Тестовые задания по обществознанию к уроку «Типы экономических систем», 8 класс
Тестовые задания по обществознанию к уроку «Типы экономических систем» 8 класс
УМК Боголюбова Л.Н.
Тип урока: Изучение нового материала с отработкой навыков решения тестовых заданий из вариантов ОГЭ по данной теме.
Цель урока: усвоить ключевые признаки, отличающие одну экономическую систему от другой, сформировать умение находить эти признаки и выделять их среди других.
Задачи урока:
воспитательные:
развивающие:
-
закрепить умение применять навыки решения тестовых заданий, используя новый теоретический материал.
вовлечь в активную деятельность всех учащихся класса;
воспитывать у учащихся любознательность;
воспитывать коммуникативную культуру общения.
развивать познавательный интерес и логическое мышление;
развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельным умением анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы;
развивать умение выступать и защищать свою точку зрения.
Этапы урока:
1.Мотивационная беседа, целеполагание. (3 мин.)
Учитель сообщает тему урока, её место в разделе «Экономика», связь с предыдущей темой «Главные вопросы экономики», связь с ОГЭ и предлагает обучающимся определить цели и задачи, которые они ставят перед собой на уроке.
Учитель выслушивает мнения и резюмирует данную часть урока, сообщая цели и задачи, которых планирует достичь он:
« Я бы хотела, чтобы каждый из вас усвоил ключевые признаки, отличающие одну экономическую систему от другой, умел находить эти признаки и выделять их среди других, решая как тестовые задания с выбором ответа, так и тестовые задания на анализ конкретной социально-экономической информации».
2. Работа по изучению нового материала.(22 мин.)
2.1.Вводное слово учителя: (2 мин.)
«Экономическая система – это совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики: что, как и для кого производить? Экономисты выделяют три основных типа экономических систем: традиционную экономику, государственную (централизованную, клановую, командно – административную – учитель обязательно отмечает, что допускаются разные названия для этого типа экономики, но все они соответствуют одному варианту) и рыночную. Однако в реальной жизни трудно найти государство с чисто выраженным типом экономики, поэтому экономисты вводят ещё понятие смешанной экономики. В современном мире смешанная экономика чаще всего сочетает черты государственной и рыночной, но могут быть и иные варианты, например, рыночной и традиционной, государственной и традиционной. Чем же отличается один тип от другого?»
2.2.Работа с учебником, выделение ключевых признаков для каждого типа экономики(10 мин.)
Читают вслух, предлагают формулировку главного признака, записывают в тетрадь.
Возможный вариант опорного конспекта:
Традиционная экономика:
1)Что, как и для кого производить решает опыт предков, традиция или обычай;
2)ручной труд, отсталые технологии, общинное ведение хозяйства (земледелие и ремесло);
3)натуральное хозяйство.
Рыночная экономика:
1)Что, как и для кого производить решает производитель самостоятельно (самостоятельность, свобода производителя);
2)многообразие форм собственности, хотя преобладает частная»;
3)рынок, где цены устанавливаются в зависимости от спроса, предложения и конкуренции.
Государственная (командная или плановая экономика):
1)Что, как и для кого производить решает государство, оно командует и производителем и потребителем, составляет планы (планирует), что сколько и для кого производить;
2)существует государственная собственность на все экономические ресурсы;
3)государство устанавливает цены на рынке.
2.3. Закрепление теоретических знаний: (10 мин.)
А) выполнение тестовых заданий устно (задания на слайдах презентации или на интерактивной доске). Учитель выслушивает ответы обучающихся и их аргументы в пользу своего выбора.
Примеры тестовых заданий:
1. Какой признак отличает традиционную экономику?
1) процветание фабричного производства 2) централизованное ценообразование 3) регулирование производства при помощи обычаев 4) преобладание частной собственности на средства производства
2. Что из перечисленного характеризует командную экономику?
1) следование в процессе производства вековым традициям предков 2) частная собственность на средства производства 3) нерегулируемые цены 4) централизованное планирование производства
3. Рыночную экономику отличает от других типов экономических систем
1) господство государственной собственности на средства производства 2) плановое ведение хозяйства
3) централизованное распределение ресурсов 4) свободное ценообразование
4. Для экономики государства М. характерно господство государственной собственности на средства производства, отсутствие конкуренции и централизованное распределение ресурсов. К какому типу относится экономика государства М.? 1) рыночная 2) смешанная 3) традиционная 4) командная
5. В стране Z предприятия самостоятельно решают, что и сколько производить, ориентируясь на поведение и пристрастия потребителей. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?
1) командному 2) рыночному 3) плановому 4) традиционному
6. Какой пример свидетельствует о сохранении в смешанной экономике элементов традиционной экономической системы? 1) Разработка текстильным предприятием новой коллекции тканей со старинным орнаментом.
2) Развитие ручного ремесленного промысла – изготовление глиняных игрушек и художественных изразцов.
3) Изготовление фар для автомобилей небольшой фирмой-партнёром крупного автогиганта.
4) Использование промышленными предприятиями электроэнергии, произведённой ветряными электростанциями.
Б) задания 3 на с.100 в учебнике (Учебник: Обществознание 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М. «Просвещение», 2014) письменно. Задание: заполнить в тетради таблицу, распределив перечисленные ниже признаки в соответствующую графу таблицы.
Таблица:
Рыночная экономика |
Командная экономика |
Традиционная экономика. |
Признаки: господство натурального хозяйства; экономическая самостоятельность производителей; контроль над распределением благ со стороны государства; преобладание государственной собственности; «простой труд» как основа хозяйства; равные права для всех форм собственности; принятие государственных планов, обязательных для производителей; производство продукции преимущественно для собственного потребления; поддержка государством стабильного уровня цен; замкнутость хозяйства; централизованное перераспределение хозяйственных ресурсов, использование производственных ресурсов на основе обычаев.
Проверка письменного задания по желанию на оценку.
3. Тестирование и взаимопроверка по ключам. Анализ ошибок (20 мин.)
Тест по теме «Типы экономических систем»
1. Что из перечисленного характеризует рыночную экономику?
1) государственное регулирование ценообразования
2) диктат хозяйственного опыта предков
3) плановая организация производства
4) многообразие форм собственности
2. Что из перечисленного характеризует командную экономику?
1) следование в процессе производства вековым традициям предков
2) частная собственность на средства производства
3) нерегулируемые цены
4) централизованное планирование производства
3. Традиционную экономику отличает от других типов экономических систем
1) господство государственной собственности на средства производства
2) плановое ведение хозяйства
3) натуральный характер хозяйства
4) свободное ценообразование
4. Какой признак характеризует рыночную экономику?
1) централизованное ценообразование
2) значительная роль промышленного производства
3) многообразие форм собственности
4) уравнительное распределение производимых благ
5. Какой признак характеризует командную экономическую систему?
1) свободное ценообразование 2) многообразие форм собственности
3) свобода хозяйственной деятельности 4) централизованное планирование
6. В традиционной экономике, в отличие от рыночной
1) свободно продаются и покупаются ресурсы производства
2) свободно устанавливается курс официальной валюты
3) ведущие позиции занимает натуральное хозяйство
4) складываются хозяйственные пропорции
7. Отличительным признаком рыночной экономики является
1) решение основных вопросов экономики
2) государственная собственность на средства производства
3) конкуренция производителей 4) натуральный характер хозяйства
8. В традиционной экономике, в отличие от командной
1) преобладает сельскохозяйственное и традиционное ремесленное производство
2) устанавливаются государственные цены
3) ведущие позиции занимает государственная собственность
4) существует государственное планирование экономики.
9. В стране С. свободно продаются и приобретаются ресурсы производства. Наряду с государственной собственностью существуют частная и прочие формы собственности. К какому типу принадлежит экономика государства С.?
1) рыночной 2) административной 3) традиционной 4) командной
10. Для экономики государства М. характерно господство государственной собственности на средства производства, отсутствие конкуренции и централизованное распределение ресурсов. К какому типу относится экономика государства М.?
1) рыночная 2) смешанная 3) традиционная 4) командная
11. В стране Z предприятия самостоятельно решают, что и сколько производить, ориентируясь на поведение и пристрастия потребителей. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?
1) командному 2) рыночному 3) плановому 4) традиционному
12. В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?
1) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.
2) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.
3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.
4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.
13. Какой пример свидетельствует о сохранении в смешанной экономике элементов традиционной экономической системы?
1) Разработка текстильным предприятием новой коллекции тканей со старинным орнаментом.
2) Развитие ручного ремесленного промысла – изготовление глиняных игрушек и художественных изразцов.
3) Изготовление фар для автомобилей небольшой фирмой-партнёром крупного автогиганта.
4) Использование промышленными предприятиями электроэнергии, произведённой ветряными электростанциями.
14. В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Большинство занятых трудятся на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?
1) Промышленное производство сосредоточено на крупных предприятиях.
2) В стране гарантирована свобода предпринимательской деятельности.
3) Между предприятиями существуют договорные отношения.
4) Несовершеннолетним работникам предоставляются льготы.
15. Большинство жителей страны А заняты выращиванием хлопка, урожаи которого отправляются за границу для переработки. Община выделяет каждой семье участок земли, на котором сообща трудятся все родственники. Какой тип экономической системы в государстве А?
1) рыночная 2) традиционная 3) смешанная 4) административно-командная
16. В стране Z государство полностью контролирует производство и распределение ресурсов, руководит хозяйственной деятельностью с помощью директивного планирования. Какой тип экономической системы в государстве Z?
1) рыночная 2) традиционная 3) смешанная 4) административно-командная
17. В стране Б. ведущим типом хозяйственной деятельности является натуральное хозяйство, распределение ресурсов осуществляется в соответствии с обычаями. Какой тип экономической системы существует в стране Б.?
1) смешанная 2) рыночная 3) централизованная 4) традиционная.
18. Верны ли следующие суждения?
А.В условиях рыночной экономики невозможно существование государственной собственности.
Б. Государственная собственность является основой командной экономики.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
19. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. Рыночной экономике свойственна конкуренция производителей.
Б. Рыночная экономика периодически подвержена кризисам.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
20. Верны ли следующие суждения о формах собственности?
А. Основой плановой экономики является государственная собственность.
Б. При традиционной экономической системе не существует частной собственности.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Ключи для взаимопроверки
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
ответ |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
1 |
1 |
4 |
2 |
4 |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
2 |
3 |
1 |
4. Рефлексия, подведение итогов урока, оценивание, домашнее задание. (5 мин.)