­ди­мых благ

5. Какой при­знак ха­рак­те­ри­зу­ет ко­манд­ную эко­но­ми­че­скую си­сте­му?  

1) сво­бод­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние 2) мно­го­об­ра­зие форм соб­ствен­но­сти

3) сво­бо­да хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти 4) цен­тра­ли­зо­ван­ное пла­ни­ро­ва­ние

6. В традиционной­ эко­но­ми­ке, в от­ли­чие от рыноч­ной

1) сво­бод­но про­да­ют­ся и по­ку­па­ют­ся ре­сур­сы про­из­вод­ства

2) свободно уста­нав­ли­ва­ет­ся курс офи­ци­аль­ной ва­лю­ты

3) ве­ду­щие по­зи­ции за­ни­ма­ет натуральное хозяйство

4) скла­ды­ва­ют­ся хо­зяй­ствен­ные про­пор­ции

7. От­ли­чи­тель­ным при­зна­ком ры­ноч­ной эко­но­ми­ки яв­ля­ет­ся

1) ре­ше­ние ос­нов­ных во­про­сов эко­но­ми­ки

2) го­су­дар­ствен­ная соб­ствен­ность на сред­ства про­из­вод­ства

3) кон­ку­рен­ция про­из­во­ди­те­лей 4) на­ту­раль­ный ха­рак­тер хо­зяй­ства

8. В традиционной эко­но­ми­ке, в от­ли­чие от ко­манд­ной

1) преобладает сельскохозяйственное и традиционное ремесленное про­из­вод­ство

2) уста­нав­ли­вают­ся государственные цены

3) ве­ду­щие по­зи­ции за­ни­ма­ет го­су­дар­ствен­ная соб­ствен­ность

4) существует государственное планирование экономики.

9. В стра­не С. сво­бод­но про­да­ют­ся и при­об­ре­та­ют­ся ре­сур­сы про­из­вод­ства. На­ря­ду с го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­стью су­ще­ству­ют част­ная и про­чие формы соб­ствен­но­сти. К ка­ко­му типу при­над­ле­жит эко­но­ми­ка го­су­дар­ства С.?

1) ры­ноч­ной 2) ад­ми­ни­стра­тив­ной 3) тра­ди­ци­он­ной 4) ко­манд­ной

10. Для эко­но­ми­ки го­су­дар­ства М. ха­рак­тер­но гос­под­ство го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти на сред­ства про­из­вод­ства, от­сут­ствие кон­ку­рен­ции и цен­тра­ли­зо­ван­ное рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов. К ка­ко­му типу от­но­сит­ся эко­но­ми­ка го­су­дар­ства М.?

1) ры­ноч­ная 2) сме­шан­ная 3) тра­ди­ци­он­ная 4) ко­манд­ная

11. В стра­не Z пред­при­я­тия са­мо­сто­я­тель­но ре­ша­ют, что и сколь­ко про­из­во­дить, ори­ен­ти­ру­ясь на по­ве­де­ние и при­стра­стия по­тре­би­те­лей. К ка­ко­му типу хо­зяй­ствен­ных си­стем можно от­не­сти эко­но­ми­ку стра­ны Z?

1) ко­манд­но­му 2) ры­ноч­но­му 3) пла­но­во­му 4) тра­ди­ци­он­но­му

12. В стра­не Z су­ще­ству­ет то­вар­ное про­из­вод­ство и де­неж­ное об­ра­ще­ние. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит сде­лать вывод о том, что эко­но­ми­ка стра­ны Z имеет ры­ноч­ный ха­рак­тер?

1) Го­су­дар­ство уста­нав­ли­ва­ет раз­мер за­ра­бот­ной платы ра­бот­ни­кам.

2) Ми­ни­стер­ство фи­нан­сов ре­ша­ет во­прос о том, как ис­поль­зо­вать по­лу­чен­ную при­быль.

3) Не­со­вер­шен­но­лет­ним ра­бот­ни­кам предо­став­ле­ны льгот­ные усло­вия труда.

4) Про­из­во­ди­тель са­мо­сто­я­тель­но опре­де­ля­ет, что и сколь­ко про­из­во­дить.

13. Какой при­мер сви­де­тель­ству­ет о со­хра­не­нии в сме­шан­ной эко­но­ми­ке эле­мен­тов тра­ди­ци­он­ной эко­но­ми­че­ской си­сте­мы?  

1) Раз­ра­бот­ка тек­стиль­ным пред­при­я­ти­ем новой кол­лек­ции тка­ней со ста­рин­ным ор­на­мен­том.

2) Раз­ви­тие руч­но­го ре­мес­лен­но­го про­мыс­ла – из­го­тов­ле­ние гли­ня­ных иг­ру­шек и ху­до­же­ствен­ных из­раз­цов.

3) Из­го­тов­ле­ние фар для ав­то­мо­би­лей не­боль­шой фир­мой-партнёром круп­но­го ав­то­ги­ган­та.

4) Ис­поль­зо­ва­ние про­мыш­лен­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми элек­тро­энер­гии, про­из­ведённой вет­ря­ны­ми элек­тро­стан­ци­я­ми.

14. В стра­не Z су­ще­ству­ет то­вар­ное про­из­вод­ство и де­неж­ное об­ра­ще­ние. Боль­шин­ство за­ня­тых тру­дят­ся на про­мыш­лен­ных пред­при­я­ти­ях и в сфере об­слу­жи­ва­ния. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит сде­лать вывод о том, что эко­но­ми­ка стра­ны Z имеет ры­ноч­ный ха­рак­тер?

1) Про­мыш­лен­ное про­из­вод­ство со­сре­до­то­че­но на круп­ных пред­при­я­ти­ях.

2) В стра­не га­ран­ти­ро­ва­на сво­бо­да пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти.

3) Между пред­при­я­ти­я­ми су­ще­ству­ют до­го­вор­ные от­но­ше­ния.

4) Не­со­вер­шен­но­лет­ним ра­бот­ни­кам предо­став­ля­ют­ся льго­ты.

15. Боль­шин­ство жи­те­лей стра­ны А за­ня­ты вы­ра­щи­ва­ни­ем хлоп­ка, уро­жаи ко­то­ро­го от­прав­ля­ют­ся за гра­ни­цу для пе­ре­ра­бот­ки. Об­щи­на вы­де­ля­ет каж­дой семье уча­сток земли, на ко­то­ром со­об­ща тру­дят­ся все род­ствен­ни­ки. Какой тип эко­но­ми­че­ской си­сте­мы в го­су­дар­стве А?

1) ры­ноч­ная 2) тра­ди­ци­он­ная 3) сме­шан­ная 4) ад­ми­ни­стра­тив­но-ко­манд­ная

16. В стра­не Z го­су­дар­ство пол­но­стью кон­тро­ли­ру­ет про­из­вод­ство и рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов, ру­ко­во­дит хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­стью с по­мо­щью ди­рек­тив­но­го пла­ни­ро­ва­ния. Какой тип эко­но­ми­че­ской си­сте­мы в го­су­дар­стве Z?

1) ры­ноч­ная 2) тра­ди­ци­он­ная 3) сме­шан­ная 4) ад­ми­ни­стра­тив­но-ко­манд­ная

17. В стра­не Б. ве­ду­щим типом хо­зяй­ствен­ной де­я­тель­но­сти яв­ля­ет­ся на­ту­раль­ное хо­зяй­ство, рас­пре­де­ле­ние ре­сур­сов осу­ществ­ля­ет­ся в со­от­вет­ствии с обы­ча­я­ми. Какой тип эко­но­ми­че­ской си­сте­мы су­ще­ству­ет в стра­не Б.?

1) сме­шан­ная 2) ры­ноч­ная 3) цен­тра­ли­зо­ван­ная 4) тра­ди­ци­он­ная.

18. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния?

А.В усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки не­воз­мож­но су­ще­ство­ва­ние го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти.

Б. Го­су­дар­ствен­ная соб­ствен­ность яв­ля­ет­ся ос­но­вой ко­манд­ной эко­но­ми­ки.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

19. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о ры­ноч­ной эко­но­ми­ке? 

А. Ры­ноч­ной эко­но­ми­ке свой­ствен­на кон­ку­рен­ция про­из­во­ди­те­лей.

Б. Ры­ноч­ная эко­но­ми­ка пе­ри­о­ди­че­ски под­вер­же­на кри­зи­сам.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

20. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о фор­мах соб­ствен­но­сти?

А. Ос­но­вой пла­но­вой эко­но­ми­ки яв­ля­ет­ся го­су­дар­ствен­ная соб­ствен­ность.

Б. При тра­ди­ци­он­ной эко­но­ми­че­ской си­сте­ме не су­ще­ству­ет част­ной соб­ствен­но­сти.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны


 

Ключи для взаимопроверки


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

ответ

4

4

3

3

4

3

3

1

1

4

2

4

2

2

2

4

4

2

3

1

4. Рефлексия, подведение итогов урока, оценивание, домашнее задание. (5 мин.)


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.